Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
методическая разработка (4 класс) на тему
Интеллектуальная игра по гражданско-правовому воспитанию "Умники и умницы" разработана для учащихся 4-х классов.Цель данного мероприятия - првивать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой живешь.В игровой форме, используя богатый исторический материал, мероприятие способствует развитию личности, обладающей качествами гражданина -патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интеллектуальная игра | 89.5 КБ |
презентация к игре | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Умники и умницы
Интеллектуальная игра для младших школьников.
( 4 класс)
Задачи игры:
- прививать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой живешь;
- развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
- воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа;
- ознакомить с государственными и негосударственными символами России;
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки;
- побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора;
Наглядный материал:
- презентация;
- запись гимна Российской Федерации;
- рисунки детей на тему «Моя Родина»;
- медали;
- призы игрокам.
Ход игры: (слайд 1)
Ведущий: ). Звучит музыкальный отрывок из оперы М. Глинки “Иван Сусанин” “Славься”.
– Кто из вас знает, из какого музыкального произведения этот отрывок, кто его написал? Как называется эта торжественная песня?
– К кому обращены слова: “Славься!”? (К России, ее народу, героически защищавшему родину от польских захватчиков.)
– Как вы думаете, почему именно эта музыка прозвучала сейчас?
-Какой будет тема нашего мероприятия?
– Для чего надо знать историю своей Родины?
– Александр Сергеевич Пушкин написал: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!” И сегодня мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашего народа.
Звучит мелодичная, медленная музыка( «Отчего так в России березы шумят.»)
Ученики читают стихотворения.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь
отеческий дом.
(П. Синявский)
РОДИНА
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З.Александрова)
– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на уроках, на внеклассных мероприятиях, и сегодня пришло время подвести итог нашим знаниям.
(ответы детей)
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны
.
– Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
У этого дерева, как и у всякого другого , есть корни. Корни питают дерево ,удерживают его от падения. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто , тысячу лет назад. Это наша история. Это нащи деды и прадеды. Это их дела, живущие с нами в резных наличниках, диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена поэтов, полководцев… Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля и слаще воздух Отечества!
– Почему сейчас мы так много говорим о России?
Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». Вопросы игры позволят нам выявить самого эрудированного ученика. Игра будет состоять из трех отборочных туров и дороги практики, на которую должны выйти три агониста. В переводе с греческого «агон» означает – соревнование. Значит, агонисты будут соревноваться друг с другом в том, кто самый сообразительный. Если кто-то из агонистов не сможет ответить, помогут остальные участники игры. Их мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает праздник, зрелище. Нашим теоретикам предоставляется право не только дать правильный ответ, но и получить медаль или «орден умника».
А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы, но и внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа и вручать медали за правильный ответ. В каждом туре участники игры будут отвечать на вопросы. За правильный ответ им вручаются медали. Пять медалей можно обменять на орден . Три участника, получившие больше всего наград, cтанут агонистами, они выйдут в финал сражаться на дорогу практики.
Конкурс рисунков на тему «Моя Родина».
А сейчас обратите внимание на выставку ваших рисунков (звучит песня «Отчего так в России березы шумят»).
- Вы сами предварительно отобрали 3 лучших рисунка. Дети, занявшие призовые места по рисункам, вошли в первый тур игры.
- тур: участники первого тура занимают свои места.
Начинается игра, на табло слово «славяне».
ВОПРОС: Как назывались предки русского народа?
Слово отгадано. (слайд 2)
Ведущий: главный народ, который жил на русской земле, назывался славянами.
Ученик:
Наши предки верили, что есть два бога, один белый – добрый, солнышко, свет. Другой черный – злой, потемки. Главным занятием славян было земледелие. Сеяли наши предки ячмень, овес, просо. Славяне занимались и скотоводством. Они разводили свиней, коров и быков. Охотились они на медведей, лис, зайцев, бобров, лосей. Славяне были храбрыми и воинственными. Самыми старинными городами были Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск.
Вопрос к теоретикам:
- Одно из названий нашей страны в древнее время? (Русь) (слайд 3)
Ведущий:
По - разному называлась Россия – Киевская Русь, Московское царство, Российская империя , Российская Советская Федеративная социалистическая республика, Союз Советских Социалистических Республик. Но во все время, как бы не называлась наша Родина, она могла гордиться своими славными сынами – воинами, государственными деятелями, рабочими, крестьянами, писателями, художниками, музыкантами. На плечи российского народа легли самые тяжелые испытания, и им одержаны самые великие победы нашей родины.
Ученик:
Откуда взялось такое название – Россия? Оно происходит от старинного слова »русь».
Когда-то нашу страну называли Русью. Мнения ученых о происхождении этого слова разделились. Одни полагают , что слово «русь» произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет между берегов. Русью назвали страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями.
Другие ученые считают, что древнее название нашей страны имеет совсем другое происхождение: в северных деревнях русью называют то место в доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», - говорят люди. Спелую, золотистую рожь крестьяне называли русой, человека со светлыми волосами – русым. Значит, мы можем сказать, что Русь – светлое место, страна света, солнца, добрых людей.
ВОПРОС: Назовите три государственных символа России
(Гимн, флаг, герб)
Ведущий:
Российская держава имеет флаг, гимн и герб,
(слайд 5)
Ученики:
(слайд 5)
Гимн – это торжественная песня и мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Каждое утро в нашей стране начинается с исполнения государственного гимна, который звучит по радио и телевизору.
В нём выражены любовь к Родине, гордость её истории, надежды на будущее. Звучит гимн России.
(слайд 6)
Флаг – это трехцветный флаг России был учрежден первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году. В ту эпоху эти цвета трактовались как обозначение трех основных сословий общества:
Белый – духовенство;
Синий – дворянство;
Красный – трудовой народ.
Позже цвета стали символизировать:
Белый – мир и чистоту, устремление;
Синий – веру, верность и постоянство;
Красный – отвагу, силу, кровь, пролитую за Отечество.
21 августа 1991 года – День возрождения Флага России.
(слайд 7)
Герб – на фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр, левой – державу. Над головами орла – три короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и её независимость от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке его серебряное копье, которое помогло ему победить черного змея – воплощение зла. Георгий Победоносец – покровитель Москвы. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Вопросы к теотетикам:
1. Кто является главой нашего государства? (Президент) (слайд 8)
- Какое дерево считают символом России? (Береза)
(слайд 9)
3.Назовите неофициальные символы России
(За каждый правильный ответ дети получают медаль, набравшие наибольшее количество медалей, вошли во второй тур игры.)
1.Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие (слайд 10),
2.Кремль является символом высшего руководства России.
(слайд 11)
3. Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России (слайд 12),
4.Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души (слайд 13),
5.Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа (слайд 14),
6. О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью (слайд 15),
7.Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой -веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни (слайд 16),
8. Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа (слайд 17)
2 тур: На табло слово «Волга» (слайд 18)
ВОПРОС: Название этой реки первоначально означало влагу. Что это за река?
Слово отгадано.
Ученик:
рассказывает стихотворение о Волге(тихо звучит песня « Из далека долго…»
Ой, ты, Волга.
Над водой летит привольный ветер,
Тихо светят звезды в вышине.
За волной волна в зеленом свете
Убегает с плеском в тишине.
Ой, ты Волга, голубые плесы,
Ты, родная русская река,
У тебя друзья – леса, утесы,
Твои сестры – Кама и Ока.
За кормою синий берег тает.
На реку ложится лунный свет.
Пролетают мимо уток стаи,
Прочертив на светлой дали след.
Вопросы к теоретикам:
ВОПРОСЫ:
1. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?
Александру Невскому.
2. Как переводится с греческого слово “история”:
исследовать, рассказывать о событиях
3. Какой город назван “городом русской славы”:
Севастополь
4. В каком году началась Великая Отечественная война:
1941
5. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”:
В.Г. Клочкову
6. Как звали славянских просветителей, создателей славянской письменности
Кирилл и Мефодий
7. Первый российский император (Пётр).
8. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук)
9. Самый большой период летоисчисления (эра).
10. Наука, изучающая гербы.(Геральдика)
11. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси.(летопись)
12. Первым открыл путь человечеству в космос, свой полет сопроводил шутливым: “Поехали!”. (Ю.А. Гагарин.) 13. Ученик А.В. Суворова, талантливый полководец, в одном из боев был ранен в голову и ослеп на один глаз, в преклонном возрасте принял командование русской армией ради спасения России, одержал победу над Наполеоном. (М.И. Кутузов.) 14. Возглавили народное ополчение, отразившее польскую интервенцию и освободившее Москву от поляков; первый скульптурный памятник в Москве, установленный на Красной площади в честь защитников Отечества, изображает этих героев. (К. Минин, Д. Пожарский.) 15. Пешком пришел в Москву из Архангельска, движимый желанием учиться, талантливый ученый, сделал много открытий в разных областях науки и искусстве, создал первый российский университет – Московский государственный, носящий его имя. (М.В. Ломоносов.) |
16. Какое событие произошло на Руси в 988 году? Ответ: Крещение Руси.
.
17. Лыковая обувь русских крестьян на онучах. Ответ: Лапти.
.
18. С древних времен до сегодняшних дней — представитель своей страны за границей. Ответ: Посол.
19. Какие два царя находятся в данное время в Московском Кремле? Ответ: Царь-пушка и Царь-колокол..
