ВУД для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Любарова Наталия Николаевна

Волшебная кисточка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_kistochka.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы особое внимание уделяется улучшению художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время назрела необходимость создания непрерывного художественно-эстетического образования от детского сада до ВУЗа. Это социальный заказ общества к системе образования. Обществу необходимы творческие личности.

   Процесс формирования творческой личности предполагает развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своём сознании   далекие друг от друга явления, видеть их общность. Эти способности в сложной, быстро меняющейся действительности позволяют человеку быстрее адаптироваться в новых условиях. В действительности постоянны столкновения старого опыта с новыми условиями. И без минимально творческой фантазии не обойтись. Без её развития формируется догматический тип интеллекта. В условиях художественной, изобразительной деятельности, в силу её специфики, объективно творческого характера имеются большие возможности для развития творческой личности.

   Данная программа позволяет полно удовлетворять потребности ребенка в занятиях изобразительным искусством, развитии творческих способностей, самореализации личности. В некоторых темах  программы использовалась книга «Краски рассказывают сказки»  Авторы: А. Лопатина; М. Скребцова. «Амрита-Русь» 2004 г.

Цель и система задач образовательной программы.

   Цели:

1. Формирование творческой личности по средствам изобразительной деятельности и создание условий для наиболее полного раскрытия художественных способностей детей.

2. Приобщение к общественным ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

1. Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства.

2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного.

3. Приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Воспитание активного отношения к искусству, явлениям художественной культуры.

    Формы и методы работы:

- лекция – сообщение учащимся новой информации, которая необходима в дальнейшем при выполнении практических работ;

- беседы, дискуссии – помогают педагогу лучше узнать учащихся, учащиеся в свою очередь учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, лучше узнавать друг друга;

- индивидуальные и коллективные работы – способствуют сплочению коллектива, воспитывают взаимопомощь, раскрывают творческие способности детей;

Игры – способствуют хорошему психологическому настрою, позволяют снять физическое напряжение, развивают мыслительную деятельность.

  Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по теме и иллюстрирование (композиция), декоративно-прикладное искусство, дизайн (работа с разными материалами и бумагой), беседы об изобразительном искусстве с применением  мультимедийных пособий по ИЗО, а также интегрированные занятия «Этика плюс изобразительное искусство».

   Условия для успешной реализации программы:

  1. Информационно-методическое сопровождение
  2. Пакет учебно-методических материалов:

- фонд методических материалов и рисовальных принадлежностей.

- муляжи фруктов и овощей,

- предметы быта, наборы гербария,

-гипсовые орнаменты,

- учебные методические таблицы.

  1.  Использование наглядности активизирует воображение учащихся.
  2. Внедрение в практику личностно-ориентированного подхода
  3. Систематическое использование новых эффективных форм работы.
  4. Творческое отношение к образовательному процессу.
  5. Применение мультимедийных пособий.

 По окончании курса    дети должны уметь:

 применять  средства художественной выразительности карандаша, цветных мелков, акварельных и гуашевых красок, научиться работать в разных изобразительных техниках и разными материалами; правильно подбирать цветовые сочетания в творческих работах.

 Знать:

общие правила построения композиции пейзажа, натюрморта, портрета;

закономерности построения пространства, правила работы с различными техниками изобразительного искусства;

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками. Задание по рисованию с натуры может быть длительным и кратковременным. Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у обучающихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

   В целом содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомят обучающихся с правилами рисования, обогащают их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии световой окраски; расширяет их представление о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов плавности и изящества очертаний, гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм, пластичности объемов, логической взаимосвязи группы изображаемых предметов и др.

   Обучающиеся должны усвоить, что рисунок и живопись – это стержневые основы художественного отображения действительности, одно из главных выразительных средств передачи мыслей и чувств художника.

Рисунок. В процессе рисования с натуры основное внимание сосредотачивается на определении и передаче формы, характерной для изображаемого предмета, его пространственного положения, пропорций. В результате чего учащиеся овладевают умением анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты, явления, учатся наблюдать и передавать их наиболее типичные черты. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм. Задания этого раздела имеют самостоятельное значение или являются начальной стадией учебной работы с последующим её завершением в цвете на занятиях раздела «Живопись».

Живопись. Содержание раздела направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками. Обучающиеся знакомятся с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, овладевают умением видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.

Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Важное значение приобретает выработка у обучающихся умения выразительно выполнять рисунок с учетом знания композиционных закономерностей.

Декоративно-прикладное искусство- обучение осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составление оформительских работ. Рисунки выполняются на основе переработки форм и реалистичных цветов. Осваивая выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции дети учатся мыслить на языке данного вида искусства.

Дизайн – обучающиеся знакомятся с понятием дизайна и основными простейшими работами и техниками.

   

Основой программы является:

  1. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, игровые формы занятий.
  2. Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
  3. Система межпредметных связей (литература, музыка).
  4. Соблюдение преемственности в изобразительном искусстве младших школьников и учащихся среднего и старшего звена.
  5. Линейный способ построения программы.

Особенности методики обучения.

   Учебно-воспитательный процесс  направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

   Каждое занятие обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Принципы организации учебно-воспитательного процесса.

  1. Программой предусмотрено проведение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
  2. Игровые формы работы являются актуальными во всех возрастных группах.
  3. Активное использование сюжетных и проблемных типов занятий – сказки, мифы.
  4. Основным методом в работе с детьми является метод эмоционально-творческой драматургии. Он заключается в том, что каждое занятие для детей – радость удивлений, открытий. И ребенок – главное действующее лицо.
  5. Разнообразие художественных материалов и художественных техник, предложенных для реализации замысла при выполнении творческих работ.
  6. Широкое привлечение жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности.
  7. Каждое занятие включает в себя как теоретическую, так и практическую часть. Теоретическая часть, меньшая по объему, включает в себя словесные и наглядные методы. Это объяснение нового материала, познавательная беседа, дискуссия, доклад ученика, инструктаж. Цель теоретической части – усвоение детьми новых знаний, запоминание новых понятий, навыков, которые они впоследствии используют на практике.
  8. На каждом занятии используется метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, репродукции, компактные диски, демонстрация поэтапного выполнения задания, наблюдение и т.д.) использование данных методов организации учебно-познавательной деятельности помогает систематизации и обобщению знаний, активизации мыслительной деятельности детей.
  9. Использование проблемных методов обучения, направленных на организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся.

 

Учебно-тематический план      

66 часа (2 часа в неделю)

Тема занятий

Количество часов

УУД

1

Вводное занятие. Мир цвета радуги.

2

Личностные результаты:

 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

2

 Основы цветоведения. Палитра. В гостях у Королевы Красной  краски.

2

3

Натюрморт из осенних листьев (техника пальцевой живописи)

2

4

Ветка рябины. Рисование способом тычка. Королева Оранжевая краска.

2

5

 Королева Желтая краска. Игровое занятие. Бумагопластика.

2

6

 «Веселые цыплята» (рисуем ватной палочкой)

2

7

 Сказочная птица (пальцевая живопись).

2

8

 Дерево под дождем  (рисование по мокрой бумаге).

2

9

 Зеленое платье Земли. Королева Зеленая  краска.

2

10

 «Астры» рисование ватной палочкой.

2

11

  Королева Голубая краска. Гжель (рисование сухой кистью по трафарету).

 2

12

 Волшебница-Зима.  Какого цвета снег?

2

13

  Основы цветоведения.  Создание новых оттенков красок.

2

14

 Зимний пейзаж. Королева Синяя краска. Синий и голубой.

2

15

 Следы зверей в зимнем лесу. Оттиск.

2

16

 Королева Фиолетовая краска. 

2

17

 В гостях у сказки. Что такое портрет.

2

18

 Королева Белая краска.

2

19

 Что такое композиция. Коллективная работа. Зимний пейзаж.  

2

20

 Зимний вечер. Пуантилизм.

2

21

  В гостях у сказки. Сказочный домик. Шоколадное королевство.

2

22

 Наши любимые животные. Сказочный кот.  Работа по трафарету.

 2

23

 Сказочный букет.

2

24

 Дружные краски. Волшебный круг.

2

25

 « Погружение в натюрморт»

2

26

 «Неизвестная планета» техника «Набрызг» Королева Черная краска.

2

27

 Красота пейзажа.

2

28

 В сказочном подводном царстве.

2

29

 «Воскография»  Волшебный квадрат. 

2

30

 В гостях у Мухи-Цокотухи.

2

31

Сказочная страна. Цвет и звук.

2

32

Изумрудный город.  Волшебный треугольник.

2

33

 Фантазия под музыку. Рисование ватными палочками по мокрой бумаге.

2

 ИТОГО:

66

Содержание дополнительной образовательной программы

Рисование с натуры (живопись, рисунок).

Рисунок.

Знакомство и работа графическим материалом, выполнение с натуры и по памяти набросков. Развитие умения целенаправленно рассматривать и переносить увиденное на лист. Передача характерных особенностей формы. Отталкиваясь от натуры, создавать выразительные графические образы.

Живопись.

Свободное смешивание красок, комбинирование цветами. Выделение характерного цвета. Выражение цветом эмоционального содержания образа. Знакомство с техникой «Лессировка», «а-ля прима», (рисование по сырому). Создание оттенков путем смешивания с белой краской, с серой, с черной.

Рисование на темы.

Выбор размера и положения листа. Выбор величины изображения, гармоничное заполнение листа. Группировать предметы на листе. Равновесие в композиции. Отражение в рисунках эмоционально-эстетического отношения к объектам изображения. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии. Общие понятия об иллюстрациях.

Декоративно-прикладное искусство.

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира.

Примерные задания: (из книги «Краски рассказывают сказки» А. Лопатина М. Скребцова)

 

Вводное занятие. Игра «Веселые карандаши - любимый цвет».

Игра,  на развитие воображения и фантазии и отработку приемов работы карандашом нарисовать цветную лесенку из пяти ступенек. Первый – самый любимый. Составить рассказ о любимом цвете, нарисовать радугу своими любимыми цветами и оттенками,

Королева Красная краска.

Игра: отгадай цвет. Кластер  со словом «красный» (дети перечисляют все оттенки красного). Рисунок: дети рисуют красные цветы, которые выросли из искорок радуги.. Учимся рисовать цветы.

 Натюрморт из осенних листьев (техника пальцевой живописи)

Знакомство с  техникой пальцевой живописи.  Используются фрагменты литературных произведений с описанием  красоты осеннего леса и листьев. Учимся рисовать листья деревьев.

 Ветка рябины. Рисование способом тычка.

Выполнение рисунка  ветки рябины. Рисование по представлению. Поиск выразительной композиции рисунка: изображение во весь формат листа, определение основных пропорций и общего пространственного положения. Учимся рисовать ягоды.

 Основы цветоведения. Палитра. В гостях у Королевы Желтой краски.

Изобразить сказочный образ, отразив индивидуально – психологические особенности его. В волшебном лесу деревья – это заколдованные люди. Деревья должны повторять характер, внешность, возраст людей.. Учимся фантазировать.

 «Цыплята»

Знакомство с основными правилами выполнения  рисунка от простого к сложному. Учимся рисовать птицу.

Дерево под дождем рисование по мокрой бумаге

Показать пластику линий, создать образ дождливого дня. Добавление черного цвета, создание приглушенной палитры.

Осенняя природа. Королева Зеленая  краска.

Работа в группах: изучение репродукций картин художников-пейзажистов (И. Шишкина, И. Левитана). Каждая группа по своей репродукции составляет портрет зеленого цвета, используя вопросы:

Что символизирует зеленый цвет по картине художника?  И т.д..

 Задание: нарисовать фею зеленого цвета в короне из луговых цветов.

  Королева Голубая краска. Гжель (рисование сухой кистью по трафарету).

Чтение сказки творческое задание - украсить образец голубыми цветами.

Волшебница-Зима.  Какого цвета снег?

Упражнение по смешению цвета на палитре и получению новых оттенков цвета. Учимся получать оттенки цвета.

Королева синяя краска.

Синий и голубой.

Творческое задание «Характер синего цвета», рисунок морской стихии с использованием разных оттенков.

Королева Фиолетовая и Сиреневая краски. Сиреневая страна.

Получение фиолетовой краски. Игра: назвать предметы фиолетового цвета. Творческое задание «Сиреневая сказка», перечислить цветы, окрашенные в сиреневые и фиолетовые цвета и оттенки. Рисование цветов. Учимся рисовать цветы.

В гостях у сказки.   Что такое портрет.

Творческое задание «Разговор с портретом». Чтение сказки. Рисуем  сказочных героев. Учимся рисовать портрет.

Королева Белая Краска.

Творческое задание «Белые наряды» Чтение сказки.  Задание: нарисовать снежинку в образе красивой девушки в белоснежном наряде.

Что такое композиция. Коллективная работа. Зимний пейзаж.  

Бумагопластика. Создание коллективного панно. Силуэты деревьев и домиков. Многоплановость. Изучаем перспективу.

Зимний вечер. Пуантилизм.

Рисование по серо-голубому фону. Создание общего колорита в технике  пуантилизм.

В гостях у сказки. Сказочный домик. Шоколадное королевство.

Игра «Планеты разного цвета». Рисунок «Шоколадное королевство» Детям раздать карточки, на которых написано название того или иного места в шоколадном королевстве. Дети должны нарисовать то, что у них написано (дом, магазин и т.д.). По рисункам друг друга дети должны угадать, что это нарисовано. Затем составляется панно «шоколадного королевства».

Наши любимые животные. Сказочный кот.  Работа по шаблону.

  Дети обводят шаблоны изображения кота, и каждый рисует своего. По ходу работы они сочиняют сказки про своих котов. Учимся рисовать животных.

Сказочный букет.

Творческое задание «Краски букетов». Сказка про веселого человечка  «Карандаша». Три главные краски. Раздать белые формы цветов, на которых дети рисуют один сказочный цветок, затем эти цветы собирает в общий букет. Нарисовав один цветок, дети рисуют в альбоме свой букет. Учимся рисовать цветы.

Дружные краски. Волшебный круг.

Творческое задание «Семья красок».. Три главные краски Сказка «Три братца». Изучение цветового круга и принципа расположения в нем цвета.  

Погружение в натюрморт.

 Творческое задание «Смотри внимательно»   . Рисование по представлению. Поиск выразительной композиции рисунка: изображение во весь формат листа, определение основных пропорций и общего пространственного положения. Учимся рисовать натюрморт.

«Неизвестная планета» техника «Набрызг» Королева Черная краска.

Творческое задание «Радостный черный». Чтение сказки «Подарок Феи Черного цвета» . Рисование неизвестной планеты.

Красота пейзажа.

Творческое задание «Цвета пейзажа» . Чтение сказки «Сказка про художника»  . Рисунок «Краски природы». Учимся рисовать пейзаж.

В сказочном подводном царстве.

Рисование сказочного подводного царства с его обитателями. Учимся рисовать рыбок.

«Воскография»  Волшебный квадрат.

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Рисунки различных графических изображений на маленьких листочках и соединение их в общую композицию. Изучаем линии и понятие – квадрат.

 В гостях у Мухи-Цокотухи.

 Чтение сказки. Рисуем насекомых из сказки. Учимся рисовать насекомых.

 Сказочная страна. Цвет и звук.

 Игра «Угадай цвет по звучанию»..   Сценка «Цветные стихи» Задание: рисуем музыку.

Изумрудный город.  Волшебный треугольник.

Изучаем оттенки зеленого. Строим треугольные башни и крыши домов. Изучаем понятие треугольник и учимся его рисовать.

 Краски играют.

 Творческое задание «Коллаж из ладошек»   . Рисунок «Сколько карандашей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...