Заочное путешествие по пушкинским местам
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Гурова Елена Анатольевна

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов по теме "Этот удивительный Александр Сергеевич..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._doc.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Заочное путешествие по пушкинским местам

для учащихся 3-4  классов

«Этот удивительный Александр Сергеевич…»

Цели и задачи: приобщать учащихся к миру поэзии А.С. Пушкина, учить понимать её значимость для России, гордиться Пушкиным, удивляться ему, читать, заучивать наизусть, осознавать, что «Пушкин – это наше всё…»

Посредством лирики Пушкина учить передавать слушателям живую мысль в прочувствованных образах, воздействовать на ум, чувства зрителей, быть понятным, впечатляющим, убедительным. Воспитывать нравственно-эстетические, патриотические чувства; формировать познавательный интерес и любовь к прекрасному, вечному; развивать творческую активность учащихся.

Оборудование: альбом «Литературные места России» (авторы-составители В.Г. Ванслова и Ю.П. Пищулин) – М., «Сов. Россия»,1987; фотолитературная композиция «Приют, сияньем муз одетый» (редактор книги П. Волков) – М., «Планета», 1988; «Уроки литературы» (приложение к журналу «Литература в школе») - №7, 2007; видеокассеты с фильмом-сказкой «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А.С. Пушкина и фильмом «А.С. Пушкин» из видеосборника «Классики русской литературы»; аудиозапись пьесы Римского-Корсакова «Полёт шмеля» (музыкальные картинки из оперы «Сказка о царе Салтане»); аудиозапись романса Г. Свиридова к кинофильму «Метель»; презентация «Этот удивительный Александр Сергеевич…»

Ход урока.

1.Психологический настрой на Пушкинский урок. Обращение к портретам поэта, написанным разными художниками, где мы сразу узнаём его по живому, жизнелюбивому лицу, умному, проницательному взгляду, вьющимся, непослушным волосам… Какая энергетика, какая глубочайшая русская душа чувствуется в этом человеке, в этом удивительном Александре Сергеевиче!..

2. Беседа с учащимися.

- А чем же удивляет нас Пушкин? Почему мы любим его и говорим: «Пушкин – это наше всё»?! (Дети обмениваются мнениями, зачитывают отрывки из своих сочинений «Пушкин в моей жизни»).

Ученик и учитель читают наизусть стихотворение А. Майкова «Перечитывая Пушкина»:

                                Его стихи читая – точно я

                                Переживаю некий миг чудесный –

Как будто надо мной гармонии небесной

                                Вдруг понеслась нежданная струя…

                                Нездешними мне кажутся их звуки:

                                Как бы, влиясь в его бессмертный стих,

                                Земное всё – восторги, страсти, муки –

                                В небесное преобразилось в них!

3. – А сейчас мы отправимся… в гости к Пушкину, в нашу столицу, в

Москву – город, где он родился, к которому восторженно обращался в стихах:

«Москва! Я думал о тебе!..»;

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось,

Как много в нём отозвалось!..»

(Просмотр первой части видеофильма: «Края Москвы, края родные…»)

4. Обмен мнениями об увиденном в фильме:

- Что удивило вас? Что нового вы узнали об Александре Сергеевиче?

- Всё ли было понятно?

(Словарная работа со словом «лорнет»: используется словарь С.И. Ожегова.)

- А только ли о Москве  повествует этот фильм? (Есть упоминание о Царском Селе, где прошла юность поэта: «Берег милый для меня…»).

5.а) Рассказ ученицы о лицейской юности поэта, о том, «как всё начиналось»; показ собственного рисунка «Пушкин – лицеист».

б) Показ учителем фотографий и рассказ о пребывании в Царском Селе, на экскурсии в Лицее.

в) Рассказ ученика об И.И. Пущине – лучшем друге А.С. Пушкина со времён учёбы в Царскосельском лицее; чтение наизусть стихотворения «И. Пущину» («Мой первый друг!..»).

- Так случилось, что в 1824г. Пушкин был сослан в далёкое псковское село Михайловское, своё родовое имение. Очень скучно и одиноко порой было ему там. И как же рад он был, когда однажды в метельный зимний день к нему на лошадях, в санях, по заснеженным дорогам в Михайловское приехал его «бесценный друг». (Показ репродукции с картины Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском».)

6. – Как бы не было порой Пушкину тоскливо и одиноко в Михайловском, именно там были написаны многие прекрасные стихи, и Пушкин полюбил эти красивейшие места русской земли. Отправимся и мы сейчас туда, в «приют, сияньем муз одетый» и узнаем, как жилось Александру Сергеевичу в «стране, где Сороть голубая…»  

(Просмотр второй части видеофильма: «В стране, где Сороть голубая…»)

7.  – Не будь в судьбе Пушкина Михайловского, у нас, наверное, не было бы того Пушкина, которым мы дышим с детства… Эти места когда-то очаровали Пушкина, а он очаровал ими нас в своих стихах…

(Слушание стихотворения «Осень» в аудиозаписи; чтение детьми наизусть любимых стихотворений; обзор лучших читательских дневников.)

8. – Кто скрашивал одиночество Пушкина в Михайловском?

(Беседа о няне, чтение стихов о ней, рассуждения о роли Арины Родионовны в создании Пушкиным его замечательных сказок…)

«Что за прелесть эти сказки!

  Каждая есть поэма!» - восклицал Пушкин, слушая в Михайловском нянины сказки. И написал свои, великолепные сказки в стихах, которые мы с упоением читаем, учим наизусть, рисуем. (Показ книг, портретов няни и поэта, рисунков детей к сказкам А.С. Пушкина.)

 - Отправимся же в мир сказок Пушкина, в его загадочное «Лукоморье»!..

(Чтение детьми хором наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила»).

 - Я знаю, вы любите эту поэму, мы с вами смотрели и фильм-сказку «Руслан и Людмила». Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из него, где я хотела бы обратить ваше внимание не на сказочного героя, а на реального исторического персонажа – великого князя Владимира.

(Просмотр отрывка из фильма; беседа о князе Владимире, о его роли в защите и объединении русских земель.)

 - А что случилось с храбрым Русланом дальше? Вспомним самый впечатляющий его подвиг.

(Чтение ученицей наизусть отрывка «Бой Руслана с головой».)

9. Музыкальная пауза – «загадка».

- На что похожа эта музыка русского композитора Римского-Корсакова, и к какой сказке Пушкина она написана?

(Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»).

10. – Посмотрите на замечательные рисунки, которые вы нарисовали к этой сказке и послушайте ваши любимые отрывки из неё…

(Чтение детьми наизусть отрывков из «Сказки о царе Салтане…»).

11. – А теперь перенесёмся в другую глухую губернию – в Болдино…

«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души… Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов», - писал Александр Сергеевич другу П.А. Плетнёву.

   А среди черновиков в тетради находятся нянины сказки: «Царь Салтан», «Мёртвая царевна».

   Пройдут годы, и Болдинская осень Пушкина войдёт в историю как один из высочайших взлётов русской поэзии.

   (С дерева снимаются жёлтые листья, на которых произведения, созданные в Болдинскую осень.)

     Учащийся читает наизусть стихотворение Д. Самойлова:

                                    И за полночь пиши,

                                    И спи за полдень,

И будь счастлив, и бормочи во сне,

                                    Благодаренье Богу, ты свободен,

                                    В России, в Болдине, в карантине.

12. Звучит «Романс» Г. Свиридова к кинофильму по повести Пушкина «Метель».

 - С осени 1835 года издание журнала «Современник» крепко привязало Пушкина к Петербургу. Всемирно известный адрес «Мойка, 12» - последний прижизненный приют поэта.

(Заочная экскурсия по пушкинскому музею в Санкт-Петербурге; используются фотооткрытки).

13. Заключительная часть «урока-путешествия».

- Порадовал ли вас сегодня «удивительный Александр Сергеевич»? Чем?

(В заключение звучат отрывки из стихотворения Я. Полонского

«А.С. Пушкин» в исполнении детей и учителя.)

14. Рефлексия: «Цветы для Пушкина» (используются картинки по выбору детей с изображением распустившегося цветка розы и розы в бутоне).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочное путешествие "Дорога к Великой Победе"

"Дорога к Великой Победе" - это одно из мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Форма проведения - заочное путешествие позволяет более доходчиво знакомить детей с ис...

Конспект урока окружающего мира "Заочное путешествие в лес"

Урок может быть проведён в начале изучения темы "Лес" или в конце темы как итоговый урок....

Заочное путешествие "Родина-это Алтай"

1.     Мероприятие помогает обогатить сознания учащихся об образовании родного края, о природе, знаменитых местах; развитие эмоционально – чувственной сферы, проявления индивидуаль...

Образовательный маршрут для дошкольников. По Пушкинским местам в Москве.

Данный маршрут был разработан мной и принял участие в семейной гостинной "Я покажу тебе Москву" в 2015г....

Заочное путешествие по боевым местам Кубани

Презентация к классному часу...

"Путешествие в мир насекомых" заочное путешествие

Знакомство детей с насекомыми родного края, с их пользой и вредом. Воспитание бережного отношкения к природе....

По пушкинским местам презентация

Презентация поможет проиллюстрировать уроки знакомства с произведениями А.С.Пушкина....