Модель организации профориентационной работы в условиях социального партнерства школы и ВУЗа ( на примере МОБУ СОШ №17 г.Якутска).
опыты и эксперименты на тему
В целях повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников вся учебно - воспитательная работа в школе и социуме должна проходить в едином комплексе, образуя целостное воздействие на ученика, так как профессиональное самоопределение, является составной частью этой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель организации профориентационной работы в условиях социального партнерства школы и ВУЗа ( на примере МОБУ СОШ №17 г.Якутска).
Варламова Марина Николаевна, заместитель директора по УВР
Несмотря на то, что взаимодействие школы и иных организаций и учреждений сегодня часто описывают термином «партнёрство», это взаимодействие во многих случаях является неэффективным именно по причине отсутствия партнёрства, подразумевающего взаимовыгодный обмен различными ресурсами для достижения значимых для обеих сторон целей. В качестве основного поля партнёрского взаимодействия школы и вуза целесообразно рассматривать профориентационную деятельность, поскольку именно в этом поле, в значительной степени определяющем переход одних и тех же потребителей из учреждения одной подсистемы образования в учреждение другой подсистемы, следует определять значимые для обеих сторон цели взаимодействия ч и ресурсы, подлежащие взаимовыгодному обмену в рамках данного взаимодействия.
Организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы, предполагает рассмотрение данного взаимодействия именно в качестве партнёрства. В современных условиях основные цели школы в процессе организации профориентационной работы во взаимодействии с вузами целесообразно рассматривать более широко, чем это делалось ранее: как повышение качества образовательных услуг, соответствующее целям профильного обучения старшеклассников - обеспечение старшеклассникам широты выбора содержания образования и формирование у них умения делать самостоятельный осознанный выбор, а в качестве основных ресурсов вуза, подлежащих использованию в процессе названной организации, целесообразно рассматривать кадровый и программно-методический ресурс. При этом школа должна учитывать цели вузов (ориентация учащихся старших классов на поступление в данный конкретный вуз и пополнение ресурсов) и необходимые им ресурсы (доступ к аудитории старшеклассников и организационный ресурс).
Для результативного осуществления профориентационной работы во взаимодействии школы с вузом целесообразно создавать следующие организационно-педагогические условия: построение взаимодействия через реализацию вузом модульной профориентационной программы, способствующей формированию умения у старшеклассников делать самостоятельный осознанный выбор, каждый модуль которой является элективным курсом, разнообразие модулей профориентационной программы соответствует специальностям/направлениям подготовки вуза, каждый модуль предполагает использование проектной технологии, обеспечивающей решение учащимся той или иной проблемы в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов; использование ресурсов вуза для организации педагогического консультирования учащихся, проведения экскурсий для старшеклассников на соответствующие рабочие места, информирования о дальнейших возможностях продолжения образования.
В целях повышения качества профессиональной ориентации старшеклассников вся учебно-воспитательная работа в школе и социуме должна проходить в едином комплексе, образуя целостное воздействие на ученика, так как профессиональное самоопределение, является составной частью этой работы. Предлагаем модель системы профориентационной работы, направленную на совершенствование ее организации:
1 этап. Профориентационная работа:
- профессиональное информация – ознакомление учащихся с современными видами производства, которые развиваются в республике, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка новых профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация – оказание помощи учащимся в осознанном выборе профессии с учетом его психологических особенностей, склонностей, способностей, интересам;
- профессиональный подбор – предоставление рекомендаций о будущей профессиональной деятельности, исходя из его психологических, психофизиологических, физиологический возможностей.
- психологическая поддержка – создание условий по формированию уверенности в правильности выбранной профессии.
Внеучебная деятельность: внеклассные занятия, профессиональные пробы. Указаны участники социального заказа, ресурсы, которые способствуют выполнению заказа и результат, т.е. профессионально-техническая готовность выпускников школ, которая удовлетворяет заинтересованность стороны.
2 этап: диагностика Ежегодно проводится профильная диагностика в 9 классах (в феврале 2013г).
Применяемый диагностический инструментарий включает следующие методики:
- анкета по определению желаемого профиля обучения (родители, учащиеся)
- методика «Профиль» А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной.
- опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши в модификации Г.В. Резапкиной.
- опросник типа мышления Д. Брунера
-методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)
Все они предназначены для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся, интересов и склонностей учащихся, запросов родителей.
По результатам данных методик дается рекомендация на профили.
3 этап: Учебная деятельность, которая включает общеобразовательную подготовку и профильное обучение.
В настоящее время профильное обучение и предпрофильная подготовка ведется во всех общеобразовательных учреждениях, но в основном как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору и ориентировано на получение профессионального высшего образования способом классно-урочной системы обучения.
4 этап: олимпиады, чемпионаты, интеллектуальные марафоны способствуют к самоопределению; выбору будущей профессии и подтверждению правильно выбронной специальности выпускника.
5 этап. Межрегиональные проекты расширяют спектр профессий, которых может выбрать выпускник. Для более глубокой и продуктивной профориентационной деятельности необходимо включить в программу ознакомления и изучения ВУЗы Сибири и Дальнего Востока.
6 этап. Подготовка к поступлению ВУЗы осуществляется через “Академические субботы”, подготовка к ЕГЭ: психологические тренинги, диагностические контрольные работы, системный тренинг тематических заданий и др.
В процессе профориентационной работы разрабатывается система педагогической деятельности, направленная на формирование профессиональной направленности старшеклассников в профильном обучении, которая включает интеграцию образовательного процесса общеобразовательных учреждений и компонентов профессиональной ориентации: профинформация, профпросвещение, профотбор, профадаптация и др.; задачи общеобразовательных учреждений профориентационного характера; обогащение профориентационным материалом содержания предметов профильного обучения; профориентационную направленность учебных предметов, внеучебной деятельности учащихся старших классов; профдиагностику как средство развития личности; педагогические технологии, направленные на формирование побудительно-мотивационной сферы, профессионально значимых качеств личности.
Эффективность формирования профессиональной направленности старшеклассников способствует обеспечение взаимосвязи познавательного, профессионального интереса на основе углубленного изучения старшеклассниками учебных дисциплин профильного обучения.
В процессе профориентационной работы определяются условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной направленности старшеклассников: применение многопрофильного и разноуровневого обучения; учет социально-региональной специфики; соответствие выбора профиля обучения, интересам, способностям школьников; использование в комплексе профориентационной работы; ознакомление старшеклассников с профессиями на основе углубленного изучения учебных предметов; реализация индивидуального и дифференцированного подходов к формированию профессиональной направленности школьников; активизация всех структурных компонетов профессиональной направленности: побудительно-мотивационного, когнитивного, волевого и адаптивного – для обеспечения его устойчивости.
В ходе педагогической деятельности реализуются следующие основные направления: обеспечение взаимодействия школы и вуза, социума; углубленное изучение учащимися содержания профессии; совершенствование индивидуальной и дифференцированной работы с учетом уровней сформированности профессиональной направленности школьников – при помощи профильного обучения, вариативности образовательного и профориентационного материала, информации о профессии, изучения личности старшеклассника, активных форм и методов обучения.
До взаимодействия образовательная школа и другие учреждения, организации работали врозь, по отдельным планам, не затрагивающим отношения с другими учреждениями, которые в какие – либо отношения между собой выступали крайне редко. Но проделанная большая , охватывающая разные сферы деятельности по организации взаимодействия школ и других учреждений, организаций позволила эффективнее решать ключевую проблему успешной социализации ученика.
В ходе исследования подтвердилась оптимальность педагогических условий, способствующих к выбору будущей профессии школьниками благодаря профильному обучению, взаимодействию школы и вуза, семьив совершенствованию профессиональной работы МОБУ СОШ №17 г. Якутска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя
Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса; система взаимосвязан...
Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»
Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...
Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания младших школьников
В связи с произошедшими изменениями в социально-экономической жизни общества, произошли существенные изменения и в функционировании двух сильнейших институтов- школы и семьи. Именно школа ...
Содержание проекта по межрегиональному взаимодействию школы и ВУЗа на примере МОБУ СОШ №17 г. Якутска и Центра “Образование без границ”(г.Санкт-Петербург).
Профориентационно-образовательная программа "Каникулы с пользой" включает в себя знакомство с вузами Санкт - Петербурга, мастер - классы ведущих преподавателей вузов, экскурсии по основным и тематичес...
Организация профориентационной работы в начальной школе
Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...
Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы
Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...
«Организация профориентационной работы в начальной школе»
«Организация профориентационной работы в начальной школе»...