Похвала как метод воспитания
статья (1 класс) по теме
Если буквально за каждый шаг дитя осыпают комплиментами, если каждый чих сопровождается умиленными комментариями в духе «ах, ты ж моё золотко/лапочка/птичка/рыбка!» – похвала, скажем так, девальвируется – падает ее значимость в глазах ребенка. В самом деле, если и поход в магазин, и помощь в приготовлении обеда, и уборка в своей комнате – все это награждается такими же обильными словоизлияниями, как и, скажем так, полезное неделание чего-либо: не нашкодил, не изрисовал обои в коридоре, на намочил штанишки, не мучил кота, не отобрал у брата машинку – то кто станет напрягаться? Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается.
Эта категория мам и пап, как правило, слишком требовательна к ребенку – или же они просто эмоционально холодны. Возможно, их и самих так воспитывали, и они выросли в убеждении, что детей не надо «портить», а, напротив, следует «держать в строгости». Однако посудите сами, дорогие взрослые, как вы чувствовали бы себя при начальнике, который, что бы вы ни делали, не повышал бы зарплату, не начислял премий, не устраивал бы праздников и даже банальное «спасибо» цедил сквозь зубы? Правильно, желания работать – никакого.
Так же чувствует себя и ребенок в аналогичной ситуации – у него просто нет стимула для того, чтобы вести себя хорошо. А родители еще и приговаривают: «А за что его хвалить-то? Все равно никогда ничего хорошего не делает»…
Поэтому, уважаемые родители, следите за тем, что и как вы говорите, и почаще задумывайтесь о том, хотели ли бы вы услышать нечто подобное в свой адрес.
Обычно это выглядит так: «Ты у меня такая красавица – да тебе в подметки никто не годится!», «Ты так хорошо учишься – куда там до тебя всем твоим одноклассникам!». В результате получим «пуп земли», который будет железно уверен, что он – «круче всех», а с таким мировоззрением жить ой как непросто…
Особенно плохо, если фраза типа «Какой ты молодец, не то, что Юрка/Машка!» произносится по отношению к брату/сестре. Это порождает нездоровое соперничество между детьми и провоцирует дополнительные конфликты. Но еще хуже, если между детьми в семье закрепляются устойчивые роли: один – «молодец», второй – «неудачник». Как правило, увы, эта модель остается на всю жизнь, и хороших отношений между членами этой семьи в будущем ждать не приходится.
Итак, теперь провели «работу над ошибками» и уже знаем, как хвалить не надо. А как же – правильно? Правильно – так, как подсказывает вам здравый смысл, контекст ситуации и ваша искренняя любовь к ребенку.
Похвала должна быть:
- адекватной и соразмерной ситуации;
- заслуженной;
- необидной.
Но главное заключается в том, что, если в голосе звучат тепло и доброта, то похвала достигает своей цели – стимулирует ребенка стать еще лучше… А ведь мы именно этого и добивались, не так ли?
По материалам познавательного журнала Школа жизни.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"
Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...
Беседа "Похвала как метод воспитания."
В этой статье говорится о том, каких ошибок не следует допускать родителям. Например, ошибка1: .хвалить слишком часто. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается....
Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе
Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....
Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"
Анкета для родителей "Стили и методы воспитания ребёнка в семье" раздаётся индивидуально каждому родителю на родительском собрании....
Методы воспитания в современной семье.
Конспект собрания...
Методы воспитания детей
Презентация к родительскому собранию...
Классификации методов обучения и методов воспитания
В статье приведены наиболее распространенные классификации методов обучения, принятые в педагогической практике настоящего времени....