Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов "Богатырский турнир"
классный час (3, 4 класс) на тему
Образовательные задачи урока: дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях; показать храбрость, военные умения славян; познакомить с вооружением славян.
Коррекционно-развивающие задачи урока: обогащать словарный запас, развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.
Воспитательные задачи урока: воспитывать любовь к своей земле и чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyrskiy_turnir_-_vneklassnoe_meropriyatie_3-4_klass_-_kopiya.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов
Авт. Кравченко С.А. – учитель начальных классов ГБОУсош№242 Красносельского района СПб
Тема: «Богатырский турнир»
Образовательные задачи урока: дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях; показать храбрость, военные умения славян; познакомить с вооружением славян.
Коррекционно-развивающие задачи урока: обогащать словарный запас, развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь.
Воспитательные задачи урока: воспитывать любовь к своей земле и чувство патриотизма.
Оборудование:
- Выставка художественной литературы
- Набор для творчества
- Карточки с цифрами
- Электронная презентация «Богатыри земли русской»
- Электронная презентация «Герои нашего времени»
- Фонограмма песни «Богатырская сила» - авт. Н. Добронравов, комп. А. Пахмутова
- Фонограмма «Красный звон. Ростовские звоны»
- Грамоты участникам
Рекомендуемая детская литература для внеклассного чтения – составление литературно викторины.
- А. Нечаев. Былины. Издательство «Стрекоза» Москва2013г
- А. Нечаев. Былины. Издательство «Стрекоза-Пресс» Москва2017г
- А. Нечаев. Былины. Сказания о богатырях земли русской. Издательство «Самовар» Москва2013г
- А. Нечаев. Былины. Издательство «Малыш» Москва1984г
- А. Нечаев «Илья Муромец». Издательство «Детская литература» Москва1984г
- Н. Колпакова. Былины. Издательство «Художник РСФСР» Ленинград1973г
- Сборник «Былины, легенды, притчи». Издательство «ОЛМАМедиаГрупп» Москва2009г
- Сборник «Русские героические сказки». Издательство «Белый город» Москва2009г
- С. Куликова «Былины. Древнерусские повести». Издательство «Паритет» СПб2007г
- Сборник «Русские богатыри». Издательство «Детская литература» Москва2003г
- Сборник «Русские богатыри». Издательство «Оникс» Москва2008г
- Сборник «Герои русских былин». Издательство «Белый город» Москва2009г
- Н. Карнаухова «Русские богатыри». Издательство «Водолей» СПб1992г
Тип урока: комбинированный.
1
- Вступление.
Учитель: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас!
Отбросим печаль и восславим русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведём мы свою речь о мудрых и храбрых богатырях, преисполненных ратного духа, и пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству.
Сегодня в конкурсной программе «Богатырский турнир» участвуют мальчики …. класса. Встречайте!
(Объявляются Ф.И. участника и их порядковый номер.
Участники входят в класс)
Учитель: Сегодня на уроке пройдут богатырские состязания. Мы сможем увидеть, как участники готовы «постоять» за звание былинных богатырей. Наше состязание – это своеобразный богатырский поединок, только с друзьями-соперниками, врагов здесь нет. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали русские богатыри жизненные невзгоды. Удачи вам!
Оценивать вашу смекалку и находчивость будет многоуважаемое жюри:
(Представление жюри)
Учитель: Мы готовились к этому празднику, благодарим Центральную районную детскую библиотеку «Радуга» Красносельского района за предоставленные книги. Всем классом читали, обсуждали прочитанное. Первое испытание так и называется «Поведай историю старины глубокой». Наши участники это сделать должны выразительно и красноречиво.
1 испытание «Поведай историю старины глубокой»
(Отрывки участники учат наизусть,
рассказывают под презентацию «Богатырский турнир».
Жюри оценивает выступление.)
1 участник: «-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А поведём мы свою речь о мудрых, славных и храбрых богатырях. С древних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Русский богатырь - образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка.»
2 участник: «Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. Если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская!»
3 участник: «Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре. И был Святогор силой великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облака ходячие. Земля –матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалась.»
4 участник: «Выдержать Святогора могли только горы – вот там-то он и проживал. Хорош был Святогор, да только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без
2
истины сыт, без правды силён, я могуч, я велик, я богат и счастлив!» И народ стал его забывать. Нужен народу такой богатырь, чтоб Землю Русскую защищал, неправду не терпел. За обиженных вступался, а силой чуть больше человеческой обладал!»
5 участник: «И пришёл на смену Святогору – богатырю Илья – Муромец. Родился мальчик Илюша под городом Муромом, в селе Карачарове. Родился, занемог от болезни неведомой. «30 лет и 3 года ноги его нехожалые, руки недержалые». Но пришли к Илье Муромцу три странника, и обрёл он силу великую, богатырскую.– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки! Выпил Илья и почувствовал в себе силу богатырскую, силу земли, лугов, высоких лесов, хлеборобных полей.»
6 участник: «Побеждает Илья Муромец всегда, во всех боях да схватках. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от Соловья Разбойника, тот люд проезжий на дорогах сторожил, своим свистом покалечил немало. А Илье в бою смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития, но врагов бьёт беспощадно. На глазах врагов - в щепки дуб разлетается, соперника в воздух подбрасывает, тот сражаться отказывается.»
7 участник: «И был у Ильи – Муромца друг надёжный, бок о бок с ним воевали, от тягот русский народ спасали. Звали его Добрыня Никитич - сын рязанского воеводы. Богатырь умён, образован. Он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, на гуслях играет. Добрыня в тяжкой битве победил Змея Огненного и освободил из плена много людей русских и среди них племянницу Князя Владимира.»
8 участник: «Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырские заповеди : - Заповедь первая: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить. - Заповедь вторая: Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом сражаться, а любовью ту силу направлять, чтобы вверх над приятелем держать. - Заповедь третья: Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не погубить, чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.»
9 участник: «А третьего друга Алёшей Поповичем звали – поповский сын – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Алёша хитростью и смелостью победил "поганое чудо Тугарина Змеевича" притворился глуховатым, заставил Тугарина близко подойти, да и хлопнул "шапалыгою подорожною"
10 участник: «Есть былины о Микуле Селяниновиче – пахаре, крестьянине, что пахал, орал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей. На Руси орать - значить пахать, а крестьянина – оратаем называли. Уважал русский народ за трудолюбие Микулу. Носит он с собой «Тягу земную» в сумочке, как знак тяжёлого хлебопашеского труда. Хотел Святогор его сумочку поднять, да не смог. А Микула ему отвечает:
Я знаю свою правду – истину –
В том сила моя победная!
Не в забаву – игру трачу силу я
Я хлеб ращу, я народ кормлю» 3
11 участник: «Вольга́ Святославич — богатырь, умеет он понимать язык птиц и зверей. Чтобы снабдить дружину едой, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Подружился он с Микулой Селяниновичем, много добра народу делая.»
12 участник: Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович и ещё многие другие имена – богатство русского фольклора!
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Учитель: В чём секрет победной славы Героев истории нашей?
(В дружбе сила, в сплочённости)
Как на Руси называлось войско богатырское? (Дружина)
Собиралась дружина, когда Родина звала. Провожали воинов с молитвой, с родительским благословением. Был обычай и беды и радости великие встречать и провожать колокольным звоном. Едут богатыри, а над ними звенит – переливается в чистом воздухе колокольный звон.
Заповеди для детей
(Звучит фонограмма колокольного звона, родители говорят заветы.
Участники, приклонив колено, слушают)
- Семья это самое драгоценное, что есть у человека. Это родные и близкие люди, с которыми ты растешь и становишься лучше и мудрее с каждым днем. Цени свою семью. Будь благодарен им за то, что они есть.
- Люби и почитай мать и отца своего, ибо ты плоть и кровь их. Они всегда хотят только лучшего для тебя. Люби родителей.
- Старайся всячески выказывать уважение старшим за их участие в твоей жизни и за их советы и наставления. Уважай старших.
- Не обижай младших, ибо ты сильнее и старше их, а значит и мудрее. Старайся показать им своим примером как правильно себя вести. Поддерживай младших.
4
- Береги сестер и братьев своих. С ними ты растешь, с ними ты будешь делить и радости и горести своей жизни. Пусть у вас в доме будут только ваши игрушки, а не твои и его (ее). Этим ты покажешь свою любовь к брату и сестре.
- В жизни будет много трудностей, которые ты будешь преодолевать. Знай, что они уготовлены для тебя, для того чтобы ты многому научился и стал мудрее. Никогда не унывай.
- Учись, познавай, будь любопытным, тебя окружает такой чудный мир и в нем еще столько неразгаданных загадок. Будь любознательным.
Учитель: Собирайся, дружина. Отправляйтесь, воины, за победой и возвращайся с миром и достоинством!
- Испытание «Богатырская плясовая»
(исполняется танец под фонограмму песни «Богатырская наша сила»
Композитор: Пахмутова А., Автор текста Добронравов Н.
