методы воспитания
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Федотенкова Валентина Николаевна

методы воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_vospitaniya.doc151.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор методов воспитания

Рассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

 Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин
следующие:        

1. Нечеткость множества методов.  В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий применения методов.

3. Единственный надежный критерий оптимизации — время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.  Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше — материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических — относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, их влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим!

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает по требность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

 Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведе ния. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки ха рактеризуют воспитанность личности. В этой связи организа ция деятельности и формирование опыта общественного пове дения рассматриваются как сердцевина воспитательного про цесса.

Все методы этой группы основаны на практической дея тельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педа гоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции.

 Всеобщий метод формирования необходимых качеств лич ности — упражнение. Он известен с древнейших времен и об ладает исключительной эффективностью. В истории педагоги ки едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном коли честве разумно подобранных и надлежащим образом выпол ненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ре бенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обу чить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуоз ное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступ ности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повто рений; 6) контроля и коррекции;

7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению — еще одноэтажное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходи мые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспита тельные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, за даются реальными ситуациями.

Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе ор ганизм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять опреде ленные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культу ра общения — качества, которые основываются на сформиро ванных воспитанием привычках.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызыва ют, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императив ность, определенность, конкретность, точность, понятные вос питанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одоб рение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом дейст вия становится уже не столько само требование, сколько вы званные им психологические факторы: переживания, интере сы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребитель ных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опыт ного товарища, авторитет которого признан и мнением кото рого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования, наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негатив ным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, фор мируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведе ния, называется непосредственным. Требования воспитанни ков друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредо ванные требования.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недо вольство. На жестком приучении основываются все казармен ные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Использование метода приучения в гуманистических систе мах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на бла го самого человека, и это единственное насилие, которое мо жет быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, требует по возможности смяг чения этого метода и использования его в комплексе с други ми, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Ус ловия правильного применения приучения следующие.

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспи тателя и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возмож но лишь на основе беспрекословного повиновения. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократические указания типа «Будь веж ливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотразимую улыбку — вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают лю дей»; «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой».

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен опти мальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точ ности выполнения действий и лишь затем — о быстроте.

4. Показывайте, как выполняются действия, какие результаты.

5. Лучше использовать последовательно-параллельную схе му приучения.

6. Приучение требует постоянного контроля. Контроль дол жен быть благожелательным, заинтересованным, но неослаб ным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью по ручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить не обходимые качества: неорганизованным дают задание подгото вить и провести мероприятие, требующее точности и пункту альности, и т. д.

Метод стимулирования — соревнование. Последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные на учных исследований позволяют добавить еще один — субъек тивно-прагматический. Научные исследования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное деловое (прагматическое), по требительское отношение к жизни, вытекающее из него избира тельное отношение к воспитанию, его ценностям.

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положитель ные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает от ветственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобре ние, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почет ных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение простейший вид поощрения. Одобрение вос питатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учите лями или родителями.

Поощрения более высокого уровня — благодарности, на граждения и т.д. — вызывают и поддерживают сильные и ус тойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венча ют длительный и упорный труд, но свидетельствуют о дости жении нового, более высокого уровня. Награждать надо тор жественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирова ния и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требу ет тщательной дозировки и известной осторожности. Длитель ный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается, прежде всего, психологическая сторона поощрения, его последствия.

1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы пове дение воспитанника мотивировалось и направлялось не стрем лением получить похвалу или награду, а внутренними убежде ниями, нравственными мотивами.

2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслужива ют не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросо вестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответственность, отзыв чивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся лич ных успехов.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы —
кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать
заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям,
месту в коллективе и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неуме ренные похвалы приводят к зазнайству.

4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя поло жительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уве ренность, воспитывает целеустремленность и самостоятель ность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправды вая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдать справедливость.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они со бираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения — кто есть кто. Детям, подросткам, юношам присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потреб ность человека. Реализует он эту потребность, вступая в сорев нование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.

В чем только не соревнуются дети: кто дальше плюнет и кто получит больше двоек, кто вынудит учительницу покинуть класс и кто выдержит удар тока. Сравнительно меньше школь ники соревнуются в благовидных поступках — о стихийных со стязаниях в аккуратности, опрятности, вежливости, честности мы что-то не слышим. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования.  Классическим видом состязаний в учебных заве дениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе последних десятилетий соревнование по конкретным показателям успева емости не проводилось.

Соревнование — это метод направления естественной по требности школьников к соперничеству и приоритету на вос питание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт обществен ного поведения, развивают физические, нравственные, эстети ческие качества. Особенно большое значение имеет соревнова ние для отстающих: сравнивая свои результаты с достижения ми товарищей, они получают новые стимулы для роста и начи нают прилагать больше усилий. Цель соревнования понятна всем — быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо забо титься, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Многие педагоги, выполняя наставления и стремясь затушевать смысл вечной человеческой борьбы за существова ние, подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из-под контроля, принимало грубые, искаженные формы. Победить в честной, открытой, принци пиальной борьбе возможности не было, зато делать скрытые пакости такие формы позволяли. Подделка, искажение истин ных целей соревнования ничего, кроме вреда, принести не мо жет. Жизнь никому не дает поблажек, привыкать активно, бо роться за свое будущее человек должен с детства и в реальных условиях. В нашей школе долго воспитывали так называемую активную жизненную позицию, вместо того чтобы создавать условия для активного развития личности в процессе честной, открытой борьбы, предоставляющей каждому человеку возмож ность занять свое место в жизни в соответствии с его способ ностями и дарованиями. В западных учебных заведениях су ществует жесткая конкуренция, но никому это не вредит, ни кого не пугает. Все, что есть в жизни, должно быть и в школе. Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой. В игре, как известно, не так остро переживается поражения и всегда остается возможность взять реванш. Конечно, старше классники эту нехитрую уловку воспитателей понимают, но в младших и средних классах игровую организацию соревнова ния трудно переоценить. Игровые формы возбуждают эмоции воспитанников, что делает соревнование привлекательным.

Существенную роль играет показ результатов соревнования. Формы учета и показа итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать для этого новые информационные системы на базе ЭВМ.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «регистрирует» события, он направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.

Среди древнейших методов воспитания наказание — наибо лее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики — кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще, не скоро, судя по тому, что сей час резко полярные взгляды — от существенного ужесточения наказаний до полной их отмены. Некоторые педагоги предла гают считать интенсивность наказаний критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем ее жизнестойкости. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие, не лишенные смысла аргу менты, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Даже такой известный во мно гом педагог прошлого века, как Н.И. Пирогов, будучи попечи телем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что был, подвергнут уничтожаю щей критике Н.А. Добролюбовым.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внут ренние.

Известны следующие виды наказания, связанные с: 1) на ложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ог раничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются раз нообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, пори цание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и т. д.

Среди педагогических условий, определяющих эффектив ность метода наказания, следующие.

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от кол лектива или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспита тель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хо рошо организованных коллективах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос на столько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель дол жен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоми нают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказывают не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок — наказание» должна со блюдаться неукоснительно.

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл кото рых — выработать определенные положительные качества.

7. Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, да леко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимо сти от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, како вы причины, побудившие его совершить, наказание может быть  различным — от самого легкого до самого сурового.

8. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педа гога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае.

9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воз действия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда макси мально индивидуализировано.

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индиви дуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанни кам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11. Наказание требует педагогического такта, хорошего зна ния возрастной психологии, а также понимания того, что од ними наказаниями делу не помочь. Потому наказание приме няется только в комплексе с другими методами воспитания.

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятель ности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нару шать дисциплину и общественный порядок становится невы годно, экономически накладно. Развитие общественных и эко номических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жиз ни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное вос питание в развитых странах приобретает все более утилитар ный характер и подчинено по сути одной главной цели — най ти после окончания учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

Педагоги используют напряженную общественно-экономи ческую ситуацию в воспитательных целях. Они, прежде всего, подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необ разованные люди имеют мало шансов занять хорошие должно сти, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных ра ботах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направлен ность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, за висят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспи танными гражданами должны быть все.

Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие: 1) контракты, которые заключают воспи танники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон; 2) личные карточки самосовершенствования (програм мы самовоспитания), которые составляются воспитателями и родителями; 3) дифференцированные группы по интересам.


Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. К каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.


Литература

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд.  Владос. 2004.- 382с.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.  М.: Академия. 2004.- 336с.
  3. Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М.: «Просвещение», 1985г.
  4. Макаренко А.С. О воспитании – М.; Политиздат, 1990г.
  5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.
  6. Хофман, Франц.  Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.
  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…  Воспитание! – Теория и практика воспитательных систем. – М; 1996г.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика.  Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Просвещение, 1998г.-460с.
  9. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань.  Центр инновационных технологий, 2002г. – 608с.
  10. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. – 300с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похвала как метод воспитания

Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом для человека разумного в любом возрасте является все же похвала – если, конечно, его не испортили «силовым» воспит...

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Беседа "Похвала как метод воспитания."

В этой статье говорится о том, каких ошибок не следует допускать родителям. Например, ошибка1: .хвалить слишком часто. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается....

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" раздаётся индивидуально каждому родителю на родительском собрании....

Методы воспитания детей

Презентация к родительскому собранию...