Час общения "Путешествие по Лингвинии"
классный час (3 класс) на тему
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в необычную страну, к берегам Лингвии. Лингва по гречески – «язык». Жители Лингвии – Звуки, Слова, Предложения – помогут нам понять, что заниматься русским языком – вовсе не скучное дело. Напротив, это очень интересно и увлекательно!
Зелёный и таинственный,
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может, мы с весёлыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдём внимательных,
Послушных Прилагательных?
За соснами, за буквами
Увидим Звуки с Буквами?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_lingviniyu.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну
Лингвинию.
- Вступительная часть.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в необычную страну, к берегам Лингвии. Лингва по гречески – «язык». Жители Лингвии – Звуки, Слова, Предложения – помогут нам понять, что заниматься русским языком – вовсе не скучное дело. Напротив, это очень интересно и увлекательно!
Зелёный и таинственный,
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может, мы с весёлыми
Там встретимся Глаголами?
Или найдём внимательных,
Послушных Прилагательных?
За соснами, за буквами
Увидим Звуки с Буквами?
Страница перевёрнута, и перейдён рубеж.
Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!
Там за бортом направо уже видна земля,
И до земли остался лишь поворот руля…
Стоянка № 1. Фонетика и Графика.
Итак, мы причалили к берегу. Давайте попробуем разобраться, почему Фонетика и Графика живут на одном острове? Зачем нарисованы глаз и ухо?
- Маленькие дети долго не могут научиться правильно произносить слова, потому что они легко выговаривают одни звуки и с трудом другие.
Я произношу слово, которое произносит ребёнок, а вы все вместе попробуете угадать это слово.
Сюба (шуба), сяпка (шапка), тани (штаны), миська (мышка), диси (часы), иссё (ещё), сёська (щётка), колька (корка хлеба), кулька (курица), каньтинька (картинка), мася (масло), мацик (мальчик), пать (спать), кука (кукла).
- Какие звуки помогли поэту пошутить? Причём здесь ударение?
Сахара для Захара - Почаще бы в Сахару
Из сахара Сахара: Захаживать Захару,
Там сахарные горы Да очень от Захара
Сахарного песка. Сахара далека!
Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слова, на ударение не обращаем никакого внимания. Но слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно: смысл слов воспринимается с трудом, темп речи нарушается, замедляется. Поэтому, правильная постановка ударения необходима для того, чтобы вас лучше понимали.
- Правильно или нет сделан перенос слов?
Ю – ля, зме – я, по – дписать, под – писать, о – кно, пе – ние, пени – е, вс – пыхнуть, вспых – нуть, сох – ранить, со – хранить, при – крыть, га – йка, гай – ка.
- Учитывая один из признаков согласных звуков, исключите лишние слова.
Мыло, Мила, мала.
Бал, басня, белка. Дети, дата, дорога.
Стоянка №2. Морфемика.
Новый остров – новые впечатления! Тесновато, не правда ли? Ну ещё бы! Морфем так много.
Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Вставьте пропущенные слова – термины, называющие значимые части слова – морфемы.
Та часть слова, что изменяется,
…..(окончаньем) называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы …..(основа).
…..(Основа) слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят …..(корню) власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
За корнем …..(суффикс) Река большая
Обогрел местечко, Превратится в речку,
Не словом угодил, Лес – в лесника,
А лишь словечком. А печь – всего лишь в печку.
У корня в недругах, представьте – ка,
Есть дама гордая - …..(приставка) .
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
Назовите слова с нулевым окончанием.
Ночь, дом, синий, волчий, пять, пишу, мамин, думал, сам.
Проведём эксперимент. Прочитайте текст, в котором есть приставки, суффиксы и окончания, но пропущены корни.
В .....у …..и л а сь …..очк а .
В …..у …..а …..л а.
В каждом ряду разделите слова на две группы.
Берег, берёг, приберегать, береговой, сберегательная.
Буря, бурный, буровик, бурить, буровая.
Стоянка № 3. Лексика.
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несёт из поколенья в поколенье,
И в нём литературные творенья
Находят свой источник красоты.
Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10000 – 30000 слов.
Исключите лишнее слово.
Огонь, дым, пламя.
Алфавит, азбука, чистописание.
Бросать, кидать, ловить.
Шалун, тихоня, озорник..
- Что за слова вы сейчас выбирали?
- Синонимы – это разные по звучанию слова, которые очень похожи друг на друга по значению, потому что обозначают оттенки одного и того же слова. Синонимы обычно относят к одной и той же части речи.
Спорим летом и зимой,
Спорим днём и ночью,
Ты – со мной, а я – с тобой:
Разные мы очень!
Это антонимы. Это слова с противоположными значениями и являются одной и той же частью речи.
- Я называю слово, а вы его антоним.
Зима, плакать, учиться, тёмный, холод, интересный, ходить, быстро, влево, трудиться.
- А ещё существуют устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову – это фразеологизмы.
- Что означают эти фразеологизмы? Какими словами их можно заменить?
Пешком ходить под стол; намылить шею; на краю света; зарубить на носу; кот наплакал; бить баклуши.
Стоянка № 4. Морфология.
Материк такой большой, что легко заблудиться. Поэтому мы предлагаем вам самый удобный маршрут. Сначала посетим четыре совершенно особенные страны: Существительное, Прилагательное, Глагол и Наречие – каждая в своём роде! Но там есть и другие страны!
Стоянка № 5. Имя Существительное.
Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, - вот главный мой секрет;
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда вам представляю как предмет.
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Что это значит? (Одушевлённые и неодушевлённые).
- Кто больше назовёт одушевлённых существительных?
- Кто больше назовёт неодушевлённых существительных?
- Вот что, братцы, у нас получается,
Если кто-то вдруг попытается
Изменить то, что не изменяется.
- А что нельзя изменить у имени существительного?
- Игра на внимание «Назови мне пару».
Он – ученик, она – ученица.
Он школьник, она -…
Он ребёнок, она - …
Он кот, она - …
Он рыба, она - …
Он слон, она - …
Он лев, она - …
Он баран, она - …
Она лягушка, он - …
-Назовите на тему «Школа» имена существительные 1 склонения? 2 склонения? 3 склонения?
Стоянка № 6. Имя Прилагательное.
Имя прилагательное! Солнечное лето.
Мы с тобой дружны. Праздничная ель.
Признаки предметов Вкусные конфеты.
Знать мы все должны: Машенькин портфель.
- От чего зависят имена прилагательные?
- Я называю имя существительное, а вы подбираете подходящее по смыслу прилагательное:
Солнце, небо, день, друг, лето, каникулы, море, ветер,
настроение, погода, книга.
Стоянка № 7. Глагол.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
Глаголу нравится читать, шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать, шить, жить, свистеть и петь.
- Образуйте глаголы с возвратным суффиксом –СЯ (-СЬ):
Одевает, обнимает, кусает, рисует, причёсывает, целует, бьёт, идёт, купает, моет, плывёт.
- Как изменяются глаголы?
- Превратите инфинитивы глаголов в формы прошедшего времени мужского рода. Сравнивая эти формы – игра «Третий лишний».
Писать, решать, нести. Говорить, сказать, жечь.
Стричь, брить, чистить. Стелить, стеречь, петь. Везти, думать, плести.
- Употреби глагол в правильной форме:
Нарисовай мне Барбоса, отскорлупай мне яйцо, спей мне песню о глупом мышонке, замолоточь этот гвоздик, почесай меня, не балалай, пожалуйста.
Стоянка № 8. Наречие.
Иногда бывает вам желательно
Действие или признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Наречие на помощь пригласить.
- На какие вопросы могут отвечать наречия?
- Соревнование «Кто больше назовёт наречий».
Стоянка № 9. Имя Числительное.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Стоянка № 10. Местоимение.
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
- Исключите третье лишнее, учитывая разряд местоимений.
Я, мы, мой. Ваш, ты, твой. Наш, свой, он.
- Назовите личные местоимения, отвечающие на вопрос ЧТО?, КТО?
Стоянка № 11. Служебные части речи.
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные важные лица –
На редкость серьёзный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всём осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье своё привнесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут!
- Какие вы знаете союзы? Частицы?
- Я называю предлог, а вы его показываете: НАД, ПОД, ПЕРЕД, НА, ЗА, ОКОЛО, ЧЕРЕЗ.
- Отгадайте шарады.
Предлоги эти - просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверёк. (К + ОТ).
Предлог с частицей – по бокам,
А в середине – палка,
Идёт к пушистым волосам,
А потеряешь – жалко. (ЗА + КОЛ + КА).
По краям стоит предлог,
Он то слог, а то не слог.
В центре – скверная отметка.
Целое – опять предлог
И встречается нередко. (О + КОЛ + О).
Стоянка № 12. Синтаксис.
Что же такое синтаксис?
Я изучаю связи слов,
И знаю их предназначение,
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
Единицы синтаксиса – это словосочетания и предложения, а ещё слова.
- Назовите известные вам члены предложения.
И это только маленькая часть того, что мы знаем и тысячная часть того, что ещё предстоит вам выучить дальше. Русский язык – это великий и могучий язык, и мы россияне просто обязаны знать его хорошо и грамотно им пользоваться.
Жил – был на свете смешной человечек,
Ошибок не делал нигде ни одной!
Держал от друзей своих в строгом секрете,
Откуда он взялся премудрый такой.
Друзья негодуют, друзья не поймут:
«И там нет ошибки, и нет её тут!
Как так? Неизвестно!
А нам интересно!
Неясно! Ужасно! Такая загадка!
От двоек тетрадку
Хотим уберечь.
Откроешь нам правду –
Получишь в награду
Такое СПАСИБО –
Придётся стеречь!»
Смешной человечек
Открыл свой секрет.
Он мало словечек
Сказал им в ответ:
«Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Как я! В добрый час!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 4 классов по русскому языку "Брейн-ринг ""Путешествие по Лингвинии""
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку, обобщение и систематизация знаний по русскому языку....