За «семейный характер» современной школы
статья на тему
Идея «семейного характера» школы принадлежит К. Д. Ушинскому. Выдвигая принцип народности воспитания и указывая пути его осуществления, К. Д. Ушинский, в частности, выступал за укрепление связи школы с общественностью, семьей, чтобы школа, по его выражению, стала «семейным делом» народа, и тот, заботясь о пользе своих детей, зорко и ревниво охранял ее. Вместе с тем «семейной» по характеру должна стать и сама школа, взращивая в детях дух взаимной любви и ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Идея «семейного характера» школы принадлежит К. Д. Ушинскому. | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семёнова Ирина Александровна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №29
За «семейный характер» современной школы
Идея «семейного характера» школы принадлежит К. Д. Ушинскому. Выдвигая принцип народности воспитания и указывая пути его осуществления, К. Д. Ушинский, в частности, выступал за укрепление связи школы с общественностью, семьей, чтобы школа, по его выражению, стала «семейным делом» народа, и тот, заботясь о пользе своих детей, зорко и ревниво охранял ее. Вместе с тем «семейной» по характеру должна стать и сама школа, взращивая в детях дух взаимной любви и ответственности.
Негативные явления в детской среде, усилившиеся в последнее десятилетие, подтвердили необходимость тесного педагогического союза школы и семьи. Это объективно обусловлено тем, что восприятие мира младшими школьниками (прежде всего людей – их настроений, состояний, характера взаимоотношений) определяется опытом общения ребенка в семье, на основании которого он усваивает ценностное отношение к окружающему. Так, опрос 750 учащихся подтвердил, что наиболее авторитетными взрослыми являются близкие родственники: на это указали 64% учащихся I–IV классов («От кого ты узнаешь, как правильно жить, поступать? Чьи советы считаешь наиболее правильными? На кого хочешь быть похожим? »), тогда как учителя в этом качестве назвали всего 9% детей. На вопрос «Бывает ли так, что родители советуют одно, а учитель – другое? В каких случаях?» 64% детей ответили утвердительно, а 40% напрямую связали эти расхождения с содержанием нравственных норм и представлений о жизненных ценностях.
В этой связи следует отметить, что только 12% родителей опрошенных учащихся проявили осведомленность относительно воспитательных устремлений учителей. Учителя же, констатируя происходящее отчуждение родителей от школы, ограничивают свой педагогический арсенал сотрудничества с родителями отдельными внеклассными мероприятиями.
Хочу привлечь внимание учителей к соответствующим возможностям домашних заданий «семейного характера» и семейных уроков – хотя бы в курсе чтения.
- Домашние задания «семейного характера».
Активной зоной воспитательного взаимодействия учителей и родителей могут стать домашние задания: к их выполнению младшими школьниками подключается от 90% родителей первоклассников до 45% родителей четвероклассников. Если учитывать, что при этом осуществляется активное проявление родительского отношения к содержанию школьного образования и стоящей за ним действительности, то можно рассматривать домашние задания как возможное средство поддержания общих воспитательных устремлений школы и семьи.
Что касается чтения семейного характера, то его осуществление – не простая на сегодня методическая задача. Фактически сейчас утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье учащихся начальной школы. В читательских интересах современных родителей усиливается прагматическая направленность: по словам самих детей, «папа читает про банк, а мама про огород». И наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях и сводится к отработке навыка чтения и воспроизведения текста, оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения младших школьников к совместному чтению: «когда я читаю, родители начинают исправлять, поэтому лучше читать одному».
На какие же все-таки методические положения можно опереться учителю, решившему прибегнуть к домашним заданиям «семейного характера»?
Главное, необходима ориентация родителей в осуществлении домашнего чтения на диалог по поводу прочитанного: общей оценки произведения, отношения к его героям и художественной идее. При этом должно обеспечиваться равноправие участников диалога с книгой и автором произведения: родительское участие в совместном чтении не должно основываться на позиции «проверяющего», а участие ребенка – на позиции «отчитывающегося». Не менее важно, чтобы ученики, оказываясь на «перекрестке » мнений автора, учителя, родителей и попадая тем самым в ситуацию выбора, определялись в собственном отношении к произведению, активно выражали его. Содержание домашних заданий семейного характера может включать в себя:
- Перечитывание учащимися дома с родителями того произведения, с которым они знакомились в классе, для выражения общего согласованного мнения в отношении того, что не получило однозначной оценки в классном обсуждении.
В таком обмене мнениями, в заочном диалоге с родителями учителю предоставляется возможность педагогически корректировать родительское влияние на нравственное становление детей.
- Выражение родителями своего отношения к прочитанному в позиции героя произведения или адресата сообщения.
Во втором случае домашние задания могут быть, в частности, построены на основе дочитывания учителем тех произведений, которые даны в учебных книгах «отрывочно» и нуждаются, на его взгляд, в более полном ознакомлении с ними детей и родителей. Предлагая учащимся послушать в классе чтение дополнительных фрагментов текста с установкой «дорассказать произведение родителям», учитель, с одной стороны, активизирует и углубляет процесс его восприятия детьми, а с другой – мотивирует их естественное желание выразить свое обновленное впечатление от произведения родителям, уже отчасти осведомленным в тексте и потому – небезразличным слушателям.
