Беседы по этике с учащимися начальных классов
план-конспект на тему

Щукина Марина Анатольевна

Данные разработки помогут учителю при проведении классных часов и занятий по внеурочной деятельности духовно- нравственной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_papka_2.rar670.28 КБ

Предварительный просмотр:

с обучающимися 4 класса

на тему: «Мир красоты»

педагога-психолога

Усть-Нерской основной общеобразовательной

школы с коррекционными классами

Паскал Виктории Викторовны

п. Усть-Нера, 2010 г.

Некоторые люди, независимо от возраста, никогда не утрачивают красоту — просто красота лица превращается в красоту сердца.

Мартин Баксбаум

Игра «Колечко красоты»

Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком, увидеть в каждом что-то красивое и рассказать об этом. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает право носить колечко красоты в этот день.

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, какие дела и поступки можно назвать красивыми? Могут ли красивые дела украсить внешний облик человека? Могут ли, наоборот, дурные поступки испортить внешний облик человека?
  • Стоит ли искать красоту в самом себе? Как вы думаете, что в вас самое прекрасное?
  • Если человек не умеет искать красоту в себе, сможет ли он найти красоту в других?
  • Что в человеке самое прекрасное?

ЕСТЬ ЖЕ РАЗНИЦА

Г. Андерсен

Стоял май месяц; воздух был еще довольно холодный, но все в природе: и кусты, и деревья, и поля, и луга — говорило о наступлении весны. Луга пестрели цветами; распускались цветы и на живой изгороди, а возле как раз красовалось олицетворение самой весны — маленькая яблонька, вся в цвету. Особенно хороша была на ней одна ветка, молоденькая, свеженькая, вся осыпанная нежными полураспустившимися розовыми бутонами. Она сама знала, как она хороша; сознание красоты было у нее в соку. Ветка поэтому ничуть не удивилась, когда проезжавшая по дороге коляска остановилась прямо перед яблоней, и молодая графиня сказала, что прелестнее этой веточки трудно и сыскать, что она живое воплощение юной красавицы весны. Веточку отломили, графиня взяла ее своими нежными пальчиками и бережно повезла домой, защищая от солнца шелковым зонтиком. Приехали в замок, веточку понесли по высоким, роскошно убранным покоям. На открытых окнах развевались белые занавески, в блестящих прозрачных вазах стояли букеты чудесных цветов. В одну из ваз, словно вылепленную из свежевыпавшего снега, поставили и ветку яблони, окружив ее свежими светло-зелеными буковыми ветвями. Прелесть, как красиво было! Ветка возгордилась, и что же? Это было в порядке вещей!

Через комнату проходило много народа; каждый посетитель смел высказывать свое мнение лишь в такой мере, в какой за ним самим признавали известное значение. И вот некоторые не говорили ничего, некоторые же чересчур много; ветка поняла, что и между людьми, как между растениями, есть разница.

«Одни служат для красоты, другие только для пользы, а без третьих и вовсе можно обойтись», — думала ветка.

Ее поставили как раз против открытого окна, откуда ей были видны весь сад и поле, так что она вдоволь могла наглядеться на разные цветы и подумать о разнице между ними; там было много всяких — и роскошных, и простых, даже слишком простых.

—        Бедные отверженные растения! — сказала ветка.—Большая в самом деле разница между нами! Какими несчастными должны они себя чувствовать, если только они вообще способны чувствовать, как я и мне подобные! Да, большая между нами разница! Но так и должно быть, иначе все были бы равны!

И ветка смотрела на полевые цветы с каким-то состраданием; особенно жалким казался ей один сорт цветов, которыми кишмя кишели все поля и даже канавы. Никто не собирал их в букеты, — они были слишком просты, обыкновенны; их можно было найти даже между камнями мостовой, они пробивались отовсюду, как самая последняя сорная трава.

Бедное презренное растение! — сказала ветка. — Ты не виновато, что принадлежишь к такому сорту! Но и между растениями, как и между людьми, должна быть разница!

Разница! — отозвался солнечный луч и поцеловал цветущую ветку, но поцеловал и желтые чертовы подойники, росшие в поле; другие братья его — солнечные лучи — тоже целовали бедные цветочки наравне с самыми пышными.

Ветка яблони никогда не задумывалась о бесконечной любви Господа ко всему живому на земле, никогда не думала о том, сколько красоты может быть скрыто в каждом божьем создании, скрыто, но не забыто. Ничего такого ей и в голову не приходило, и что же? Собственно говоря, это было в порядке вещей!

Солнечный луч, луч света, понимал дело лучше.

Как же ты близорука, слепа! — сказал он веточке. — Какое это отверженное растение ты так жалеешь?

Одуванчики! — сказала ветка. — Никогда из них не делают букетов, их топчут ногами — слишком уж их много! Сорная трава, и больше ничего! Но кому-нибудь да и надо быть сорною травой! Как я благодарна судьбе, что я не из их числа!

На поле высыпала целая толпа детей. Самого младшего принесли на руках и посадили на травку посреди желтых цветов. Малютка весело смеялся, шалил, рвал желтые цветы и даже целовал их в простоте невинной детской души. Дети постарше обрывали цветы прочь, а пустые внутри стебельки сгибали и вкладывали один их конец в другой, потом делали из таких отдельных колец длинные цепочки и цепи и украшали ими шею, плечи, талию, грудь и голову. То-то было великолепие! Самые же старшие из детей осторожно срывали уже отцветшие растения, увенчанные перистыми коронками, подносили эти воздушные цветочки — своего рода чудо природы — ко рту и старались сдуть разом весь пушок. Кому это удастся, тот получит новое платье еще до Нового года, — так сказала бабушка. Презренный цветок оказывался в данном случае настоящим пророком.

Видишь? — спросил солнечный луч. — Видишь его красоту, его великое значение?

Да, для детей! — отвечала ветка.

Приплелась на поле и старушка бабушка и стала выкапывать тупым обломком ножа корни желтых цветов. Некоторые из корней она собиралась употребить на кофе, другие — отдать в аптеку на лекарство.

—        Красота все же куда выше! — сказала ветка. — Только избранные войдут в царство прекрасного! Есть же разница между растениями, как между людьми!

Солнечный луч заговорил о бесконечной любви божьей ко всякому созданию: все, что одарено жизнью, имеет свою часть во всем — во времени и в вечности.

—        Ну, это только вы так думаете! — сказала ветка.

В комнату вошли люди; между ними была и молодая графиня, поставившая ветку в прозрачную, красивую вазу, сквозь которую просвечивало солнце. Графиня несла в руках цветок, — что же еще? — обернутый крупными зелеными листьями; цветок лежал в них, как в футляре, защищенный от малейшего дуновения ветра. И несла его графиня так бережно, как не несла


даже нежную ветку яблони. Осторожно отогнула она зеленые листья, и из-за них выглянула воздушная корона презренного желтого цветка. Его-то графиня так бережно несла, чтобы ветер не сдул ни единого из тончайших перышек его пушистого шарика. Она донесла его целым и невредимым и не могла налюбоваться красотой, прозрачностью, своеобразным построением этого чуда-цветка, вся прелесть которого — до первого дуновения ветра.

— Посмотрите же, что за чудо создал Господь Бог! — сказала графиня. — Я нарисую его вместе с веткой яблони. Все любуются ею, но милостью Творца и этот цветок наделен не меньшею красотой. Как ни различны они, все же оба — дети царства прекрасного.

И солнечный луч поцеловал бедный цветочек, а потом поцеловал цветущую ветку, и лепестки ее как будто слегка покраснели.

Вопросы и задания:

  • Какой была ветка яблони?
  • Чему солнечный луч учил гордую красавицу?
  • Любите ли вы одуванчики? Что напоминают вам эти цветы?
  • Случалось ли вам внезапно заметить красоту и изящество маленького, неприметного цветка?
  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы думали, подобно ветке яблони, о том, что кто-то некрасив, но затем жизнь убеждала вас в обратном?

Рисунок «Самое прекрасное»

Нарисуйте то, что вы считаете самым прекрасным. По рисункам друг друга дети рассказывают, что считает прекрасным тот или иной человек.

Творческое задание «Как украсить мир»

Напишите на доске пословицу: «Не место красит человека, а человек место».

Поделите детей на группы и раздайте им карточки с названиями разных профессий. Каждая группа должна составить рассказ о том, как представитель той или иной профессии может украсить мир своей работой.

Мир красоты

М. Скребцова

Кто красивей всех на свете?

— Мама наша, — скажут дети,

— Добрый взгляд ее родной,

Голос нежный, дорогой.

— Это вальс ночной звезды,

Это таинство мечты,

В мире их прекрасней нет, —

Так ответит нам поэт.

—        Это фортепьяно звуки,
Это пианиста руки,

Это к музыке талант,

— Так ответит музыкант.

—        Это целая земля —
Реки, горы и поля,

Я пишу ее портрет,

Вот художника ответ.

— Каждый прав в своем сужденье,

Каждого достойно мненье.

 Нет у красоты конца, —

 Слышим голос мудреца.

Вопросы и задания:

  • Какое из мнений, описанных в стихотворении, вам ближе всего?
  • Как бы вы ответили на вопрос: «Кто красивей всех на свете»?
  • Как вы думаете, что такое красота? Может ли человек с неправильными чертами лица быть красивым?
  • Если бы к вам прилетела Фея Красоты со своими волшебными дарами, что вы попросили бы у нее: красивые черты лица, красивое сердце, красивый голос или что-нибудь еще?

Сценка «Кто прекраснее»

Поделите детей на группы по три человека. Два человека из группы получают карточки с названиями разных цветов, деревьев и растений, а третий человек — солнечный луч. Дети от лица растений и деревьев составляют небольшие сценки о том, кто из них прекраснее, а солнечный луч должен их рассудить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Беседа о толерантности для учащихся 2 класса"

Материал содержит презентацию для классного часа о толерантности.Мероприятие проводится в форме беседы с учащимися 2-го класса.Они познакомятся с понятием "толерантность", научатся быть терпимее к дру...

Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.

Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...

Беседа с учащимися начальных классов «Курение – главный враг здоровья»

Познакомить  с историей появления табака в России; на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; способствовать формированию здор...

"Если ребенок пишет с ошибками..." (Беседа для родителей учащихся начальных классов)

quot;Если ребенок пишет с ошибками"- отличный материал для родительского собрания в начальной школе. Текст прост и понятен, содержит конкретные методические рекомендации для педагогов и родителе...

Беседа с учащимися начальных классов "Как важно сидеть за партой правильно"

С помощью данного материала можно познакомить первоклассников с правилами посадки при письме...

Методическая разработка беседы с учащимися начальных классов на тему "Блокада Ленинграда".

Методическая разработка беседы на тему "Блокада Ленинграда" с учащимися начальной школы, патриотическая направленность....

Беседа с элементами игры для учащихся начальных классов «Как школьники Мишку правилам дорожного движения обучали»

Внеклассное мероприятие направлено на закрепление знаний правил дорожного движения в начальной школе....