Жюри оценивает выступление)
Учитель: Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт – о чём идёт речь? (пословица)
Верно. Именно они станут предметом следующего испытания. «Марафон пословиц о смелости, силе, отваге». Кто больше назовёт – тот и победит!
- Испытание «Марафон пословиц»
(Домашнее конкурсное задание: участники находят пословицы о смелости. Рассказывают наизусть. Кто знает больше – тот и побеждает.
Жюри оценивает работу)
Учитель: Не только сила и отвага к победе ведут. «Сила уму уступает». «Умную голову – почитают смолоду» – говорил русский народ. «Без таблицы умножения пропадёшь – ЕГЭ не сдашь» – твердят учителя. Вот и проверим, как сложилась дружба с таблицей умножения.
- Испытание «Весёлые цифры»
(Каждый участник получает цифру от 0 – 9, учитель говорит примет из таблицы умножения, ответ которого нужно назвать составив его из карточек.
Жюри оценивает работу. )
Учитель: Живут ли богатыри в наше время? Участники получили домашнее задание: обратиться к газетам, журналам, интернету и выяснить кто герои наших дней.
- Испытание «Герои нашего времени»
(Участники собирают материал, учитель готовит презентацию по собранному материалу.
Жюри оценивает работу)
5
Учитель: Нашим участникам предлагаю заняться творческой работой – выполнить своими руками из набора для творчества оригинальный цветок. А в это время в литературной викторине проявят себя девочки нашего класса.
- Испытание для девочек «Викторина по былинам»
(Участники – мальчики приступают к творческому заданию, выполнения работы 5 -7 минут. Девочки участвуют в викторине.)
Вопросы для викторины:
- Известно, что русским народом придумано около 100 былин. Кому посвящена десятая часть всех былин? (Былины про Илью Муромца)
- Почему Илью прозвали Муромцем? (Недалеко от города Мурома, в селе Карачарове родился богатырь)
- Расскажите о первом подвиге Ильи Муромца? (Схватка с Соловьём - Разбойником)
- Святогор побратался с Ильёй. Как проходило братание воинов? (Обмен мечами)
- Назовите имя князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры – забавы? (Владимир – красное солнышко, Киев - град)
- В былинах, помимо богатырей – мужчин, есть женщины – богатыри. О ком идёт речь? (Три дочери Микулы Селяниновича: Василиса Микулишна, Екатерина, Настасья)
- Кто такие калики перехожие?
- Кто такие гусляры?
- Как выглядел богатырь, во что был одет? (Шлем, кольчуга, тегиляй, епанча)
- Какое оружие передавали от отца к сыну, носили в ножнах, чтоб не заржавело, на нём давали клятву, его почитали? (Меч)
- Почему в орнамент меча включены знаки растительности и животного мира? (Растительность – придавала силы, лечебные свойства, животные – свою силу отдают – верили на Руси)
- Какой символ на доспехах богатыря говорил о поклонении Богу Солнца – Яриле? Что это означало? (На щите изображали солнце: ослепляло противника, озаряла путь богатырю)
- Какое родовое дерево считается у богатырей? (Дуб. Символ могущества, силы. Дубовые листья и горсть родной земли брали с собой в поход)
- Убедите собравшихся, что былины необходимо прочитать каждому школьнику.
Учитель: Образ матери свято хранится в каждом сердце. Сражались за страну, родной дом, семью. «Признание в любви маме от сына» - так называется наш следующий конкурс. Оригинальные цветы, которые вы сделали своими руками – сумей красиво преподнести.
- Испытание «Цветок для мамы – признание в любви маме от сына»
Итоги: Жюри оценивает выступление, вручают грамоты, фото на память.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа для мальчиков "23 февраля"
Конкурсная программа для мальчиков "23 февраля"...
"Рыцарский турнир" конкурсная программа для мальчиков (4 класс)
В предверии Дня Защитника Отечества провела познавателльно развлекательное мероприятие для мальчиков "Рыцарский турнир".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420219","attributes":{"alt":...
конкурсная программа для мальчиков"Богатырские потешки"
поздравить пап, дедушек и мальчиков с наступающим праздником – Днём защитника ...
Конкурсная программа для мальчиков к 23 февраля
Конкурсная программа для мальчиков к 23 февраля состоит из позравления мальчиков и различных конкурсов между командами....
Конкурсная программа для мальчиков
Конкурсы для проведения праздника 23 февраля....
Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов "Богатырский турнир"
В игровой форме изучается история России, её фольклор, русские былины....
Конкурсная программа для мальчиков "Рыцарский турнир"
Конкурсная программа для мальчиков "Рыцарский турнир" к 23 февраля. конспект мероприятия...