Внеурочная деятельность как часть основной образовательной программы
статья на тему
Данная статья модет быть интересна учителям начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kak_chast_osnovnoy_obrazovatelnoy_programmy.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внеурочная деятельность как часть основной образовательной программы»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Учащийся должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения школьников в активную познавательную деятельность. Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.
Для этого нужно создать специальные условия для формирования «умения учиться», основой которого являются УУД.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность;
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы;
личностные, определяющие мотивационную ориентацию;
регулятивные, обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Значение универсальных учебных действий для обучения:
• Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».
• Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением
• Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности.
В соответствии с ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, духовно-нравственному и спортивно-оздоровительному.
Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации. Программа внеурочной деятельности детей - своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся.
Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях ФГОС, для реализации в ОУ рекомендуют следующие из них: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Примерный перечень форм внеурочной деятельности:
Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина "Что? Где? Когда?", вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум "Учись учиться", серия классных часов "Замечательные люди науки", "За страницами учебника"...
Проблемно-ценностное общение: встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы – посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под разными рубриками, дискуссионные игры "дебаты", "третейский суд", "дискуссионные качели"…
украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремёсел …
Социальное творчество: школа актива, сбор лекарственных средств, акции милосердия и благотворительности, праздник игры и игрушки для малышей, акции солидарности, вахта памяти, "живая" газета…, Красная книга твоего края,
Общекультурное творчество: бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея", прогулки в городе и за городом, вечер поэзии, "девичник" и "мальчишник", "сюрпризы дружбы", "конверт откровений", психологические игры и тренинги…
Спортивно-оздоровительная деятельность: День здоровья, туристический слёт, турпоход, "День бегуна", "Весёлые старты", "Вечер комических эстафет", "Малые Олимпийские игры", устный журнал "Спортивный калейдоскоп", "Турнир рыцарей", "Спортивный "Огонёк", "Школа здорового образа жизни"…
Можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель "школы полного дня";
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
модель сетевой организации (на основе сетевого взаимодействия ОУ разных типов и видов);
модель ресурсного центра (на основе муниципального ресурсного центра, в качестве которого может выступать любое образовательное учреждение, располагающее необходимыми и достаточными условиями)
инновационно-образовательная модель.
Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется на основе оптимизационной модели.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения.
Формирование УУД в рамках надпредметных программ
Дополнительное образование осуществляется на базе собственных ресурсов школы. Система дополнительного образования доступна учащимся всех категорий и позволяет создать условия для удовлетворения их познавательных потребностей, используя, в том числе, научно-культурный потенциал города.
На основе сотрудничества всех участников образовательного процесса в школе реализуются надпредметные программы:
«Умници и умницы», «Занимательная информатика», «Занимательный английский» и «Юный исследователь», которые ориентированы на:
• достижение высокого уровня освоения учащимися учебно-исследовательских умений;
• личностное саморазвитие учащихся;
• взаимодействие в режиме сотрудничества всех субъектов образовательного процесса;
- Развитие креативного и рационального мышления, образовательной компетентности.
Программы «Я - гражданин», «Экологический клуб» направлены на формирование гражданской идентичности, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение к истории, приобщение к культурным ценностям своей Родины, воспитанию бережного отношения к природе.
Формирование УУД в рамках надпредметных программ
Программа | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
«Умники и умницы», «Занима-тельная информа-тика», «Занима-тельный англий-ский», «Юный исследова-тель». | интерес к новому, стремление к самоизме-нению – приобретению новых знаний | умение организовать свою деятельность, способность принимать и сохранять цели, умение планировать свою работу, составлять план и последователь-ность действий, умение выделять трудности в работе | развитие познаватель-ных интересов и мотивов, любознательности, творчества, применение методов информационного поиска и отбора информации | постановка и формулирование проблемы, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свое предложение, владение монологической и диалогической формами речи, публичная презентация и защита проектов |
«Экологи-ческий клуб» | повышение самооценки в результате продвижения по Лестнице Успеха, ориентация на успех, на достижение цели, воспитание позитивного отношения и деятельност-ной активности по отношению к себе как к человеку берегущему природу. | развитие прогностических навыков, развитие способности самостоятельно решать проблемы, осуществлять выбор необходимой литературы и источников информации | приобщение детей к чтению, добыванию новых знаний из разных источников, формирование умения работать со словарями, умение оперативно находить информацию, построение речевых высказываний, рефлексировать собственное поведение. | диалоговый характер обучения, совместная деятельность, овладение монологической и диалогической формами речи, публичная презентация проектов. |
«Я- гражданин» | чувство патриотизма, уважение к истории, культурным и историческим ценностям, уважение и принятие других народов, толерантность, уважение и доброжелательное отношение к окружающим, | умение адекватно оценивать собственные поступки и поступки сверстников, | знание государственной символики, государственных праздников, изучение культуры своего края, культуры других народов, развитие любознатель-ности творчества, развитие познавательной инициативы | умение договариваться в ходе выполнения задания, взаимоконтроль и взаимопомощь |
Многообразие форм обучения и воспитания порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.
Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности
Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельно...
Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы
В своей статье хотелось сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы, которая активно используется...
Организация досуговой деятельности за рамками основной образовательной программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Организация досуга за рамками основной образовательной деятельности"...
презентация квалификационной работы "Разработка единого плана внеурочной деятельности, интегрирующего обучение по образовательной программе начальной школы и программе для учащихся с ОВЗ"
презентация квалификационной работы по результатам прохождения курсовой подготовки...
«Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»
Статья «Моделирование взаимосвязи урочной и внеурочной работы в рамках основной образовательной программы начального общего образования»...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Развитие речи» для обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС, как часть адаптированной основной образовательной программы НОО (вариант 5-2) 1-4 классы
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА«Развитие речи»для обучающихся в общеобразовательном учреждениив условиях ФГОС, как часть адаптированнойосновной образовательной программы НОО(вариант 5-2)1-4...