Рабочая программа внеурочной деятельности "Град Петров"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Потаранова Валентина Николаевна

Познакомить учащихся с историей создания Санкт-Петербурга и с культурой города Петровских времён. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_rab_programme_grad_petrov.odt30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса духовно-нравственного направления по курсу «Град Петров» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

     Цель программы: познакомить учащихся с историей создания Санкт-Петербурга   и с культурой города  Петровских времён, с тем, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя наследником великого города и участником процесса его формирования.

воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

       Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;

формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные преподавателем;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, к своему родному краю;
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Формировать  потребность в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

     В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях. Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на уроках. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

     Формы организации.

     

     В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • видеоэкскурсии;
  • наблюдения;
  • исследовательская деятельность;
  • презентации, конкурсы;
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

     При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, книги, хрестоматии, энциклопедии, справочники, словари, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

Применение ИКТ при изучении  истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить занятия различных типов:

  • демонстрационные занятия, на которых используются готовые материалы или материалы, созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • занятия с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • занятия тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, УУД, склонности и интересы в предметной области.

Средства ИКТ применяются на различных этапах занятия. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.

При разработке занятий с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.

     Планируемые результаты

      В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

     Личностные результаты

     Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

     Метапредметные результаты

     Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

     Познавательные  результаты

     Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

    Коммуникативные результаты

    Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

     Предметные результаты

     В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности,
  • Умение правильно произносить и писать термины,
  • Умение указывать хронологические рамки, узнавать и называть конкретные памятники,
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками,

     Уровни результатов:

     1-й уровень

     Приобретение школьником социальных знаний в процессе  взаимодействия ученика с учителем на занятиях.

     2-й уровень

     Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества в результате взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, в защищённой, дружественной просоциальной среде, например, во время выступления с презентацией перед родителями и учителями.

     3-й уровень

    Приобретение  школьником опыта самостоятельного социального действия, опыт публичного выступления, например, перед ветеранами в Павловском Доме ветеранов войны и труда.

   Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает возникновение значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

   Формы контроля:

  • Кроссворды;
  • Ребусы;
  • Викторины;
  • Турниры знатоков;
  • Индивидуальные сообщения  из дополнительной литературы;
  • Выставка творческих работ учащихся в классе;
  • Фотоальбом  выступлений  и творческих работ учащихся (виртуальный).

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности                        4 класса. Курс «Град Петров»

№ п/п

Дата

по плану

Дата

проведения

                 Тема занятия

Содержание и форма занятия    

Примечания

1

Введение в курс.

Река Нева.

Беседа о малой родине. Составление плана проекта.           Беседа о реке,

работа с контурной картой.

2

Жители невских берегов

Беседа. Презентация по теме. Кроссворды.

3

Из истории приневских земель

Беседа. Презентация по теме. Викторина.

4

Пётр Первый

Беседа. Презентация и её обсуждение.

5

Пётр Первый

Викторина.  Работа с пазлами. Работа над проектом.

6

Покровители города Санкт-Петербурга

Беседа, презентация,

викторина

7

Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг, гимн.

Беседа. Презентация. Викторина.

8

Северная война

Беседа, презентация, чтение и обсуждение рассказа

9

Крепость Ниеншанц

Работа со словарём. Презентация и её обсуждение.

10

Закладка крепости на Заячьем острове

Беседа. Презентация. Работа с пластилином «Памятник зайчику».

11

Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость.

Презентация и её обсуждение. Викторина.

12

Первые городские постройки. Домик Петра Первого

Презентация. Рисуем ботик Петра.

13

Первые городские постройки. Троицкая площадь

Беседа. Работа в группах с книгами, энциклопедиями, справочниками, компьютером. Выступление учащихся.

14

Петропавловский собор. Новое название крепости

Просмотр фрагментов фильма,  обсуждение.

15

Ангел на шпиле колокольни

Беседа, презентация,

викторина

16

Указ Петра Первого о праздновании Нового года

Поиск информации в интернете. Выступление учеников по теме.

17

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия

Работа со словарём. Презентация. Составление рассказа.

18

Здание Адмиралтейства

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма.

Викторина.

19

Здание Адмиралтейства

Презентация. Построение макета Адмиралтейства. Турнир знатоков.

20

Летний сад. Постройки Летнего сада.

Просмотр и обсуждение фрагментов фильма.

21

Летний сад. Постройки Летнего сада

Кроссворд.

Коллаж.

22

Аптекарский огород

Беседа. Презентация. Коллаж.

23

Кунсткамера

Беседа. Презентация.

Викторина.

24

Меншиковский дворец

Беседа. Презентация. Кроссворд.

25

Меншиковский дворец

Викторина.

26

Александро-Невская Лавра

Беседа. Презентация. Викторина.

27

Александр Невский

Прочтение и обсуждение книги.

28

Невский проспект

Беседа. Презентация. Викторина.

29

Невский проспект

Составление кроссворда.

30

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого

Презентация, обсуждение.

31

Из истории наводнений Санкт-Петербурга

Беседа. Презентация, обсуждение

32

«Красуйся, град Петров!»

Оформление выставки.

33

«Красуйся, град Петров!»

Выступление с презентацией перед родителями и учителями, представление творческих работ.

34

«Красуйся, град Петров!»

Выступление перед ветеранами в Павловском Доме ветеранов войны и труда

   

Содержание программы

1.Введение в курс. Река Нева.

Беседа о малой родине. Составление плана годичного проекта «Красуйся, град Петров!» Беседа о реке Неве, работа с контурной картой.

2.Жители невских берегов.

Беседа о жителях невских берегов, презентация по теме, кроссворды по темам «Нева», «Жители невских берегов».

3.Из истории приневских земель.

Беседа об истории приневских земель, презентация по теме. Викторина по теме «Приневские земли. Река Нева»

4.Пётр Первый.

Беседа, презентация и её обсуждение.

5.Пётр Первый.

Викторина «Пётр Первый». Работа с пазлами. Работа над проектом(подборка фотографий, иллюстраций и стихотворений для презентации).

6.Покровители города Санкт-Петербурга.

Кого считают покровителями города Санкт-Петербурга? Что вы о них знаете? Презентация. Викторина о покровителях города.

7.Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг, гимн.

Какие символы Санкт-Петербурга вы знаете? Что вы о них знаете? Презентация. Викторина о символах Санкт-Петербурга.

8.Северная война.

Что вы знаете о Северной войне? Презентация. Чтение и обсуждение рассказа.

9.Крепость  Ниеншанц.

Работа в группах со справочником и словарём. Презентация и её обсуждение.

10.Закладка крепости на Заячьем острове.

Почему именно в этом месте был основан город? Почему остров назван Заячьим? Презентация. Работа с пластилином «Памятник зайчику».

11.Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость.

Презентация и её обсуждение. Викторина.

12.Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

Презентация. Рисуем ботик Петра.

13.Первые городские постройки. Троицкая площадь.

Какими были первые городские постройки? Какой материал использовали при строительстве домов и улиц? Работа в группах с книгами, энциклопедиями, справочниками, компьютером. Выступление учащихся.

14.Петропавловский собор.

Просмотр фрагментов фильма, обсуждение.

15.Ангел на шпиле колокольни.

Беседа. Презентация. Викторина.

16. Указ Петра Первого о праздновании Нового года.

Поиск информации в интернете. Выступление учеников по теме.

17.Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия.

Работа в группах со словарём. Презентация. Составление рассказа «Адмиралтейская верфь».

18.Здание Адмиралтейства.

Просмотр и обсуждение фрагмента фильма. Викторина.

19. Построение макета Адмиралтейства.

Презентация «Адмиралтейство». Построение макета Адмиралтейства/рисунки Адмиралтейства. Подготовка проекта «Красуйся, град Петров!»

20.Летний сад. Постройки Летнего сада.

Что вам известно о Летнем саде? Просмотр и обсуждение фрагментов фильма.

21.Летний сад. Постройки Летнего сада.

Работа в группах. Кроссворд «Летний сад». Коллаж.

22.Аптекарский огород.

Беседа. Презентация. Коллаж.

23.Кунсткамера.

Что такое «Кунсткамера»? Презентация. Викторина.

24.Меншиковский дворец.

Беседа. Презентация. Кроссворд.

25.Меншиковский дворец.

Викторина.

26.Александро-Невская Лавра

Беседа. Презентация. Викторина.

27.Александр Невский.

Прочтение и обсуждение книги.

28.Невский проспект.

В чём состоит особенность построения Невского проспекта? Презентация, викторина.

29.Невский проспект.

Составление кроссворда.

30.Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

Работа со словарём, презентация, обсуждение.

31.Из истории наводнений Санкт-Петербурга.

Беседа. Презентация, обсуждение.

32.«Красуйся, град Петров!»

Оформление выставки

33. «Красуйся, град Петров!»

Выступление с презентацией перед родителями и учителями, представление творческих работ.

34. «Красуйся, град Петров!»

Выступление перед ветеранами  в Павловском Доме ветеранов войны и труда.

Список литературы:

1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.

2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.

3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.

4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.

5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.

6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...