Программа театрального кружка.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Казанская специальная (коррекционная) школа-интернат №4 VI вида»
Воспитатель
«Театральный»
1-4-ые классы
Введение
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т. д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Кружок предназначен учащимся 1- 4 классов начальной школы. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Цели и задачи
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Основные задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программные задачи:
1. Прививать любовь к сценическому искусству.
2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
5. Учить действовать на сценической площадке естественно.
6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать интонационной выразительностью речи.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Методологические принципы
В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:
1. Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т. е. действовать от своего имени.
2. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта,
т. е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в
конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно
учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в
ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его
саморазвитию.
3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)
активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоя-
тельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,
когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение
в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт
о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
4. Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку
как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение
правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,
работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое
найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Программное содержание
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.
Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в 1-4-х классах один раз в неделю по 30-40 минут, во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Предполагаемые умения и навыки детей
1. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
2. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
3. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
4. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
5. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
6. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
7. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
8. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
9. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
10. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
11. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
12. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
13. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
14. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
15. Умеют подбирать рифму к заданному слову.
16. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
17. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
18. Владеют навыками кукловождения.
19. Знают виды и особенности театрального искусства.
20. Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
21. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.
Список литературы
1. Калинина Г. В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год
2. Джежелей О. В. Из детских книг. – Москва, 1995 год
3. Маршак С. Я. Сказки, песни, загадки. – Москва, 1987 год
4. Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и поговорки.-Москва, 1990 год
5. Базанов В. В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год
6. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год
7. Былеева Л. В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год
8. Горбачёв И. А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год
9. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год
10. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва, 2001 год
11. Лебедева Г. Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва, 2008 год.
12. Кульева А. Р., Кульев О. Г. Наш маленький театр. – Чебоксары, 2007 год
№ | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
I четверть (9часов) | I четверть (9 часов) | I четверть (9 часов) | I четверть (9 часов) | ||||||||||||
1. | Вводное занятие. | 1 час | 1. | Вводное занятие. | 1 час | 1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. | 1 час | 1. | Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание. | 2 часа | ||||
2. | Театр. Его истоки. | 2 часа | 2. | Основы актерского мастерства. | 2 часа | 2. | Основы актерского мастерства. | 1 час | 2. | Выбор и выразительное чтение пьесы «Колобок». Беседа о прочитанном. | 2 часа | ||||
3. | Знакомство с историей возникновения театра петрушек. | 1 час | 3. | Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание. | 2 часа | 3. | Искусство декламации. Импровизация. | 1 час | 3. | Распределение ролей и чтение произедения учащихся. | 2 часа | ||||
4. | Знакомство с театральной лексикой. | 1 час | 4. | Выбор пьесы для спектакля. Чтение пьесы «Советы здоровья». | 2 часа | 4. | Диалог. Монолог. | 1час | 4. | Развитие речевого дыхания и артикуляции. | 1час | ||||
5. | Знакомство с театральными профессиями- Режиссёр. | 1 час | 5. | Распределение ролей и чтение. | 2 часа | 5. | Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание. | 3 часа | 5. | Отработка чтения каждой роли. | 2 часа | ||||
6. | Знакомство с профессией -Художник-декоратор. | 1 час | 6. | Выбор для спектакля пьесы. | 1 час | ||||||||||
7. | Знакомство с профессией Бутафор. | 1 час | 7. | Выразительное чтение пьесы «Красная книга». | 1 час | ||||||||||
8. | Знакомство с профессией -Актёр. | 1 час | |||||||||||||
№ | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
II четверть (6 часов) | II четверть (6 часов) | II четверть (6 часов) | II четверть (6 часов) | ||||||||||||
1. | Таинственное превращение. Ввести детей в мир театра. | 1 час | 1. | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | 3 часа | 1. | Упражнения и игры на развитие воображения. | 2 часа | 1. | Упражнения и игры на развитие памяти. | 1 час | ||||
2. | Упражнения и игры на внимание. | 1 час | 2. | Обучение работе над ширмой. | 2 часа | 2. | Распределение ролей и чтение произведения учащимися. | 2 часа | 2. | Чтение детьми каждой роли, репетиция за столом. | 2 часа | ||||
3. | Выбор пьесы для спектакля. Чтение пьесы педагогом .(Сказка «Рукавичка») | 1 час
| 3. | Изготовление кукол. Бутафория. | 1 час | 3. | Отработка чтения каждой роли. | 1 час | 3. | Развитие дикции на основе скороговорок. | 1 час | ||||
4. | Беседа о прочитанном. | 1 час | 4. | Репетиция по ролям за столом. | 1 час | 4. | Обучение работе над ширмой. | 2 часа | |||||||
6. | Распределение ролей и чтение пьесы учащимися. | 1 час | |||||||||||||
№ | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
III четверть (10 часов) | III четверть (10 часов) | III четверть (10 часов) | III четверть (10 часов) | ||||||||||||
1. | Репетиция за столом. Развитие дикции. | 1 час | 1. | Генеральная репетиция пьесы. | 2 часа | 1. | Обучение работе над ширмой. | 2 часа | 1. | Чтение каждым кукловодом своей роли. | 2 часа | ||||
2. | Обучение работе над ширмой. Навык управления куклой. | 1 час | 2. | Показ пьесы родителям и детям. | 1 час | 2. | Развитие дикции на основе скороговорок. | 1 час | 2. | Распределение технических обязанностей по спектаклю. | 1 час | ||||
3. | Чтение над ширмой своей роли. | 1 час | 3. | Выбор пьесы «Как снеговики солнце искали». Беседа о прочитанном. | 2 часа | 3. | Чтение детьми своих ролей над ширмой. | 2 час | 3. | Звуковое оформление спектакля. | 1 час | ||||
4. | Изготовление кукол. | 2 часа | 4. | Распределение ролей. Чтение по ролям за столом. | 2 часа | 4. | Распределение технических обязанностей по спектаклю. | 1 час | 4. | Изготовление кукол и бутафории. | 2 час | ||||
5. | Изготовление бутафории. | 1 час | 5. | Глубокий и детальный разбор пьесы. | 1 час | 5. | Изготовление кукол и бутафории. | 1 час | 5. | Беседа по охране труда. | 1 час | ||||
6. | Беседа по охране труда. | 1 час | 6. | Репетиция пьесы. | 1 час | 6. | Беседа по охране труда. | 1 час | 6. | Генеральная репетиция пьесы. | 2 часа | ||||
7. | Генеральная репетиция пьесы. | 2 часа | 7. | Изготовление бутафорий и кукол для пьесы. | 1 час | 7. | Генеральная репетиция пьесы. | 1 час | 7. | Показ пьесы детям. | 1 час | ||||
8. | Показ пьесы. | 1 час | 8. | Показ пьесы. | 1 час | ||||||||||
№ | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата | № | Названия темы | Кол-во часов | Дата |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||||||
IV четверть (9 часов) | IV четверть (9 часов) | IV четверть (9 часов) | IV четверть (9 часов) | ||||||||||||
1. | Выбор пьесы. (Сказка «Колосок»). | 1 час | 1. | Заучивание текста наизусть. Соединение действия куклы со словами своей роли. | 2 часа | 1. | Выбор пьесы: Т.Н. Караменко «Целебная травка». Беседа о прочитанном. | 1 час | 1. | Выбор пьесы: «Теремок». Беседа о прочитанном. | 1 час | ||||
2. | Чтение пьесы. | 1 час | 2. | Репетиция пьесы. | 2 часа | 2. | Чтение по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. | 1 час | 2. | Глубокий и детальный разбор. Чтение по ролям. | 2 часа | ||||
3. | Распределение ролей. Чтение по ролям. | 1 час | 3. | Распределение технических обязанностей по спектаклю. | 2 часа | 3. | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. | 2 часа | 3. | Репетиция пьесы. Изготовление кукол для пьесы. | 2 часа | ||||
4. | Изготовление кукол. | 2 часа | 4. | Установка оформления, подача бутафории. | 1 час | 4. | Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | 2 часа | 4. | Соединение действия куклы со словами своей роли, заучивание текста наизусть. | 2 часа | ||||
5. | Изготовление бутафории. | 1 час | 5. | Генеральная репетиция. | 1 час | 5. | Установка оформления. | 1 час | 5. | Репетиция пьесы. | 1 час | ||||
6. | Репетиция. | 1 час | 6. | Показ пьесы детям. | 1 час | 6. | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | 1 час | 6. | Показ пьесы детям и родителям. | 1 час | ||||
7. | Показ пьесы. | 1 час | 7. | Показ пьесы родителям. | 1 час | ||||||||||
8. | Посещение театра. | 1 час | |||||||||||||
Итого | 34 часа | Итого | 34 часа | Итого | 34 часа | Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Капельки солнца"
Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...
Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"
Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...
Проект Программа театрального кружка
Внеурочная деятельность...
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...
Программа театрального кружка "Мальвина".
Театр-одна из наиболее ярких , эмоционально насыщенных форм эстетического освоения действительности. Основная задача театра -раскрыть в человеке основные свойства его души, научить чувствовать и любит...
Программа театрального кружка "Сказка"
пршграмма театрального кружка в школе, рассчитанная на 2 года...
Авторская программа театрального кружка "Росточки" для учащихся начальной школы.
Как классный руководитель и учитель начальных классов, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот искусство - театральное искусство. ...