"Мир моему дому: традиции и обычаи народов Заинского района"
статья по истории
Предварительный просмотр:
Мир дому моему: традиции и обычаи народов проживающих в Заинском районе
Утяганова Надежда Андреевна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №4»
Заинского муниципального района РТ
Аннотация. В Заинском районе проживают в едином пространстве множество народов, как минимум трех языковых семей. Это русские, татары, башкиры, марийцы, удмурты, чуваши, мордва, казахи, украинцы и многие другие национальности. Все народы имеют свою самобытную культуру, обычаи, традиции, собственное историческое прошлое, поэтому важно укрепить мир и дружбу между народами. С этой целью с учениками 4 класса была проведена исследовательская работа по изучению культуры, обычаи, традиции народов, проживающих в нашем городе. Ученики разделились на группы, распределили между собой темы и добыли информацию. Информацию изучили, обсудили, обменялись мнениями и сделали проектную работу.
Введение
Зачастую многие процессы в жизни людей сопровождаются противоречиями существования различных народов и культур. Поэтому вопросы толерантности, совместного проживания в мире и добрососедстве представителей различных национальностей всегда актуальны.
Цель: Нравственное развитие школьников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов, проживающих в г. Заинск.
Задачи:
- Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе;
- Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к людям разных национальностей;
- Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
Описание практики. Ученики 4 класса по своим исследованиям сформировали информационные сообщения и объединили в единую работу.
Население Заинского района
Заинский район находится в центральной части Республики Татарстан, входит в Северо-Восточный Прикамский экономический район. В составе района 83 сельских населенных пункта. Район образован 10 февраля 1935 года.
Численность населения в Заинске по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: всего 58046 чел., 33387 – татары, 22738 – русские, 800 – чуваши, 43 – удмурты, , 53- мордва, 78 – марийцы, 223- украинцы, 124 – башкиры. На 1 апреля 2024 численность населения (постоянных жителей) Заинска составляет 39 887 человек.
Так как наш район, в целом Татарстан многонациональная республика стало доброй традицией района ежегодно проводить праздники разных народов: Сабантуй, Петров день на Лысой горе, Яблочный спас, Троица, Казанская и другие.
Например, в июне — июле планируется проведение традиционных народных праздников:
- татарский праздник плуга «Сабантуй»;
- праздник марийской культуры «Семык»;
- праздник мордовской культуры «Балтай»;
- праздник удмуртской культуры «Гырон быдтон»;
- праздник чувашской культуры «Уяв»;
- праздник славянской культуры «Иван Купала».
Татарские праздники
Татары – это основной народ нашей республики. Этот народ богат своей историей, обычаями и традициями.
Сабантуй — это древний праздник, знаменующий торжества, посвященные весенне-полевым работам. Татарский праздник представляет собой синтез кочевой и оседлой культур, прошедший сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. В современных условиях праздник «Сабантуй» является общенациональным праздником татар.
Название праздника связано с атрибутами весеннего земледельческого праздника, в котором «сабан» является символом «весны», пробуждения природы», «пашни», «плуга», «первой борозды», «сева яровых культур», а «туй» — связан с «празднованием», «торжеством».
В древности Сабантуй проводился перед посевными работами, затем его стали отмечать после их окончания. В наше время его празднуют в первой половине июня – он стал событием, знаменующим начало лета.
В старину к Сабантую готовились заранее. В татарских поселениях девушки вышивали платки и рубахи, которые доставались победителям в соревнованиях на силу и ловкость. Дети могли заранее ходить по домам и просить крупу и масло. Затем сами под присмотром взрослых варили на всех кашу в одном большом котле.
Согласно старинной примете, первая встреча на Сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
Сейчас каждый Сабантуй, в каком бы уголке страны он не отмечался, включает концертную программу: выступления музыкантов, певцов и спортивные соревнования, например, национальная борьба на поясах куреш, победителю которой дарят барана. Проходят скачки на лошадях. Во время праздника проходят и шуточные состязания: бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами, гонки с полными ведрами на коромыслах или скачки в мешке.
