Внеклассное мероприятие в 8 классе с элементами электронной игры «Давайте говорить друг другу комплименты»
методическая разработка

Смольянинова Людмила Владимировна

Об уважительном и доброжелательном отношении друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Классный час в 4 классе с элементами электронной игры

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Воспитатель

Смольянинова

Людмила Владимировна                                                                                                    

Цель: Формирование навыков культурного поведения.

Задачи: - объяснить учащимся понятия «культура», «культурный человек», «этикет»;

- показать важность умения вести себя в определённых ситуациях;

- проанализировать ситуации, связанные с поведением в общественных местах;

- проверить знание правил этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Чтобы понять тему нашей сегодняшней беседы предлагаю вам послушать песню Б. Окуджавы «Давайте восклицать» (звучит музыка).

- Итак, ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей – о вежливости, отношении друг к другу…)

- Верно, ребята, а каким словом можно объединить ваши ответы? (Культура).

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «культура»? Попробуйте дать ему определение (Ответы)

- Вы все совершенно правы, ребята, но понятие культура достаточно ёмкое и многогранное (на слайде – виды искусства, картинки с правилами этикета):

-Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

-Словарь русского языка С.И. Ожегова под определением культуры понимает совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, …высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

-Культура предоставляет собой совокупность общего развития социума, его понятие прекрасного и отношение к искусству.

- Итак, культура – это и совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных обществом, и общий уровень развития этого общества. Ребята, скажите, а кто создаёт все объекты культуры? (Ответ).

- Верно, а ведь вы тоже вносите свой вклад в развитие культуры нашей страны. Скажите, каким должен быть человек, который смог бы создать такие памятники культуры? Должен ли он обладать определёнными качествами? (Ответ- культурным, воспитанным, развитым…).

- Правильно, значит, всё начинается с человека, и в основе всего находится человек, т.е. для того чтобы культурное наследие нашей страны только приумножалось, люди, создающие его, а это мы с вами, должны владеть навыками культурного поведения. Ну что ж, давайте начнём с себя. Подумайте, какого человека можно назвать культурным. Взгляните на дерево, почему оно кажется таким скучным? (Ответ)

- Верно, так и человек меняется в зависимости от того, насколько он образован, развит и умеет правильно себя вести. Итак, давайте преобразим дерево, я попрошу вас называть по очереди качества культурного человека (Ответы).

- Итак, культурный человек – это

- образованный,

- интеллигентный,

- ведущий здоровый образ жизни

-соблюдающий этические нормы,

- духовно-нравственный,

- толерантный,

- патриот.

Культурный человек должен идти в ногу со временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека зависит культура всей нации.

- Ребята, а знаете ли вы, каким словом можно определить все правила культурного поведения человека? (Этикет) Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила (культура) поведения людей в обществе.

- Ну что ж, давайте вспомним правила этикета, т.е. культурного поведения. Предлагаю вам посмотреть и проанализировать фрагменты из русской народной сказки (2 фрагмента по очереди)

1) Ребята, а что же всё-таки забыл сказать герой сказки? (Ответ) Когда нам оказывают какую-то услугу, а тем более преподносят подарок, мы обязательно должны поблагодарить в ответ.

2) Скажите, ребята, что вам показалось неправильным в поведении героини сказки? (грубое обращении с людьми, тем более со старшими).

-Ребята, посмотрите на слайды и скажите, кто из детей поступает неправильно (рисунки на слайдах).

Молодцы, ребята. А сейчас предлагаю вашему вниманию электронную игру по правилам культурного поведения. Итак, выбирайте вопросы и попробуем вместе на них ответить и посмотрим, может быть, мы узнаем что-то новое, возможно, некоторые вещи вас даже немного удивят (игра-презентация).

- А сейчас предлагаю вам небольшой экзамен. Выходите к доске, вытягивайте билет и отвечайте на вопрос (карточки).

- Итак, ребята, какие качества появляются у человека, когда он владеет навыками культурного поведения? (вежливость, доброта, сочувствие, милосердие…). Значит, правила этикета существуют не для того, чтобы их просто исполняли, но они формируют в человеке его внутренний духовный мир. Этикет – это система правил, которая ведёт к формированию у человека устойчивых норм культурного поведения, а значит и соответствующего образа жизни, гуманного отношения к людям. О нормах и правилах поведения, отношениях между людьми, умении быть культурным человеком, способным сопереживать и сочувствовать, придумано много притч. Притчи — короткие и емкие произведения, существовавшие и существующие в разных культурах, символическим языком отвечающие на основные вопросы, возникающие у каждого человека. Я хочу вас познакомить с одной из них (слайд 11).

