Выступление на пед. совете
материал на тему
Предварительный просмотр:
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Патриотическое воспитание в начальной школе
В последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. В понятие патриотизма входят несколько компонентов когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки), которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства младших школьников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены эмоциональными переживаниями. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся среднего младшего возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них. В дальнейшем для школьников особую роль играет практическая направленность в работе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношения к миру. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну. Содержание работы по патриотическому воспитанию включает в себя следующие компоненты: - культурно-патриотический; - гражданско-патриотический; - героико-патриотический; - спортивно-патриотический; - военно-патриотический.
Культурно-патриотическое воспитание способствует приобщению учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города. Это могут быть - экскурсии по родному краю; - посещение спектаклей, выставок, музеев; - выпуск стенгазеты; - кружки художественного, декоративно-прикладного творчества; - ученический театр; - конкурсы художественной самодеятельности; - встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками; - тематические воспитательные часы, вечера. Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан. Может проводиться в форме:
- изучение конституции РФ; - кинолектории «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»; - встречи с работниками правоохранительных органов; - работа кружка правовых знаний - конкурс творческих работ; - беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.; - диспуты; и сюда же я отнесла -ученическое самоуправление, которое формируют лидерские качества и устойчивое сознательное отношение к коллективу, к выполнению своих обязанностей по отношению к другим членам коллектива.
Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. В работе этого направления можно использовать разнообразные формы:
- проведение тематических выставок; - подготовка и проведение конференций, викторин, олимпиад, конкурсов. - встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы. - уроки мужества. - поисковая работа ( формы поисковой работы - поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы).
Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия:
- проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей - проведение праздников труда - встречи с ветеранами ВОВ. - воспитательные часы ( в форме круглого стола )
Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на детей. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Спортивно-патриотическое направление включает в себя:
- участие в городских, районных и областных соревнованиях, - проведение школьных соревнований в течение года. - дни здоровья - спортивные праздники типа «Мама, папа, я»
Также в школе нужно проводить спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивная семья». У Монтескье (французский политический писатель, историк и социолог) , по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» Поэтому работа с семьей занимает одно из основных мест в системе патриотического воспитания в школе. Также для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Одна из целей таких занятий – раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Работа по патриотическому воспитанию должна вестись ежедневно. Учитель на своем примере должен показывать соучастие и внимательное отношение к событиям нашей страны. Если ученик будет видеть, что учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то воспитание патриотических чувств у детей будет иметь положительный результат. В учебниках начальной школы представлено много материала, на основе которого можно и нужно воспитывать патриотов своей страны. Возьмём учебник по литературному чтению, авторы Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек. Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков А. А.Изучая тему «Полезные ископаемые» разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В учебнике для 2 – го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. Очень хочется, чтобы наши ученики выросли хорошими людьми, воспитанными, уважающими старших, своих друзей, любили землю, на которой родились, ту страну, в которой живут, и заботились о ней. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной школе, только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Закончить своё выступление я бы хотела стихами.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Доклад по теме
«Патриотическое воспитание в начальной школе»
Подготовила: Татарникова А.С.
Братск 2012г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. Бернард Шоу
В понятие патриотизма входят несколько компонентов 1. когнитивный (знания, представления) 2.эмоциональный (чувства) 3. поведенческий (умения, навыки)
Содержание работы по патриотическому воспитанию включает в себя следующие компоненты : культурно-патриотический; гражданско-патриотический; героико-патриотический; спортивно-патриотический; военно-патриотический
культурно-патриотическое воспитание - экскурсии по родному краю; - посещение спектаклей, выставок, музеев; - выпуск стенгазет; - кружки художественного, декоративно-прикладного творчества; - ученический театр; - конкурсы художественной самодеятельности; - встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками; - тематические воспитательные часы, вечера.
Подготовка к конкурсу минута славы Выход в цирк
Гражданско-патриотическое воспитание - изучение конституции РФ; - кинолектории «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»; - встречи с работниками правоохранительных органов; - работа кружка правовых знаний - конкурс творческих работ; - беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.; - диспуты;
Классные часы
Героико-патриотическое воспитание - проведение тематических выставок; - подготовка и проведение конференций, викторин, олимпиад, конкурсов. - встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы. - поисковая работа - уроки мужества.
Военно-патриотическое воспитание - проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей - проведение праздников труда - встречи с ветеранами ВОВ. - воспитательные часы ( в форме круглого стола )
Встреча с ветеранами
Спортивно-патриотическое - участие в городских, районных и областных соревнованиях, - проведение школьных соревнований в течение года. - дни здоровья - спортивные праздники типа «Мама, папа, я»
народный фольклор народную поэзию сказки, эпос фразеологию и лексику родного языка многообразие видов декоративно-прикладного искусства народные обряды и традиции
Одной Россией я живу
Интеллектуальный марафон Рыцарский турнир
Берегите Россию – нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, Это хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию – Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть! Берегите Россию – нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, Это хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию – Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"
В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...
Выступление на педагогическом совете "Город Толерантности"
В своем выступлении я хотела бы акцентировать внимание на развитие толерантных личностей в начальной школе, поэтому название я выбрала такое «Город толерантности в начальной школе». (слайд 1) Многие ...
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе на примере программы А.И.Савенкова»...
Презентация к выступлению на педагогическом совете.
Презентация к выступлению на педагогическом совете....
ВЫСТУПЛЕНИЕ на педагогическом совете по теме: «Образовательные технологии, содействующие сохранению здоровья учащихся».
Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования.Традиционная система образования была направлена на усвоение оп...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....