Работа с родителями
статья на тему

Сапунова Татьяна Александровна

Семья! Как много в этом звуке для сердца русского сплелось Как много в нём отозвалось!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panchenko_statya_1.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Панченко Т.В., Сапунова Т.А

БОУ г.Омска "Гимназия № 9"

Семья! Как много в этом звуке для сердца детского сплелось! Как много в нем отозвалось!

Нельзя воспитывать детей, не воспитывать их родителей.

П.П. Яблонский  

               Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Одной из самых эффективных форм выступает развитие взаимодействия родителей и их детей в совместных школьных делах. Этому  способствует участие родителей в  планировании жизни класса и школы. Включение родителей в жизнь воспитательных сообществ развивает взаимопонимание родителей и детей, помогает формированию общих взглядов, убеждений, ценностных ориентаций.

Необходимо стать группой единомышленников родителям и учителям, в чьи задачи входит не только дать ученикам хорошее образование, но и привить и неизменное, глубинное понимание ценности таких понятий как семья.

Достичь положительного взаимодействия семьи и школы, в развитии нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, можно через:

- совместное планирование деятельности;

- совместную подготовку и проведение праздников;

- тематику родительских собраний;

- систему работы с "портфолио";

- оформление и ведение классного альбома, классного уголка;

- анкетирование;

- индивидуальные консультации;

- родительские конференции;

- проективные методики.

Проведение проективных методик позволяет учителю намного ближе познакомиться с семьёй, выявить особенности внутрисемейных отношений. Среди многочисленных тестов хорошо зарекомендовала себя методика "Три дерева". Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, а рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи. В рисуночной форме дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений, сравнивая деревья с членами семьи.

В нашей гимназии стало уже традицией проводить первого сентября «День открытых дверей» для родителей. Когда родители  вместе с детьми после торжественной линейки приходят на первый в жизни ребёнка урок и садятся вместе с ним за парту.

В хорошем классном коллективе традиции семьи переплетаются с традициями класса. Из тестовой методики «День рождения в моей семье» и сочинения «Самый лучший подарок», учитель может почерпнуть интересные идеи для организации «Дня именинника». Как семья готовит сюрпризы для именинника, так и родительский коллектив заранее продумывает проведение этого праздника.  И ни один день рождения не похож на другой. Это и «Арбузник» для летних именинников, и «День мороженого» для тех, кто родился зимой, и «Капустник» для родившихся осенью. Праздник «День именинника» даёт возможность родителям  выразить своё отношение к своему ребёнку через стихотворение - представление. Родители сочиняют визитку в стихах про своего ребёнка. Сколько замечательных слов-похвал слышат дети в свой адрес.

Понимать своего ребёнка мечтает каждый из родителей, но удаётся это к сожалению не всем. Одной из интересных тестовых методик является тест для детей и родителей "Насколько мы знаем своих детей".

Задание детям: "Закончите приведённые ниже предложения".

1. Мне бывает радостно, когда...

2. Мне бывает грустно, когда...

3. Мне бывает страшно, когда...

4. Мне бывает стыдно, когда...

Задание родителям: "Закончите приведённые ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы Ваш ребёнок".

1.Вашему ребёнку бывает радостно, когда...

2. Ваш ребёнок грустит, когда...

3. Вашему ребёнку бывает страшно, когда...

4. Вашему ребёнку бывает стыдно, когда...

Затем дать родителям ответы их детей для сравнения. Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

Для установления внутреннего контакта с ребёнком необходимо не только понимать его, но и быть принятым им. А для этого важно быть искренним, открытым и честным.  Самый семейный праздник - Новый год. И, так же как и в каждой семье, мы с коллективом родителей и детей задолго начинаем  готовиться к его проведению. Самой необычной формой является проведение праздника  на улице, в районе гимназии. Все родители выбирают себе роль сказочного персонажа. Объединяясь в группы, придумывают зимние игры-задания для детей. Все идеи заносятся на карту «Поиск подарков». Сам праздник проходит с играми, зимними забавами, конкурсами.  А самое главное в нём участвуют папы, мамы, бабушки и дедушки детей. Положительный эмоциональный настрой и впечатления от праздника остаются ещё надолго.

Наша гимназия тесно сотрудничает  с региональной общественной организацией «Омское родительское собрание». В рамках этой организации был проведён конкурс театрализованных сказок с участием детей и их родителей.  Это событие стало значимым для родителей и детей. Нами была представлена сказка собственного сочинения «Сказка о добром мышонке». В эту деятельность включились все и дети и их родители, даже те, кому не досталась роль в сказке. Одни шили костюмы, другие изготавливали декорации, третьи подбирали музыку, помогали советами. Во время подготовки все очень сдружились между собой.  Именно такие мероприятия  сплачивают родительский и детский коллектив. И вот настал день премьеры.  Жюри не только посмотрели театрализованную постановку, но и за чашечкой чая завели душевную беседу о добрых делах и поступках в сказочном и нашем мире. Это событие очень объединило детей и родителей.  

Какая же система взаимоотношений в коллективе будет наиболее эффективной? Очень точное объяснение этому даёт В.А. Сухомлинский.

Мы строим всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, обо всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях, является неисчерпаемым источником моральных достоинств – бескорыстной доброты, сердечной, искренней чуткости и отзывчивости [1, с.196].

Об истории своей семьи дети узнают из бесед со своими родителями, родственниками, изучают семейные альбомы. Результатом этой деятельности стало создание родословного древа своей семьи, альбома с рассказами о наиболее интересных историях семьи. Лучшие сочинения на тему «Моя любимая семья» участвовали в муниципальном конкурсе сочинений и одержали победу. Интересный семейный рецепт бабушкиного рождественского киселя описал в своей работе учащийся, занявший первое место в конкурсе «Семейный альбом», организованный Омским государственным историко-краеведческим музеем.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.  Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом [2, с.36].

Сама жизнь показывает, что совместная деятельность родителей, учителя и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи и в целом семейного микросоциума.

Список литературы:

  1. Сухомлинский В.А.  О воспитании. – М.:ПОЛИТИЗДАТ, 1985.
  2. Дереклеева  Н.И.  Новые родительские собрания. – М.: « ВАКО», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...