"Я - ребенок, и я ... и я имею право!"
классный час (1 класс) на тему

На классном часе можно получить представление о мире, о странах мира, О России, семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           «Я – ребёнок, и  я… и я имею право!»

Цели:   Сформировать представление о мире, о странах мира, о России, о семье.

             Воспитывать в детях уважение к своим близким.

             Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование: глобус, карта мира

                                                    Ход занятия

 Учитель:  Здравствуй, планета Земля, в гости пришел к тебе я.

Сколько чудес знаешь ты! Встань и вокруг посмотри.

Как ты прекрасна, Земля! Горы, леса и моря,

Страны и города, где ты не бывал никогда.

И люди повсюду живут, и матерью Землю зовут.

1. -  Ребята, мы с вами живем на планете Земля, вот она (показывает глобус). Посмотрите внимательно на глобус. Вы увидите моря, океаны, горы, пустыни. На нашей планете очень много стран. Есть страны большие (Россия, США), есть страны маленькие (Швейцария), есть страны с суровым климатом, есть с жарким. Каждая страна имеет свое название: Япония, Китай, Англия, Франция. Какие еще страны вы знаете?

                     Игра (с мячом) «Кто в какой стране живет?»

(Америка, Россия, Китай, Япония, Англия, Франция, Италия, Польша, Чехословакия,

- А почему наша страна так называется?

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

- Правильно, ребята, в России живут россияне. Мы с вами россияне, то есть граждане нашей страны. Каждому человеку необходима Родина. Вы граждане России с момента рождения. Это значит, что вы находитесь под защитой нашего государства. Россия – одна из самых больших стран на Земле. В нашей стране очень много больших городов, рек, гор, морей.

  • Каждый человек имеет право на гражданство.

2. - Чем отличаются дети друг от друга? (пол, цвет волос, глаз, кожи, возраст, настроение и т.д.)

- А что у них общего? (Играют в игры и т.д.)

                                   Корейская игра «Закройте уши»

    Все садятся в круг. Один ребенок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой свое левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего). Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Сделавший ошибку выходит из круга.

                                       Чилийская игра «Кто это?»

       Один ребенок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик е должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задать 3 вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/нее волосы? и т.д. Если он отгадал правильно, то остается еще на одну игру. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребенок.

- В какие русские игры играете вы?

Вывод: Все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.

Примечание: если в классе есть дети разных национальностей, спросить их, знают ли они какие-нибудь свои национальные игры, предложить сыграть в них.

- Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь, несмотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. Назовите части тела человека. (Ответы детей).

  А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.

Шепчет ротик: «Эй, послушай!

Что ты, носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?»

Грустный носик отвечал:

«Разве ты не замечал?

Ушек двое, глазок двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живем с тобою

 В одиночку, чудаки».

«Ты напрасно, носик тужишь.

Говорил тебе не раз.

Если мы с тобою дружим,

Значит, тоже двое нас?»

                               Игра «Посмотрите на меня».

      Ученик (хорошо, если это будет новенький или долго отсутствующий ребенок) ложится на длинный лист бумаги. Учитель обводит контуры его тела. Затем дети по очереди, глядя на ребенка, добавляют к силуэту детали и объясняют, что они рисуют: цвет волос, черты его лица, одежду.

- А что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? (Дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки ит.д.)

Вывод: у детей разных стран гораздо больше общего, чем различий. Относиться к другому человеку надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

3. - Все люди испытывают чувства. Какие чувства испытываете вы? (Дети перечисляют: радость, гнев, боль, волнение, скуку и т.д.)

      Давайте попробуем «разыграть» какое-либо чувство, то есть показать его без слов. (Один ребенок выходит из помещения класса, другие договариваются, какое чувство будут изображать. Когда ученик возвращаетя, дети разыгрывают выбранное ими чувство. Водящий должен назвать это чувство. Повторить несколько раз.)

- Легко ли было догадаться, какие чувства мы изображаем? Что бы произошло, если бы никто не обращал внимания на чувства других?

- Ребята, что можно послать инопланетянам, чтобы они узнали побольше о людях? (Музыку, фотографии, книги, фильмы, растения, картины, одежду, косметику, пищу и т.д)

  • Если бы вы были инопланетянами, чтобы вы подумали, если увидели, что люди враждуют и плохо относятся друг к другу? (Ответы детей)

- Все люди разные, но общих черт у них больше, чем различий. Человеку любой национальности, возраста, пола приятны и необходимы доброе отношение окружающих, любовь близких.

4. – Какие право детей вы знаете?

  • Право на жилье.
  • Право на жизнь.
  • Право на жизнь без насилия.
  • Право на отдых.
  • Право на семью.
  • Право знать своих родителей.
  • Право на заботу, защиту.
  • Право на имя.
  • Право на гражданство.

- Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

    5.                                      Игра «Для чего этот предмет»

      Учащиеся садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ученик предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

- В этой игре вы все использовали свое воображение, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

      Но, к сожалению,  в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка». (Демонстрируется документ).

   Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в этом документе, и не нарушать их!

- А что значит не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей).

- А сейчас я  предлагаю вам послушать интересную историю про Андреа и Тони.

      Андреа и Тони были очень счастливы, потому что родители купили им обоим очень хорошие подарки. Тони получил барабан и так обрадовался, что сразу же начал играть на нем. Андреа тоже была очень рада, потому что получила свисток, в который стала немедленно свистеть. Сначала дети были очень довольны, потому что они оба получили подарки, но через некоторое время они заметили, что не слышат себя, потому что играют одновременно.. Прекратив играть, Андреа попросила Тони сделать перерыв и дать ей возможность поиграть одной. Тони сказал, что ее свист  его не беспокоит и что он будет продолжать играть на своем барабане. Его  ответ так рассердил Андреа, что она начала свистеть очень громко.  И тогда Тони стал барабанить еще громче. Они стали состязаться друг с другом и  устроили такой шум, что в комнату вбежали родители…

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

- Справедливо ли дети поступили по отношению друг к другу?

- Чьи права нарушал Тони? А Андреа?

- Как сделать так, чтобы все были довольны?

- Правами обладают все дети. Необходимо всегда об этом помнить и не нарушать прав своих друзей. Конфликты надо решать мирным путем. Худой мир лучше доброй ссоры.

- Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?

- Вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные прозвища, даже если человек непохож на вас.

                                    Игра «Прикоснись ко мне нежно»

      Дети встают в круг друг за другом. Учитель просит их представить свой любимый цвет, разливающийся по плечам впереди стоящего. Учитель показывает простое массажное движение: поглаживание, растирание, мягкое прикосновение. Дается несколько минут на массаж стоящего впереди. Затем все разворачиваются и начинают делать массаж своему «массажисту».

- Что вы ощущали, когда вам делали массаж?

- Что вы ощущали, когда сами делали массаж?

- Что было бы, если бы кто-то проявил грубость или причинил боль впереди стоящему?

- Как надо относиться друг к другу, чтобы в нашем классе все всегда были веселы и счастливы?

Сияйте улыбки, солнцем согреты!

Мира и счастья вам, дети планеты!

6. - У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь в котором поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

   «Семья является опорой каждого ребенка, это маленький островок безопасности. Я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, так же любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

- Кто знает пословицы о семье?

  • Лучше нету дружка, чем родная матушка.
  • Дружная семья гору сдвинет.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дома и стены помогают.
  • Добрые детки – дому венец, а плохие детки- дому конец.
  • В родной семье и каша гуще.
  • При солнышке тепло, при матери добро.

7. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство.

- А как дома называют вас? (Ласковые формы имен – Сашенька, Сашок, Сашуля, Санечка, Шурик и т.д.).

  • В конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя.

8. Дети читают стихотворение М. Шиманчика.

Пусть, наконец, узнает каждый

И скажет всем, всем, всем,

Что ребенок – тоже человек,

Только маленький совсем.

Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

Могу учить всё, что меня интересует,

И имею право сам выбирать, с кем мне играть.

Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

Если папа уже не живёт с нами,

Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.

Никто не может читать моих писем без разрешения,

Имею право на собственное суждение.

Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

Права детей надо знать

И никогда не забывать!

- А еще у всех детей в мире есть право на отдых. Это очень важное право тоже записано в Конвенции о правах ребенка. Оно означает, что все дети имеют право  отдыхать, участвовать в развлекательных мероприятиях, встречать праздники.

- Какой праздник мы отмечали совсем недавно? (Ответы детей: Новый год, Рождество).

   Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по особому, Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как его празднуют. А поможет нам волшебная снежинка, на ней мы полетим над земным шаром.

(Дети закрывают глаза, звучит музыка, учитель прикалывает снежинку в Японию)

    Учитель: Мы с вами в Японии. Здесь живут… (японцы).

    В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они  ударяют ровно 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний, 108-й раз. Расскажите, что нарисовали вы? (Дети демонстрируют заранее нарисованные рисунки и рассказывают, какие подарки получили на Новый год).

     Из Японии перенесемся в Болгарию (Снежинка прикалывается в Болгарии.)

Учитель: Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот, кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.

   Давайте сыграем в болгарскую игру, которая называется «Да. Нет». Запомните, что в Болгарии всё наоборот. «Да» -это когда мы отрицательно крутим головой. Нет – когда согласно киваем.

   - Оля, ты живёшь в Самаре? (да)

   - Руслан, ты девочка? (да)

   - Женя, Баба-яга – добрая? (да)

   -  Лида, у тебя есть друзья? (нет)Влад, Новый год уже прошёл?  (нет)

   -  Саша, ты любишь драться? (да)

   -

А теперь перенесемся в Италию. (Учитель прикалывает снежинку на изображении Италии).

Учитель: Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Говорят, что это  принесет богатство. Через трубу дома прилетает волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки.

(Картинка с изображением волшебницы).

Перенесемся из Италии в Германию. (Снежинка прикалывается в Германии.)

Учитель: Здесь перед Новым годом можно встретить на улице трубочиста. Считается большой удачей прикоснуться к нему и испачкаться сажей – это принесет счастье в новом году. Специально к празднику чеканят монеты, на которых изображен ребенок, сидящий на свинье, так как считается, что свинья – это символ благополучия.

- А в какую страну мы перенесемся сейчас? (Снова звучит стихотворение)

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

- Правильно в Россию.

- Как вы думаете, чем Новый год в России отличается от Нового года в других странах? (Вместе с Дедом Морозом приходит Снегурочка, на стол подают русские национальные блюда, бьют Кремлевские куранты, много снега.)

9. А сейчас я загадаю вам загадки.

     Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

     Что живу я на сосне в уютном маленьком… (дупле).

     Между веток новый дом, нету двери в доме том.

     Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.  (Скворечник)

     В лесу у пня суета, беготня.

     Работяги-муравьи строить дом себе пришли.

     Вы, ребята, не зевайте.

    Их жилище называйте.  (Муравейник).

- О чем эти загадки? (про жилища зверей и насекомых)

                            Игра с мячом «Кому какой дом»

    Все становятся в круг, водящий кидает мяч одному из игроков, называя животное, игрок кидает мяч водящему, называя жилище этого животного.

медведю – берлога

белке – дупло

волку – логово

птице – гнездо

пчеле – улей

человеку – дом

мышке – норка

Вывод: Каждый человек имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Это право записано в Конвенции о правах ребенка.

- К сожалению, в жизни часто бывает, что война заставляет людей бежать из собственного дома в безопасное место. Таких людей называют беженцами.  Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей стране беженцы? (Ответы детей) Что вы думаете о беженцах? Можем ли мы с вами стать беженцами? Как надо относиться к беженцам?

- Скажите, кто–нибудь из вас остаётся дома один? Если вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь? Вспомните сказку «Волк и семеро козлят», в которой волк ласковым голосом обманул козлят. Никто не имеет права входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища. Никогда не открывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

- У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилища из камней и деревьев.  (Рассматривают макеты – деревянная изба, сказочный замок, многоэтажный дом).

- Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц и поговорок придумал русский народ о доме. Какие вы наете?

- Без хозяина дом – сирота!

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

- В родном доме и стены греют.

- Дом вести – не лапти плести.

- Человек без угла, что птица без крыла.

- Как вы думаете, для того чтобы ваш дом был по-настоящему тёплым, светлым, счастливым, что важнее: красивая обстановка или добрые отношения между людьми?

- Как надо относиться друг к другу?

- А наш класс – это ваш второй дом. Давайте будем всё делать для того, чтобы жить здесь дружно и счастливо.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.                   Е Синицын


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имею право на права!"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

«Имею право на права»

презентация к классному часу...

Классный час для 1 класса: «Имею право на права»

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...

Классный час с презентацией "Имею право на права"

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....

«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

      На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

Внеклассное мероприятие "Я ребенок и я имею право"

             Внеклассное мероприятие   «Я- ребенок и я имею право!»Данные об авторе:Автор:  Леоненко Татьяна Михайловна и Миши...