Беседа для родителей "Поощрение и наказание"
статья (4 класс) на тему

Шаталова Лариса Васильевна

Как преодолеть в поведении детей грубость, непослушание, ложь, ленность, избегая физического наказания....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_dlya_roditeley_pooshchrenie_i_nakazanie.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей

«Поощрение и наказание»

  Вопрос о наказании детей волнует многих родителей. В сложном деле воспитания не всегда всё идёт гладко. Иногда ребёнок ведёт себя так, что на него не действует обычная просьба что-либо выполнить или, наоборот, прекратить неправильные поступки, отказаться от чего-нибудь и т.д. Встречаются в поведении детей грубость, непослушание, ложь, леность (примеры на уч-ся своего коллектива без перехода на личности). Самое тяжёлое, когда эти проявления принимают затяжной характер, укореняются. Недопустимую ошибку делают те родители, которые в таких случаях применяют физические наказания.

Следует подчеркнуть, что грубые, эгоистичные дети чаще всего вырастают именно в тех семьях, где ребят бьют с ранних лет. Бить ребёнка нельзя. Выдающийся педагог А.С.Макаренко с полным основанием говорил, что не видел ни одной семьи, где бы физическое наказание приносило пользу. Некоторые родители считают, что физические наказания помогают добиться послушания, пресечь поступки детей, но это мнение глубоко ошибочно, а результат только кажущийся, кратковременный. Не говоря уже о том, что побои унижают детей. Они наносят большой вред их психике: порождают в них трусость, жестокость, хитрость, упрямство, озлобляют детей, делают их безвольными. Тогда, дети отдаляются от родителей. В их отношениях появляется некая отчуждённость. И уже другие пути  воздействия на ребёнка становятся малоэффективными. Хочется повлиять на ребёнка словом, но слово не до него не доходит. Не  действует на него и совет отца, матери, если ребёнок не раз получал от них побои. И хотелось бы матери приласкать сына или дочь. Но уже как-то и не получается .

Одна бабушка рассказывает: «Я счастлива, что, воспитывая в молодые годы дочку и, воспитывая сейчас своего маленького внука, я с первого дня их жизни ни разу не подняла на них руки. Меня частенько упрекали в том, что я не шлёпала свою дочку. А мне казалось, что я должна была бы сгореть со стыда, если бы моя рука, рука большой, здоровой женщины, шлёпнула маленького и беззащитного ребёнка. Неужели мы, взрослые – воспитатели, родители, кроме побоев не имеем никаких разумных средств убедить ребёнка в его неправоте? Никогда не забуду сцену, которую я наблюдала у себя дома. Моей дочке тогда было три с половиной года. Она сидела вместе со своей подружкой того же возраста. Вот я слышу, как эта маленькая девочка говорит моей дочери: «Тебе хорошо, Верочка, тебя никогда не бьют…» Это было сказано таким печальным и серьёзным тоном, как будто говорил взрослый человек, глубоко переживающий эту несправедливость»

Педагогика категорически отвергает не только физические наказания, но и всякие другие меры, морально унижающие ребёнка. В системе воспитания неприемлемы наказания, основанные на запугивании и страхе.

Недопустимость физических наказаний вовсе не означает, что стоит совсем отказаться от наказаний, особенно, когда они необходимы. Родителям следует помнить, что безнаказанность опасна и вредна. К тому же ребёнок перестаёт контролировать своё поведение, ответственно относиться к своим поступкам. Но всякое наказание должно применяться в разумных пределах, целесообразно. Тогда оно будет наиболее эффективным. Нужно, чтобы ребёнок понимал, за что его наказывают, почувствовал справедливость наказания. Ещё более важно – вызвать желание исправит свой поступок.

В качестве наказания в семьях применяют замечание, сделанное не между прочим, не на ходу, а организованно, наедине или при других членах семьи: родители запрещают так поступать впредь, порицают проступок, предупреждают, чтобы ребёнок так не делал. В более серьёзных случаях нужен строгий разговор родителей с ребёнком, выговор. Иногда целесообразно изменить своё обращение  к  сыну или к дочери, использовать более холодный тон, говорить сдержанно, только о самом необходимом. Дети часто переживают это как серьёзное наказание, особенно в семьях, где между родителями и детьми существуют нормальные, близкие взаимоотношения.

В некоторых случаях можно лишить ребёнка удовольствия, например, игры на компьютере, просмотра любимого фильма, общения с товарищами…

Родителям надо понимать, что нет какого-либо единственного, универсального средства воздействия. В зависимости от возраста ребёнка, его характера, условий жизни, взаимоотношений в семье, по-разному оценивается его проступок и применяется то или иное наказание. Одно дело, разбил ли ребёнок вазу нечаянно, в тесном помещении, и, совсем другое, если он сделал это из озорства, невзирая  на многочисленные предупреждения взрослых.

Во всех случаях наказание ребёнка должно сопровождаться совершенно чёткими требованиями, чтобы он мог легче понять, как надо поступать и как поступать нельзя. При этом важна твёрдость и категоричность требований. Если дети не слушаются, значит, они чувствуют нетребовательность своих родителей, свою безнаказанность. Тот, кто хочет хорошо воспитывать своих детей, должен соблюдать основное положение педагогики: как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения к их личности. Вот почему нужна строгость и вместе с тем чуткость к ребёнку. И, чтобы не случилось несправедливости, применяя наказание, родители, прежде, должны точно установить факт виновности своего ребёнка.

Не следует применять наказания слишком часто, по любому поводу, чтобы у ребёнка не притуплялась к ним чувствительность, иначе, наказание потеряет свой педагогический смысл. Но уже если ребёнок наказан, то надо соблюдать определённую последовательность и выдержку. Нередко в семье накажут ребёнка и тут же пожалеют и простят его, даже, как будто чувствуют какую- то вину перед ним. Такая непоследовательность родителей порождает упрямство у ребёнка и совершенно обесценивает наказание как средство воспитательного воздействия. У внимательных, чутких к детям родителей нередко бывает и так: решат они наказать сына или дочку за серьёзный проступок, но, приглядевшись к ним, поймут, что  ни наказывать, ни даже сердиться на них не надо, т.к. это принесёт один лишь  вред.

Задача родителей заключается не в том, чтобы обязательно наказать ребёнка за проступок, а в том, чтобы найти наиболее действенные пути к исправлению. Надо также помнить, что мерами воздействия на ребёнка являются не только наказания.

Существенным средством воспитания и влияния на ребёнка являются поощрения, одобрения, похвала за успехи, благородные поступки. Поощряя хорошие поступки ребёнка, родители, тем самым, укрепляют веру в свои силы, вызывают желание быть ещё лучше.

Но поощрение тоже надо применять  в разумных пределах, т.е. там, где оно действительно заслужено. Нельзя захваливать ребёнка. Это развивает нескромность, зазнайство. Однако, и не замечать положительных проявлений у своих детей нельзя. Неправильно поступают те родители, которые слишком скупы на похвалы и считают чем-то зазорным похвалить ребёнка, когда он сделал то, что вполне заслуживает похвалы.

А самое лучшее средство борьбы с проступками детей – это правильная, чёткая организация всей жизни в семье. Очень важен режим дня детей, повседневная требовательность родителей и, вместе с тем, теплота и искренность их отношений к ребёнку, горячее желание помочь ему стать лучше…

Список использованной литературы:

  1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказание в воспитании детей.-М., 1971,200с.
  2. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. – 2006, 240с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями. "Поощрение или наказание? Кнут или пряник?"

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?...

Занятие-беседа "Наказание по закону"

Рассмотрение проблемной ситуации, связанной с противоправными действиями. Знакомство со статьями уголовного кодекса, видами наказания по закону и ответственность за совершение противоправных действий....

Конспект. Цикл бесед о хлебе. Беседа 1.

Внеурочное мероприятие." Беседы о хлебе"...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир". Беседа "Беседа "Богатство мирового океана".

Методическая разработка.Проект "Окружающий мир".Беседа "Беседа "Богатство мирового океана"....

Статья. Беседа для родителей : "Поощрение и наказание"

Беседа для родителей о поощрении и наказании....