- Ребята, о чём это притча? О каких человеческих достоинствах и пороках она рассказывает? (высокомерие, гордыня, сострадание…). А как вы думаете, кто же всё-таки оказался богаче из двух соседей вдовы? (бедняк). Молодцы. Значит, владение навыками культурного поведения, т.е. умение вежливо обращаться с людьми обогащает душу человека.

Молодцы, ребята. Что ж, давайте подведём итог нашей беседе. Действительно ли так важно в любой ситуации  оставаться культурным человеком и почему? (ответы)  Да, ребята, ведь культурный человек, т.е. воспитанный, образованный, всесторонне развитый может не только обогатить культуру нашей страны и своего родного края, потому что ему не безразлично, что останется на Земле после него, но и сделать счастливым себя и других людей. И запомните, что окружающие нас люди – это наше самое большое богатство.

Ребята, я думаю, вы не только хорошо знаете правила культурного поведения, но и  соблюдаете их, а значит можете называться культурными людьми. Я желаю вам только приумножать и обогащать свою внутреннюю культуру, свой духовный мир, и тогда вы непременно найдёте применение всем своим способностям и талантам: кто-то проявит себя в музыке, кто-то в науке или литературе, но начать обязательно нужно с себя.

Ты не скупись на добрые слова,

На лишнее пожатие ладони.

Умей сказать, где нужно и всегда:

Пожалуйста, спасибо, на здоровье.

Умей спросить и дать совет простой,

И выслушать других не без терпенья.

Умей помочь протянутой рукой,

Умей простить и попросить прощенья.

Не надо грубых слов произносить –

От вежливых на сердце потеплее.

И, если можешь, не жалей сорить

Всю вежливость направо и налево.

Я благодарю всех вас за интересную беседу и желаю вам удачи!

Приложение.

Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь?

A) Не нужно; наоборот — поскорее закройте дверь, предоставив идущему сзади полную свободу действий.

Б) Если входящий следом за Вами недалеко, дверь нужно придержать.

B) Если идущий за Вами еще далеко, следует остановиться и подождать, пока он пройдет, чтобы открыть ему дверь — Ваша изысканная вежливость произведет неизгладимое впечатление.

 В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать?

A) Скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на Вас скуку?

Б) Постараться скрыть и подавить зевоту.

B) Зевота — не порок, главное, постараться при зевоте не открывать рот.

Г) Не надо мучиться — лучше открыто, но в мягкой форме сказать собеседнику, что он Вам наскучил.

Как поступить, если Вы увидели знакомого или знакомую слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

A) Догнать, извиниться и поздороваться.

Б) Сделать вид, что все в порядке.

B) При следующей встрече все объяснить и извиниться.

Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?

A) Конечно, правильно. Почему же не воспользоваться предложенной помощью?

Б) Неправильно, дамскую сумочку нужно было оставить при себе.

B) Вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ни за что ничего ему не отдаст. Независимость — прежде всего!

Следует ли делать дарственную надпись на книге?

A) Да.

Б) Нет.

B) Лучше написать дарственную открытку и вложить ее в книгу.

Возможна ли громкая беседа на улице?

A) Да, если Вы встретились с друзьями, которых давно не видели.

Б) Да, если Вы не привлекаете внимания других людей.

B) Да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей и шум трамваев заставляет разговаривать громко.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"

План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...

Конспект внеклассного мероприятия по ПДД (с элементами инсценировки).

Данная разработка позволит легко и с интересом проверить знания детей о правилах дорожного движения, обратит внимание на опасные дорожные ситуации и приобщит учащихся к соблюдению ПДД....

Внеклассное мероприятие учителя-логопеда О.С. Максимцевой "Учись красиво говорить и любить родной язык". Неделя русского языка

Данное внеклассное мероприятие предназначено для обучающихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью. Целью мероприятия является создние условий для формирования познавательных мотивов к о...

Внеклассное мероприятие "День Земли" с элементами проектной деятельности.

День 22 апреля 1994г был объявлен Международным Днём Земли. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это праздник чистой воды, земли и воздуха. Это день напоминан...

Классный час с элементами тренинга по теме: "Мы нужны друг другу".

В двнном материале учитель помогает понять учащимся значимость каждого человека по отношению к другим....

Презентация внеклассного мероприятия "Дорога и её элементы"

Внеклассное мероприятие в рамках месячника по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...