- Задания и вопросы, адресованные классу семьями учащихся.
Нередко в семейном чтении у его участников возникают спорные вопросы или интересные задания по прочитанному, которые могут получить свое продолжение в классной работе.
- Семейные уроки.
Семейные уроки в самом общем понимании – это уроки с участием родителей. Не стоит, однако, смешивать семейные уроки и просто открытые уроки для родителей. Последние в современной школе не редкость, и их основная цель – предоставить родителям возможность почувствовать царящую в классе атмосферу, понаблюдать за работой своих детей в сравнении с другими учащимися, примериться к уровню требований учителя. Между тем, разовый характер таких уроков и достаточно пассивная роль присутствующих на них взрослых не позволяют учителю полноценно налаживать с родителями отношения педагогического сотрудничества.
Семейные уроки в большой степени способствуют этому. Семейные уроки, равно как и открытые уроки, предполагают участие в них родителей по их возможности и желанию. Но это участие означает, что родители активно включаются в ход урока, в выполнение всех заданий. При этом родители не заменяют и не подменяют учеников. Скорее, они выступают посредниками между ними в достижении обучающих и воспитательных целей. Зона посредничества родителей не замыкается только на собственных детях, но распространяется и на других учащихся класса, а успешность такого посредничества обеспечивается регулярностью семейных уроков, их продуманным включением наряду с заданиями семейного характера в систему взаимодействия школы и семьи.
Учителю важно сформировать не только коллектив учащихся, но и коллектив родителей. Хорошей школой для этого являются и родительские собрания. Первое из них проводится с родителями будущих первоклассников. Оно посвящается вопросу подготовки детей к школе и изучению семьи каждого ученика. Родителям предлагается, например, такие вопросы для беседы:
- Как ласково называть своего ребенка?
- Назовите положительные черты характера вашего ребенка.
- Что вас настораживает и какую помощь в воспитании вы хотели бы получить?
- Какие заболевания перенес ваш ребенок? На что следует обратить внимание?
- Чем увлекаются члены вашей семьи?
- Какую помощь вы можете оказать классу, школе?
Входит в традицию рассаживание на собраниях родителей на те места, где сидят их дети. Это рациональное: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери, видит, аккуратно ли оно содержится, может познакомиться с родителями соседа по парте. А это очень важно, так как сидящие за одной партой дети часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной.
Родительский комитет не избирается, родители по желанию разделяются на сектора: учебный; повышения педагогической культуры родителей; культурно-массовый; физкультурно-оздоровительный; санитарно-гигиенический; хозяйственный.
На последующих собраниях решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы: подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, каникулам, знаменательным датам и т.п.
Примерный порядок проведения родительского собрания:
а) беседа учителя (другого специалиста или родителя) на педагогическую тему;
б) рассказ одного из родителей об опыте семейного воспитания по данному вопросу;
в) обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;
г) сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе;
д) обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса;
е) разное.
Таким образом, анализ успеваемости учащихся не занимает на собрании основного времени, причем делает этот анализ учитель очень осторожно и оптимистически.
Так, иногда он говорит о том, что не все дети справляются с программой, не все имеют хорошо выработанные навыки усидчивости и прилежной работы, фамилии этих учеников не называются перед родителями всего класса. Гораздо полезнее попросить задержаться после собрания для личной беседы. Этим учитель проявит такт в работе с родителями.
Анализируя успеваемость, учитель обязательно объясняет причины того, почему некоторые дети имеют затруднения в учебе, почему эти трудности возникли, как их следует предупредить, затем переходит к анализу предстоящих трудностей.
На собрании родителей предоставляется возможность посмотреть тетради учеников, рисунки, поделки по труду.
Каждое родительское собрание помогает родителям осознать значимость их взаимодействия со школой, необходимость личного, активного участия в работе.
Помогая друг другу и во всем поддерживая, учитель и родители смогут выполнить задачу, поставленную обществом перед ними, - воспитать разносторонне развитого человека, духовно богатого, творца – создателя будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья 1 КЛАСС ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ (МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТ Классный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)
1 КЛАССДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ(МБОУ «СОШ №4 ЛМР» РТКлассный руководитель Веденеева Светлана Анатольевна)...
Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"
В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....
Доклад "Особенности современной школы и современных требований к школьникам".
Особенности современной школы и современных требований к школьникам....
Характер взаимоотношений школы и семьи
Сохранение школьных традиций, положительная успеваимость определяются характером взаимоотношений семьи и школы....
«Современные новейшие воспитательные технологии и концепции в современной школе»
Тезисы к выступлению на педагогическом совете...
Конспект урока изобразительного искусства "Характер линий" (Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом и характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании изделия «Ветка дерев...
Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...