Работа классного руководителя с семьей «В начале пути…»
учебно-методический материал на тему

Cущенко Татьяна Викторовна

Материал для педагогов начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_semey._v_nachale_puti_.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» https://sites.google.com/site/klybnayka

Работа классного руководителя с семьей «В начале пути…»

Номинация «Работа с родителями»

Сущенко  Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Школа № 135 г. Нижнего Новгорода

Уважаемые коллеги!

Несомненно, все мы, педагоги, понимаем, что взаимодействие семьи и школы необходимо для всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.

Конечно же, семья располагает большими возможностями для правильного воспитания детей. Но они не всегда умело реализуются родителями. Успех семейного воспитания обеспечивается особенностями отношений детей и их родителей. В роли организатора семейного воспитания выступает школа. Но какое бы большое место не занимала в жизни детей школа, главная ответственность за их воспитание лежит на родителях. Они лучше знают особенности своих детей, имеют значительно больше возможности влиять на них.

В основе любого взаимодействия лежит реализация потребностей его участников, достижение единой цели. Целью работы любого педагога является воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, сохраняя здоровье ребенка. Естественно, любой родитель добивается того же самого. В этом наши интересы со многими родителями совпадают. К сожалению, не со всеми.

 Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в случае, если они станут союзниками. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. В таком союзе важнейшая роль принадлежит родителям. Из  своей практики взаимодействия семьи и школы  можно выделить серьезную проблему: в настоящее время происходит отстранение семьи от интересов ребенка и от школы.  Чаще всего родители заняты зарабатыванием денег. Некоторые считают: ребенок сыт, одет, обут – а это главное. Несомненно! Но суть воспитания не в этом. Есть еще жизнь в обществе, за пределами семьи. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

На сегодняшний день одной из основных социально-образовательных проблем является отчуждение родителей от школы, от проблем ребенка.

Родители являются первыми педагогами ребенка. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на жизнь в обществе. Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги  и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы работы. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним, а именно классным руководителям.

Основной задачей классного руководителя является создание условий для свободного развития физических и духовных сил ученика, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защита от неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Поэтому  первое место в работе классного руководителя отводится проблемам физического и психического здоровья, поскольку именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и уровень его общего развития.

Второй аспект в работе классного руководителя – это семья ученика, семейное воспитание.

Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя и родителей, суть которого заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств личности.

Цель такой работы – создание условий для сотрудничества родителей и школы в деле развития личности ребенка на основе единой педагогической позиции.

Всю работу с родителями можно структурировать в следующую схему.

         1 шаг

Знакомство с семьей.

2 шаг

Планирование деятельности.

3 шаг

Работа с семьей.

4 шаг

Подведение итогов.

Рассмотрим более подробно каждый из представленных этапов работы.

1 шаг – Знакомство с семьей.

          Работа с родителями начинается с тщательного изучения семьи.

Цель данного этапа: изучение условий семейного воспитания, воспитательного потенциала семьи; изучение особенностей личности ребенка и его родителей. Задачей учителя является собрать как можно больше сведений о семье и ребенке, которые могут быть полезными в деле воспитания учащихся.

Какая информация нужна педагогу?

  1. Состав семьи, категория, образование родителей.
  2. Традиции семьи.
  3. Материально-бытовые условия жизни ребенка.
  4. Состояние здоровья ребенка.
  5. Взаимоотношения в семье: кто больше занимается воспитанием ребенка, отношения ребенка к членам семьи.
  6. Занятия и поручения ребенка дома.
  7. Интересы ребенка, любимые игры.
  8. С кем дружит?
  9. Как заботятся родители о своем ребенке?
  10. Выполнение режима дня и контроль за его выполнением со стороны родителей.
  11. Наличие библиотеки, ее состояние.

Вашему вниманию мы можем предлагаем такую анкету:

Анкета для родителей.

  1. Ваши Ф.И.О., возраст.

Отец_________________________________________

Мать__________________________________________

  1. Ф. И. О. , дата рождения ребенка:_____________________________
  2. Другие дети (Ф. И. О. , дата рождения ребенка, где обучаются):

    4. Домашний адрес, телефон, (в случае несовпадения с местом фактического проживания, укажите адрес регистрации). __________________________________________________________________

 5. Состав семьи (полная, разведенная, одинокая мать, одинокий отец, отчим, вдова, вдовец) подчеркнуть и указать, с кем проживает ребенок.___________

  6. Род занятий родителей, образование, профессия, место работы, адрес, телефон (домашний, рабочий):

  7. Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка? (мать, отец, бабушка, дедушка) _____________________________________________________________

  8. Тип наказаний: осуждение, беседа, лишение удовольствий, физическое воздействие (иногда систематически), иное ___________________________

    9. Тип поощрений: словесное, подарок, иное __________________________

   10. Посещал ли ребенок дошкольное учреждение? Да, нет.

С какого возраста? ________ до какого возраста? _________
Реакция на д/сад: испугался, проявлял интерес, переживал, не отпускал маму, плакал, иная реакция ____________________

  1. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка:

___________________________________________________________

  1. Есть ли у Вашего ребенка друзья? Приходят ли они к нему домой?

     

 13. Какие игры предпочитает ребенок? Подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные.

14.  Ваш ребенок идет в первый класс.

Знает ли он буквы? Да, нет, __________________________

          Знает ли он цифры? Да, нет _________________________

        Умеет ли читать? Да, нет. (бегло, целыми словами, по слогам, по буквам, знает буквы, но не сливает). ___________________

          Умеет ли  считать? Да, нет. (до ___, складывает в пределах 5, 10, 20).

Пересказывает ли сказки? Да, нет. (дословно, своими словами, кратко).

 15. Какие другие сведения о Вашем ребенке хотели бы Вы отметить?________________________________________________________.

Для сбора информации используются различные методы и формы: наблюдение, посещение семей на дому, анкетирование, беседы, родительские собрания.

В завершении данного  этапа учитель  анализирует, обрабатывает полученные данные по каждой семье, составляет целостное представление о семьях класса.

         2 шаг – Планирование деятельности.

После знакомства с семьей, изучения условий семейного воспитания классный руководитель планирует свою деятельность.

Классный руководитель может составить отдельный план по работе с семьей или включить его в общий план воспитательной работы.  План должен выступать средством повышения качества воспитательной работы классного руководителя. Он  должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Планирование может быть краткосрочным или долгосрочным и  составлено на определенный промежуток времени или  год. Чтобы план был «действенным», необходимо делать пометки о выполнении намеченного, вносить коррективы.

 Мы можем предложить такую структуру плана:

План работы с родителями.

Мероприятия.

Дата.

Задачи.

Предполагаемый результат.

Достигнутый результат.

Участники.

Ответственные.

При наличии положительных тенденций семейного воспитания учитель предлагает кандидатуры родителей для родительского актива класса, родительского комитета школы. Конечно же, такая «должность» не может быть навязана родителям и принимается ими только по желанию.

Характер взаимодействия педагогов  с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы, класса.

К выявленным проблемам в семье и индивидуально у ребенка классный руководитель должен подходить дифференцированно. Поэтому выделяются такие направления работы:

  • Учитель намечает темы родительских собраний.
  • Прогнозирует, с кем из родителей провести индивидуальные консультации.
  • Привлекает к проблемам семьи и ребенка специалистов: психологов, логопедов, воспитателей, школьного врача, учителей-предметников, социального педагога.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной при условии, если все настроены положительно на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

     3 шаг - Непосредственная работа с семьей, взаимодействие с родителями.

Содержание работы на данном этапе определяется задачами и    выявленными проблемами.

  • Организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

Педагоги школы проводят консультации родителям по организации здорового быта в семье, благоприятного микроклимата во взаимоотношениях родителей и ребенка, организации учебного процесса с соблюдением здоровьесберегающих технологий.

  • Включение родителей в совместную со школой воспитательную деятельность детей.
  • Проведение мероприятий общего досуга.
  • Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей.

Педагогами школы организуются тематические беседы, оформляются информационные уголки, проводятся индивидуальные консультации.

  • Оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  • Формирование партнерских отношений в сфере материально-финансовой деятельности.

Для того, чтобы воспитательная работа  с семьей была эффективной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, выбор благоприятно действующих форм общения.  В практической работе с родителями классные руководители используют коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и в другом случае, реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Все выделенные формы работы эффективны, применяются в зависимости от ситуации. Некоторые виды работ представлены вашему вниманию во второй части брошюры. Помимо родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед, широко используются:

- практикумы для родителей,

- совместные внеклассные мероприятия и выезды с детьми,

- работа с родительским комитетом.

Такие формы очень популярны во всех классах, так как они интересны самим родителям. Роль родителей здесь не пассивна, а активна.

               4 шаг – Подведение итогов.

На данном этапе происходит анализ совместной деятельности учителя и родителей по реализации эффективного взаимодействия (достигнуты ли цели, задачи, какие методы и формы оказались наиболее плодотворными, каковы результаты работы), рефлексия учителя как классного руководителя (насколько хорошо сработал педагог, что удалось, не удалось, причины, пути решения), планирование дальнейшей деятельности (корректирование деятельности).

Анализ собственной педагогической деятельности необходим. Без него трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми и их родителями - «свою педагогику». Каждый ученик, семья индивидуальны и «педагогика» - это не «книга готовых советов», которые можно применить каждому.

Необходимо помнить, чем бы не занимались родители, кем бы ни были они по специальности, они всегда педагоги, всегда воспитатели своих детей. А любовь и уважение родителей, готовность следовать совету педагог завоевывает,  прежде всего, своей добросовестной работой, чутким отношением к своим воспитанникам. Вдумчивый и серьезный педагог, откликающийся на нужды и потребности детей, всегда найдет путь к сближению с родителями и установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых линий воздействия на ребенка.

 Практические материалы педагогам

Тематика родительских собраний

1 класс.

1. Ребёнок идет в школу. Проблема переходного периода от дошкольного детства к статусу ученика.

2. Режим дня первоклассника.

3. Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться. Трудные вопросы программы и пути их преодоления.

4. Любовь к чтению – залог успешной учебы. О привитии интереса к книге, необходимости учиться грамотно читать и работать с книгой.

5. Воспитание и родительское время.

6. Влияние здоровья школьников на их работоспособность и успеваемость.

2 класс.

1. Вот и стали мы на год взрослей. Проблемы и задачи второго года обучения.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

3. Авторитет взрослого в семье. Как он сказывается на воспитании ребёнка. Необходимость участия обоих родителей в становлении личности ребенка.

4. Поощрение и наказание, их роль в воспитании детей.

5. Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника.

3 класс.

1. Система в обучении и воспитании – залог успешной учебы  и формирования высоконравственной личности.

2. С кем дружит ребенок. Нужно ли выбирать товарища своему ребенку, умеет ли мой сын быть надежным другом, интересно ли ребятам с ним?

3. Добро должно быть с кулаками? О проявлениях жестокости. Пример родителей в формировании отзывчивого и доброго человека.

4. Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи.

5. Воспитание природой. Итоговая встреча по окончании учебного года, рекомендации к летнему отдыху.

4 класс.

1. Скоро в 5 класс. О проблемах и задачах переходного периода из начальной школы в среднюю.

2. Самостоятельность как проявление взросления. На каком этапе следует приучать ребенка к самостоятельности. Доверие и контроль со стороны взрослых.

З. Преемственность между начальной и средней школой.

4. До свидания, начальная школа! Праздник прощания с начальной школой.

Советы психолога

при проведении родительских собраний

  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека – его имя. Обращайтесь к родителям по имени, отчеству.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируется обсудить (вариант: в письменном приглашении родителям укажите тему встречи).
  • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. (О хорошем расскажите при всех, о плохом – наедине).
  • Оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
  • Будьте конкретны. Не создавайте у родителей ощущения, что их ребенок - «плохой ученик». Предлагайте решения.  
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • Родитель должен уйти с собрания с мыслью, что он может помочь своему ребенку.
  • Поблагодарите родителей за участие и совместную работу.

Не стоит!

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее собрание (также, как и нельзя, осуждать отсутствующих родителей в присутствии других).
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Как стать чутким родителем, близким другом ребенку

  1.  заповедей Марии Монтессори
  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10.  Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  11.  Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12.  Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  1.  Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
  2.  Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  3. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  4. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  5. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  6. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  7.  В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

10 заповедей Януша Корчака

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Литература.

  1. Арнаутова Е.П, Иванова Е.М. Общение с родителями: зачем? как? -., 1993.
  2. Безруких М.Н., Ефимова С.П. Ребенок идёт в школу. – М., 1996.
  3. Безруких М.Н. Проблемные дети. – М, 2000.
  4. Буцева К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей // Методист.№ 7, 2006.
  5. Воспитание. Подготовительный класс: Учеб.-метод. Пособие для учителей и воспитателей// Под ред. М.П.Осиповой – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.
  6. Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград, 2006.
  7. Настольная книга классного руководителя / Сост. В. А. Березина, Л. И. Виноградова; Под ред. В.А. Березиной –М., 2003.
  8. Настольная книга учителя начальных классов. / Авторы-составители Л. С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева – Ростов н/Д., 2001.
  9. Модестова Т.В.Скоро в школу//Рекомендации для детей и родителей детей. – СПб., 2005.
  10. Монина Г.Б, Панасюк Е.В. Предшкольный бум, или что нужно знать родителям будущего первоклассника. – Екатеринбург, 2007.
  11.  Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2001.
  12.  Сердюкова О.В. Тренинг эффективного взаимодействия родителей и ребенка // Методист № 1, 2006.
  13.  Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко.  – Волгоград., 2007.
  14. Петрынин А.Г., Цилуйко Р. М. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучных семей – М, АПК и ПРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с семьей

В статье описаны формы и методы работы с родителями в школе, методика проведения, виды и подготовка родительского собрания....

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

В статье рассматриваются основные направления и формы работы классного руководителя....

Образцы документов работы классного руководителя с "семьями группы риска"

Представлены образцы: Беседа классного руководителя с родителями;  Лист контрольного посещения семьи; Уведомления родителям....

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей.

Классный руководитель при работе с семьей может  использовать комплекс традиционных  методов психолого-педагогической диагностики. Виды диагностики:-предварительная (необходима при знак...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...