Вместе с этим проходят и соревнования на силу: поднятие гири и штанги, перетягивание каната и палки. Также участники балансируют на подвешенном в воздухе бревне и взбираются на высокий гладкий столб, на вершине которого находится приз. Традиционно проводиться конкурс «Сабантуй гузэле». На Сабантуе гостей принято угощать горячей национальной выпечкой, а если праздник отмечают в пригороде, то и жареным на открытом огне мясом или пловом из казана.
Русские праздники
Масленица – отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Масленица: почему так называется? Версий много, но наиболее распространенной является следующая : на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».
А еще называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Традиции и обычаи. Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, – блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия.
Также в Древней Руси блины считались поминальным яством и готовили их в память об ушедших родственниках. Блины стали и символом погребения Зимы.
Блинов на Масленицу нужно было печь и есть как можно больше. Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения солнца, благоденствия, достатка, благополучия. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай.
Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.
Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла.
Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.
Масленичная неделя. Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины.
Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.
Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга, и кланялись, прося о прощении. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Также в Прощёное воскресенье было принято ходить на кладбище и поминать усопших родственников.
Как и много лет назад, так и сегодня кульминацией всей Масленицы считается сжигание чучела в воскресенье. Это действие символизирует проводы зимы и наступление весны. В этот день люди устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, мечтая, чтобы вместе с ним сгорело все плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по полям.
Масленичные приметы.
С Масленицей связано много примет. Считается, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровья будет в семье в этом году. Если же поскупиться на угощение и напечь мало блинов, то с финансами будет неважно.
Если блины получались плохо пропеченными или некрасивыми, это означало, что не за горами трудные времена, болезни и неприятности. В процессе приготовления блинов надо было обязательно находиться в хорошем настроении, думать о благих делах и желать каждому, кто угостится блинчиком, добра и счастья.
Еще наши предки верили, что холодная и ненастная погода перед началом Масленицы — к хорошему урожаю и благополучию. А девушки, которые хотели выйти замуж, должны были допьяна поить всех встречных — знакомых и незнакомых — мужчин, ведь встреча с подвыпившим человеком на Масленицу – это тоже добрая примета, обещающая счастливый и долгий брак.
Кряшенские праздники
Народ кряшены с давних пор проживает на территории Татарстана и сбивает с толку этнографов. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, кто же они такие: кряшен относят и к тюркским народам, и к финно-угорским, и к субэтнической группе татар, которые приняли православие.
Сами кряшены всегда считали себя отдельным народом. У них свои традиции, свой язык, который отличается от татарского. Они исповедуют христианство.
Маленький народ умеет передавать традиции от старших младшим, поэтому до сих пор кряшены знают, как вызывать дождь, заговаривать грозу, помнят народные песни, промыслы, веру и возрождают всю свою уникальную культуру.
Питрау - самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла («Петров день») и считается «календарной границей года», после которой природа начинает готовиться к осени. Впереди – покос и жатва.
Республиканский праздник культуры кряшен «Питрау» проходит в с. Зюри Мамадышского муниципального района. А в нашем районе Питрау проводится на Лысой горе – Кашка тау на территории Багряжского сельского поселения
Питрау отмечается он в день памяти святых апостолов Петра и Павла. На Питрау с утра собирают целебные цветы и травы, а вечером во время гуляний выбирают себе невест и женихов. Традиционно считается, что семьи, зародившиеся под отблеск вечерних костров, будут очень крепкими. Питрау недаром называют «ночным Сабантуем» — начинается он ближе к закату солнца с традиционных скачек, затем основное действие плавно перемещается на главный майдан праздника, где выступают фольклорные коллективы, дарят подарки и звучат поздравления, адресованные кряшенам. По завершению торжественной части гости веселятся на площадках поляны.
Во время праздника устраиваются торгово-развлекательные подворья муниципальных районов Республики Татарстан и регионов РФ – мест компактного проживания татар-кряшен, проводятся традиционные спортивные соревнования и народные игры (перенос гири зубами, колка дров (семейные команды), прохождение по канату через речку и др.), конкурсы («Кряшен чибәре», «Красавица Питрау» и др.), концерты татаро-кряшенских фольклорных коллективов и звезд эстрады, открытие площадки знакомств, совершаются традиционные обряды и обычаи: подношение угощения земле-кормилице, встреча первых лучей солнца, ритуальные хороводы у ночного костра.
Чувашские праздники
Чуваши - народ тюркской языковой семьи. Основное вероисповедание большинства религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы чувашской традиционной веры, а также незначительное число мусульман.
Канаш (чуваш. Канаш) — деревня в Заинском районе Татарстана. Входит в состав Поручиковского сельского поселения. Основной народ – чуваши. Гулькино – деревня, где издревле основное население чуваши. В школе Гулькино дети с удовольствием изучают чувашский язык. Так же знакомят детей с историей чуваш, дети изучают обряды, традиции, культуру народа, что одевали, чем занимались в этих краях их предки.
Уяв (время появления всходов) — 19 июня. С появлением всходов наступала пора празднеств, свадеб, пений, хороводов, игрищ — уяв.
«Слово уяв буквально означает «соблюдение» (от уя «блюсти»)»
«Уяв» – это праздник весенне-летнего цикла. В его основе – общение, единение чувашского народа на основе исторических традиций, обращение к силам природы с просьбой богатого урожая, обильного дождя, хороводы и молодежные игрища. История проведения праздника «Уяв» восходит к языческим временам.
Начинается уяв с обряда жертвоприношения на учук.
Ичук — это не обряд и не божество, это место проведения обряда, посвященного Творцу и высшим благим силам. В то же время «в чувашских селениях существовал обычай встречи и проводов уяв. Для его встречи молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся к востоку от селения, и до позднего вечера водила там хороводы.
В деревню возвращались с песней уяв юрри, открывавшей пору молодежных гуляний и хороводов» (www.civnet.samara.ru). В песнях выражалась манифестация животворящих сил природы. Заметим, что у чувашей существовал запрет на исполнение песен уяв юрри в другое время.
Итак, в Заинском районе проживает множество национальностей, и каждая из них отличается национально-культурным богатством. Эти народы в разных регионах России живут в тесной связи друг с другом, что способствует развитию нашей страны. Поэтому очень важно в современном поколении воспитывать толерантное отношение к другим народам. Обще районные праздники, которые проводятся у нас служат этой цели. Ведь только наглядным примером можно зародить уважительное отношение к окружающим. Мы с учениками пришли к выводу, что все четыре праздника четырех народов перекликаются какими-либо элементами. Это происходит, потому что эти народы проживают в тесной связи друг сдругом, в мире и согласии. Эту работу мы завершили выполнением проектных работ. Ребятам очень понравилось добывать информацию, работать в группе, оформлять свою работу и защищать выступлением. Таким образом они поняли, что необходимо уважать национальные чувства других народов, жить в мире и согласии, проявлять дружелюбное, добрососедское отношение к людям других национальностей.
Источники:
https://zainsk-inform.ru/news/news/cem-budet-oznamenovan-2024-god-v-zainskom-raione
https://zainsk.tatarstan.ru/turism/history.htm
https://bdex.ru/naselenie/respublika-tatarstan/zainsk/
https://primpogoda.ru/articles/kazhdomu_polezno/svetlaya_pasha_primety_tradicii_obychai_prazdnika
https://zainsk-inform.ru/news/video-novosti/news-1709541135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы кружка"Традиции и обычаи народов России"
В рамках внедрения ФГОС II поколения мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка "Традиции и обычаи народов России". Презентация отражает деятельность э...
Традиции и обычаи казахского народа.
Традиции и обычаи казахского народа. Тема:«Утро на Джайляу»...
конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».
Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...
«Материнство в художественной литературе, на полотнах художников, в традициях и обычаях народов Кавказа».
Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству.Задачи: 1. Прочитать ...
Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе.
Рабочая программа внеурочной занятости «Праздники, традиции и обычаи народов России» в 1-4 классе, составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образов...
Традиции и обычаи моего народа
Информация этнокультурной составляющей...
Программа внеурочной деятельности "Традиции и обычаи народов России"
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования....