Внекласное мероприятие в 4 классе
методическая разработка (4 класс) на тему

Трифонова Лариса Николаевна

Данный материал помогает учащимся понять смысл понятия "корруция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._meropriyatie.docx381.59 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 4 классе

Тема: «Без коррупции с детства. Зачем человеку быть честным?»

Цель: воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции; способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.

Задачи:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
  • Формировать у детей представление о честности  (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
  • Формировать мотивацию к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам общества.
  • Побуждать детей к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
  • Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.

ТСО: мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Наглядная  агитация:  плакаты, рисунки учащихся, цитаты по теме:

“Ложь ...приносит всегда вред в окончательном результате”

Н.Г. Чернышевский.

“Правда — воздух, без которого дышать нельзя”

И.С. Тургенев.

 

Ход мероприятия

-  9 декабря -  Международный День борьбы с коррупцией. Слышали такое слово?  Где?

(По телевизору, родители дома обсуждали) А как вы понимаете это слово?

             Ученик 1- Слово детство понимаю, а что такое коррупция?

Ученик 2 – По - моему что-то с деньгами связано…- …это раздел экономики!

Ученик 3- Ты что? Нет, это что-то другое…

Ученик 4 - А я подготовилась! Коррупция обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Ученик 1- Получается это преступление?

Ученик 4- Вот именно преступление! В большинстве Европейских стран коррупция вообще относится к УГОЛОВНЫМ преступлениям!
И я знаю, как это слово переводится. С латинского «растлевать». Вы вслушайтесь в это слово –     «Р А С Т Л Е В А Т Ь ».

Мальчик  с телефоном.   - О, а я тут как раз в Интернете сидел, нашел подходящий ролик! мультик про коррупцию.    - Давайте посмотрим!

(На экране проектируется «Мультик про коррупцию» - это что же получается? Коррупция везде??)

Ученик 3- Я знаю такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности.
- к сожалению, знакомая моей мамы долго не могла устроиться на работу по этим же причинам.

Ученик 2- А я не понимаю, почему за многие бесплатные по закону услуги, мои родители вынуждены платить?

Ученик 1- Да, это совсем недетские вопросы.

- но мы видим – наша страна УСТАЛА!

- Уважение и правда - вот наши ИДЕАЛЫ!

- Нечестность и коррупция давно стали НОРМОЙ!

  Ведущий: -Коррупция-это использование своего положения в целях личной выгоды.              (Взятка, подкуп, растрата денег)

-Коррупция –это хорошо или плохо?

-А вот чтобы ответить на этот вопрос мы с вами посмотрим сценки.

Сидит за столом Доктор Айболит. Вбегает Мартышка.

Мартышка: Беда! Беда! Скорее! Скорее! Спасите! Спасите!

Айболит: Не торопись, Мартышка, расскажи все по порядку.

Мартышка: Беда! В Африке все наши детишки заболели! У них болят животики!

Айболит: Да, это скорее всего эпидемия! Ну что же, подумаем, как можно решить этот вопрос.

Мартышка: Что же тут думать, полетели скорее В Африку!

Айболит: Вы знаете, Мартышка, во-первых, у меня нет времени. Во-вторых – нет лекарств. И в- третьих – нет денег, наконец!

Мартышка: Ужас! Ужас! Ужас! Что же будет с нашими детишками? А ничего нельзя придумать,   Доктор?

Айболит: Можно! Соберите мне одну грузовую машину бананов, тогда я вылечу ваших детишек.

Мартышка: Доктор Айболит! Вы же добрый Айболит! Как мы соберем столько бананов, ведь у нас дети больные?

Айболит: Ничего не знаю, или бананы, или я не буду их лечить!

Ведущий: Ребята,  вы посмотрели сюжет из знакомой сказки, но на новый лад. Вам понравился этот Доктор Айболит?                                                                                                                      Айболит не хочет лечить, пока ему не соберут бананы. Вот это называется коррупция – взятка. Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и прав в целях личной выгоды, которое противоречит законодательству, то есть закону.  Айболит поступает противозаконно.                                                                                                                                          Посмотрим вторую сценку.

Около теремка сидит мышка-норушка. Бежит  Лягушка- квакушка.

Квакушка: Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Мышка: Я, Мышка – норушка, а ты кто?

Квакушка: А я Лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить.

Мышка: А у тебя есть деньги, 30 долларов?

Квакушка: Мышка, ты что? В сказке мы здесь живем бесплатно!

Мышка: Раньше жили, а теперь не живем! Или плати, или уходи!

Лягушка-квакушка плачет и уходит. Входит Медведь.

Медведь: Мышка – норушка, ты заплатила мне за то, что здесь стоит твой Теремок?

Мышка:  Мишенька , я ведь заплатила налоги!

Медведь: ну и что. Плати или я сломаю Теремок!

Мышка: Сейчас, сейчас… ( достает деньги и платит)

Ведущий: Ребята, в этой сценке мы тоже столкнулись с коррупцией. Понравилась вам Мышка?      ( ответы детей) А Медведь? ( ответы детей) Жалко ли вам Лягушку? ( ответы) Мышка пользуется тем, что первая нашла Теремок, и начала брать деньги за проживание. Она воспользовалась своими полномочиями и совершает поступок, противоречащий моральным установкам. Медведь тут в роли рэкетира, то есть вымогатель с применением угроз.

  Посмотрим третью сценку.

Едет Емеля на печи. Входит, Дядя Степа – милиционер.

Дядя Степа: Старший инспектор ГИБДД – Дядя Степа! Ваши документы?

Емеля:  Пожалуйста, пожалуйста!

Дядя Степа: Есть аптечка?

Емеля: Есть, вот, посмотрите.

Дядя Степа: Почему не пристегнут?

Емеля:( смеется)  Ха-ха-ха! Как же тут пристегнуться, ремня то нет!

Дядя Степа: Непорядок! Ну как, будем протокол составлять?

Емеля: Может не надо?

Дядя Степа:  Надо! Порядок есть порядок. Надо пристегивать ремень всегда, для безопасности.     ( Кашлянув в сторону) Ну есть, конечно, один выход…

Емеля: Какой такой выход?

Дядя Степа:( отводит в сторону и шепотом говорит) 500 рублей заплати…

Емеля: Да ты что, нет у меня таких денег. А, хотя, попрошу у щуки…

Ведущий:   Правильно поступил Емеля? ( ответы детей) А Дядя Степа? ( ответы детей) Да, ребята, Емеля нарушил правила дорожного движения. А Дядя Степа воспользовался  служебными обязанностями в свою пользу – вместо того , чтобы наказать правонарушителя, взял от него взятку. А если каждый человек будет нарушать правила, то на дорогах будет беспорядок!

Давайте сделаем вывод. Коррупция – это плохо! Это противозаконно!

-А какие положительные качества в людях могут противостоять коррупции? (честность)

Человек должен  быть всегда честным. Вы согласны?

-Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

                ложь - ……….                    нечестность - ……….

- Сегодня мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.

Готовясь к этому разговору, мы  провели анкетирование.

Первый вопрос  звучал так:  Что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос:  Всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос : Какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал?              Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: Какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: Хотели бы вы поговорить на эту тему?         Большинство ответили положительно.

    По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос:   Зачем человеку быть честным?

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в  словаре (дети объясняют)

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то.

Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду.                

 Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом.

-Иначе говоря: (слайд )

Честность — это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

-Давайте послушаем одну историю.

                                                             

“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся: Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, — говорит первый, — будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.

А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам.

Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож: идет.

Нет, говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

 Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

 А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него мама, да и простила. 

Ведущий: Ребята, в чем суть этого рассказа?

Ученик: Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.

Ученица: Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.

-А следующее задание называется «Собери пословицу». (слайд)

Вам необходимо соединить данные фразы

так, чтобы получились пословицы и  объяснить, как вы их понимаете.

Кто правдой живёт,                     что дрова руби.

Правду говори,                               да не всяк её творит.

Всяк правды ищет,                     тот добро наживёт.

- Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

-А какие еще пословицы вы знаете? (ответы детей)

Однажды солгал - навек лгуном стал.

Иной так соврет, что сам себе поверит.

Меньше врется — спокойней живется.

 Мир правдой держится.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 

Тайное всегда становится явным.

Страх по пятам за неправдой ходит. 

Кто вчера солгал, тому  и завтра не поверят.

Как бы ни пряталась ложь, правда  ее отыщет.

 Маленькая ложь за собой  большую ведёт.

 Ложь дружбу губит.

Творческое задание «Честные люди» (слайд)
На экране рисунки представителей разных профессий.

 Вы должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво.( Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.)

Анализ ситуаций. «Волшебный сундучок»

- В сундучке  случаи, которые возможно, могут происходить или происходили в жизни детей. Ваша задача – найти выход из сложившейся ситуации. Как поступить?

-Представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Ведущий: Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным .

- Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

-промолчите;

-поссоритесь;

-поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком , настоящий друг должен говорить правду.

- Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?  ( Нельзя брать чужое.)

 Заключительная часть  

-Честность, правдивость  всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье  приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.

Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду — потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот.

-Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

-Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

- А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране?         (да очень нужны, об этом  часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях )

 - Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

-И сегодня  мы  дарим вам такие солнышки. Это солнышки правдивости. У него, как вы заметили, нет лучиков. Всякий раз, когда вам  захочется, кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисуйте к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам мы подсчитаем , сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.

Песня «Дорогою добра»

-Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.

Рефлексия  -На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.(по  цепочке выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»   В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/346/3346535_professii_4.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/346/3346543_professii_12.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/346/3346547_professii.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/346/3346544_professii_13.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/0/apps/3/346/3346539_professii_8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внекласное мероприятие" здравствуй, зимушка, зима"

Мероприятие проходит в игровой увлекательной форме. Много познавательного и интересного материала. Ученики приобщаются к музыке,к чтению книг, к бережному отношению к природе....

внекласное мероприятие к 12 апреля для учащихся начальных классов "Путешествие к планетам"

Тема:   Путешествие к планетам. Цель: 1. Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Дать навыки доброты, чувство любви к людям, а также уважению к старшим. ...

Внекласное мероприятие по русскому языку в 1 классе "Весёлая грамматика"

Эта разработка - викторина по русскому языку для учащихся 1-ых классов....

Внекласное мероприятие, посвящённое великой Отечественной Войне 1941-1945 года для 2-3 класса

Цель: воспитание патриотизма, сострадания. Подготовлена презентация....

Внекласное мероприятие "Масленица" 1 класс

Цель:знакомство с  традициями своего народа, историей  славянских обрядов, развитие творческих способностей каждого ребёнка, воспитание любви и уважения к традициям, семье, родному язы...

Внекласное мероприятие в 3б классе "Зимующие птицы"

Обобщить и закрепить представления детей о  зимующих птицах, условиях их жизни.  Роль человека  в жизни зимующих птиц....