Хатынь
классный час на тему

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hatyn.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Хатынь»

Участники: учащиеся 3 – го класса, классный руководитель, вожатые класса Цели:  1)  расширить знания школьников о Великой Отечественной  войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения; их веру в торжество справедливости и правды на Земле;

 2) развивать творческие способности детей, их самостоятельность и инициативность;

 3) приобщать к традициям  школы, страны;

  4) способствовать  воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.

Подготовительная работа

1.Составление классным руководителем плана проведения классного часа.

2. Подготовка раздаточного материала для работы детей.

3. Подбор музыкального сопровождения классного часа.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Плакаты «Хатынь», аудиозаписи песен о войне, выставка книг о войне.

           Ход классного часа

Учитель: В этом году наша страна отмечает 68-летие победы в Великой Отечественной войне. Через 1418 дней и ночей, сквозь жестокие бои , через кровь и смерть шёл советский народ к своей великой Победе. И она пришла! В беспощадной схватке с фашизмом страна отстояла свою свободу, мирную жизнь, счастье. 20 миллионов жизней унесла у нас  война. Вот лишь одна из её трагических страниц.

(Звучит отрывок из песни «Белоруссия»)

Оккупировав летом 1941года территорию Белоруссии, фашистские захватчики установили на белорусской земле так называемый «Новый порядок» - режим террора, насилия, рабства.

(На доске висят картины «Хатынь»)

Они лишили Белоруссию государственной самостоятельности, расчленили её на части, восстановили буржуазные порядки, лишили белорусский народ всех прав и человеческих свобод.

(Звучит музыка из киноэпопеи «Великая Отечественная») На фоне музыки ребята рассказывают.

Ученик: За 3года оккупации на территории Белоруссии фашисты превратили в руины 209 городов, стёрли с лица земли 136 деревень, разорили 9000 сёл.

(Звучит звон колоколов в Хатыни)

Расстреляли, замучили, сожгли, повесили 2 миллиона 230 тысяч советских людей.

Учитель: Везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались неслыханные по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные люди – старики, женщины, дети. Они истребляли сотнями тысяч ни в чём неповинных людей. Применяли изощрённые методы пыток, травли собаками, вешали, умертвляли в душегубках, морили голодом. Заражали смертельными болезнями, расстреливали.

Ученик: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик - убивай, этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься навеки», - говорилось в обращении фашистского командования к солдатам.

Учитель: Выполняя волю фашистского командования, гитлеровцы проводили карательные операции против мирного населения. Жертвой такой карательной операции стала белорусская деревня «Хатынь»                      (Звучит звон колоколов)

          Ученик: Хатынь…      

              Ни на одной самой подробной географической карте нет сегодня        этой  белорусской   деревни. Она была уничтожена карателями весной 1943 года.

Учитель: 15 апреля 1943 года газета «Ленинец» Плещеницкого подпольного райкома поместила на своих страницах статью «Запомни. Отомсти!». В ней рассказывалось о трагических днях деревни Хатынь.

Ученик: Это произошло 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд окружил деревню. Ни один из взрослых  жителей Хатыни  не смог уйти незамеченным.  Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше  Желобковичу  удалось скрыться от гитлеровцев.

Учитель: Всё остальное население Хатыни фашисты согнали в один из сараев. Сюда привели семьи вместе с детьми.  Не дрогнули каменные сердца извергов, когда они вели на казнь  20-летнюю Веру Яскевич с двухнедельным сыном Толиком. Когда всё население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили соломой, облили бензином и подожгли.

Ученик: Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови,  содрогалась  от мук  людских.

Ученик: 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли

Учитель: Исчезла еще одна – уже  которая по счету – деревня с карты. Но не все хатынцы погибли, как считали каратели. Три человека: Виктор Желобкович,  Антон Баранович, Иосиф  Каминский  – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы еще раз обличить кровавое лицо фашизма, еще и еще раз сказать войне: «Нет!»

Ученик: Когда под напором десятков людей  рухнули стены и двери сарая, и люди, полные ужаса,  в охваченной пламенем одежде бросились врассыпную, фашисты открыли по ним огонь. В горящей одежде, крепко держа за руку  7-летнего Витю, бежала Анна Желобкович. Она старалась закрыть сына от пуль своим телом. И вдруг упала, скошеная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненого в руку Витю.

Ученик: Так и пролежал он до ухода карателей у трупа самого родного на свете человека – матери, дважды подарившей ему жизнь. Из 9 детей семьи Иосифа и Анны Баранович  в живых остался один 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги и гитлеровцы приняли его за мертвого.

Ученик: Третий свидетель хатынской  трагедии – Иосиф Каминский. Израненный, обгоревший, он нашел среди трупов односельчан изувеченное  тело сына Адама и услышал предсмертные слова.

Учитель: В память сотен белорусских деревень, уничтоженных фашистами, был сооружен мемориальный комплекс «Хатынь».             В 1968 г. авторы мемориала Градов,  Зинкевич,  Макаревич, смогли глубоко осмыслить трагедию мирных советских людей. Они вдохнули в камень жизнь,  вложили душу, и эти неподатливые материалы заговорили сурово, гневно,  обличающе.

( Звон  колоколов. На  доске картина с изображением мемориального комплекса).

Ученик: В центре возвышается бронзовая скульптура «Непокоренного человека» - человека, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на его лице. А руки натруженные, крестьянские, бережно держат тело замученного ребенка. И, кажется, бронзовые уста «Непокоренного» говорят: «Будь проклят, фашизм!».

Учитель: Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Четыре гранитные плиты символизируют  обрушившую крышу сарая. Скалы в центре подчеркивают  конец трагедии. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни. Останки  хатынцев покоятся в братской могиле над могильным холмом – «Венец Памяти» из белого мрамора. На нем обращение, вставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – к живущим.

Ученик: « Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров  жизнь не умирала».

Ученик: И наш ответ погибшим: «Родные вы наши! Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни войны. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»

Ученик: Мы ученики 3-«Б» класса клянемся до конца своих дней не забывать имена тех, кто отдал себя без остатка за то, чтобы мы могли жить на земле.

Все:          Клянёмся!

                  Клянёмся!

Ученик: Уже сейчас готовить себя к труду на благо Родины, защите ее священных рубежей. Клянёмся!                

Все:         Клянёмся!

                Клянёмся!

                Клянёмся!

Учитель: Дорога из серых железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 домов  лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева, а из бетона, цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска – мемориальная плита с фамилиями  не покорившихся,  заживо сожженных хатынцев. Обелиски, обелиски…  И колокола.  Их 26.  Это хатынский  набат. Гневно, тревожно, обличающе  рассказывают миру  о трагедии белорусской деревни. Хатынь предостерегает: «Люди, будьте  бдительны!  Берегите мир!»

Ученик: Нигде кроме как в Хатыни, ты не увидишь «Кладбища деревень», уничтоженных фашистами вместе с людьми. 136 деревень вместе с людьми сгорели дотла на белорусской земле. На белорусской земле было и 260  концентрационных лагеря. В левой части мемориала в память о погибших узниках концлагерей сооружена скорбная «Стена памяти».

Ученик: По всей длине стены  в 128 метров сделаны ниши для мемориальных плит, на которых даны названия концлагерей и количество уничтоженных.

Учитель: Путь к мемориалу заканчивается  у Вечного огня – символа немеркнущей памяти народной о каждом четвертом,  погибшем от рук фашистов в Белоруссии.

Ученик: Рядом с Вечным огнем – три березки. Зеленые весной и летом, пожелтевшие осенью, утяжеленные инеем зимой, они стоят в почетном карауле, они живут, как живем мы трое – из четырех.

Ученик: Когда три березки смеются счастливо, а четвертая стала священным огнем. Помни: три белоруса остались живыми. А четвертому вечную память поем.

Исполняется песня белорусским ансамблем «Песняры» «Каждый  четвертый».

Ученик: Слушайте! Граждане! Люди внимайте! Слушайте, граждане! Медные горла скорбят. Пусть откликнется каждое. Каждое сердце на этот набат.

(Звук колоколов.)

Подведение итогов

-  Когда началась Великая Отечественная война?

- Сколько времени она продолжалась?

- Когда закончилась война?

- Какие книги ты прочитал о событиях и героях Великой Отечественной войны. Назвать авторов книг, прочитанные произведения, перечислить имена главных героев?

- Назвать улицы и микрорайоны города, которым присвоено имя героев Великой Отечественной войны?

- Перечислить военные ордена и медали, которыми награждались воины Советской Армии и партизаны в период  войны?

- Назвать людей микрорайона, награждённых ими?

- Каким городам присвоено высокое звание город – герой?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тормыш яме әнкәй, хатын-кыз. Әниләр көненә багышланган кичә

Максат : әниләргә карата мәхәббәт, игътибарлылык, шәфкатьлелек хисләре               тәрбияләү һәм балалар белән ата-аналар арасын...

Урок русского языка: изложение с творческим заданием (Хатынь)

Урок развиття речи с целью создания своего текста на основе данного....

Хатын-кыз – милләт рухын саклаучы

Гаиләдә ана изге зат , аның сүзе күп вакыт- соңгы сүз, соңгы нәтиҗә....

Классный час "Михезеева Поляна- Кубанская Хатынь"

Материал содержит методическую разработку,посвященную памяти трагедии на михезеевой поляне....

презентация "Хатынь"

Перезентация для проведения занятия по патриотическому воспитанию. Трагическая история деревни уничтоженной фашистским карательным отрядом....

8март-Хатын-кызлар көне белән.

Әниләрне, әбиләрне бәйрәм белән котлыйбыз....