" Моя семья"
классный час (1 класс) на тему
классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_kl.chas_.zip | 11.31 КБ |
klassnyy_chas_na_temu_chto_znachit_byt_patriotom_segodnya.zip | 11.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ЛСОШ №1 имени Героя Советского Союза Маркова П. А.
Учитель начальных классов:
Фомичева А. С.
Задачи урока:
1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Ход урока :
1. Психологический настрой
-Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
-Тепло.
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
-Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Как, откуда и куда?» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Моя семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ответы детей.
-Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
3. Решение учебной задачи
-Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой
-Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?
Ответы детей.
-Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
-До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.
Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?
Дети: Моя семья, Мои родные, Мои родственники и т.д.
-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство.
Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?
Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
-В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
- Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (дочь)
–Илья, кто называет тебя сыном? (папа)
– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Физминутка:
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
Игра «Найди пару»
БАБУШКА
ВНУЧКА
ОТЕЦ
ДОЧЬ
БРАТ
СЕСТРА
ТЕТЯ
ПЛЕМЯННИЦА
Заполни пропуски.
Сестра отца – . . . .
Хранительница семейного очага – . . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или ...
4. Самооценка
-Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?
-А теперь соберите пословицу. Работать можно в паре.
На что
клад,
когда
в семье лад.
-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?
Дети: Лад – согласие.
-Теперь послушайте одну легенду.
Ученица: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
-Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
-А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?
Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы
Я сегодня не случайно принесла фотоальбом к нам на урок. Посмотрите, пожалуйста, это я с мамой в детстве, здесь я с братом, а вот фотографии, где я с дедушкой. Как же одним словом можно назвать то, что я держу в руках?
- Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи, мой семейный альбом.
- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.
Подготовьте дома вместе с родителями презентацию фотоальбома на тему «Моя семья» или выполните задание в тетради стр.35-37, используя материал урока.
5. Итог урока. Рефлексия
-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
Ответы детей.
Конспект урока
по предмету окружающий мир
в 1 «А» классе
на тему: «Моя семья»
Учитель: Мясникова А. В.
Предварительный просмотр:
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №1
имени П. А. Маркова
Классный час
«Мы – патриоты России»
Провели:
Фомичева А.С.
«Мы - патриоты России»
Цель: Укрепление нравственных позиций личности.
Задачи:
- Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;
- Понять, что значит быть патриотом сегодня.
На доске эпиграф:
Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Луций Аней Сенека
(римский политический деятель,
философ и писатель, воспитатель Нерона)
Ход занятия:
Играет фонограмма И. Талькова «Чистые пруды».
На фоне музыки звучат слова, которые записаны эпиграфом на доске.
Организационный момент:
Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом нашей Родины?».
-У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения.
- Давайте познакомимся с ними.
Первое стихотворение нашей поэтессы Нины Бадиной:
(Стихотворение читает учитель)
***
Над клёнами луны краюха,
Лягушек смолк вечерний хор,
Деревья слушают вполуха
Земли и неба разговор.
Ромашки куст сорочьим глазом
Застывший воздух сторожит,
И, не сомкнув очей ни разу,
Томятся васильки во ржи.
В туман уходит поезд дальний,
И эхом – гулкий перестук…
Какой-то смутною печалью
Тебя охватывает вдруг.
Среди полей, дорог и веток
Как будто всхлипнула струна…
И терпеливо ждёт рассвета
Моя полночная страна.
Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Россия»
(читает ученик)
Не погибнет Россия…
Она возродится.
Постепенно разруха пройдёт.
Снова будет спокойней в столице,
И увереннеё будет народ.
Все раздоры, слепые сражения
Вспомним мы через годы не раз,
И другие уже поколения
Без опаски расскажут про нас,
Назовут наши жертвы, потери…
Вновь заслуженно слава придёт.
Не погибнет Россия.
Я верю
В наш могучий и добрый народ!
Учитель: Как Вы считаете, о чём сегодня мы будем говорить?
Какую цель для себя вы поставите на нашем занятии?
Цель : (Записывается на доске после совместного обсуждения).
Понять значение слова «патриотизм».
Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.
(на доске появляются таблички со значением слова патриотизм):
1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).
- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?
Учащиеся отвечают: «Патриот!»
- А теперь найдите в словаре значение слова патриот:
1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).
Учитель: А как вы сами можете объяснить это слово? (ученики дают свои варианты ответов).
2. Любитель Отечества
Учитель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:
- отечественник, отчизник;
- отчизнолюб;
- усердный защитник.
Учитель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.
Что такое Отечество?
- Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
- Своя земля.
- Родина.
Учитель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)
- Отечество, родная страна
- Место рождения.
Учитель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает их ответы на доске).
Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).
Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи..
Учитель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа учащихся).
Учитель: Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня « Чистые пруды» нарисовать рисунок, который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?»
(Звучит музыка, учащиеся рисуют рисунки)
Рефлексия
Учитель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего занятия и ответить на вопрос
«Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?
Учитель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.
Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить наше занятие мне хочется четверостишьем ещё одного патриота Юрия Навалихина:
Где-то далеко, минуя разъезды
И перегоны, поезда.
Много на свете звёзд и созвездий,
Только у каждого своя звезда.
Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.
Учитель: Спасибо Вам за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...