Статья "Духовно-нравственное воспитание "
статья на тему

Шарова Юлия Геннадьевна

В этой статье рассматривается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях, обозначены цели и задачи современного воспитаня  школьников, основные результаты воспитания, система воспитательной работы как на уроках, так и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание.

  1. Актуальность проблемы.

 Современный ребенок находится в беспредельном информационном пространстве. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне ее. Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их миропонимание.

       Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растет агрессивность, жестокость, цинизм, грубость, за которыми на самом деле скрывается страх, одиночество, непонимание и неприятие будущего.

      Значительно снизилась для детей  ценность других людей в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм.

      Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным стандартом нового поколения.

  1. Цели и задачи воспитания школьников.

В соответствии с важнейшей национальной задачей определяется и современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

     Цель современного образования – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Основные результаты воспитания:

- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала;

- сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей;

- развитие позитивной самооценки и самоуважения;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность  к собственным намерениям, поступкам;

-способность к самостоятельным поступкам, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты;

- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям  и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

3. Нравственное развитие.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру на основе моральных норм и нравственных идеалов.

       Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в том, что нравственные нормы, усвоенные и принятые личностью, в то же время выражают ее отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

     Можно выделить несколько групп нравственных представлений:

- знания о нравственно-правовых категориях, общечеловеческих ценностях ,нравственных качествах личности;

- знания о сотрудничестве и взаимопонимании между людьми, о способах общения, приемах взаимодействия с одноклассниками;

-знания о  нравственных отношениях к окружающему миру, к другим людям (учителю, сверстникам, родственникам, людям других национальностей), к себе.

4. Система воспитательной работы.

      Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в то, чему учат , что говорят. Но для формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка. Если ученик действует только по указанию взрослых и под их наблюдением, он учится послушанию, но учитель должен научить правильно действовать и тогда, когда за ним не наблюдают.

     Нравственное воспитание младших школьников происходит, прежде всего, в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений: помощь друг другу, обсуждение в паре, группе, умение слушать друг друга, оценивать свою работу и работу товарища. Дети приучаются к самостоятельной поисковой деятельности, к исследованию, для успешного осуществления которого необходимо соотносить свои действия с действиями других, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать собственное мнение, не обижая товарищей, помогать другим и самому принимать помощь. Большая роль принадлежит и внеурочной деятельности.

     Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, школа должна сотрудничать с семьей. Одной из таких форм является ежегодно проводимый в школе праздник «Папа,мама, я – спортивная семья», а также участие родителей в подготовке к новогоднему празднику, дети готовят концерт для мам, не проходят без участия родителей и такие праздники, как День Защитника Отечества, где папы принимают активное участие, 8 Марта с участием мам в различных конкурсах.

     Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и потому возможность «играть в театр» - щедрый подарок воспитателю. Мы с детьми готовили проект «Театр» в рамках семинара «Использование культурного поля СПб».

      Была проведена подготовительная работа: классный час, дети рисовали афиши, придумывали эмблемы для театра, искали информацию о театрах города, их репертуарах, участвовали в постановке мини-спектакля. Одной из главных целей было воспитание культуры поведения  в театре, приобщение к театральному искусству. Продолжение такой работы будет продолжено и далее.

     Ежегодно проводятся уроки мужества, посвященные блокаде Ленинграда, целью которых является воспитание у детей уважения и чувства благодарности, гордости за свой народ.

      К Дню Победы проводится акция «Чтобы помнили». Дети возлагают цветы на Пискаревском кладбище, а затем посещают  экспозицию «Дети войны» детского исторического музея.

      Большое внимание духовно-нравственному развитию личности уделяется и при посещении музеев города , и на классных часах, где поднимаются разные темы для обсуждений.

     Психолог Т. Флоренская пишет о том ,как важно следить за ростом душевного организма ребенка, вскармливая его здоровой духовной пищей, следить «за нравственной температурой». Духовные ценности нельзя усвоить как некий навык и поведенческий акт.

      Как часто ребенок принимает лишь внешние приемы «соответствия», умиляя своих воспитателей. Можно ли найти безошибочные критерии, помогающие определить эффективность наших воспитательных воздействий. Хочется верить, что да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"

Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"

Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....

Экологическое воспитание – воспитание человечности.

Статья об экологическом воспитании младших школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...