конференция
статья по теме

Живаева Валентина Александровна

воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_132.rar218.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников во внеклассной работе.

Студентка: Живаева Валентина Александровна

Руководитель: Яковлева Тамара Михайловна

Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Мы понимаем, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого ребенка  в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Будущие  учителя начальных классов осознают, что отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания детства: колыбельная песня матери, сильные руки отца, подбрасывающие малыша к потолку, мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые воспоминания детства часто спасали в самых страшных жизненных испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага.

Хотелось бы напомнить, что любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства. Оно способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества.

После того как мы  вышли на практику2Показательных уроков», нам стало более понятным, что, придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это «кусочек» той страны, где живет ребенок.  

Родина для ребенка — это то, что его окружает: двор, в котором он играет с друзьями,  улица, на которой стоит его дом;  город, в котором он живет, с которым связаны воспоминания о праздниках, событиях, путешествиях и поездках.  Отношение к своему двору, своей улице, своему городу (поселку, деревне), обогащаясь и расширяясь, перерастает в отношение к своей стране.

Патриотизм — категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая патриотизм, мы формируем у детей отношение к труду как ценности, приучаем к физическим и духовным усилиям, воспитываем ценные трудовые мотивы такие как: забота,  долг,  ответственность. Именно в труде материализуются отношения детей к близким, дому, природе, людям,

Сколько гордости за свою Родину содержит только одно название. Патриотизм- это не просто слово, за ним стоит нечто большее. Каждый из нас сам решает, что скрывается за ним. Некоторые говорят, что это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Другие считают, что патриотизм - это готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины; убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился. Существуют и   иные толкования этого слова, но все они лишь дополняют друг - друга. Родине.

Готовясь к выступлению было изучено большое количество различной литературы, опыта учителей, наблюдений в ходе практики, и мы пришли к выводу, что последовательное, поэтапное формирование всех названных отношений составляет содержание патриотического воспитания. Все эти отношения фокусируются в понятии, которое называется патриотизмом.

Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма имеет внеклассная работа учителя начальных классов.  Об одной из мною изученных разработок внеклассного мероприятия   я хочу вам рассказать.

Его целью стало формирование у школьников патриотической позиции. Воспитание  любви  к Родине, гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне. Форма проведения была определена, как – классный час. Используемые методы и приемы представлены на слайде. При проведении данного классного часа потребуется следующее оборудование. На слайде представлено содержание кл.ч.

На этапе определения темы, обучающиеся в ходе беседы с учителем, узнают цель и тему внеклассного мероприятия. На столах у всех  обучающихся  лежат салфетки, о них разговор пойдет в завершении классного часа.  Далее учитель ведет беседу в ходе, которой ребята узнают о том, что после объявления войны, в  домах  остались одни женщины и дети. Детям пришлось взрослеть намного раньше своих лет, потому, что надо было помогать взрослым во всех делах.

Предлагаю вашему вниманию рассказ об одном из таких детей, рассказ о тринадцатилетнем мальчике Жени.

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.

Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.

Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

Далее учитель продолжает  беседу, задаются различные вопросы. Вот к примеру один из таких:

     - Скажите, пожалуйста,  а как выдумаете, что ждали в те трудные дни с фронта, все кто трудился в тылу?

Ну, конечно же, писем от отцов, братьев и сыновей. Эти редкие письма- треугольники давали им надежду снова увидеть своих родных. И, конечно же, они сами писали письма.

Одно из таких писем прошу вас прослушать.

      «Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee  возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тeбе. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя. «Твой сын Женя»

       Война не щадит ни кого, ни взрослых, ни детей. Много детей оказалось на захваченных фашистами территориях,  и это было страшно.

В заключении внеклассного мероприятия идет просмотр видеоролика «Дети и война».

Затем, возвращаемся к бумажным салфеткам, что лежат на столах, о которых шел разговор в начале урока. Учитель просит запустить их в воздух в знак того чтоб на нашей планете над головами детей кружились только бумажные самолетики.

Тема патриотизма во все времена являлась актуальной, так как она, несомненно, связана с понятиями «родина», «любовь», «честь», «достоинство». Советская Армия служила своему Отечеству не за деньги, а для ее защиты! Массовый героизм на фронте и великий подвиг тружеников тыла явились глубоким выражением беззаветной преданности Родине, своему народу. Для советских людей духовная стойкость не была отвлеченным понятием, а была сутью их героического бытия. Человек, способный к мужественному, героическому поступку был не кем-то особенным, а абсолютно  обычным человеком, таким же, как сотни других. Так почему же сейчас, в мирное время мы забыли о чувстве долга, о преданности своей стране. Для того чтобы такое явление встречалось, как можно реже, тема патриотизма и поднимается еще на одной из первых ступенях обучения.

В завершении  своего выступления, мне хочется сказать: давайте будем ценить то, что нам выпало жить в мирное время, и будем благодарны тем, кто воевал за этот мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конференция

Урок-игра по правам человека,4 класс ...

Дипломы для школьной конференции

Дипломы к школьной конференции: учащимся, педагогам...

Урок конференция по окружающему миру.

Урок учит детей работать с разными источниками информации, рассуждать, быть коммуникабельными. ...

Презентация к научной конференции "Тайна имени"

Данная презентация кратко передает содержание исследовательского проекта, выполненного учащимся 3 класса кузнецовым Сергеем...

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"

Благодарность за достижение высоких результатов в заключительной районной научно-практической конференции "Мой край в судьбе России"...

Конференция на тему: ЗОЖ для учащихся начальных классов Конференция «Мы за здоровый образ жизни» Автор: Захарина Н.Л.- учитель начальных классов

Сценарий исследовательской конференции  по привитию навыков здорового образа жизни. Включает в себя прграмму и концертные омера. Можно применять в работе учителям начальных классов...

Сценарий открытия школьной научно- практической конференции " Будущее-это мы" и резолюция конференции по итогам работы за год

Школьный проект- это коллективная работа. Итоги проекта  ежегодно проводятся в виде  научно- практической конференции. Это всегда интресно, неожиданно и творчески. Для организаторов такого с...