Внеклассное мероприятие с элементами театрализации "Земля - наш общий дом"
методическая разработка (3 класс) на тему
Данная разработка может быть использована в 1-4 классах. Цель - воспитание стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya-nash_obshchiy_dom.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ МО Плавский район «Сорочинская СОШ»
Внеклассное мероприятие «Земля – наш общий дом»
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ МО Плавский район «Сорочинская СОШ»
Голомазова Светлана Витальевна
2014 г.
Земля – наш общий дом (с элементами театрализации).
Цели: воспитывать экологическую культуру школьников; воспитать стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Оборудование: плакат со словами Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину»; выставка работ учащихся с изображениями растений, животных, плакат с изображением кругов: голубого (на нем схематические изображения микробов), белого (на нем изображены волны, стрелки), синего (к нему прикреплены квадраты, треугольники).
Ход мероприятия.
Ведущий 1:
Возле речки в тумане | И рябины кустами, |
Чуть шумят тополя. | И лужком заливным, |
Может, ими и ранит | И грибными дождями, |
Человека Земля. | И дождем не грибным. |
Иль березкой кудрявой | Первой звонкой капелью |
Не скупой на слова, | И росой на устах. |
Или явором, | Соловьиною трелью |
Явор – всем лесам голова. | В соловьиных кустах. |
Иль плясуньей – калиной, | И родными местами. |
Что сережкой трясет. | Где ты жил, где ты был |
Или первой травинкой, | И цветами, цветами – |
Пробивающей лед… | Чуть о них не забыл. |
Что ж, Земля привлекает | Манят волею реки |
Или этим, иль тем, | И раздольем поля. |
В суть вопроса вникая, | Не обманет вовеки |
Я так думаю, всем! | Человека Земля. |
Ведущий 2:
Сегодня на нашем занятии мы будем пытаться найти ответы на очень важные для всех вопросы – экологические. Ребята, кто знает, что такое экология? (Ответы ребят).
Учитель:
Ребята, посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета, живая. Каждый круг газеты – ее страничка. А готовили ее корреспонденты. Они - то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что изображено в нем? (Грустный человечек).
- А почему он грустный? (Ответы детей).
-У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов и их помощников о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный. (Роли корреспондентов заранее распределены между учениками).
Первый корреспондент:
- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
- Правильно. Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан называть небом.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий.
То он ярко-голубой.
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).
- Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликацию микробов).
Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель:
- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек может улыбаться!
- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие т- то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент:
- Ребята, кто из вас любит слушать музыку и петь песни? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?
(Ответы детей)
-Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки. От которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует, как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойные речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
- Что могут сделать дети, чтобы у них в доме был звуковой комфорт? (Ответы детей).
- Правильно, не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель:
- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Неожиданно и незаметно для всех появляется старичок.
- Да, красивое стихотворение. А я знаю другое: пришел турист в лес – к пожару; пришел рыбак к реке – к кошмару; баба белье стирать – земле-кормилице помирать; купил мужик машину – быть бы всем нам живу.
Третий корреспондент:
- Вы нам не представились.
Старичок:
- А что мне представляться – то! Я столько на свете живу, что вам и во сне не снилось. Каких я только речей не слыхал да обещаний! А что творится вокруг!
Читает стихотворение И. Жданова «В деревне».
Подставив ветру лысые затылки,
Стоят нерукотворные дубы,
Ефимыч утром ходит по бутылки
В тот лес, куда ходили по грибы.
К отравленной траве не прикасаясь,
Случайно браконьером не убит
Последний заяц-
Явно не красавец-
Плешивыми ушами шевелит.
А на селе ни блеянья, ни лая,
Загоны и омшаники пусты.
Бредет Ефимыч, палочкой сшибая,
Пергаментные ломкие листы…
Еще не все сирени догорели,
Еще осокой пахнет от реки,
И плесы до конца не омертвели
И по опушкам колосовики.
И пусть не едет Грека через реку,
Поскольку рак сбежал из наших рек,
Пожалуйся, природа, человеку.
Быть может,
Он разумный человек!
Входят дядька Черномор, Водяной, Лесовик , сестрица Аленушка, Колобок.
Черномор. Не может быть, чтобы он был разумный.
Все (хором). Он неразумный!
Учитель:
Какие – то странные гости к нам пожаловали. Здравствуйте, вы хотите принять участие в разговоре?
Водяной. А что же в нас странного? Неужели думаете, что вы нас выдумали? Нет уж, мы всегда были, только вам на глаза не показывались, не положено, другое у нас предназначение, а вот теперь горе заставило нас объявиться.
Учитель:
-Горе? Какое же? Поможем чем сможем.
Черномор. Да уж помогли, нечего сказать.
Третий корреспондент. Неужели вы на самом деле существуете? Значит, древние племена видели вас, общались с вами.
Лесовик. Это были дивные времена, когда человек жил в согласии с природой, а стало быть, и с нами.
Водяной. Вот я слушал ваши умные речи. Вода – основа жизни. А вот соседка моя, Кикимора, не пришла сегодня с нами. Знаете почему?
Дети. Почему?
Лесовик. Потому что уже третий год подряд торфяники тушит, обессилела вся, а болота все горят и горят. Ни клюквы тебе, ни морошки, ни птицы болотной – все сгорело. Да и я еле доковылял сюда. Раньше бывало: забредет человек в лес – повоешь, поскрипишь. Чтобы не ходил дальше дозволенного, птицей странной пролетишь – глядишь, повернул назад, испугался. А нынче хоть вой, хоть не вой: деревья повырубили, валежник оставили, костры не тушат – горит лес. А мусору всякого синтетического тьма – тьмущая. Я один на тысячу верст остался, нету нашего брата – гибнет!
Черномор. А мне уж охранять – то скоро будет нечего. Из тридцати трех богатырей восемь осталось, да и то – болеют. Ослабли. То нефть разольет человек, то отраву какую – либо, рыбу ловит тоннами, без разбору, какой прожорливый он стал. Я гневаюсь. Не сижу сложа руки: то бурю напущу, то корабль потоплю, то город какой прибрежный разрушу – не понимаете вы ничего.
Водяной. Деградация человека происходит, это точно! Вот вы тут о воде говорили хорошо. А во что вы превратили реки, озера, пруды? Что только в них не льете, не бросаете!
Сестрица Аленушка. Вот мой братец-то и попил водички, теперь он козленочек.
Учитель. Вода ведь самый лучший растворитель на Земле, но, к сожалению, количество вредных веществ, выбрасываемых человеком в воду и атмосферу, растет день ото дня.
1-ый корреспондент. Вы ведь знаете, что вода совершает в природе круговорот. Вылил человек в воду яд, часть в почву ушла – убила полезные бактерии, часть испарилась – дождиком ядовитым вернулась.
Колобок. (Аленушка держит его в руках, за него кто – нибудь говорит). Я вот не пойму, зачем вы ядов-то столько напридумывали. Вот вы думаете, кто я?
Дети. Колобок.
Колобок. Колобок, да не тот. Теперь меня зовут Колобок – ядовитый бок. Никто меня не ест, так как мука, из которой я выпечен Бабой-Ягой, отравлена. Мало того, что собирает пшеничку Яга возле химкомбината, она ее еще всяким зельем поливает, чтобы урожай богаче был. Испекла она меня, пустила по лесу – ни медведей, ни волков уже почти не осталось. Бабе-Яге с Кощеем что, они бессмертные. А мне грустно, да и здоровья нет, вы не смотрите, что я такой румяный да пышный, силы-то нет в пшеничке этой, еле передвигаюсь.
Сестрица Аленушка. Я вот давно в лесу не была, все братца по лекарям да магам возила, а тут вернулась в родные края, да ахнула.
Сестрица Аленушка и Старичок.
Сестрица Аленушка.
Ты помнишь, струился под кленом родник?
Внезапно исчез, как внезапно возник.
Скажи, отчего пересох здесь ручей?
Старичок. А стал он заброшен, не нужен, ничей.
Сестрица Аленушка.
А тут рос роскошный калиновый куст.
Теперь косогор неуютен и пуст.
Скажи, почему он засох, поредел?
Старичок. Цвести, зеленеть без ручья не хотел!
Сестрица Аленушка. А речка? Что ж так обмелела река?
Ты помнишь, чиста ведь была, глубока,
А нынче затянута вся тростником…
Старичок. Река же питалась ручьем, родником.
Сестрица Аленушка.
Ленивым, беспечным стал человек.
Он что, доживает последний свой век?
Старичок. Без памяти стал человек, он забыл,
Кто корни питал, кто крону поил.
Сестрица Аленушка. А может быть, миром всем выстроить храм,
Чтоб память со звоном будил по утрам?
Старичок. Попробовать можно, да поздно уже,
Ведь храм сохранить должен каждый в душе!
Сестрица Аленушка.
Блеснет он величием в спектре лучей-
И снова польется в лощинке ручей,
С глубин вековых к нам вернется родник,
И песней польется волнующий стих,
Весной оживет вновь калиновый куст.
А с ним возродится великая Русь!
Учитель. Все правильно сказали наши гости. Люди приносят много вреда природе. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать?
Ответы детей. Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины, очищать родники. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! (Убирают).
Учитель. Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле. Посмотрите, наш человечек улыбается. И пусть он улыбается всегда, а мы будем беречь и охранять природу.
Завершается мероприятие песней на мотив «Беловежской пущи» А. Пахмутовой.
- Человек, оглянись, осмотрись и пойми,
Как страдает Земля от ошибок прогресса,
Что остались валежник да черные пни
От когда-то густого, веселого леса.
- Припади к роднику - он из вечных глубин,
Его голос звучит, он на солнце искрится.
Человек! На Земле ты живешь не один,
Сохрани для потомков ключи жизни чистой.
- Позаботься о том, чтобы малых детей
Не коснулись дождя ядовитые капли,
И деревья стояли в сплетенье ветвей,
И учились полету птенцы белой цапли.
Список литературы и Интернет-ресурсов
- «Внеклассная работа в начальной школе», Волгоград, 2010г.
- «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы, «ВАКО», Москва, 2012 г.
- School-collection.edu.ru
- Viki.rdf.ru
- Sch435.spb.ru
- Planetaznaniy.astrel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Как мы работали над внеклассным мероприятием с элементами исследовательской и проектной деятельности "Берёза - символ России"
Презентация к статье...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"
В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....
Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС
Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС учитель английского языка Пугач Е....
Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"
Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...
Внеклассное мероприятие с элементами игры: «Красный, желтый, зеленый».
Внеклассное мероприятие с элементами игры: "Красный, желтый, зеленый"....
Сценарий внеклассного мероприятия с элементом мастер-класса (экспериментирование в изодеятельности): Тема: «22 марта – Всемирный день воды. Рисование на воде. Техника Эбру»
Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности....
Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»
Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям...