ВУД для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы особое внимание уделяется улучшению художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время назрела необходимость создания непрерывного художественно-эстетического образования от детского сада до ВУЗа. Это социальный заказ общества к системе образования. Обществу необходимы творческие личности.
Процесс формирования творческой личности предполагает развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своём сознании далекие друг от друга явления, видеть их общность. Эти способности в сложной, быстро меняющейся действительности позволяют человеку быстрее адаптироваться в новых условиях. В действительности постоянны столкновения старого опыта с новыми условиями. И без минимально творческой фантазии не обойтись. Без её развития формируется догматический тип интеллекта. В условиях художественной, изобразительной деятельности, в силу её специфики, объективно творческого характера имеются большие возможности для развития творческой личности.
Данная программа позволяет полно удовлетворять потребности ребенка в занятиях изобразительным искусством, развитии творческих способностей, самореализации личности. В некоторых темах программы использовалась книга «Краски рассказывают сказки» Авторы: А. Лопатина; М. Скребцова. «Амрита-Русь» 2004 г.
Цель и система задач образовательной программы.
Цели:
1. Формирование творческой личности по средствам изобразительной деятельности и создание условий для наиболее полного раскрытия художественных способностей детей.
2. Приобщение к общественным ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства.
2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.
3. Приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Воспитание активного отношения к искусству, явлениям художественной культуры.
Формы и методы работы:
- лекция – сообщение учащимся новой информации, которая необходима в дальнейшем при выполнении практических работ;
- беседы, дискуссии – помогают педагогу лучше узнать учащихся, учащиеся в свою очередь учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, лучше узнавать друг друга;
- индивидуальные и коллективные работы – способствуют сплочению коллектива, воспитывают взаимопомощь, раскрывают творческие способности детей;
Игры – способствуют хорошему психологическому настрою, позволяют снять физическое напряжение, развивают мыслительную деятельность.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по теме и иллюстрирование (композиция), декоративно-прикладное искусство, дизайн (работа с разными материалами и бумагой), беседы об изобразительном искусстве с применением мультимедийных пособий по ИЗО, а также интегрированные занятия «Этика плюс изобразительное искусство».
Условия для успешной реализации программы:
- Информационно-методическое сопровождение
- Пакет учебно-методических материалов:
- фонд методических материалов и рисовальных принадлежностей.
- муляжи фруктов и овощей,
- предметы быта, наборы гербария,
-гипсовые орнаменты,
- учебные методические таблицы.
- Использование наглядности активизирует воображение учащихся.
- Внедрение в практику личностно-ориентированного подхода
- Систематическое использование новых эффективных форм работы.
- Творческое отношение к образовательному процессу.
- Применение мультимедийных пособий.
По окончании курса дети должны уметь:
применять средства художественной выразительности карандаша, цветных мелков, акварельных и гуашевых красок, научиться работать в разных изобразительных техниках и разными материалами; правильно подбирать цветовые сочетания в творческих работах.
Знать:
общие правила построения композиции пейзажа, натюрморта, портрета;
закономерности построения пространства, правила работы с различными техниками изобразительного искусства;
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задание по рисованию с натуры может быть длительным и кратковременным. Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у обучающихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.
В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомят обучающихся с правилами рисования, обогащают их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии световой окраски; расширяет их представление о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов плавности и изящества очертаний, гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых предметов и др.
Обучающиеся должны усвоить, что рисунок и живопись – это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мыслей и чувств художника.
Рисунок. В процессе рисования с натуры основное внимание сосредотачивается на определении и передаче формы, характерной для изображаемого предмета, его пространственного положения, пропорций. В результате чего учащиеся овладевают умением анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм. Задания этого раздела имеют самостоятельное значение или являются начальной стадией учебной работы с последующим её завершением в цвете на занятиях раздела «Живопись».
Живопись. Содержание раздела направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками. Обучающиеся знакомятся с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, овладевают умением видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.
Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Важное значение приобретает выработка у обучающихся умения выразительно выполнять рисунок с учетом знания композиционных закономерностей.
Декоративно-прикладное искусство- обучение осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составление оформительских работ. Рисунки выполняются на основе переработки форм и реалистичных цветов. Осваивая выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции дети учатся мыслить на языке данного вида искусства.
Дизайн – обучающиеся знакомятся с понятием дизайна и основными простейшими работами и техниками.
Основой программы является:
- Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, игровые формы занятий.
- Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
- Система межпредметных связей (литература, музыка).
- Соблюдение преемственности в изобразительном искусстве младших школьников и учащихся среднего и старшего звена.
- Линейный способ построения программы.
Особенности методики обучения.
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Принципы организации учебно-воспитательного процесса.
- Программой предусмотрено проведение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
- Игровые формы работы являются актуальными во всех возрастных группах.
- Активное использование сюжетных и проблемных типов занятий – сказки, мифы.
- Основным методом в работе с детьми является метод эмоционально-творческой драматургии. Он заключается в том, что каждое занятие для детей – радость удивлений, открытий. И ребенок – главное действующее лицо.
- Разнообразие художественных материалов и художественных техник, предложенных для реализации замысла при выполнении творческих работ.
- Широкое привлечение жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности.
- Каждое занятие включает в себя как теоретическую, так и практическую часть. Теоретическая часть, меньшая по объему, включает в себя словесные и наглядные методы. Это объяснение нового материала, познавательная беседа, дискуссия, доклад ученика, инструктаж. Цель теоретической части – усвоение детьми новых знаний, запоминание новых понятий, навыков, которые они впоследствии используют на практике.
- На каждом занятии используется метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, репродукции, компактные диски, демонстрация поэтапного выполнения задания, наблюдение и т.д.) использование данных методов организации учебно-познавательной деятельности помогает систематизации и обобщению знаний, активизации мыслительной деятельности детей.
- Использование проблемных методов обучения, направленных на организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план
66 часа (2 часа в неделю)
№ | Тема занятий | Количество часов | УУД |
1 | Вводное занятие. Мир цвета радуги. | 2 | Личностные результаты: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Предметные результаты:
|
2 | Основы цветоведения. Палитра. В гостях у Королевы Красной краски. | 2 | |
3 | Натюрморт из осенних листьев (техника пальцевой живописи) | 2 | |
4 | Ветка рябины. Рисование способом тычка. Королева Оранжевая краска. | 2 | |
5 | Королева Желтая краска. Игровое занятие. Бумагопластика. | 2 | |
6 | «Веселые цыплята» (рисуем ватной палочкой) | 2 | |
7 | Сказочная птица (пальцевая живопись). | 2 | |
8 | Дерево под дождем (рисование по мокрой бумаге). | 2 | |
9 | Зеленое платье Земли. Королева Зеленая краска. | 2 | |
10 | «Астры» рисование ватной палочкой. | 2 | |
11 | Королева Голубая краска. Гжель (рисование сухой кистью по трафарету). | 2 | |
12 | Волшебница-Зима. Какого цвета снег? | 2 | |
13 | Основы цветоведения. Создание новых оттенков красок. | 2 | |
14 | Зимний пейзаж. Королева Синяя краска. Синий и голубой. | 2 | |
15 | Следы зверей в зимнем лесу. Оттиск. | 2 | |
16 | Королева Фиолетовая краска. | 2 | |
17 | В гостях у сказки. Что такое портрет. | 2 | |
18 | Королева Белая краска. | 2 | |
19 | Что такое композиция. Коллективная работа. Зимний пейзаж. | 2 | |
20 | Зимний вечер. Пуантилизм. | 2 | |
21 | В гостях у сказки. Сказочный домик. Шоколадное королевство. | 2 | |
22 | Наши любимые животные. Сказочный кот. Работа по трафарету. | 2 | |
23 | Сказочный букет. | 2 | |
24 | Дружные краски. Волшебный круг. | 2 | |
25 | « Погружение в натюрморт» | 2 | |
26 | «Неизвестная планета» техника «Набрызг» Королева Черная краска. | 2 | |
27 | Красота пейзажа. | 2 | |
28 | В сказочном подводном царстве. | 2 | |
29 | «Воскография» Волшебный квадрат. | 2 | |
30 | В гостях у Мухи-Цокотухи. | 2 | |
31 | Сказочная страна. Цвет и звук. | 2 | |
32 | Изумрудный город. Волшебный треугольник. | 2 | |
33 | Фантазия под музыку. Рисование ватными палочками по мокрой бумаге. | 2 | |
ИТОГО: | 66 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Рисование с натуры (живопись, рисунок).
Рисунок.
Знакомство и работа графическим материалом, выполнение с натуры и по памяти набросков. Развитие умения целенаправленно рассматривать и переносить увиденное на лист. Передача характерных особенностей формы. Отталкиваясь от натуры, создавать выразительные графические образы.
Живопись.
Свободное смешивание красок, комбинирование цветами. Выделение характерного цвета. Выражение цветом эмоционального содержания образа. Знакомство с техникой «Лессировка», «а-ля прима», (рисование по сырому). Создание оттенков путем смешивания с белой краской, с серой, с черной.
Рисование на темы.
Выбор размера и положения листа. Выбор величины изображения, гармоничное заполнение листа. Группировать предметы на листе. Равновесие в композиции. Отражение в рисунках эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. Общие понятия об иллюстрациях.
Декоративно-прикладное искусство.
Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира.
Примерные задания: (из книги «Краски рассказывают сказки» А. Лопатина М. Скребцова)
Вводное занятие. Игра «Веселые карандаши - любимый цвет». | Игра, на развитие воображения и фантазии и отработку приемов работы карандашом нарисовать цветную лесенку из пяти ступенек. Первый – самый любимый. Составить рассказ о любимом цвете, нарисовать радугу своими любимыми цветами и оттенками, |
Королева Красная краска. | Игра: отгадай цвет. Кластер со словом «красный» (дети перечисляют все оттенки красного). Рисунок: дети рисуют красные цветы, которые выросли из искорок радуги.. Учимся рисовать цветы. |
Натюрморт из осенних листьев (техника пальцевой живописи) | Знакомство с техникой пальцевой живописи. Используются фрагменты литературных произведений с описанием красоты осеннего леса и листьев. Учимся рисовать листья деревьев. |
Ветка рябины. Рисование способом тычка. | Выполнение рисунка ветки рябины. Рисование по представлению. Поиск выразительной композиции рисунка: изображение во весь формат листа, определение основных пропорций и общего пространственного положения. Учимся рисовать ягоды. |
Основы цветоведения. Палитра. В гостях у Королевы Желтой краски. | Изобразить сказочный образ, отразив индивидуально – психологические особенности его. В волшебном лесу деревья – это заколдованные люди. Деревья должны повторять характер, внешность, возраст людей.. Учимся фантазировать. |
«Цыплята» | Знакомство с основными правилами выполнения рисунка от простого к сложному. Учимся рисовать птицу. |
Дерево под дождем рисование по мокрой бумаге | Показать пластику линий, создать образ дождливого дня. Добавление черного цвета, создание приглушенной палитры. |
Осенняя природа. Королева Зеленая краска. | Работа в группах: изучение репродукций картин художников-пейзажистов (И. Шишкина, И. Левитана). Каждая группа по своей репродукции составляет портрет зеленого цвета, используя вопросы: Что символизирует зеленый цвет по картине художника? И т.д.. Задание: нарисовать фею зеленого цвета в короне из луговых цветов. |
Королева Голубая краска. Гжель (рисование сухой кистью по трафарету). | Чтение сказки творческое задание - украсить образец голубыми цветами. |
Волшебница-Зима. Какого цвета снег? | Упражнение по смешению цвета на палитре и получению новых оттенков цвета. Учимся получать оттенки цвета. |
Королева синяя краска. Синий и голубой. | Творческое задание «Характер синего цвета», рисунок морской стихии с использованием разных оттенков. |
