программа парад планет
рабочая программа на тему
Определяя содержание программы, мы ставим перед собой задачу формирования гуманных черт личности воспитанника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Парад планет» на 2013 год | |
Срок реализации | Июнь-июль 2013 г. | |
Автор-составитель программы | Пушкарева Татьяна Федоровна | |
Руководитель программы | Директор МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Зеленская Нина Александровна Заместитель по воспитательной работе Прокопович Люция Нуфусовна | |
Юридический адрес организации | 628634 Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ, Нижневартовский район, р.п. Излучинск, ул. Школьная, дом 5 | |
Телефон, факс | Тел.: 28-25-25 Факс: 28-25-25 | |
Форма проведения | Летний оздоровительный пришкольный лагерь дневного пребывания | |
Количество смен | 2 | |
Место реализации | МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» | |
Общее количество детей - участников за сезон | 1 смена – 101 человек, 2 смена – 50 человек | |
Общее количество участников программы | Педагогический состав – 8, вожатые – 4, воспитанники - 151 | |
Сведения о географии участников | Городское поселение Излучинск, расположенный на территории Нижневартовского района в излучине реки Вах, официальная численность населения – 16023 человек. Занимает площадь 7,9 тыс.га. Рядом с поселком расположены Нижневартовская ГРЭС, территориальная фирма «Мостоотряд-95». На территории поселка – две средние общеобразовательные школы, одна начальная, в которых учится 2036 учащихся, коррекционная школа «Югра», в которой обучаются 40 воспитанников, две библиотеки с книжным фондом 42115 книг, школа искусств, физкультурно-оздоровительный комплекс, водно-оздоровительный комплекс «Бригантина», КДЦ «Арлекино», дворец спорта «Югра», бассейн, парк аттракционов. Все объекты культурно-бытового обслуживания размещены на главной улице и максимально приближены к ней. На берегу реки Вах расположен Храм Святого Николая Угодника. | |
| Цель программы | Формирование социальных компетенций личности ребенка средствами деятельности летнего оздоровительного лагеря и создание благоприятных условий для развивающего досуга, реализация возможностей каждого в развитии собственного творческого потенциала. |
Задачи программы |
| |
Направления программы |
| |
Принципы: | 1. Индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности; 2. Гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения; 3. Творчества: характеризующее основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством; 4. Доверия и поддержки - основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его; 5.Принцип безопасности. Сохранение жизни и здоровья детей и взрослых в лагере — первая и основная забота каждого. | |
Ожидаемый результат от реализации программы | 1. Формирование устойчивой мотивация к здоровому образу жизни, физическое и психическое оздоровление; 2. Самореализация в творческой и познавательной деятельности; 3. Развитие патриотической и гражданской активности, важнейших духовно-нравственных качеств, расширение представлений детей об истории России; 4. Улучшение социально-психологического климата в лагере; 5. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов; 6. Снижение уровня преступности, правонарушений и других негативных проявлений среди детей и подростков. | |
Условия участия в программе | Проживание участников летнего оздоровительного лагеря на территории поселка | |
Особая информация и примечания | Проект рассчитан на две лагерные смены. Продолжить работу смен в данном направлении до 2014 года | |
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: |
|
Структура программы
1. Обоснование идеи, актуальность программы ……………………. с. 6 - 8
2. Цели и задачи ………………………………………………………… с. 8
3. Концептуальные основы программы ……………………………… с. 8 - 9
4. Содержание программы ……………………………………………… с. 9 - 10
4.1. Направления программы ………………………………………….. с. 10 - 13
4.2. Принципы программы …………………………………………….. с. 13
5. Механизм реализации программы …………………………...……. с. 14
5.1. Этапы реализации ………………………………………………… с. 14 - 15
5.2. Формы и методы реализации программы ………………………… с. 15 - 17
5.3. Схема управления программой ………………………….………… с. 17 - 18
5.4. Взаимодействие по программе ……………………………………. с. 18 - 19
6. План работы …………………………………………………………… с. 20 - 27
7. Ожидаемые результаты ……………………………………………… с. 27
8. Условия реализации программы …………………………………… с. 27 - 28
9. Кадровое обеспечение ……………………………………………….. с. 29 - 30
10. Предполагаемые затраты и источники финансирования …..……. с. 30
11. Условия питания и организация досуга …………………………… с. 30 - 31
12. Особая информация и примечание ……………………………….. с. 31
Приложения …………………………………………………………….. с. 32 - 42
Положение о летнем оздоровительном пришкольном лагере дневного пребывания «Парад планет».
Бланк заявления родителей о зачислении ребенка в оздоровительный лагерь.
Диагностические материалы.
Бланки договоров о сотрудничестве.
1. Обоснование идеи, актуальность программы.
Летний период был всегда ориентирован на восстановление здоровья детей, развитие творческого потенциала личности каждого ребенка, приобщение подрастающего поколения к социо-культурным ценностям.
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, как формой организации свободного времени детей разного возраста и уровня развития, так и пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. В свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности.
Разработка любой программы летних оздоровительных лагерей вызвана следующим рядом факторов:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа «Парад планет» взаимодействует с программой развития МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» на период 2011-2015 гг. «Интеграция общего и дополнительного образования». Связующим звеном является внедрение компетентностно-ориентированного подхода, то есть такого подхода в образовании, для которого в образовательном процессе приоритетной целью является формирование социальных компетенций. Такой подход направлен на социализацию личности ребенка, способной к эффективному решению возникающих проблем.
При создании программы педагогический коллектив руководствовался важнейшими принципами, заложенными в программе развития школы:
- гуманизация обучения и воспитания;
- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности общего и дополнительного образования.
Опираясь на них, в программу «Парад планет» были дополнены следующие принципы:
- Индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
- Гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;
- Творчества: характеризующее основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
- Доверия и поддержки - основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
Определяя содержание программы, мы ставим перед собой задачу формирования гуманных черт личности воспитанника.
Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья помогут ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году.
Наша школа находится в самом центре поселка, частично окруженная лесным массивом. На территории имеется большая и малая игровые площадки, стадион, бассейн, что позволяет формировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, физическое и психическое оздоровление. На территории поселка – библиотеки, летняя сцена, детский парк, спортивные школы. Сеть кружков в детских центра дает возможность участия ребят в конкурсах и деловых играх, развитие их познавательно-творческих способностей. Деятельность лагеря помогает ребятам жить в правовом пространстве современного мира.
