Лекция 4. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. Темперамент ребёнка. Тест "Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?"
методическая разработка (1 класс) на тему
Данный материал содержит подробную информацию о возрастных и индивидуальных особенностях организма младшего школьника и советы родителям как помочь детям в той или иной ситуации сообразно их особенностям. Ещё присутствутет информация о видах детского темперамента, их особенностях и советы как работать с детьми, зная данную информацию. Также в конце предлагается тест-игра для родителей, чтобы развеять некоторые мифы о мальчиках и девочках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._4_roditelskiy_lektoriy.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 4
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
Темперамент ребёнка.
Тест « Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? »
Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.
Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?
Рассмотрим некоторые из них.
Костно-связочный аппарат ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланг пальцев рук.
В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузки, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.
Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.
Мышечная система развивается вместе с костной, совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребёнка.
При организации физических упражнений ( спортивных занятий, физического труда ) следует считаться с возрастными возможностями ребёнка. Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.
Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд - необходимые условия для правильного развития ребёнка.
Особенности развития сердечно-сосудистой системы, её несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять-таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе. Большого внимания родителей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел ЦНС – головной мозг.
Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.
В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами активного внутреннего торможения. Возбуждение и торможение у детей очень легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.
У каждого человека, в том числе и у каждого ребёнка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения ( по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов ). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.
В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе. Для этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.
Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем у дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.
Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие начинающего истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.
Темперамент вашего ребёнка.
Ребёнок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.
Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обуславливаются типом нервной системы. Выделяют 4 основных типа нервной системы: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Флегматик:
Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие, постоянные.
Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направлено на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.
В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей не надо за проявление активности, быстроты в движениях.
Сангвиник:
Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нервной системы нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам.
Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.
Холерик:
Сильный, но уравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.
Воспитание такого ребёнка должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.
Меланхолик:
Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение любым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку на их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.
Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий, крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетённости и подавленности.
Тест-игра для родителей. «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?»
Предлагаем 20 утверждений психолога, на которые нужно ответить «да» ( если вы согласны с этим утверждением) или «нет» (если придерживаетесь другого мнения). Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.
- Девочки более послушны, чем мальчики.
- Девочки лучше относятся к больным и слабым людям, животным, растениям.
- Мальчики лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.
- Мальчики испытывают большее желание отличиться.
- Мальчики более одарены в математике.
- Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
- Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
- У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая.
- Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
- Мальчики агрессивнее.
- Девочки менее активны.
- Девочки более общительны, отдают большее предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
- Девочки более ласковы.
- Девочки легче попадают под чужое влияние.
- Мальчики более предприимчивы.
- Девочки более трусливы.
- Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
- Девочки реже соперничают между собой.
- Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
- У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
Мнение психолога.
- В раннем детстве девочки действительно более послушны.
- Пока не установлено фактов, дающих право утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет.
- Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
- До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться о своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
- Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
- Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.
- До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.
- Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.
- До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница только усиливается. Исключения только подтверждают правило.
- Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.
- Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно ( в драках, например ). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
- Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а небольшую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают.
- До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определённый период тоже требуют ласкового обращения.
- Напротив, мальчики скорее склонны принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь ввиду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
- В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
- Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
- Не больше мальчиков, девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
- В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Всё зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики, и девочки.
- Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своём. Они более самоуверенны.
- В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей; —...
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
типы нервной системы,возрастные и индивидуальные особенности, тесты...
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
познакомить родителей с понятием «темперамент»;– показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;– рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности млад...
Родительское собрание: « Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»
Цели: • Познакомить родителей с понятием "темперамент"; • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей; • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенно...
Статья "Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника"
Познакомимся с понятием "темперамент";Узнаем необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;П...
План – конспект родительского собрания по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
Цели:· познакомить родителей с понятием «темперамент»;· показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей...
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
Целью данной разработки является ознакомление учителей с возрастными индивидуальными особенностями обучающегося ребенка, с психологическими особенностями возрастных периодов,с особенностями познавател...