Королева Фиолетовая и Сиреневая краски. Сиреневая страна. | Получение фиолетовой краски. Игра: назвать предметы фиолетового цвета. Творческое задание «Сиреневая сказка», перечислить цветы, окрашенные в сиреневые и фиолетовые цвета и оттенки. Рисование цветов. Учимся рисовать цветы. |
В гостях у сказки. Что такое портрет. | Творческое задание «Разговор с портретом». Чтение сказки. Рисуем сказочных героев. Учимся рисовать портрет. |
Королева Белая Краска. | Творческое задание «Белые наряды» Чтение сказки. Задание: нарисовать снежинку в образе красивой девушки в белоснежном наряде. |
Что такое композиция. Коллективная работа. Зимний пейзаж. | Бумагопластика. Создание коллективного панно. Силуэты деревьев и домиков. Многоплановость. Изучаем перспективу. |
Зимний вечер. Пуантилизм. | Рисование по серо-голубому фону. Создание общего колорита в технике пуантилизм. |
В гостях у сказки. Сказочный домик. Шоколадное королевство. | Игра «Планеты разного цвета». Рисунок «Шоколадное королевство» Детям раздать карточки, на которых написано название того или иного места в шоколадном королевстве. Дети должны нарисовать то, что у них написано (дом, магазин и т.д.). По рисункам друг друга дети должны угадать, что это нарисовано. Затем составляется панно «шоколадного королевства». |
Наши любимые животные. Сказочный кот. Работа по шаблону. | Дети обводят шаблоны изображения кота, и каждый рисует своего. По ходу работы они сочиняют сказки про своих котов. Учимся рисовать животных. |
Сказочный букет. | Творческое задание «Краски букетов». Сказка про веселого человечка «Карандаша». Три главные краски. Раздать белые формы цветов, на которых дети рисуют один сказочный цветок, затем эти цветы собирает в общий букет. Нарисовав один цветок, дети рисуют в альбоме свой букет. Учимся рисовать цветы. |
Дружные краски. Волшебный круг. | Творческое задание «Семья красок».. Три главные краски Сказка «Три братца». Изучение цветового круга и принципа расположения в нем цвета. |
Погружение в натюрморт. | Творческое задание «Смотри внимательно» . Рисование по представлению. Поиск выразительной композиции рисунка: изображение во весь формат листа, определение основных пропорций и общего пространственного положения. Учимся рисовать натюрморт. |
«Неизвестная планета» техника «Набрызг» Королева Черная краска. | Творческое задание «Радостный черный». Чтение сказки «Подарок Феи Черного цвета» . Рисование неизвестной планеты. |
Красота пейзажа. | Творческое задание «Цвета пейзажа» . Чтение сказки «Сказка про художника» . Рисунок «Краски природы». Учимся рисовать пейзаж. |
В сказочном подводном царстве. | Рисование сказочного подводного царства с его обитателями. Учимся рисовать рыбок. |
«Воскография» Волшебный квадрат. | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Рисунки различных графических изображений на маленьких листочках и соединение их в общую композицию. Изучаем линии и понятие – квадрат. |
В гостях у Мухи-Цокотухи. | Чтение сказки. Рисуем насекомых из сказки. Учимся рисовать насекомых. |
Сказочная страна. Цвет и звук. | Игра «Угадай цвет по звучанию».. Сценка «Цветные стихи» Задание: рисуем музыку. |
Изумрудный город. Волшебный треугольник. | Изучаем оттенки зеленого. Строим треугольные башни и крыши домов. Изучаем понятие треугольник и учимся его рисовать. |
Краски играют. | Творческое задание «Коллаж из ладошек» . Рисунок «Сколько карандашей» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...