Ситуация успеха
учебно-методический материал на тему

Ситуация успеха - это комплекс оптимальных приёмов, который способствует включение каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей. Успех является источником внутренних сил ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ситуация успеха24.99 КБ
Файл Презентация1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конференция «Развитие качества начального общего образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Слайд 1.

Тема выступления на конференции: Создание на уроке ситуации успеха.

Слайд 2. 

         Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе.

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

           На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. [4]

         В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. [3]

       Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Слайд 3.

        Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. [2]

Слайд 4.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

          Слайд 5.

         С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

            Настоящий учитель, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ребенку «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.

            Ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Здесь не нужен ни кнут, ни пряник. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость.

            Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной ни была, все равно должна быть скрытной. [1]

Слайд 6.

Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.

Слайд 7.

         Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

         

  Слайд 8.

Методы дифференцированного обучения

         Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

           В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

        Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала.

        Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности. [5]

            Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение).

             Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

             Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является, на мой взгляд, предоставление ученикам права выбирать предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет.

             Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.

             Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

            Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

           Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.

         Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию.

          Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

           Использование проектного метода в обучении школьников

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

            Значение метода проектов в создании ситуации успеха на уроке:

- развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;

- воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;

- повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;

- построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

            Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

            Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

            Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.

             Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. С папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя.

             Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их. [6]

 Слайд 9.

Приемы создания успеха

            - Создание оптимальной благоприятной образовательной среды

  -  Доступное, интересное содержание учебного материала.

  -  Сравнение с прежними результатами.

      - Индивидуально – дифференцированный подход  (личностно -   ориентированный подход).

 Слайд 10.

           В процессе контроля за подготовленностью учащихся

1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

3.Предложение учащемуся примерного плана ответа.

4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 5.Стимулирование оценкой, подбадривание, похвала.

  Слайд 11.

             При изложении нового материала

1.Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

2.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  Слайд 12.

            В ходе самостоятельной работы на уроке

1. Разбивка заданий на дозы, этапы.

 2.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

3.Напоминание приема и способа выполнения задания.

 4.Ссылка на правила и свойства.

5.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего.

6.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.    

  Слайд 13.      

 При организации самостоятельной работы  

1.Выбор наиболее рациональной системы упражнений.

2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

3.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий.

 Слайд 14.

      Как правило, успеха в обучении и воспитании учеников достигает учитель, который умеет:

1.Создавать на уроке ситуацию радостного взаимодействия, радостного участия в интересном, увлекательном процессе познания.

 2.Проявлять интерес и уважение к личности ученика, быть примером в поведении и речи

3.На уроках не только знакомить учащихся с новым учебным материалом, но и развивать их навыки и умения самостоятельности в учебной деятельности, в достижении поставленной цели.

4.Хвалить и отмечать не только объем и качество знаний, но и развивающие навыки и умения самостоятельности.

5.Своевременно устранять у учащихся пробелы в знаниях

6.Проявлять в эмоциях, в речи и в отношениях с учащимися радость от их успешности и сожаление о неуспеваемости, вселяя при этом в учащихся веру в возможности преодоления трудностей.

7.Быть примером для учеников в личностных и поведенческих проявлениях, не забывая о том, что ученик во многом подражает своему любимому учителю, копирует его.

Слайд 15.

     Виды заданий, используемые на уроках

-  Парные и групповые творческие задания (интерактивные формы обучения);

-  Разно уровневые задания:

- Усложненные задания.

- Банк ситуации успеха.

- Поддержка высокого уровня мотивации.

 Слайд 16.

     Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

        

    Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.
  5. Концепция федеральных ГОСТов общего образования : проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008.
  6. Примерная программа родительского просвещения о целях и задачах введения стандартов нового поколения. / Под ред.  М.А. Кукушкина, Н.Г. Чаниловой. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.

   

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание на уроке ситуации успеха Учитель ГБОУ СОШ №661 Мартыненко О.М. Санкт-Петербург 2014г

Слайд 2

К.Д. Ушинский писал: «Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает. Открываем знания

Слайд 3

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Слайд 4

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Содержание понятия

Слайд 5

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Слайд 6

П овышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. С тимулирует к высокой результативности труда. К орректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку. Р азвивает инициативность, креативность, активность; П оддерживает в классе благоприятный психологический климат . Переживание учеником ситуации успеха

Слайд 7

Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов. Система методов создания ситуации успеха на уроке

Слайд 9

Создание оптимальной благоприятной образовательной среды Доступное, интересное содержание учебного материала. Сравнение с прежними результатами. Индивидуально – дифференцированный подход (личностно - ориентированный подход). Приемы создания успеха

Слайд 10

1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 3.Предложение учащемуся примерного плана ответа. 4. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. 5.Стимулирование оценкой, подбадривание, похвала. Контроль за подготовленностью учащихся

Слайд 11

1.Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. 2.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала Изложение нового материала

Слайд 12

Разбивка заданий на дозы, этапы. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Ссылка на правила и свойства. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. Самостоятельная работа

Слайд 13

1.Выбор наиболее рациональной системы упражнений. 2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. 3.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий. Самостоятельная работа

Слайд 14

О дин из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Это - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Успех в учении

Слайд 15

Парные и групповые творческие задания (интерактивные формы обучения); Разно уровневые задания; У сложненные задания. Банк ситуации успеха Поддержка высокого уровня мотивации Виды заданий, используемые на уроках

Слайд 16

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Вывод

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.

Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Организация ситуации успеха в воспитательной деятельности.

В теоритической части доклада даны понятия учебно - воспительной ситуации и ее видов....

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

"Создание ситуации успеха."

Выступление в городской творческой группе учителей города Салават "Здоровье через образование"...