Похвала как метод воспитания
статья (1 класс) по теме

Кукуева Лариса Ивановна

 

Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом для человека разумного в любом возрасте является все же похвала – если, конечно, его не испортили «силовым» воспитанием, и доброе слово для него уже не аргумент (в сравнении с ремнем). Однако о несчастных случаях воспитания мы сейчас говорить не будем –
остановимся лучше на приятном: на похвале как двигателе прогресса.
Оказывается, несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, хвалить надо уметь. И более того, надо еще и понимать, каких ошибок не следует допускать при этом
 
Ошибка №1: хвалить слишком часто

Если буквально за каждый шаг дитя осыпают комплиментами, если каждый чих сопровождается умиленными комментариями в духе «ах, ты ж моё золотко/лапочка/птичка/рыбка!» – похвала, скажем так, девальвируется – падает ее значимость в глазах ребенка. В самом деле, если и поход в магазин, и помощь в приготовлении обеда, и уборка в своей комнате – все это награждается такими же обильными словоизлияниями, как и, скажем так, полезное неделание чего-либо: не нашкодил, не изрисовал обои в коридоре, на намочил штанишки, не мучил кота, не отобрал у брата машинку – то кто станет напрягаться? Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается.
 
Ошибка №2: хвалить слишком редко
Эта ситуация противоположна предыдущей. Есть родители, от которых доброго слова не дождешься, какие бы подвиги ребенок ни совершал: научился колготки надевать, сам записался в секцию авиамоделирования, победил на олимпиаде по математике – все воспринимается как должное и не удостаивается специальных «знаков одобрения».
Эта категория мам и пап, как правило, слишком требовательна к ребенку – или же они просто эмоционально холодны. Возможно, их и самих так воспитывали, и они выросли в убеждении, что детей не надо «портить», а, напротив, следует «держать в строгости». Однако посудите сами, дорогие взрослые, как вы чувствовали бы себя при начальнике, который, что бы вы ни делали, не повышал бы зарплату, не начислял премий, не устраивал бы праздников и даже банальное «спасибо» цедил сквозь зубы? Правильно, желания работать – никакого.
Так же чувствует себя и ребенок в аналогичной ситуации – у него просто нет стимула для того, чтобы вести себя хорошо. А родители еще и приговаривают: «А за что его хвалить-то? Все равно никогда ничего хорошего не делает»…
 
Ошибка №3: похвала, звучащая как оскорбление
Наверное, каждый из нас когда-нибудь слышал что-то вроде: «Вот, можешь же, если захочешь, балбес эдакий!» или «Наконец-то и ты стал похож на нормального человека!». И каждый, кто это слышал, наверняка помнил, как от таких слов… правильно, коробит, а отнюдь не хочется сделать что-то ещё. Здесь истинный смысл «родительского послания» состоит не в том, что ребенка хвалят и отмечают его достижение, а в том, что все-таки, несмотря на это, считают недотёпой.
Поэтому, уважаемые родители, следите за тем, что и как вы говорите, и почаще задумывайтесь о том, хотели ли бы вы услышать нечто подобное в свой адрес.
 
Ошибка №4: похвала-сравнение
Сравнивать ребенка с другими детьми – это вообще занятие непродуктивное, и в особенности в таком деликатном деле, как похвала. Если ребенка хвалят, превознося над другими детьми – велик риск вырастить заносчивого зазнайку.
Обычно это выглядит так: «Ты у меня такая красавица – да тебе в подметки никто не годится!», «Ты так хорошо учишься – куда там до тебя всем твоим одноклассникам!». В результате получим «пуп земли», который будет железно уверен, что он – «круче всех», а с таким мировоззрением жить ой как непросто…
Особенно плохо, если фраза типа «Какой ты молодец, не то, что Юрка/Машка!» произносится по отношению к брату/сестре. Это порождает нездоровое соперничество между детьми и провоцирует дополнительные конфликты. Но еще хуже, если между детьми в семье закрепляются устойчивые роли: один – «молодец», второй – «неудачник». Как правило, увы, эта модель остается на всю жизнь, и хороших отношений между членами этой семьи в будущем ждать не приходится.
 
Ошибка №5: незаслуженная похвала
Дети в возрасте от 4-5 лет и старше уже вполне могут отличить заслуженную похвалу от незаслуженной. Если старшая сестра убрала в комнате, а похвалили младшую и даже дали конфету, то малышка уже вполне в состоянии расплакаться и отказаться от сладости – ведь она ее не заработала! Впрочем, если такое повторяется часто, то, увы, ребенок привыкнет присваивать себе чужие заслуги, а это опасно тем, что может сформировать соответствующую черту характера.
Итак, теперь провели «работу над ошибками» и уже знаем, как хвалить не надо. А как же – правильно? Правильно – так, как подсказывает вам здравый смысл, контекст ситуации и ваша искренняя любовь к ребенку.
Похвала должна быть:
- адекватной и соразмерной ситуации;
- заслуженной;
- необидной.
Но главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то похвала достигает своей цели – стимулирует ребенка стать еще лучше… А ведь мы именно этого и добивались, не так ли?
По материалам познавательного журнала Школа жизни.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Беседа "Похвала как метод воспитания."

В этой статье говорится о том, каких ошибок не следует допускать родителям. Например, ошибка1: .хвалить слишком часто. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается....

Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" раздаётся индивидуально каждому родителю на родительском собрании....

Методы воспитания детей

Презентация к родительскому собранию...

Классификации методов обучения и методов воспитания

В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени....