Дед мороз. Кто он?
проект (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект "Дед Мороз. Кто он?"
Составил: учитель начальных классов Митягина И.Н. Школа № 543 Московского района г.Санкт-Петербурга.
Проект ориентирован на изучение произведений на уроках литературного чтения, в которых главным героем является Дед Мороз. ( Р.н.с. "Два Мороза",р.н.с. "Морозко", сказка Одоевского "Мороз Иванович", отрывок из поэмы Н. Некрасова "Крестьянские дети", новогодние стихи и сказки на уроках внеклассного чтения А. Л. Барто, С. Михалкова, А. Александровой и др.) Цели проекта: 1. Выяснить появление этого героя в сказках и стихах; 2. Изучить его историю, особенности жизни, характер; 3. На уроках художественного труда и изобразительного искусства отразить это в своих работах. В результате работы над проектом дети научатся работать с разными источниками информации, отбирать нужное, расширят свой кругозор, научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Длительность выполнения проекта составляет 8 недель. Из них количество урочной деятельности - 8 часов, а самостоятельная работа составит 10 часов. Одним из главных умений планирую формировать коммуникативные навыки: уметь взаимодействовать друг с другом, в группах, парах сменного состава.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос.
Кто такой настоящий Дед Мороз?
Проблемные вопросы.
Почему Деда Мороза считают волшебным персонажем? Почему Дед Мороз приходит под Новый Год? Почему его так любят и ждут?
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий | |
Теоретические | Практические | |||
1. | Кто такой настоящий Дед Мороз? | 1 | 1 | |
2. | Почему Деда Мороза считают волшебным персонажем. | 1 | 1 | |
3. | Почему Дед Мороз приходит под Новый год? | 1 | 1 | |
4. | Почему его так любят и ждут? | 1 | 1 | |
5. | Почему Деда Мороза так зовут? | 1 | 1 | |
6. | Письмо Деду Морозу. | 1 | 1 | |
7. | Каким представлен Дед Мороз в стихах. | 1 | 1 | |
8. | Каким представлен Дед Мороз в сказках. | 1 | 1 | |
9. | Как появился Дед Мороз? | 1 | 1 | |
10. | Где живёт Дед Мороз? | 1 | 1 | |
11. | Чем занимается Дед Мороз всё лето? | 1 | 1 | |
12. | Как зовут и как встречают Деда Мороза в других странах? | 1 | 1 | |
13. | Какие подарки можно приготовить Деду Морозу? | 1 | 1 | |
14. | Какую сказку можно сочинить про Деда Мороза? | 1 | 1 | |
15. | Сочинение на тему: « Кто такой Дед Мороз?» | 1 | 1 | |
16. | Подведение итогов. | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 16 | 8 | 8 |
План проведения проекта.
1. Подготовительный этап.
Проведение дискуссии на тему "Дед Мороз. Кто он?" Дети делятся своими впечатлениями и воспоминаниями новогоднего праздника и в итоге главной темой становится образ Деда Мороза. Итогом дискуссии стал поиск ответа на вопрос "Кто такой настоящий Дед Мороз?" Также дети пришли к выводу о том, что и Деду Морозу тоже приятно получать подарки, а не только дарить их детям. Ребята решили приготовить свои подарки для Деда Мороза.
Постановка задачи. Выяснить: Дед Мороз - это реальный персонаж или сказочный герой. Осознание проблемной ситуации: создаётся 3 группы детей.
Задания для 1 группы:
1. Принести фотографии с изображением Деда Мороза;
2. Расспросить родителей, что они знают про Деда Мороза;
3. Подумать, какие подарки они могут приготовить для Деда Мороза (рисунки, поделки);
4. Прочитать стихи и сказки, рекомендуемые учителем про Деда Мороза.
Задания для 2 группы:
1. Познакомиться со сказками и стихами про Деда Мороза;
2. Просмотреть фильмы с Дедом Морозом;
3. Сочинить свою сказку про Деда Мороза, красочно оформить её.
Задания для 3 группы:
1. Собрать информацию про Деда Мороза по вопросам: - Почему его так зовут? - Как появился и где живёт? - Чем занимается всё лето? - Как зовут и как встречают Деда Мороза в других странах? 2. Продумать итоговую презентацию.
Дополнительно каждая группа пишет сочинение на предложенные темы: - « Кто такой Дед Мороз?»; - « Веришь ли ты в Деда Мороза?»; - « Чудо в новогоднюю ночь»; - « Где живёт Дед Мороз?».
2. Практический этап.
Каждая группа выполняет своё задание. Под руководством учителя дети приводят в систему собранный материал.
3.Заключительный этап.
Защита подарков для Деда Мороза (поделки, рисунки, книга, презентация)
4.Этап подведения итогов.
Делаются выводы, презентация показывается для родителей на внеклассном мероприятии.
Роль учителя: Заразить детей идеей проекта, помочь научиться самостоятельно добывать информацию с целью развития коммуникативных навыков каждого ребёнка.
Выполнение проекта
1. Провели дискуссию в классе на тему: "Дед Мороз. Кто он?".
Итогом дискуссии стал поиск ответа на вопрос. Дети пришли к выводу, что Деду Морозу тоже приятно получать подарки и приняли решение подготовить подарки для Деда Мороза.
2. Просмотрели стартовую презентацию, наметили основные вопросы и направления работы.
3. Родители получили от Деда Мороза буклет-рекламу нашего проекта с просьбой о помощи в Проекте.
4.Учащиеся 1 группы принесли фотографии Деда Мороза, расспросили родителей про Деда Мороза, посетили библиотеку, совместно с родителями прочитали детские стихи и сказки, просмотрели рекомендованные мультфильмы.
5. Учащиеся 2 группы читали рекомендованные стихи и сказки, находили дополнительную литературу про Деда Мороза, просматривали рекомендованные фильмы. Эта группе детей получила задание по составлению собственной новогодней сказки.
6. Учащиеся 3 группы работали по сбору информации по направляющим вопросам. Они также получили задание начать работу над итоговой презентацией.
Дополнительно каждая группа написала сочинения на предложенные темы:
а). Кто такой настоящий Дед Мороз? б). Веришь ли ты в Деда Мороза? в). Чудо в новогоднюю ночь. г). Где живёт Дед Мороз?
Некоторые дети всех групп решили работать над листовками. На уроках изобразительного искусства дети изображали Деда Мороза, на уроках художественного труда готовили ему подарки, игрушки ( из теста, из глины, из бумаги и картона, из разных материалов). После уроков и дома работали в интернет - классе и библиотеке по поиску нужной информации. Дома, совместно с родителями, находили и читали стихи и сказки с участием Деда Мороза, подбирали загадки, смотрели фильмы. Также каждая группа получила задание по продумыванию итоговой презентации и сочинению собственных новогодних сказок. В ходе работы над проектом учащиеся оценивали свою работу и работу своих товарищей. Учителя и родители оценивали продукты деятельности детей.
Список литературы.
- Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность : сборник. — СПб.: ИРЛИ РАН, 1999. — В. 2. — С. 372.
- Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки : журнал. — М., 2003. — № 1.
- Душечкина Е. В. Дед Мороз: этапы большого пути (К 160-летию литературного образа) : доклад. — СПб.: ИРЛИ РАН, 2000.
- Душечкина Е. В. История Деда Мороза в России // Русская ёлка. История, мифология, литература. — СПб.: Норинт, 2002. — ISBN 5771101265
- Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь : журнал. — 2008. — № 1.
- сайт to-name.ru› Дед Мороз. Дед Мороз – Википедия
- Дед Мороз – online. Официальный сайт Деда Мороза.
- Толковый словарь В.Даля
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мастерская Деда Мороза"
В презентации расказывается, кто был первым Дедом Морозом? Как зовут Деда Мороза в разных странах? Какие бывают снежинки? Ребята получили письмо от Деда Мороза, в котором он просит приготовить праздни...
Мастерская Деда Мороза
Работа "Снегирь" выполнена в технике торцевание. Материал может быть использован на уроке технология или во внеурочной деятельности....
Урок технологии «В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза»
Урок технологии (2 класс, ОС «Школа 2100»). Урок открытия нового (урок – практикум) Цель: изготовить изделия для оформления класса....
Н. А. НЕКРАСОВ «МОРОЗ-ВОЕВОДА» (ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»)
Урок по ФГОС "Н,А, Некрасов "Мороз-воевода"...
Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по УМК "Начальная школа XXI века"...
Презентация к уроку литературного чтения «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Презентация к уроку...
Конспект урока по технологии. В гостях у Деда Мороза. Терем Деда Мороза
Тип урока:Урок открытия новых знанийЦели:-моделирование и конструирование терема Деда Мороза.Задачи:Дать общее представление о свойствах и технологии обработки гофрированного картона.Развивать наблюда...