20. Как называлась первая печатная книга в России? Ответ: «Апостол».
21. Кто является основателем Москвы? Ответ: Юрий Долгорукий.
22. Имя монаха, который написал «Повесть временных лет». Ответ: Нестор.
23. Князь, который крестил Русь ... Ответ: Владимир..
24. Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. Ответ: Ярослав Мудрый..
25. Русский генерал, герой Бородинской битвы. Ответ: Багратион..
- Тур: На табло слово «Москва».
ВОПРОС: До сих пор не ясно, что означает это название: то ли «коровий брод», то ли «медведица», то ли «сырое место».
Как мы называем это место сейчас?
Слово отгадано. (слайд 19)
Ведущий: стихотворение о Москве
.
Москва .
...Есть города, овеянные славой,
Их памятники – точно ордена.
Есть города, носящие по праву
Прославленных людей большие имена...
Но среди многих городов вселенной,
Похожих и различных меж собой,
Один есть город, навсегда нетленный,
С неповторимой сказочной судьбой.
М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...
Все города, как люди и народы,
Свою судьбу имеют на земле.
Но Честь и Правда, Совесть и Свобода
Живут в Москве, в её седом Кремле!
(В. Лебедев-Кумач)
СУПЕР ИГРА.
Играют победители 3-х туров
На табло слово «Родина». (слайд 20)
ВОПРОС: Это слово есть почти во всех славянских языках, но в сербском и славянском оно имеет значение «хороший урожай», а в чешском, польском – «семья». Что это за слово?
Ученик:
Вадим Семернин
Родиной зовётся...
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи...
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово —
Родиной
Зовётся!
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Ведущий:
Наша Родина – это Россия, это дом в котором мы живем, и русская березка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты родился и вырос.
Ребята, любите свою Родину, берегите её, живите все в мире и дружбе, ведь именно в этом будущее нашей страны, будущее Росси.
Заключительное слово. Награждение победителя. (слайд 21)
– Вы показали хорошие знания по истории нашей страны, но вам предстоит еще так много узнать … Древние говорили, что история – учительница жизни.
– Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее .Мы завершаем нашу игру и желаем вам:»Будьте умницами!
Учитель начальных классов Трофимова Н.Н.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агон - соревнование, состязание. Агонист – участник соревнования. Теория – праздник, зрелище. ( в переводе с греческого языка)
С Л А В Я Н Е С
Р У С Ь
Национальные символы России
Гимн 1-й куплет: Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! 2-й куплет: От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! 3-й куплет Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Дата принятия: 07.03.2001 музыка: А.В. Александров слова: С.В.Михалков
Белый цвет - благородство, совершенство. Синий цвет - это небо, верность. Красный цвет означает отвагу, мужество и героизм. Цвета российского флага означают:
Герб
Президент России В.В. Путин
Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои неофициальные символы. Неофициальные символы России.
Береза Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия .
Красная площадь. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы , является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны.
Кремль Кремль является символом высшего руководства России.
Кремлевские куранты Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России
Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Матрешки
Медведь. Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.
О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка.
Самовар. Тульский самовар с фигурной ручкой-веткой является символом русского гостеприимства.
Балалайка. Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
В О Л Г А
М О С К В А
Москва-столица России
Р О Д И Н А
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по теме "Встреча со сказкой"
Конспект внеклассного мероприятия по чтению в форме интеллектуальной игры "УМНИКИ И УМНИЦЫ", по теме "В мире сказок"для учащихся 2-4 класса. Игра проходит в три этапа: пролог(отборочный тур...
Интеллектуальная игра для обучающихся 4 классов "Умники и умницы"
Данный материал будет интерес учителям начальной школы, в частности тем педагогам , которые работают в 4 классах.Материал можно использовать как на уровне школы . так и города.данное мероприятие являе...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для 3-4 классов
Эта игра позволит привить интерес к учебному процессу...
Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.
Конспект урока для внекласного мероприятия....
Умники и умницы (интеллектуальная игра)
Игра для учащихся 3-4 классов. Основная цель - активизация познавательного интереса к урокам математики, развитие нестандартного мышления, вдумчивого подхода к каждому заданному вопросу. Задания соотв...
Внеклассное мероприятие по математике: интеллектуально – развлекательная игра «Умники и умницы»
Цель: развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности. Задачи: обучать приемам логического мышления; развивать интерес к математике;воспитывать чувство ко...
Интеллектуальная игра "Умники и Умницы"
Игра разработана педагогами МКОУ СОШ №5 г. Фролово Волгоградской области: Пономаревой В. М., Вершининой Т. И., Плехановой О. А., Патриной В. Н.Цели игры: закрепить знания учащихся по предметам програм...