Мониторинг нравственного развития детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Диагностическое исследование нравственной сферы
младших школьников
Гусарова Светлана Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Кошки
Важнейшим показателем эффективности функционирования программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является нравственное развитие ребенка, которое оказывает существенные изменения в его духовно-нравственном мире.
Нравственное развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознание самого себя как носителя нравственности.
В процессе воспитательной работы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики формирования коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в учреждении.
Мониторинг воспитательных результатов включает отслеживание уровня воспитанности детей, и, прежде всего – динамики воспитанности. Кроме индивидуальной воспитанности важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция коллектива в общей деятельности учреждения, отклик на общественно-полезную деятельность, сплоченность коллектива.
Воспитанность как результат рассматривается только на индивидуальном уровне – относительно каждого ребенка: ребенок сравнивается не с другими детьми, а с самим собой.
Мониторинг воспитанности детей – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, на определенных этапах воспитательного процесса используются различные тесты и методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.
Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая педагогом ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную роль, занимает определенную позицию. В процессе подготовки и проведения дела решается комплекс воспитательных задач, позволяющих отследить позицию каждого ребенка и уровень развития коллектива в целом.
В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации, характера направленности поведения детей.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.
Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.
Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.
Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Исследование когнитивного компонента нравственного развития
- Диагностика изучения представлений о нравственных качествах (Приложение№1)
Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Приложение№2)
Исследование эмоционального компонента нравственного развития
1.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения») (Приложение№3)
2.Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг») (Приложение№4)
3.Анкета-опросник «Настоящий друг» (Приложение№5)
4.Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) по Р.Р.Калининой (Приложение№6)
5.Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). (Приложение№7)
6.Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). (Приложение№8)
Исследование поведенческого компонента нравственного развития
1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина) (Приложение№9)
2. Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся.
Тест Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов. (Приложение№10)
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся. (Приложение№11,12)
Данные, полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при планировании дальнейшей работы.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических методик позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
Список литературы:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск, 2001.
- Психолого-педагогическое исследование нравственной сферы младшего подростка. Школьные технологии. Соловцова Е.Е. - Москва – 2001. – № 6.
- Мониторинг процесса воспитания школьников Педагогика. Шилова М.И. – 2001. – № 5.
(Приложение№1)
Диагностика изучения представлений о нравственных качествах
Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.
(Приложение№2)
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
(Приложение№3)
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.
- Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
- Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе
(Приложение№4)
Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
(Приложение№5)
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) по Р.Р.Калининой.
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
(Приложение№6)
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
(Приложение№7)
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему? Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
(Приложение№8)
Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина)
Мои отношения | Я оцениваю себя | Меня оценивают родители | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
Отношение к Родине, своей семье: 1. Я хорошо знаю и уважаю государственные символы России 2. Я не очень хорошо знаю государственные символы России 3. Я не знаю государственные символы России |
|
| ||
Отношение к себе, людям и коллективу: 1. Не всегда контролирую свое поведение, иногда бываю невежлив и не учитываю чужого мнения; 2. Стараюсь быть вежливым и уважительным с окружающими, участвую в делах класса; 3. Часто поступаю необдуманно, затеваю ссоры, бываю несдержан; |
|
| ||
Отношение к природе: 1. Бережно отношусь к недрам земли, растениям и животным, участвую в природоохранной деятельности; 2. Не люблю и не берегу природу и окружающую среду; 3. Не всегда бережно отношусь к растениям и животным; |
|
| ||
Отношение к познанию и труду: 1. Меня редко интересует что-то новое, люблю заниматься тем, что мне нравится; 2. Интересуюсь только тем, что мне нравится; охотно берусь за работу, но вскоре интерес пропадает; 3. Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится видеть результат моего труда; |
|
| ||
Красивое в моей жизни; 1. Я не всегда замечаю красивое, аккуратен в делах и опрятен в одежде; 2. Я не замечаю красивое вокруг меня, не делаю положительных поступков; 3. Мне нравится красивое вокруг меня, я вежлив в отношениях с людьми; |
|
|
(Приложение№9)
Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся.
(Тест Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов).
1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
(Приложение№10)
Сводная таблица результатов диагностического исследования уровня духовно – нравственного развития личности обучающихся_______________ класса
№ п\п |
Ф. И обучающегося | Направления воспитания | Итого вый балл | Уро вень раз вития | ||||
Гражданско-патриотическое | Нравственно-этическое | Экологическое | Художественно-эстетическое | Трудовое | ||||
(Приложение№11)
Cводный лист данных изучения нравственного роста
личности обучающихся 1-4 класса за 203-2017 год.
Класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Нали чие качеств | Отсутст вие качеств | Наличие качеств | Отсутст вие качеств | Нали чие качеств | Отсутст вие качеств | Нали чие качеств | Отсутст вие качеств | |
1.Любознательность | ||||||||
2. Трудолюбие | ||||||||
3. Бережное отношение к природе, я – мой дом, моя семья, моя малая Родина | ||||||||
4.Мое положительное отношение к школе:
| ||||||||
5.Отношение к искусству | ||||||||
6. Хорошее отношение к товарищам | ||||||||
7.Как я отношусь к себе: | Высокя само оценка | Низкая само оценка | Высокя само оценка | Низкая само оценка | Высокя само оценка | Низкая само оценка | Высокя само оценка | Низкая само оценка |
Вывод: ….. динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....
«Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе»
квалификационная работа ...
Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Разнообразие форм деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой л...
Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
Из опыта работы...
Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы
Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...
Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста
Исследованиt эмоционального компонента нравственного развитияМетодика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям» ...