Настольные игры -резерв развития УУД у младших школьников.
статья на тему
Настольные игры -резерв развития УУД у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Электронный научный журнал (Педагогические науки).
Задорожная Е.А.
Настольные игры – резерв развития УУД у младших школьников.
ГОБУ «Физтех-лицей» им.П.Л.Капицы, Московская обл., г.Долгопрудный
Настольной игрой сейчас называют не только шашки и шахматы, но и дидактические материалы, наглядные пособия, пазлы, мозаику, всё, во что играют, сидя за столом.
Настольные игры входят в жизнь ребенка не сразу. Сначала малыши открывают для себя мир сюжетных предметных игр без четких правил: «магазин», «больница», «дочки-матери». Предназначение игр-импровизаций – помочь ребенку понять, что и как происходит вокруг него: как устроен магазин, семья, дом, огород. В таких играх в голове малыша происходит серьезная работа по раскладыванию и сортировке приобретенных знаний и навыков, формируются соответствующие нейронные связи.
В 5-6 лет для ребенка наступает самый подходящий момент для настольных игр. В них есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Он начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. Это начало формирования личностных и регулятивных универсальных действий, которое происходит в игровой, самой естественной для ребенка, ситуации.\
«Игра устанавливает порядок и порядком является. Игра требует абсолютного и полного порядка» [1. 494 c.]. Эта добровольная договоренность и готовность честно ее соблюдать закладывает в ребенке способность быть созидательной частью чего-то большего, чем он сам – семьи, школьного класса, общества. Настольная игра учит уважать права и свободы других людей вне зависимости от отношения к ним. Это основа для развития личностных УУД.
Ребенок научится играть в настольные игры с правилами, и всем будет гораздо легче договориться с ним относительно правил поведения. Соблюдение правил в игре помогает соблюдать правила при беседах, дискуссиях, а это начало формирования коммуникативных УУД.
Настольная игра это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать своего ребенка, его друзей или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от чтения вслух или совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации. Не зря современные детские психологи часто используют настольные игры, как средство диагностики и «прописывают» в качестве сладкого лекарства от многих семейных проблем.
«Настольные игры – это возможность БЫТЬ с ребенком, делать с ним общее дело, которое интересно обоим. Игра позволяет ребенку, да и любому игроку, раскрыться, быть самим собой. Это шанс прожить ситуации в игре, а потом иметь опыт разрешения их в жизни» [2. стр. 1].
Известный психолог Д. Б. Эльконин, так говорит об играх: «Игровая техника – важнейшее условие проникновения ребенка в сферу социальных отношений, их своеобразное моделирование в игровой деятельности» [3. 360 стр.]. Хорошо бы ещё помнить про то, что как говорила К. Бурмистрова детский и семейный психолог: « Игры – обучающие занятия, которые имеют цель не столько развлечь и увлечь, сколько припадать знания в не тетрадной форме» [4] . Можно выбрать игру на развитие логики, категоризацию, развитие мелкой моторики. Многие игры развивают мышление и интеллект, ловкость и координацию, припадают навыки общения.
Рассмотрим основные преимущества настольных игр:
• На сегодняшний день выбор настольных игр настолько обширен, что можно подобрать развлечение абсолютно для любой возрастной категории.
• Как правило, настольные игры предполагают наличие нескольких участников, что способствует их активному взаимодействию. За счет взаимодействия у ребенка развиваются коммуникативные УУД.
• В основном все настольные игры построены по принципу тактического мышления, то есть игроку необходимо просчитывать не только последующий ход, но и думать, как поступит соперник. За счет этого у ребенка развиваются аналитические способности.
• Еще одной положительной стороной настольных игр является развитие фантазии и воображения. Как правило, действие игры происходит в вымышленном мире, а ребенку приходится строить свой воображаемый мир. Таким образом, у юного игрока развиваются творческие способности.
• Настольные игры являются отличным способом объединения всех членов детского коллектива, несмотря на межличностные конфликты.
Одержать победу чрезвычайно заманчиво, радость выигрыша – это особое, ни с чем несравнимое чувство, момент триумфа, возвышающий нас в собственных глазах и в глазах окружающих. Желание почувствовать себя победителем незаметно для ребенка переносится на принятие цели игры, какой бы она ни была.
Однако для игры важна не только цель, но и способы ее достижения. Для школы необходимо выбирать игры, в которых побеждает самый умный, добрый, храбрый, честный или просто удачливый.
В ГОБУ «Физтех-лицей» им.П.Л.Капицы на развивающих занятиях «Игры разума» используются следующие настольные игры:
- Монополия. Настольная игра, покорившая детей и взрослых со всего мира. Игра предполагает от двух и более участников.
- Настольный футбол. Игра станет центром внимания в любой компании.
- Барабашка. Развивает внимание, память, логическое мышление.
- Доббль. Развивает внимание и реакцию.
- Уно. Развивает мышление.
- Активити. Развивает умение играть в команде, развивает воображение, мышление и память.
- Лабиринт. Умение правильно стратегически выстроить план и победить соперника.
- Сет. Любимая игра всех детей, развивающая логическое мышление и внимание.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. [Человек играющий]. М. Директ-Медиа, 2007, 494 стр.
- Пиванкова В. Настольные игры как культура отдыха. http://tesera.ru/article/31085/
- Эльконин В.Д. Психология игры. М.Владос, 1999, 360 с.
- Бурмистрова Е. Игры с детьми в семье. http://www.ekaterina-burmistrova.ru/razd/igry_s_detmi_v_seme/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в развитии познавательной деятельности младших школьников.
Развитие познавательной деятельности младших школьников с помощью игры....

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников
Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...

Игры на развитие логической памяти младшего школьника
Для развития памяти младших школьников можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи ме...
Якутские народные настольные игры для развития мелкой моторики младших школьников
Народная игра - понятие многомерное. Для детей младшего школьного возраста доступны и полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» (Камешки), «Баайа» (Волчок), «Тырыын...
Якутские народные настольные игры в развитии детей младшего школьного возраста
Якутские народные настольные игры в развитии детей младшего школьного возраста Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его р...

Игры на развитие памяти у младших школьников
Представленный материал содержит перечень игр, направленных на развитие памяти младших школьников....

Игра на развитие навыков письма младших школьников "Руки-мумии"
Игра позволяет не только добиться хорошей дисциплины, но и развивать навыки письма у младших школьников. Более того, игра активизирует зрительную память и ненавязчиво вводит их в изучение иностранных ...