Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
методическая разработка
Целью данной разработки является ознакомление учителей с возрастными индивидуальными особенностями обучающегося ребенка, с психологическими особенностями возрастных периодов,с особенностями познавательных процессов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МО Тосненский район Ленинградской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Тельмановская средняя школа»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
Работу выполнила
учитель-логопед
Урусова Лилия Финатовна
п.Тельмана
2020
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка.
- Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
- Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
- Понятие возраста и кризиса в развитии человека.
- Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов
- Дошкольный возраст
- Младший школьный возраст (7-11 лет)
- Подростковый возраст (11-15 лет)
- Психологические особенности юношеского возраста
- Литература
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель данной разработки заключается в ознакомлении учителей с возрастными индивидуальными особенностями обучающегося ребенка в образовательном учреждении. Учебное занятие или урок должны проходить в комфортной для ребенка атмосфере. Основная задача образования: «…наставник должен хотеть учить…». Учитель должен заинтересовать обучающегося, научить его хотеть получать знания, логически мыслить, видеть прекрасное в окружающем его мире. Для более успешной творческой деятельности и организации урока и учебного занятия учитель должен знать некоторые возрастные особенности личности ребенка, свойства памяти, особенности внимания, логического мышления в разные возрастные периоды. Урок должен строиться на этих «китах».
Задача методической разработки - методическое обеспечение учебного процесса в системе образовательных учреждений .
Категория пользователей: учителя общеобразовательных школ, учителя дефектологи, учителя-логопеды, психологи.
- ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
КОСТНО-СВЯЗОЧНЫЙ АППАРАТ ребенка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребенка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения еще не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланг пальцев руки.
В силу этих особенностей при неправильной посадке обучающегося во время работы может возникнуть искривление позвоночника.
МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все физиологические процессы – кровообращение, обмен веществ, а также на развитие психики обучающегося.
Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатура грудной клетки. Гимнастика, физкультурные минутки во время занятия, физический труд – необходимое условие для правильного развития ребенка.
Особенности развития СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, ее несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы требуют практиковать физический труд, подвижные игры, проветривание учебного помещения.
Большое внимание родителей и учителей заслуживает НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший орган центральной нервной системы – ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Большие полушария головного мозга, а особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.
В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребенок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможение у детей очень легко распространяется по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего возраста.
У каждого человека, в том числе и у каждого ребенка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов). Вот почему возникает необходимость индивидуального подхода в учебной и воспитательной работе (индивидуального творческого маршрута).
В процессе усвоения учебного материала у ребенка обогащается и совершенствуется ПАМЯТЬ. В этом возрасте у ребенка более развита наглядно-образная память, чем логическая, он лучше запоминает конкретный материал. Ребенку самому трудно оценить, насколько хорошо или плохо он приготовился к уроку. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и память, способности критически относиться к своей работе.
Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.
МИР ЧУВСТВ младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особо восприимчив к красоте окружающего мира, Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, чувство долга перед родителями, преподавателем, друзьями. Мышление ребенка развивается совместно с речью, поэтому важно РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.
Мозг ребенка быстро утомляется. УТОМЛЕНИЕ возникает вследствие начинающегося истощения – снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления детского организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности.
Утомление снимается во время отдыха.
3. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ВНИМАНИЕ – это направленность физической и психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объекте, имеющего для личности определенную значимость. Физиологической основой внимания является рефлекс.
Первые проявления сосредоточенности ребенка зафиксированы уже на 10-12 день его жизни. Особенности этого внимания в том, что оно непроизвольное и кратковременное, сосредоточенность его слабая. Оно нестойкое и легко отвлекаемое. Погас интерес, ослабло и внимание. оно не зависит от воли человека и неуправляемо – возникло и прошло. при таком виде внимания не затрачивается никаких волевых усилий.
У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства, которые нужно знать.
У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве и изучении новых тем нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать только самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ребенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом, новым правилом, нотными знаками, музыкальной теорией.
Следующее свойство внимания – РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время они не могут играть или записывать; если играют на инструменте или записывают, то они совсем не слышат, что им говорят в это время. И научить ребенка делать сразу несколько дел одновременно – задача очень сложная.
Еще одно свойство внимания – УСТОЙЧИВОСТЬ или НЕУСТОЙЧИВОСТЬ. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться недолго. И не надо требовать, чтобы он долго посвящал себя одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает торможение, апатия. Из этого следует вывод: нужно на занятии чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться на детей, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями.
Нужно помнить о последовательности подачи учебного материала: от легкого – к сложному, от знакомого – к неизвестному. Преподавателю нужно уметь опираться на маленький опыт ребенка.
Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувств в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать. Всегда нужно затрагивать детские чувства, уметь растрогать ребенка, вызвать его собственное отношение к чему-либо. Внимание в этом случае будет более устойчивым, и процесс познания пройдет успешнее.
Нельзя забывать о доброжелательной обстановке: на уроке должны царить только понимание и терпение.
4. ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И КРИЗИСА В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
Возрастной кризис – это особенный период, характеризующийся резкими психологическими переменами. Этот процесс нужен для обычного личного развития.
Кризисы с наружной стороны характеризуются чертами, которые противоположны устойчивым, либо стабильным возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (месяц, год) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, конфигурации и переломы в личности ребенка.
Особенности кризисов:
- границы, отделяющие начало и конец кризиса от сложных возрастов, в высшей степени не отчетливы. Кризис возникает незаметно – тяжело найти момент его начала и окончания.
- типичное резкое обострение кризиса, происходящее традиционно к середине этого возрастного периода
- значимая часть детей, переживающие критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Происходит острый конфликт с окружающими, внутренний конфликт.
- кризис является нехорошим фактором развития. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей ступени. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из обретенного до этого опыта.
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
5.1. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основная потребность ребенка дошкольного возраста состоит в том, чтоб войти в мир взрослых, быть, как они и действовать совместно с ними. Но реально делать функции старших не может. В результате складываются противоречия между потребностями и возможностями.
Дошкольный возраст можно назвать периодом более интенсивного освоения смысла и цели человеческой деятельности. Основным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания собственного места в системе публичных отношений.
Особенности эмоционального развития:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- меняется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, случайными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Дошкольный возраст характеризуется развитием способностей к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания.
В дошкольном детстве ребенку приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность предугадывать заблаговременно результаты собственных действий, планировать их.
Развитие речи идет в нескольких направлениях, совершенствуется ее практическое употребление в обществе. Речь становится основой перестройки психических действий орудием мышления. На протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный состав речи ( в 3 раза). Ребенок параллельно овладевает умением сочетать слово в предложения по законам грамматики. Начинает развиваться объяснительная речь.
Функция общения является первой , но не единственной, которую выполняет речь. Эгоцентрическая речь преобразуется во внутреннюю речь и сохраняет свою планирующую функцию, т. е является промежуточным звеном между наружной и внутренней речью ребенка.
5.2. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-11 ЛЕТ)
Учебная деятельность – деятельность конкретно направленная на усвоение науки и культуры[1].
После 2-3 недель поступления в школу начинается критический момент. Лишь после возникновения энтузиазма собственного труда формируется желание к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении знаний.
Став школьником, ребенок получает права и обязанности, начинает заниматься общественной деятельностью, от уровня которой зависит его место в среде окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.
В стремлении стать школьником находят свое воплощение ведущие потребности ребенка:
- познавательные, выражающие в желании обучаться, получать знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания делать важную общественно-значимую деятельность, имеющую ценность не только для него, но и для окружающих взрослых.
Психологическим новообразованием младшего школьного возраста являются:
- произвольность и осознанность всех психологических действий и их интеллектуализация. Их внутреннее сосредоточение, которое происходит благодаря усвоению научных понятий;
- происходит осознание собственных конфигураций в итоге развития учебной деятельности.
ПОНЯТИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ.
Л.Ф.Обухова выделяет следующие особенности кризиса семи лет:
- утрата непосредственности. Возникает эмоционально-смысловая ориентировочная база поступка.
- манерничание, «ребенок что-то из себя строит, что-то пряча…»
- симптом «горькой конфеты». Ребенку плохо понимает преподавателя, но он старается этого не показывать.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ.
Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе, предъявляемые требования принимает правильно, учебный материал усваивает просто, полно овладевает программой, прилежен, пристально слушает указания преподавателя, выполняет указания без внешнего контроля, проявляет энтузиазм к самостоятельной работе, всем предметам, поручения выполняет охотно, занимает благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень – ребенок положительно относится к школе, учебный материал усваивает без помощи других, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но просит контроля, сосредоточен, готовится к урокам, дружит со многими детьми в классе.
Маленький уровень – ребенок относится к школе отрицательно, либо безразлично, жалуется на нездоровье, преобладает нехорошее настроение, нарушает дисциплину, учебный материал усваивает фрагментарно, к самостоятельным занятиям не проявляет энтузиазма, близких друзей в классе не имеет.
5.3. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)
Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что понижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отличия со стороны сердечно-сосудистой и нервной системы, повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности.
В переходный период происходят преобразования в самых разных сферах психики. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые соединены с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни.
Центральным и специфическим новообразованием в личности ребенка является возникновение у него чувства взрослости. Специфическая социальная активность ребенка заключается в большей восприимчивости в усвоении норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
В этот период нужно отыскать такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможности ребенка, публичным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него. Конечно, сотрудничество позволяет взрослому поставить ребенка в новое положение – собственного ассистента в различных делах и упражнениях, а самому стать для него прототипом и другом.
5.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Ранняя молодость (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова «третий мир», имеющийся между детством и взрослостью. К концу этого периода главные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Социальный статус юношества неоднороден. Молодость – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже получают ряд новейших взрослых свойств.
Молодость – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого вида «Я», т. е целостного представления о самом себе.
Образ «Я» включает 3 компонента:
- познавательный – знания себя, представление о собственных качествах и свойствах
- эмоциональный – оценка этих свойств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.
- поведенческий – практическое отношение к себе.
Одной из принципиальных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Существенное отношение на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который только отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько автономных психологических устройств, посредством которых родители влияют на собственных детей:
- подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушения установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых равномерно становится для них привычкой и внутренней потребностью
- идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таковым же, как они
- понимание: зная внутренний мир подростка и чутко откликаясь на его трудности, родители тем самым, формируя его самосознание и коммуникативные свойства
- механизм психологического воздействия: подростку, свободу которого жестко ограничивают, может выработать завышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.
6. ЛИТЕРАТУРА
- Автор-составитель Лободина Н.В. «Родительские собрания в начальной школе» выпуски 3. Волгоград, «Учитель»2007
- Автор-составитель Максименко Н.А. «Дарите людям любовь»
В помощь классному руководителю. Волгоград, «Учитель»2006
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
- Люблинская А.А. «Учителю о психологии младшего школьника»
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Особенности возрастного развития детей старшего школьного возраста» www.ckofr.com/fis/295-fizicheskoe-vospitanie-detej.
- Менегетти А. Онтопсихология «Формирование личности, психологические особенности возрастных периодов» www.diplstud.ru
[1] Л.И.Божович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Цели:—познакомить родителей с понятием «темперамент»;—показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспитании детей; —...
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника
типы нервной системы,возрастные и индивидуальные особенности, тесты...
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
познакомить родителей с понятием «темперамент»;– показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;– рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности млад...
Родительское собрание: « Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника»
Цели: • Познакомить родителей с понятием "темперамент"; • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей; • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенно...
Статья "Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника"
Познакомимся с понятием "темперамент";Узнаем необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;П...
Лекция 4. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника. Темперамент ребёнка. Тест "Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?"
Данный материал содержит подробную информацию о возрастных и индивидуальных особенностях организма младшего школьника и советы родителям как помочь детям в той или иной ситуации сообразно их особеннос...
План – конспект родительского собрания по теме «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»
Цели:· познакомить родителей с понятием «темперамент»;· показать родителям необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей...