Здоровьесберегающие технологии в режиме дня младшего школьника
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье раскрыта важность проведения с детьми младших классов разичных укрепляющих,расслабляющих мини- зарядок: физ.минутки, гимнастика для глаз, мелкой моторики и др. Описаны некоторые комплексы этих упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sbereg.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение школа «Елена-Сервис»
Московского района города Казани Республики Татарстан
«Здоровьесберегающие технологии
в режиме дня младшего школьника »
Автор: Воспитатель ГПД Амирова М. В.
I Квалификационная категория
Казань 2014
Здоровьесберегающие технологии
в режиме дня младшего школьника
В соответствии с целями происходящей в последнее время реформы образования в России, одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школа, работая по здоровьесберегающей программе, своей главной целью считает не только сохранение, но и укрепление здоровья, обеспечение условий, способствующих гармоничному развитию подрастающего поколения. В связи с этим заметно возросла роль физической культуры и оздоровления детей.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна.
Данная тема актуальна, т.к. состояние здоровья школьников внушает и родителям, и педагогам вполне обоснованную тревогу. Ведь уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью?
Создавшуюся сегодня ситуацию в школе, мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.
Особое значение имеют занятия физическими упражнениями для детей младшего школьного возраста. В нашей школе учащиеся приучаются заниматься физической культурой не только на уроках, но и в свободное от занятий время. Для этого необходимо воспитать интерес к систематическим занятиям физической культурой, спортом.
При беседе с учащимися выясняется, что в основном любовь к спорту прививают детям учитель и родители. Большое влияние на них оказывают и средства массовой информации (телевизионные спортивные передачи, радио, печать).
Правильно поставленное физическое воспитание – это основа здоровой жизни, успехов в учебе и в трудовой деятельности. «Физическое образование ребенка есть база для всего остального,- утверждал А. В. Луначарский, - …без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».
Одним из действенных средств укрепления здоровья и улучшения физического развития учащихся является проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня. К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, уроки физической культуры, физкультминутки на уроках и во время самоподготовки в ГПД, подвижные игры, а также внеклассные занятия, Дни Здоровья, военизированные игры. Физкультурно-оздоровительные мероприятия поддерживают в течение всего дня хорошую работоспособность, способствуют закаливанию организма, повышению его сопротивляемости простудным заболеваниям, содействуют улучшению физического развития, воспитанию дисциплинированности, организованности и коллективизма.
Каждому из нас необходимо постоянно помнить о главной задаче физического воспитания в школе – это увеличение двигательной активности учащихся. Особое значение имеет формирование правильной осанки учащихся.
Наша школа – школа полного дня, где дети находятся с 7.30 – до 19.00 часов. Утро в школе начинается с проведения гимнастики, которая преследует не только оздоровительные, но и воспитательные цели. Коллективные занятия гимнастикой до уроков дисциплинируют учащихся, помогают организованно начать день, а бодрое самочувствие после гимнастики повышает работоспособность.
Гимнастику до учебных занятий дети выполняют в обычной одежде. Проводит гимнастику учитель физкультуры в форме аэробики. Танцевальные упражнения очень нравятся детям, заряжают их бодростью на весь день. Создают позитивное настроение.
На уроках физкультуры дети приобретают не только силу, ловкость, быстроту, выносливость, но и, что еще важней, при проведении различных спортивных состязаний у детей вырабатывается дух коллективизма, ответственность за судьбу товарища, команды, класса. Постепенно формируется характер с высокими нравственными качествами. Формирование нравственного начала в становлении юного гражданина большое значение имеет учитель, его знания, умения и эффективность каждого урока.
Учащиеся с большим нетерпением ждут каждого очередного урока физкультуры.
Большое место в младших классах занимают подвижные игры. Игра развивает не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, уверенно действовать в коллективе.
Подвижная игра – обязательный компонент в режиме дня младших школьников. Первоклассникам особенно нравятся подвижные игры с элементами строя и упражнениями, с проговариванием стихотворений, пением.
Используются такие игры: «У ребят порядок строгий», «Быстро стройся», «Передача мячей», «Зайцы в огороде», «Вызов номеров» и др. Очень любят дети нашей школы футбол и баскетбол. Для этих игр на школьном дворе оборудован специальный «корт» с воротами и баскетбольными сетками, с настилом из искусственной травы мягким и безопасным.
И, конечно же, на любом школьном уроке ослабление внимания детей является сигналом к проведению физ. минутки, которая помогает снять утомление и восстановить внимание и работоспособность учащихся, предупредить нарушение осанки. Минута активного отдыха – это десятки минут, сбереженных для полноценного учебного труда. Комплекс физ. минутки состоит из 3 - 4 упражнений: первое упражнение – типа потягивания; второе – повороты туловища, наклоны туловища, головы; третье – движения руками: перед грудью, к плечам, вверх, в стороны, потряхивание кистями; четвертое – полуприседания, поднимание на носки, попеременное поднимание согнутых в колене ног и др. Любят дети физ. минутки с проговариванием. Очень хорошо, когда физ. минутка проходит под музыку. Музыкальное сопровождение всегда повышает интерес учащихся, их двигательную активность, внимание. С этой целью, каждый класс в нашей школе оборудован музыкальными «мини центрами».
На переменах дети играют в игры, разученные на уроках физической культуры. Например, «Совушка», «День и ночь», «Карлики и великаны», «Море волнуется» и др. Спортивная жизнь школы не затихает и после уроков.
В группах продленного дня по расписанию дети посещают спорт час. Проводит его учитель физкультуры. Основное содержание «спортивного часа» - это, подвижные игры, эстафеты. Дети посещают его с удовольствием.
Особенностью спорт. часа является то, что он проводится в свободной, непринужденной обстановке и носит игровой характер. Здесь дети активно отдыхают, получают физическую закалку.
Активное участие принимают учащиеся начальных классов в проведении Дней Здоровья, спортивных праздниках ко дню защитника Отечества, дню Победы, Зарницы и др. Наиболее активные классы всегда награждаются Почетными Грамотами, дипломами, кубками.
Немаловажным фактором здоровьесберегающей технологии, воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации на раннем этапе развития ребенка. Этот вопрос помогает решить Школа будущего первоклассника, цель которой – осуществить безболезненный переход от детского сада к начальной школе, снизить риск тревожности и возникновения трудностей в обучении, помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Желающие дети посещают бассейн. Большинство детей занимаются в танцевальных кружках, спортивных секциях, творческих студиях.
Следим за тем, чтобы питание в школьной столовой (завтрак, обед, полдник) было сбалансированным и максимально полезным. Дети получают овощи, фрукты, кисло – молочные продукты, разнообразное меню.
В качестве приложений приведу различные комплексы упражнений:
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
- Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Вариант 2.
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
Вариант 3.
- Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.
- Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.
Комплексы упражнений физкультурных минуток
Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкульт. паузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.
Физ. минутки общего воздействия:
1 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
- И. п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу, 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - 2 - дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3 - 4 - то же, но круги наружу. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 - 3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 - и. п. 1 - 4 - то же влево. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний.
3 комплекс .
- И. п. - стойка ноги врозь, 1 - руки назад. 2 - 3 - руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 - расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Дыхание не задерживать.
4 комплекс.
- И. п. - руки в стороны. 1 - 4 - восьмеркообразные движения руками. 5 - 8 - то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - 3 - три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
- И. п. - о. с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед, 3 - 4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - сидя на стуле. 1 - 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2 комплекс.
- И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
- И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3 комплекс.
- И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. п. 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - о. с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
- И. п. - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо. 2 и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4 комплекс.
- И. п. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 - повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - стоя или сидя, руки в стороны. 1 - 3 - три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
- И. п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и. п. 3 голову наклонить влево. 4 - и. п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и. п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.
1 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
- И. п. - руки согнуты перед грудью. 1 - 2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 - 4 - то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 4 - четыре последовательных круга руками назад. 5 - 8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.
2 комплекс.
- И. п. - о. с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - 4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5 - 8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - тыльной стороной кисти на пояс. 1 - 2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3 комплекс.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 - дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - 4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5 - 6 - руки вперед. 7 - 8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
4 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - дугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - «уронить» руки. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - руки к плечам, кисти в кулаках. 1 - 2 - напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног
Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений, отечности в нижних конечностях.
1 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
- И. п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и. п. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2 комплекс.
- И. п. - о. с. 1 - выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 - толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - 2 - присед на носках, колени врозь, руки вперед - в стороны. 3 - встать на правую, мах левой назад, руки вверх, 4 - приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5 - 8 - то же с махом правой ногой назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3 комплекс.
- И. п. - руки скрестить перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки вверх - в стороны. 1 – полуприсед на правой ноге, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - выпад левой ногой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
4 комплекс.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 - то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - руки в стороны. 1 - 2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 - выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Комплексы упражнений физкультурных пауз
Физкультурная пауза (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
Физкультурная пауза 1:
Ходьба на месте 20 - 30 с. Темп средний.
- Исходное положение (и. п.) - основная стойка (о. с.). 1 - руки вперед, ладони книзу. 2 - руки в стороны, ладони кверху, 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - ноги врозь, немного шире плеч. 1 - 3 наклон назад, руки за спину. 3 - 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - ноги на ширине плеч. 1 - руки за голову, поворот туловища направо. 2 - туловище в и. п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
- И. п. - руки к плечам. 1 - выпад вправо, руки в стороны. 2 - и. п. 3 - присесть, руки вверх. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
- И. п. - ноги врозь, руки на пояс. 1 - 4 - круговые движения туловищем вправо. 5 - 8 - круговые движения туловищем влево. Повторить 4 раза. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 - и. п. 3 - 4 - то же левой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - ноги врозь, руки на пояс. 1 - голову наклонить вправо. 2 - не выпрямляя головы, наклонить ее назад. 3 - голову наклонить вперед. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Физкультурная пауза 2:
Ходьба на месте 20 - 30 с. Темп средний.
- И. п. - о. с. Руки за голову. 1 - 2 - встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3 - 4 - опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
- И. п. - о. с. 1 - шаг вправо, руки в стороны. 2 - повернуть кисти ладонями вверх. 3 - приставить левую ногу, руки вверх. 4 - руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5 - 8 - то же влево. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 - и. п. 3 - 4 то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1 - 3 - три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 - переменить положение ног. 5 - 7 - то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4 - 6 раз. Перейти на ходьбу 20 - 25 с. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь пошире. 1 - с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2 - 3 - сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 - и. п. 5 - 8 - то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
- И. п. - придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 - вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону - назад. 2 - и. п. 3 - 4 - то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 - руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
Физкультурная пауза 3:
Ходьба на месте 20 - 30 с. Темп средний.
- И. п. - о. с. Правой рукой дугой внутрь. 2 - то же левой и руки вверх, встать на носки. 3 - 4 - руки дугами в стороны. И. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И. п. - о. с. 1 - с шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. 2 - с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку вправо с хлопком в ладони. 3 - выпрямиться. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 3 - руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - 2 - присед, колени врозь, руки вперед. 3 - 4 - встать, правую руку вверх, левую за голову. 5 - 8 - то же, но правую за голову. Повторить 6 - 10 раз. Темп медленный.
- И. п. - о. с. 1 - выпад влево, руки в стороны. 2 - 3 - руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 - и. п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И. п. - правую руку на пояс, левой поддерживаться за опору. 1 - мах правой ногой вперед. 2 - мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6 - 8 махов каждой ногой. Темп средний.
- И. п. - о. с. 1 - 2 - правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3 - 4 ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5 - 8 то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
Профилактическая гимнастика для дошкольников
Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.
Время и место проведения гимнастики
Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с ПЭВМ (после 5 мин работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей) и в конце или после всего развивающего занятия с использованием ПЭВМ (после заключительной части). Первые три из представленных ниже упражнений проводятся в середине занятия в компьютерном зале, а остальные упражнения - после занятий в игровой комнате.
Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин. Преподаватель выбирает одно упражнение из трех для проведения во время занятий с ПЭВМ и 1 - 2 упражнения для проведения гимнастики после заключительной части занятия. Через 2 - 4 занятия упражнения рекомендуется менять.
Зрительная гимнастика во время работы на компьютере
Упражнение 1 со зрительными метками
В компьютерном зале заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4 - 6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок. Сюжеты преподаватель может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие: в центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.
Методика проведения упражнения
- Поднять детей с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.
- Объяснить детям, что они должны делать: по команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз, прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.
- Преподаватель предлагает переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1- 4.
- Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.
- Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
- Преподаватель должен вести контроль за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Упражнение 2 со зрительными метками и поворотами головы
Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.
Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.
Методика выполнения упражнения
- Преподаватель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к преподавателю.
- Объясняется задача: вот елочка (на столе, или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.
- Преподаватель просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку и назовите их».
- Темп выполнения упражнения - произвольный.
- Продолжительность - 1 мин.
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.
Упражнение 1
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Упражнение 2
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 - 15.
Упражнение 4
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
Упражнение 5
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 2 - 3 раза.
Упражнение 6
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
Упражнение 7
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6.
Упражнение 8
В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3 - 5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30 - 35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 с на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 с. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.
Продолжительность этой гимнастики 1 - 1,5 мин.
Гимнастика для снятия общего утомления
Упражнение 1
Исходное положение - стойка ноги врозь. По счету 1 - руки к плечам; 2 - руки поднять вверх, прогнуться; 3 - руки через стороны опустить вниз; 4 - вернуться в исходное положение. На счете 1 - 2 - вдох, на счете 3 - 4 - выдох. Повторить 3 раза.
Упражнение 2
Исходное положение - ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счету 1 - 2 - два рывка согнутыми руками назад; по счету 3 - 4 - два рывка назад прямыми руками; 5 - 6 - руки опустить. На счет 1 - 2 - выдох, 3 - 4 - вдох, 5 - 6 - выдох. Повторить 3 - 4 раза.
Упражнение 3
Исходное положение - ноги врозь, руки вверх. По счету 1 - не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, 2 - придти в исходное положение, по счету 3 - повернуть туловище влево, по счету 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - вдох, на счет 2 - выдох, на счет 3 - вдох, на счет 4 - выдох. Повторить 3 - 4 раза.
Упражнение 4
Исходное положение - руки вниз, ноги широко расставить. По счету 1 - 2 - руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счету 3 - резко опустить руки вниз, по счету 4 - вернуться в исходное положение. На счет 1 - 2 - вдох, на счет 3 - 4 - выдох. Повторить 3 раза.
Это упражнение еще называют «рубка дров».
Все эти 4 упражнения выполняются в среднем темпе. Физкультминутку рекомендуется проводить после занятий на компьютере в игровой комнате и в комнате релаксации. Преподаватель по желанию может добавить или заменить некоторые упражнения другими. При этом важно учесть то, что физические упражнения должны быть направлены на снятие напряжения с верхнего плечевого пояса и улучшение кровообращения головы и всего тела ребенка. Недопустимо проведение физкультминуток в помещении компьютерного зала так же как недопустимо позволять детям бегать и переходить на подвижные игры возле компьютеров.
Продолжительность этой гимнастики - не менее 1 мин, желательно 2 - 3 мин; При выполнении всех физических упражнений необходимо выполнять еще
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.
Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психическог...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".
Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....
Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников
опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...
Здоровьесберегающие технологии - обязательное условие обучения младших школьников
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять с...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...