Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал
Исследованиt эмоционального компонента нравственного развития
Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpat5i54_diagnostika-nravstvennogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста
Традиционно выделяют три компонента нравственности: поведенческий, эмоциональный и когнитивный.
Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения в ходе эксперимента.
Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе эмоционального отношения детей к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пониманием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках.
Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нравственности, изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков.
Диагностику рекомендуется проводить индивидуально.
- Исследование когнитивного компонента нравственного развития
Диагностика изучения представлений детей о нравственных качествах.
- Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович «Беседа»
Вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах согласно возрасту.
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Детей просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
- Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
- балла – если сформировано полное и четкое представление.
- Исследование эмоционального компонента нравственного развития
- Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения или Мое отношение к людям»
Детям предлагается бланк теста с предложениями, которые необходимо закончить несколькими словами.
Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе:
0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам устойчивое.
- Методика «Сюжетные картинки» (по Р.Р. Калининой)
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (Приложение 1). Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов:
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
- Исследование поведенческого компонента нравственного развития
- Методика «Проигрышная лотерея» М.Т.Бурке-Бельтран (диагностика сформированности морального поведения ребенка).
Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.
Обработка результатов:
О сформированности морального поведения взрослый судит по поведению ребенка в данной ситуации.
- Методика «Подели игрушки» (изучение поведенческого аспекта нравственности в ситуации морального выбора)
Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или машинки (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Обработка результатов:
Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно; если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.
Методики «Проигрышная лотерея» М.Т.Бурке-Бельтран и «Подели игрушки» разработаны для исследования нравственного развития детей дошкольного возраста, но, исходя из практического опыта, могут применяться и при диагностике младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в группе продленного дня
Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми....
«Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе»
квалификационная работа ...
Влияние пословиц на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
В пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо ...
Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
Из опыта работы...
Мониторинг нравственного развития детей младшего школьного возраста
Диагностика нравственного развития...
Диагностика развития детей младшего школьного возраста
Диагностика развития детей младшего школьного возраста...
Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы
Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...