Все мероприятия, реализуемые в рамках данной программы, направлены на снятие физического и психологического напряжения детского организма, накопившееся за учебный год. Они помогают обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, создать условия нормального умственного и физического совершенствования.
Основные идеи программы опираются на мероприятия, проводимые на свежем воздухе, на игровой площадке и направленные на развитие здоровья детей.
Основой работы является программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Парад планет».
Актуальность разработки и эффективность реализации программы лагеря дневного пребывания предусматривает обязательный учет новых целей, стоящих перед системой образования в России и зафиксированных в документах:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Трудовой кодекс РФ от 2006г. № 197- ФЗ;
- Типовое положение о детском оздоровительном лагере (далее - Типовое положение), утвержденное поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 26 апреля 2011года № АЖ-П12-2644;
- СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010 г.:
- Постановление Главы администрации Нижневартовского района от 24.01. 2013 г. № 80 «Об утверждении сети лагерей в муниципальных образовательных учреждениях района на летний период 2013 года»;
- Приказ директора школы от 25.03.2013г. №120 «Об организации работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей»;
- Устав МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1».
2. Цели и задачи программы
Цель программы:
формирование социальных компетенций личности ребенка средствами деятельности летнего оздоровительного лагеря и создание благоприятных условий для развивающего досуга, реализация возможностей каждого в развитии собственного творческого потенциала.
Задачи:
- формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни через привитие практических навыков;
- формирование эмоционального отношения к природе и ее экологии;
- содействие созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству, а также для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности;
- возрождение лучших традиций нравственного и патриотического воспитания, воспитание любви к Родине;
- развитие интеллектуальных способностей детей через познавательные игры;
- воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
- предупреждение правонарушений и других негативных проявлений среди детей и подростков через профилактические мероприятия и социально-значимую деятельность.
3. Концептуальные основы программы
Суть компетентностного подхода, используемого в программе летнего оздоровительного лагеря: содержание образования – для жизни. По определению В.Н. Виноградова, кандидата педагогических наук:
- Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу) - знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
- Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области, благодаря компетенции – знаниям, умениям, опыту.
Таким образом, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. В связи с таким определением появляется возможность измерять компетенцию через различные уровни компетентности.
Для реализации поставленных целей и задач в программе выделяются следующие виды компетенций:
- коммуникативная (готовность и способность понимать других людей, эффективно строить взаимодействие с другими людьми);
- социальная (способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу);
- здоровьесберегающая (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни);
- общекультурная (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры).
Программа «Парад планет» основана на принципах:
- индивидуальности – каждый ребёнок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
- гуманизма – к каждому ребёнку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли и предложения;
- творчества – характеризующий основную сторону жизни дворового клуба, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
- доверия и поддержки – основывается на том, что к каждому ребёнку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
4. Содержание программы
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и экологического воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение двух лагерных смен (июнь-июль).
Реализация целей и задач осуществляется по программе «Парад планет». Все учащиеся делятся на четыре разновозрастные группы. Каждый отряд (космопилоты) планирует свою работу с учётом общего плана работы лагеря. Центром всего является «Планетарий», совет штаба, который ежедневно вручает космопилотам маршруты путешествия, по которому они должны следовать, выполняя все поручения и зарабатывая награды (ордена, медали и значки пилотов).
Совет штаба имеет постоянный состав с начала до конца смены. Лидеры организуют свой центр взаимопомощи и приглашают представителей команд 1 раз в неделю обсудить положение в командах, выявление нарушителей порядка, предложение помощи, если есть необходимость.
Сами лидеры собираются ежедневно в конце дня на лидерский час с воспитателями и вожатыми. Участники совета анализируют жизнедеятельность команд, планируют творческие, спортивные, экологические, организационно-массовые мероприятия, режимом дня, разрабатывают законы и правила, обсуждают проблемы и находят оптимальные решения, передают предложения космопилотов каждой команды в Совет штаба, решения Совета штаба в команды, отвечают за организацию и выполнение спланированных дел «Планетария».
В состав «Планетария» входят 4 команды космопилотов. Названия своих команд, кораблей, отличительные знаки и девизы дети придумывают сами. По накоплению наград, в конце смены командам присваиваются звания: «Лучшие экологи планет», «Лучшие интеллектуалы планет», «Лучшие художники планет» и т.д.
21 планета отражает все направления программы, а открытие этих планет, определяет деятельность воспитанников на протяжении всей смены.
Космопилоты живут по законам:
- Закон милосердия: не обижай маленьких!
- Закон чести: активно участвуй в жизни планетария!
- Закон гигиены и здоровья: мой руки перед едой, занимайся спортом!
- Закон времени: соблюдай режим планетария!
- Закон вежливости: будь вежлив и дружелюбен!
- Закон бережливости: береги инвентарь планетария!
- Закон дисциплины: слушай руководителей планетария!
Вся работа отражается на информационном стенде.
4.1. Направления программы
Гражданско-патриотическое.
- изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны и Тюменской области;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- формирование бережного отношения к природе своей страны и Тюменского края.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, родного края; формировать гражданскую позицию и самопознание гражданина Российской Федерации.
Спортивно-оздоровительное.
- вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- выработку и укрепление гигиенических навыков;
- расширение знаний об охране здоровья.
Работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах».
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Интеллектуально-познавательное.
- проведение интеллектуальных игр.
- организация работы библиотеки, проведение тематических мероприятий.
- игровая программа по ПДД;
- викторины, интеллектуальные марафоны;
- организация игр «Что? Где? Когда?».
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Нравственно – эстетическое.
- совершенствование и развитие эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей;
- привитие интереса к занятиям музыкой, сольным пением, рисованием, танцами;
- реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений, навыков.
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- тестовые задания и коммуникативные игры на знакомство;
- игры на выявление лидеров.
- игры и мероприятия на сплочение коллектива.
Художественно – эстетическое.
- изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;
- конкурсные программы, творческие конкурсы.
- игровые творческие программы.
- концерты («Алло! Мы ищем таланты.»);
- творческие игры;
- праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);
- выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
Экология и краеведение.
- игра «Поиски клада»;
- туристская игротека;
- проведение игры: «Туристическая полоса препятствий»;
- туристический поход в лес;
- спортивно-развлекательные игры: лапта, пионербол, футбол и т.д.;
- викторина «Я хочу быть здоровым!»
Это направление позволяет в сочетании с физкультурно-оздоровительными мероприятиями способствуют созданию хорошего, эмоционально-окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы. Вместе с этим ребята познают родной край.
Трудовое.
- выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, работа на школьной «Трудовой десант»;
- коллективные трудовые дела.
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Основы безопасности жизнедеятельности.
- сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни
- повышение уровня знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью
- повышение уровня общей физической активности
- выполнение плана спортивно-оздоровительных мероприятий
Основная цель - развитие у детей навыков сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. В этом направлении проводятся оздоровительные и спортивные мероприятия. Работу планеты курирует инструктор по физкультуре. Формы деятельности: зарядка, подвижные игры, спортивные мероприятия, «пятиминутки здоровья», познавательные программы: «Здоров будешь – всё добудешь», «День полезных привычек» и другие.
4.2. Принципы программы
1. Индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;
2. Гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;
3. Творчества: характеризующее основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;
4. Доверия и поддержки - основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
5.Принцип безопасности. Сохранение жизни и здоровья детей и взрослых в лагере — первая и основная забота каждого.
5. Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации программы является коллективное творческое дело, которое включает заинтересованность каждого члена лагеря, как ребенка, так и взрослого.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
- Организаторские дела (метод взаимодействия)
- Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
- Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
- Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
- Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
- Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
5.1. Этапы реализации
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 1,5 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
- составление договоров о сотрудничестве с учреждениями поселка, района;
- сбор заявлений родителей для зачисления детей в лагерь
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основная задача этого этапа: заинтересовать детей идеями программы. Основные составляющие организационного периода: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; формирование органов самоуправления; создание у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помочь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; ознакомить с правилами и законами жизни в лагере.
Основной этап
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Основной деятельностью этого этапа является:
• Реализация основной идеи смены;
• Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
Заключительный этап
Основной идеей этого этапа является:
- проведение итоговой диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей, детских ожиданий;
- церемония закрытия смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- подготовка отчета о деятельности лагеря;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности
летнего оздоровительного лагеря.
5.2. Формы и методы реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «Парад планет» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Методы воспитательной деятельности в лагере.
Для эффективной работы в лагере активно используются:
1. Метод игры и игрового тренинга.
Игра – самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игрою легко проверить симпатии и антипатии детей, их предпочтения. Игра выявляет знания, познавательные способности детей. Игра показывает уровень организаторских способностей детей, их физические данные: ловкость, быстроту, силу, координацию.
2. Метод состязательности.
Состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию побед над собой.
3. Метод равноправного духовного контакта.
Основан на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.
4. Метод импровизации.
Импровизация – действие, неосознанное и неподготовленное заранее, выводит на практическую и творческую деятельность. Импровизация основана на подражании с применением своего авторского начала.
Формы воспитательной деятельности в лагере.
- Игры: спортивные, интеллектуальные, национальные и т.д.
- Конкурсы: творческие, танцевальные, песенные.
- Походы.
- Экскурсии.
- Спортивные соревнования.
- Концерты.
- Тематические дни.
- Просмотр видеофильмов и телепередач.
- Дискотеки.
- Листовки по правилам безопасности, профилактике здоровья, с советами родителями.
- Огоньки.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи.
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «По предупреждению кишечных заболеваний», «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
Беседы.
- Беседы, проводимые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну «Витаминию», «Как беречь глаза?»;
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
- утренняя гимнастика;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр.
Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя:
- встречи с начальником лагеря, воспитателями;
- индивидуальные беседы;
- участие в различных мероприятиях.
5.3. Схема управления программой
Каждый человек – это личность со своими особенностями, способностями, возможностями, и в целях индивидуального развития дети и взрослые в лагере сами решают, чем им заниматься, что проводить, какие объединения, группы создавать, этим определяется демократическое самоуправление, где каждый может реализовать свои возможности и интересы.
Самоуправление в летнем оздоровительном лагере «Парад планет» организовано через высший орган – штаб под названием «Планетарий», который принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены.
В состав штаба входят воспитанники лагеря (лидеры), выбранные на одну смену, и взрослые. Штаб, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата;
- развития организаторских способностей.
Совет штаба является органом самоуправления.
Каждый член штаба имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член штаба обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Схема самоуправления летнего оздоровительного лагеря
«Парад планет»
5.4. Взаимодействие по программе
Программа реализуется во взаимодействии с заинтересованными структурами по направлениям деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей:
- Заповедный природный парк «Сибирские Увалы». Функции взаимодействия: – организация экскурсий в природоохранные территории, проведение «Экологического десанта», экологической игры на территории заповедника.
- РМУ КДЦ «Арлекино». Функции взаимодействия: предоставляет график детских фильмов и дискотек на период работы смен летнего дворового клуба. В случае неблагоприятных погодных условий предоставляет помещение для проведения запланированных мероприятий смены.
- МИКУ «Библиотечная система». Функции взаимодействия: просветительские мероприятия, тематические викторины, представления кукольного театра, книгочас, творческие часы;
- ОГИБДД Нижневартовского района. Функции взаимодействия: участие в составе жюри, предоставление атрибутов для проведения профилактических мероприятий, проведение профилактической беседы, ролевой игры.
- филиал БУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» по Нижневартовскому району. Функции взаимодействия: организация экскурсии на предприятие, участие в составе жюри, проведение профилактической беседы.
6. План работы
Режим дня
8.30 - 9.00 | Сбор детей. Зарядка Планетарий здесь с утра! С добрым утром, детвора, И тотчас же по порядку всем ребятам на зарядку! |
9.00 - 9.15 | Линейка (Построение) Совет штаба тут как тут! На линейку все бегут! |
9.15–10.00 | Завтрак Всем за стол! Узнать пора, чем богаты повара! |
10.00–12.00 | Отрядные, лагерные дела Получи маршрутный лист! В путешествие стремись! |
12.00-13.00 | Оздоровительные процедуры Раз пришел веселый час, здесь играют все у нас! |
13.00–14.00 | Обед Здесь у всех, смешливых даже, за столом серьезный вид. За обедом виден сразу богатырский аппетит. |
14.00–14.30 | Занятия по интересам Не грустят на планетах наших, мы поем, рисуем, пляшем, Мастерим, умеем шить, все занятия хороши! |
14.30 | Уход детей домой А теперь всем «ДО СВИДАНИЯ!» Завтра ждет вас «Планетарий»! |
План работы летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Парад планет»
1 смена
1 июня. Планета «Детство»
Прием детей. Общий сбор-инструктаж по организации лагерной смены.
Совещание Совета штаба, обсуждение плана работы на день.
Праздничная программа «Праздник детства»
Рисунки на асфальте «Мой мир детства».
3 июня. Планета «Самоуправление»
Утверждение правил поведения в лагере.
Выборы в Совет штаба.
«Вместе весело живется». Рождение команд (придумать эмблему, название, девиз, оформление стенда).
Подготовка к открытию лагерной смены.
Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах».
4 июня. Планета «Знакомство и открытия»
Открытие лагерной смены. Представление команд.
Проведение инструктажа по ТБ.
Конкурсно- игровая программа « Летняя фиеста».
Операция «Уют».
Минутка здоровья «Книги о здоровье».
Инструктаж: «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
5 июня. Планета «Экоша»
Минутка здоровья «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!».
Экологический КВН.
Праздник «Мой товарищ спорт».
Операция «Трудовой десант».
6 июня. Планета «Непоседы»
Минутка здоровья «Закаливание».
Конкурсная программа «Поляна игр».
Игра «Тропа доверия».
Подвижные игры на стадионе.
Операция «Трудовой десант».
7 июня. Планета «Туманность»
Путешествие в сказку. «Парад сказочных героев».
Викторина « В гостях у сказки».
Игра «Поиски клада».
Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами».
8 июня. Планета «Кинематограф»
Игра «Киностудия».
Конкурс актерского мастерства.
Просмотр детских видеофильмов.
Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию».
10 июня. Планета «Дорожная»
Игра «Красный, желтый, зеленый».
Велоэстафета «Трасса».
Составление планов – маршрутов «От дома до школы».
Минутка здоровья «Солнечный ожог».
Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение».
Операция «Трудовой десант».
11 июня. Планета «Патриот»
Минутка здоровья «Правильное питание».
Викторина «Широка страна моя родная».
Беседа « У моей России…».
День независимости. Концертная программа.
Презентация «Моя Родина – Россия».
12 июня. Планета «Толерантность»
Беседа «Толерантность в молодежной среде». (слайд. презентация)
Акция «Вежливое слово».
Мастерская «Сувенир».
Тренинг «Твои права и обязанности».
Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки».
13 июня. Планета «Космики»
Спортивная программа «Космодром».
Игра «Захват территории».
Соревнования по настольному теннису.
Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».
Операция «Трудовой десант».
14 июня. Планета «Юных пожарных»
Беседа по ПБ «Осторожно, огонь!»
Эстафета «Юные пожарные».
Рейд по ПБ.
Эвакуация школы.
Минутка здоровья «Правильное питание».
15 июня. Планета «Смешарики»
Парад мультяшек.
Просмотр Мультфильмов.
Конкурс рисунков «Рисуем сказку».
Игра «Все на поиски клада».
Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
17 июня. Планета «Турист»
Инструктаж по ТБ.
Туристический поход.
Туристическая эстафета.
Подвижные игры.
Минутка здоровья «Как снять усталость с ног».
Операция «Трудовой десант».
18 июня. Планета «Спортландия»
«Олимпийская деревня». Спортивные состязания.
Соревнования по пионерболу.
Шашечный турнир.
Минутка здоровья «Что вкусно и полезно».
19 июня. Планета «Неболейка»
Игровая программа «Строим дом здоровья».
Выпуск листовок «За здоровый образ жизни».
Веселые старты.
Минутка здоровья «Солнышко – друг или враг?!».
20 июня. Планета «Сияние музыки»
Музыкальная гостиная».
Конкурс вокального мастерства.
Дискотека.
Минутка здоровья «Осторожно: клещи!».
21 июня. Планета «Рекорд»
Рекорды нашего отряда.
Конкурс «А вам слабо?».
Минутка здоровья «Чистые руки – залог здоровья».
Выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день».
Операция «Трудовой десант».
22 июня. Планета «Звездная»
Литературно-музыкальная композиция «Лики войны».
Конкурс стихотворений «О войне».
Конкурсу рисунков «Война глазами детей».
Возложение венка Славы.
Минутка здоровья «Чтобы уши слышали».
24 июня. Планета «Очумелые ручки»
Игровая программа «Город мастеров».
Мастер-классы «Бумажная сказка», «Волшебные краски», «Соленое тесто».
Диагностика уровня сплоченности коллектива.
Подвижные игры на воздухе.
Минутка здоровья «Вредные привычки».
25 июня. «Парад планет»
Минутка здоровья «Мой рост и мой вес».
Концерт «Молния».
«Прощальный огонек».
Дискотека.
Торжественная линейка. Награждение космопилотов памятными подарками. Подведение итогов смены.
Операция «Трудовой десант»
2 смена
26 июня. Планета «Знакомство»
Прием детей. Общий сбор-инструктаж по организации лагерной смены.
Совещание Совета штаба, обсуждение плана работы на день.
Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».
(ознакомление с режимом работы, разучивание речёвок, инструктаж ТБ)
Операция «Уют».
27 июня. Планета «Самоуправление»
Утверждение правил поведения в лагере.
Выборы в Совет штаба.
«Вместе весело живется». Рождение команд (придумать эмблему, название, девиз, оформление стенда).
Подготовка к открытию лагерной смены.
Минутки здоровья «Твой режим дня на каникулах».
Инструктаж: «Правила пожарной безопасности».
28 июня. Планета «Чудеса»
Проведение инструктажа по ТБ.
Участие в празднике, посвященном открытию лагерной смены «Встреча на острове чудес».
Операция «Уют».
Минутка здоровья «Книги о здоровье».
Инструктаж: «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
29 июня. Планета «Мастера»
Минутка здоровья «Закаливание».
Конкурс на лучшую игрушку «Дело мастера боится».
Подвижные игры на воздухе: «Здоров будешь – всё добудешь».
Подготовка к конкурсу талантов.
Операция «Трудовой десант».
1 июля. Планета «Сказочная»
Минутка здоровья «Книги о здоровье»
Там на неведомых дорожках…» (сказочная познавательная игра)
Конкурс рисунков «Волшебные краски».
Подготовка к конкурсу талантов.
Инструктаж: «Правила поведения детей при прогулках».
2 июля. Планета «Творчество»
Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами».
«Минута славы» - конкурс талантов.
«Фабрика звезд -1» караоке.
Подвижные игры на воздухе.
Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение».
3 июля. Планета «Домашняя»
Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию».
Конкурс архитекторов: «Новый дом в моем поселке» (лепка из пластилина).
Конкурс проектов «Мой любимый поселок».
Детская дискотека.
4 июля. Планета «ЭКО»
«День полезных привычек».
Минутка здоровья «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Экологический КВН.
Праздник «Мой товарищ спорт».
Операция «Уют».
5 июля. Планета «Дружилка»
Минутка здоровья «Вредные привычки».
«Мой домашний друг» Рассказы детей о домашних животных.
«Если с другом вышел в путь». Песни о дружбе.
Операция «Трудовой десант».
6 июля. Планета «Патриот»
Минутка здоровья «Правильное питание».
Викторина «Широка страна моя родная».
Беседа « У моей России…».
Презентация «Моя Родина – Россия».
8 июля. Планета «Доброта»
Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».
Моё любимое дело.
Экологическая операция «Жизнь цветка».
Операция «Уют».
9 июня. Планета «Юных пожарных»
Тренинги «Береги имущество от пожара!»
«Мои действия во время пожара».
Эстафета «Юные пожарные».
Минутка здоровья «Правильное питание».
10 июля. Планета «Смешарики»
Минутка здоровья «Чтобы уши слышали».
«Откуда пришёл день смеха».
Развлекательная программа «Юморина».
Операция «Трудовой десант».
11 июля. Планета «Романтика»
Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.
Мы идем в поход «Вместе весело шагать по просторам».
Спортивные игры на воздухе.
Операция «Уют».
12 июля. Планета «Спортландия»
Минутка здоровья «Чистые руки – залог здоровья».
Спортивная программа «Ералаш».
Соревнования по пионерболу.
Минутка здоровья «Что вкусно и полезно».
13 июля. Планета «Неболейка»
Минутка здоровья «Солнечный ожог».
«Наше здоровье в наших руках».
Весёлые старты «Мой весёлый звонкий мяч».
15 июля. Планета «Читальня»
Минутка здоровья «Осторожно: клещи!».
Библиотечный час «Праздник книги».
Конкурс рисунков отчетов «Мой лагерный день».
Операция «Трудовой десант».
16 июля. Планета «Затейник»
Минутка здоровья «Как снять усталость с ног».
Игра «Угадай мелодию».
Литературный ринг.
Спортивная игра «Зов джунглей».
Операция «Уют».
Планета «Именишки»
День именинника «Самый лучший день в году».
Концерт для именинников.
Спортивные игры.
Минутка здоровья «Вредные привычки».
17 июля. Планета «Робинзон»
Минутка здоровья «Солнышко – друг или враг?!».
«В гостях у Робинзона» развлекательная экологическая программа.
Туристическая полоса препятствий.
Операция «Трудовой десант».
18 июля. Планета «Достижение»
Минутка здоровья «Кожа человека и её здоровье».
Игра «Звёздный час».
Подготовка к закрытию лагерной смены.
Операция «Уют».
19 июля. «Парад планет»
Минутка здоровья «Мой рост и мой вес».
Торжественная линейка.
Награждение космопилотов памятными подарками.
Праздник закрытия летнего оздоровительного лагеря 2013 «До новых встреч!»
Дискотека.
Операция «Трудовой десант».
7. Ожидаемые результаты
Для детей:
1. Расширение художественного и музыкального кругозора.
2. Развитие навыков сознательного отношения к своему здоровью и здоровому
образу жизни.
3. Формирование навыков бережного отношения к природе.
4. Реализация организаторских способностей воспитанников и повышение социальной
активности.
5. Приобретение новых знаний о родном крае и бережное отношение к своей малой
Родине.
6. Личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности.
7. Полный отдых и оздоровление.
Для развития воспитательной системы:
1. Совершенствование методик организационных форм работы.
2. Пополнение методической копилки.
Для педагогов:
1. Повышение уровня педагогического мастерства.
2. Отработка моделей взаимодействия с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой
игры.
Для родителей:
1. Чувство уверенности в силах ребенка.
2. Удовлетворенность родителей летним отдыхом.
8. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе космопилотов, а также занимаются организацией отрядной жизни.
Нормативно-правовое обеспечение:
В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей..
4. Положение о лагере дневного пребывания .
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
9. Приказы Управления образованием.
10. Должностные инструкции работников.
11. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
12. Заявления от родителей.
14. Акт приемки лагеря.
Материально-техническое обеспечение программы.
1. Игровые комнаты для отрядов, спортивный зал, актовый зал.
2. Спортивное оборудование и инвентарь (мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи и др.).
3. Спортивная и игровая площадки на свежем воздухе.
4. Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).
5. Компьютер, принтер, проектор.
6. Телевизор, музыкальный центр, микрофоны, фотоаппарат.
7. Призовой фонд (грамоты, дипломы, сувениры).
Научно-методическое обеспечение программы.
- Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
9. Кадровое обеспечение
№ | Должность (условия участия) | Кол-во | Должностные обязанности |
Начальник лагеря | 1 | Планирует и организует коллективно-творческую деятельность воспитанников клуба. Курирует органы самоуправления клуба. Обеспечивает качественное содержание проводимых мероприятий. Организует экскурсии, поездки. | |
Воспитатели
| 4 | Составляет списки детей, с указанием адреса родителей и номера телефона. Ведет журнал учета посещений, ежедневную работу в соответствии с намеченным планом. Несет ответственность за жизнь и безопасность детей во время пребывания в клубе. | |
Отрядные вожатые - старшие воспитанники Центра (По договору с МЦ «Луч») | 8 | Осуществляют помощь по организации и проведению отрядных дел, клубных мероприятий, походов, экскурсий, акций. | |
Инструктор по физкультуре | 1 | Разрабатывает и реализует план спортивно – оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей и профилактику заболеваний. Оказывает помощь педагогу-организатору в проведении мероприятий дворового клуба. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивно- массовых мероприятий, во время походов, экскурсий. | |
Музыкальный работник | 1 | Разрабатывает репертуарный план смены, проводит индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками, способствует развитию художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности. Обеспечивает профессиональное исполнение музыкального материала в объединении и на мероприятиях. | |
медицинский работник (по договору с ЦРБ) | 1 |
| |
Кухонные рабочие | 2 | Обеспечивает санитарно-гигиенические условия питания, качество продуктов, разнообразие меню. | |
Всего | 18 |
10. Предполагаемые затраты и источники финансирования
Для реализации программы предполагаются следующие источники:
1. В соответствии с законодательством РФ финансовые поступления от органов местного самоуправления на организацию летнего отдыха детей, социальную поддержку детей.
2. Участие в реализации региональных целевых программ.
3. Выполнение муниципальных заказов.
4. Получение гранта.
5. Спонсорская помощь.
Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется за счет выделенных муниципалитетом средств (питание) и родительских средств
Предполагаемая смета расходов
Наименование | Сумма, руб. |
Канцелярские товары | 4800х2 смены=9600 |
Хозяйственные товары | 2700х2 смены=5400 |
Призы, сувениры | 6000х2 смены=12000 |
Спортивно-игровой инвентарь | 3500х2 смены=7000 |
Картриджи, бумага, расходы на оргтехнику | 5500х2 смены=11000 |
Расходы на бутилированную воду (на 1 ребенка) | 4,20х150=630х2 смены=12600 |
Всего расходов | 57600 |
11. Условия питания и организация досуга
Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха, питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.
Задачи:
- Создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.
- Соблюдение режима.
- Соблюдение норм полноценного и рационального питания детей.
- Проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.
Мероприятия:
- Проведение антропометрии на начало и конец смены.
- Контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка.
- Осмотр детей (педикулез, кожные заболевания и т.д.).
- Контроль за здоровьем детей в лагере
- Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи.
- Осуществление суточной пробы и хранение её в соответствующих условиях.
- Проведение витаминизации третьих блюд.
- Оздоровление детей медицинскими препаратами.
- Санитарно-просветительская работа.
- Работа с отдельными категориями детей.
12. Особая информация и примечание.
Литература
- Тематическая смена. Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому/ авт.-сост. Ю.Д. Беляков, О.А. Винокурова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Тетерский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: Воспитание, обучение, развитие: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Школа вожатого и воспитателя: материалы для занятий с отрядными педагогами/ авт.-сост. О.В. Можейко, О.А. Юрова, И.В, Иванченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Путешествие к планетам разноцветных солнц: Организаторам летнего отдыха. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2001.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
- Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывёт по земле. Л.А. Пенькова.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Приложения:
1. Положение о летнем оздоровительном пришкольном лагере дневного пребывания «Парад планет».
2. Бланк заявления родителей о зачислении ребенка в оздоровительный лагерь.
3. Диагностические материалы.
4. Бланки договоров о сотрудничестве.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Излучинская
ОСШУИОП № 1»
______________Н.А. Зеленская
«____» _____________2013г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЛАГЕРЕМ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПАРАД ПЛАНЕТ»
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием учащихся «Парад планет» (далее – лагерь) является оздоровительным учреждением для учащихся в возрасте от 6 до 15 лет (включительно) для духовного и физического развития детей и подростков, организации их разумного отдыха и досуга, оздоровления и общественно полезного труда.
1.2. В своей деятельности лагерь руководствуется постановлением Правительства Российской Федерации "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2013 г.г.", приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 №2688 "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха" (с изменениями от 28.06.2002), санитарными правилами и нормами СП 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утв. главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010 г., уставом образовательного учреждения.
1.3. Лагерь является структурным подразделением общеобразовательного учреждения и размещается на базе МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
1.4. Лагерь открывается по приказу управления образования Нижневартовского района и на основании акта приемной комиссии, определяющей соответствие условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Лагерь комплектуется из числа учащихся образовательного учреждения в возрасте от 6 до 15 лет (включительно).
2.2. Сроки оздоровления детей определяются в соответствии с постановление Главы администрации Нижневартовского района и приказом управления образования Нижневартовского района.
2.3. В лагере с учетом возраста и интересов детей создаются 4 отряда численностью 25 человек (1 смена) и 2 отряда численностью 25 человек (2 смена).
2.4. Вариант организационной формы: оздоровительный.
2.5. Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самостоятельности с учетом интересов детей.
2.6. В лагере создаются благоприятные условия для привлечения всех детей к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы:
формирование социальных компетенций личности ребенка средствами деятельности летнего оздоровительного лагеря и создание благоприятных условий для развивающего досуга, реализация возможностей каждого в развитии собственного творческого потенциала.
Задачи:
- формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни через привитие практических навыков;
- формирование эмоционального отношения к природе и ее экологии;
- содействие созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству, а также для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности;
- возрождение лучших традиций нравственного и патриотического воспитания, воспитание любви к Родине;
- развитие интеллектуальных способностей детей через познавательные игры;
- воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
- предупреждение правонарушений и других негативных проявлений среди детей и подростков через профилактические мероприятия и социально-значимую деятельность.
4. КАДРЫ, УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ
4.1. Начальник лагеря назначается приказом директора МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
4.2. Подбор кадров лагеря осуществляется начальником лагеря согласно штатному расписанию лагеря.
4.3. Оплата труда осуществляется на основании действующих нормативов, должностные оклады устанавливают согласно квалификационному разряду с основного места работы.
4.4. Непосредственное руководство лагерем осуществляет начальник лагеря.
4.5. На штатные должности в лагерь принимаются лица, достигшие 18 лет. При приеме на работу требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работник лагеря должен быть ознакомлен с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, нормами охраны труда и техники безопасности и своими должностными обязанностями.
4.6. Учащиеся школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигшие 14-летнего возраста, могут по их желанию и с согласия одного из родителей или лица, заменяющего его, приниматься на работу в лагерь в качестве вожатого в соответствии с действующим порядком и условиями добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время.
4.7. Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
4.8. Начальник лагеря:
обеспечивает общее руководство лагерем, утверждает правила внутреннего трудового распорядка лагеря, издает приказы и распоряжения по лагерю;
планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность его работы;
несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение санитарных правил, норм охраны труда;
осуществляет подбор кадров в соответствии с трудовым законодательством;
разрабатывает и утверждает программу деятельности лагеря;
разрабатывает и утверждает должностные инструкции работников лагеря, проводит инструктаж по технике безопасности, профилактике травматизма;
создает необходимые условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
4.9. В целях оказания методической помощи воспитателям и другим педагогическим работникам в организации работы с детьми и подростками, повышении профессионального мастерства и творческого роста в лагере может быть создан педагогический (методический) совет.
5. ФИНАНСИРОВАНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
5.1. Штатное расписание работников лагеря и смету расходов на оздоровительный период утверждает начальник лагеря по согласованию с комитетом по образованию.
5.2. Смета лагеря финансируется, исходя из целей и задач смены, в пределах выделенных бюджетных ассигнований из средств бюджета автономного округа и муниципального образования, а также с учетом внебюджетных источников финансирования (родительской платы).
5.3. Питание учащихся финансируется согласно нормативам оплаты стоимости питания на одного ребенка в день в лагерях с дневным пребыванием детей при организации двухразового горячего питания, установленным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 января 2010 года №21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в пределах объемов выделенной из бюджета автономного округа субсидии.
5.4. Питание учащихся организуется в столовой школы или по согласованию с органами санитарного надзора на договорных началах в ближайшей столовой предприятия общественного питания.
5.5. Финансирование расходов на содержание лагеря.
5.5.1. Для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, финансирующихся из бюджета комитета по образованию, осуществляется через управление по бюджетному учету, отчетности и кассовому исполнению бюджета управления образования Нижневартовского района на основании договора о бухгалтерском и финансовом обслуживании.
5.6. Учет расходов на содержание лагеря.
5.6.1. Для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, финансирующихся из бюджета управления образования Нижневартовского района, осуществляется через управление по бюджетному учету, отчетности и кассовому исполнению бюджета комитета по образованию на основании договора о бухгалтерском и финансовом обслуживании.
5.7. Управления образования Нижневартовского района и начальник лагеря осуществляют контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на содержание лагеря.
5.8. За сохранность имущества и инвентаря ответственность несет начальник лагеря.
6. РЕЖИМ РАБОТЫ
6.1. Лагеря работают в режиме шестдневной рабочей недели с ежедневным 6-часовым пребыванием детей и организацией двухразового питания. Режим работы: с 09.00 часов до 15.00 часов.
Приложение 2
Директору МБОУ «Излучинская
ОСШУИОП № 1»
Н.А. Зеленской
________________________________
________________________________
(Ф.И.О. полностью)
проживающего(ей) по адресу:
ул. _____________________________
тел.:_____ ______________________
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу зачислить моего ребенка _________________________________________
_____________________________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения)
в летний оздоровительный лагерь с ___________20 __ г. по __________20 __г.
Данные о родителях:
Мать: _____________________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Место работы: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Профессия/должность__________________________________________________
Рабочий тел.: _______________________________
Отец: _______________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
Место работы: _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Профессия/должность _________________________________________________
Рабочий тел.: _________________________
«_____» мая 200___ г. _______________
(подпись)
Приложение 3
Анкета (на входе)
Дорогой друг!
Искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботиться о тебе, учитывая твои желания, способности, интересы. Отвечать на вопросы анкеты не сложно. Для этого надо внимательно прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках после каждого вопроса.
Итак, приступай!
I. Чего больше ты ждешь от пребывания в клубе? (выбери не более трех ответов и обведи кружочком соответствующие номера):
1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
3. Научиться самостоятельно организовывать различные дела.
4. Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по-твоему важны для людей (не более 6 качеств):
Любознательность Трудолюбие
Честность Инициативность
Предприимчивость Справедливость
Доброта Честолюбие
Смелость Милосердие
Дисциплинированность Требовательность к себе
III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру соответствующего ответа):
1. Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта) _____________________________________________
2. Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта) __________________________________________________
3. Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик меня не увлекает
IV. Как ты относиться к искусству (обведи цифру соответствующего ответа):
1. Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок (впиши, что) __________________________________________
2. Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства (впиши, какими) ____________________________________________
3. Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя
4. Искусство меня мало интересует
V. Как ты оцениваешь свое здоровье? (обведи цифру соответствующего ответа):
1. Чувствую себя совершенно здоровым.
2. Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким.
3. Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю.
4. К сожалению, здоровьем похвалиться не могу.
VI. Твое имя, фамилия _____________________________
VII. Твой возраст _____________________
Спасибо, друг!
Анкета (последний день смены):
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
– Что было самым важным для тебя?:
В этом лагере______________________________________________________________
В твоей семье_______________________________________________________________
В отношениях между людьми
– Что ты запомнил больше всего? ______________________________________________
– Переживал ли ты здесь такие состояния?:
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/
/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ (подчеркни)
– Что нового ты узнал про себя?_______________________________________________
– Что изменилось в тебе?_____________________________________________________
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_________________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________
– Закончи предложения: Я рад, что _____________________________________________
Мне жаль, что______________________________________________________________.
Я надеюсь, что_____________________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память ____________________________________________________________
Приложение 4
Договор о сотрудничестве МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
с МКМ КДЦ «Арлекино»
п.г.т. Излучинск «__» ______ 20__ г.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», именуемый в дальнейшем «ОСШ №1» в лице директора Зеленской Нины Александровны, действующего на основании устава «ОСШ №1», с одной стороны и культурно-досуговый центр «Арлекино», именуемый в дальнейшем «Арлекино», в лице директора,___________________________, действующего на основании_______________, с другой, заключили настоящий договор о нижеследующем:
- Предмет договора.
Совместная работа ««ОСШ №1»» и «Арлекино» по социализации личности ребёнка через досуговую деятельность, формированию навыков здорового образа жизни средствами культурно-эстетического воспитания.
- Обязательства сторон.
««ОСШ №1»» обязуется:
1.Организовать деятельность летнего оздоровительного лагеря в соответствии с положением о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Парад планет» для детей и подростков в летний период.
2.Осуществить комплектование четырех групп в количестве не менее 25 человек с учётом пожеланий и интересов детей.
3.Соблюдать правила охраны труда, жизни и здоровья детей, правила техники безопасности во время посещения «Арлекино».
4.Включить в программу деятельности летней смены лагеря программу культурно-досуговой деятельности, предлагаемую «Арлекино».
«Арлекино» обязуется:
1.Предложить перечень культурно-досуговых мероприятий для детей 6-14 лет, для включения их в программу деятельности летней смены лагеря.
2.Обеспечить условия для реализации совместно разработанной культурно-массовой программы.
3.Рассмотреть возможность предоставления помещения для проведения запланированных мероприятий смены в случае необходимости.
- Срок действия договора.
Срок действия договора с _______________ по _________________.
Договор составлен в двух экземплярах: один хранится в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», другой – в МУ КДЦ «Арлекино».
- Адреса и подписи сторон.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» МУ КДЦ «Арлекино»
______________________________ ____________________________
______________________________ _____________________________
Договор о сотрудничестве МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
с Центральной Детской Районной Библиотекой
п.г.т. Излучинск «__» ___________ 20__ г.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», именуемый в дальнейшем «ОСШ №1» в лице директора Зеленской Нины Александровны, действующего на основании устава «ОСШ №1», с одной стороны и Центральная Детская Районная Библиотека, именуемая в дальнейшем «Библиотека», в лице директора,___________________________, действующего на основании_____________________, с другой, заключили настоящий договор о нижеследующем:
- Предмет договора.
Совместная работа «ОСШ №1» и «Библиотеки» по социализации личности ребёнка через досуговую деятельность, формированию навыков здорового образа жизни средствами культурно-эстетического воспитания.
- Обязательства сторон.
«ОСШ №1» обязуется:
1. Организовать деятельность летнего оздоровительного лагеря в соответствии с положением о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Парад планет» для детей и подростков в летний период.
2.Осуществить комплектование четырех групп в количестве не менее 25 человек с учётом пожеланий и интересов детей.
3.Соблюдать правила охраны труда, жизни и здоровья детей, правила техники безопасности во время посещения «Библиотеки».
4.Включить в программу деятельности летней смены лагеря программу культурно-досуговой деятельности, предлагаемую «Библиотекой».
«Библиотека» обязуется:
1.Предложить перечень культурно-досуговых мероприятий для детей 6-14 лет, для включения их в программу деятельности летней смены лагеря.
2.Обеспечить условия для реализации совместно разработанной культурно-массовой программы.
3.Рассмотреть возможность предоставления помещения для проведения запланированных мероприятий смены в случае необходимости.
III. Срок действия договора.
Срок действия договора с __________ по _____________.
Договор составлен в двух экземплярах: один хранится в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», другой – в Центральной Детской Районной Библиотеке
- Адреса и подписи сторон.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Центральная Детская
Районная Библиотека
___________________________________ __________________________
___________________________________ _________________________
Договор о сотрудничестве МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
с МИКУ БС
п.г.т. Излучинск «__» ___________ 20__ г.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», именуемый в дальнейшем «ОСШ №1» в лице директора Зеленской Нины Александровны, действующего на основании устава «ОСШ №1», с одной стороны и МИКУ БС, именуемый в дальнейшем «Библиотека», в лице директора,___________________________, действующего на основании___________________, с другой, заключили настоящий договор о нижеследующем:
- Предмет договора.
Совместная работа «ОСШ №1» и МИКУ БС по социализации личности ребёнка через досуговую деятельность, формированию навыков здорового образа жизни средствами культурно-эстетического воспитания.
- Обязательства сторон.
«ОСШ №1» обязуется:
1. Организовать деятельность летнего оздоровительного лагеря в соответствии с положением о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Парад планет» для детей и подростков в летний период.
2.Осуществить комплектование четырех групп в количестве не менее 25 человек с учётом пожеланий и интересов детей.
3.Соблюдать правила охраны труда, жизни и здоровья детей, правила техники безопасности во время посещения «Библиотеки».
4.Включить в программу деятельности летней смены лагеря программу культурно-досуговой деятельности, предлагаемую «Библиотекой».
«Библиотека» обязуется:
1.Предложить перечень культурно-досуговых мероприятий для детей 6-14 лет, для включения их в программу деятельности летней смены лагеря.
2.Обеспечить условия для реализации совместно разработанной культурно-массовой программы.
3.Рассмотреть возможность предоставления помещения для проведения запланированных мероприятий смены в случае необходимости.
- Срок действия договора.
Срок действия договора с ___________ по ________________.
Договор составлен в двух экземплярах: один хранится в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», другой – в МИКУ БС.
- Адреса и подписи сторон.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» МИКУ БС
______________________________ _____________________________
______________________________ ____________________________
Договор о сотрудничестве МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
с МБОУ РЦДОД «Спектр»
п.г.т. Излучинск «__» ______ 20__ г.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», именуемый в дальнейшем «ОСШ №1» в лице директора Зеленской Нины Александровны, действующего на основании устава «ОСШ №1», с одной стороны и МБОУ РЦДОД «Спектр», именуемый в дальнейшем «Спектр», в лице директора,___________________________, действующего на основании_______________, с другой, заключили настоящий договор о нижеследующем:
- Предмет договора.
Совместная работа ««ОСШ №1»» и «Спектр» по социализации личности ребёнка через досуговую деятельность, формированию навыков здорового образа жизни средствами культурно-эстетического воспитания.
- Обязательства сторон.
««ОСШ №1»» обязуется:
1.Организовать деятельность летнего оздоровительного лагеря в соответствии с положением о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания «Парад планет» для детей и подростков в летний период.
2.Осуществить комплектование четырех групп в количестве не менее 25 человек с учётом пожеланий и интересов детей.
3.Соблюдать правила охраны труда, жизни и здоровья детей, правила техники безопасности во время посещения «Спектр».
4.Включить в программу деятельности летней смены лагеря программу культурно-досуговой деятельности, предлагаемую «Спектр».
«Спектр» обязуется:
1.Предложить перечень культурно-досуговых мероприятий для детей 6-14 лет, для включения их в программу деятельности летней смены лагеря.
2.Обеспечить условия для реализации совместно разработанной культурно-массовой программы.
3.Рассмотреть возможность предоставления помещения для проведения запланированных мероприятий смены в случае необходимости.
- Срок действия договора.
Срок действия договора с _______________ по _________________.
Договор составлен в двух экземплярах: один хранится в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1», другой – в МУ КДЦ «Арлекино».
- Адреса и подписи сторон.
МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» МБОУ РЦДОД «Спектр»
____________________________ __________________________
_____________________________ _________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Планета знаний"
Рабочие программы по УМК "Планета знаний " 1 класс...
Открытый урок по математике "Сложение и вычитание многозначных чисел" Повторение пройденного" 4 класс по программе УМК "Планета знаний"
Открытый урок по математике для 4 классов по программе УМК "Планета знаний" на тему: "Сложение и вычитание многозначных чисел" Повторение и закрепление пройденного в форме деловой игры с применением И...
праздник "Парад планет"
Праздник проводился в параллели 4-ых классов. Каждый класс представлял планету Солнечной системы. Танцы, частушки песни, физминутки с инопланетянами, костюмы инопланетян, световые эффекты украсили пра...
Сценарий праздника "Парад планет" (прощание с Азбукой, Букварём)
Это оригтнальный сценарий, в котором буквы представлены в виде космических тел. Это интерактивное мероприятие, которое доставит удовольствие и детям и взрослым....
Сценарий праздника "Парад планет"
Праздник посвящен Дню учителя....
Шоу – программа «Парад новогодних елок» для учеников ГПП- 6 классов
Шоу – программа«Парад новогодних елок»для учеников ГПП- 6 классов...
План мероприятий "Парад планет"
Составила план Кондыба Н.Ф....