Внеклассное занятие "Что нужно есть в разное время года"
методическая разработка (4 класс) на тему
Занятие по здорорвьесбнрежению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_est_v_raznoe_vremya_goda.docx | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что нужно есть в разное время года».
Цель:
- сформировать предоставление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания;
- познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков;
- познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;
- воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.
- Ход занятия.
- Организация внимания.
Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, поговорим о здоровом питании.
- Актуализация знаний с элементами окружающего мира.
Учитель:
- Какие изменения в живой и неживой природе происходят с приходом зимы?
- дни – ночи (короче - длиннее)
- температура
- осадки
- растения
- животные
- Сколько всего времён года? (4)
- Сообщение темы и целей.
- Постановка проблемы:
- Как вы думаете, влияют ли сезонные изменения на организм человека?
- Сегодня нам это предстоит выяснить.
Тема нашего занятия: «Что нужно есть в разное время года»
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Мальчики – команда «Зима»
Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Вся покрылась серебром.
- Основная часть занятия.
Ренат. Ну и жарища, прямо как у нас на Волге.
Даша. А у нас в Сибири даже жарче летом бывает. В такую погоду только на речке хорошо. Петя, дай мне, пожалуйста, ещё попить.
Петя. Ой, а у нас вся вода уже закончилась! Как быстро мы всё выпили.
Роза Кузьминична. Это и неудивительно. В жару человек потеет. Капельки пота, выступающие на коже, охлаждают тело и защищают нас от перегрева. Но организм при этом теряет много жидкости, вот почему нам хочется пить.
Кстати, человек потеет и во время болезни, при высокой температуре. Вот почему врачи советуют больному пить больше.
Даша. У нас дома в жару все с удовольствием пьют квас, минеральную воду. А я люблю клюквенный морс.
Роза Кузьминична. А ты знаешь, Даша, что минеральная вода может быть столовой и лечебной? Для того чтобы утолить жажду, пить нужно только столовую.
Ренат. Кто-нибудь из вас пробовал кумыс?
Петя. Нет, а что это такое?
Ренат. Кумыс — напиток из кобыльего молока, он очень вкусный и полезный.
Даша. А вот есть в жару совсем не хочется, особенно жирную пищу.
Роза Кузьминична. Правильно, жирная пища тяжело переваривается в жаркую погоду.
Петя. Я, кажется, догадался, почему это так. Ведь жиры служат для нас источником энергии, а значит, помогают нам согреться. Летом и так тепло, поэтому в пище может быть меньше жиров.
Даша. Не случайно летом все с удовольствием едят холодные первые блюда — окрошку, зелёные щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники. А зимой... вот уж когда хочется горячее первое.
Учитель: Все правильно! Ребята, будьте сегодня гостями на нашем занятии.
- Беседа по теме.
Давайте обсудим, что вы узнали важного из разговора ребят.
- Почему летом хочется много пить?
Во время жары организм теряет большое количество влаги. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества. Вот почему важно постоянно восстанавливать водно-солевой баланс. |
- Что нужно пить летом?
- Какую минеральную воду можно пить?
Только столовую, лечебная минеральная вода в этих целях не используется. |
- Из чего можно приготовить морс?
Морс можно приготовить из клюквы, смородины, малины, ежевики, земляники. |
(1 девочка) | Ягоды заливают кипятком и кипятят в течение 5 – 10 мин. Затем отвар процеживают, добавляют сахар и доводят до кипения. Подают охлажденным. |
- Какие блюда вы предложите летом?
Холодные первые блюда – окрошка, зеленые щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники. |
- Что такое кумыс?
А сейчас девочки познакомят вас с некоторыми национальными блюдами.
После рассказа каждая девочка вещает табличку с названием блюда на левую доску. |
- Хлодник – холодное блюдо белорусской кухни и кухни жителей западной части России. По своему составу и принципу приготовления очень напоминает окрошку, издревне используемую жителями центральной части России.
- Тюря – блюдо русской и белорусской кухни, которую было принято есть в жаркую погоду. Основой в тюре является квас. В него добавляется черные хлеб, соль, редька.
- У жителей Средней Азии во время жары принято пить горячий чай. Считается, что при высоких температурах он лучше утоляет жажду, чем холодные напитки.
Зима:
Учитель: В холодное время года наш организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой температуре.
- Откуда зимой организм возьмет дополнительное количество тепловой энергии?
Источник энергии – жиры. Едим продукты с высоким содержанием жира – жирное мясо, сало, копчености, масло. |
Это интересно: рацион питания народов живущих там, где преобладают низкие температуры, отличается обилием жирных блюд.
- Какие блюда вы предпочтете зимой?
Горячие блюда. Они обеспечивают двойной подогрев (жир и своя высокая температура) |
(микроитог) | Раз вы все так хорошо усвоили, я предлагаю провести конкурс кулинаров. |
- Конкурс кулинаров.
- 2 человека (1 девочка и 1 мальчик) на центральной доске составляют меню жаркого холодного летнего дня
«Лето» собирает названия и рецепты блюд для жаркого летнего дня. «Зима» - блюда для холодного зимнего дня. |
- Работа в тетради «Две недели в лагере здоровья» страница 18 № 1, № 2
Подведение итогов конкурса |
(микроитог) | Помните, что организм нуждается во всех питательных веществах и качественное соотношение белков, жиров и углеводов должно сохраняться. |
- Игровая ситуация с элементами чтения.
На центральной доске – выставка сказок.
По щучьему велению Снежная королева Снегурочка Госпожа Метелица | Зимние сказки |
Маша и медведь Гуси – лебеди | Летние сказки |
- К какому жанру литературы относятся эти произведения?
- Какие сказки предложим команде «Лето», «Зима»? Почему?
Сезонные сказки |
- Какое из этих меню вы бы предложили Емеле? Почему?
- А подошло бы это меню Снежной королеве?
(нет, растаяла от избытка энергии - жиров) |
- Какие полезные продукты встретились в сказке «Гуси - лебеди»?
молочный кисель, яблоки. | |
Микроитог | Пища должна быть и полезная и разнообразная. |
- Физкультминутка
Проводит подготовленный раннее ученик, показывает движения всему классу |
Шел по городу волшебник
По прозванию Сизый нос
И дарил всем – всем прохожим
Что в корзине нёс.
Нёс он фрукты и печенье,
Нёс он вкусное варенье,
Нёс колбаски и творог.
Всех обрадовать он смог.
И ребятам без разбору
Всё, всё, всё давал
И взамен за угощенье
Ничего не брал.
Все ему «Спасибо» говорили,
Много раз благодарили.
Но прошел всего лишь час,
У ребят, как будто враз
Заболели, заболели
Очень животы
Ах и ух, ах и ух, ы – ы – ы!
- А почему?
|
- Овощи и фрукты – полезные продукты.
- Ребята, а кто любит есть овощи и фрукты?
(поднимают руки)
- Почему нужно есть много овощей и фруктов?
(они полезные, в них много витаминов)
Обратить внимание на витаминный стол! |
- А теперь отгадайте, о каких овощах и фруктах эти загадки:
Дети читают наизусть, показывают картинку и прикрепляют ее на правую сторону доски |
- Загадки
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков……
(горох)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
На грядке нет сочней ……
(помидора)
Красный хвост в землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке
Крепкие, солёные.
(огурец)
Желтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели меня на дольки.
Как меня ты назовешь?
(апельсин)
Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь – сладко.
(яблоко)
- Логическое упражнение.
- Распределите предметы на 2 группы:
- Как вы отличаете, где овощ, а где фрукт?
(Фрукты обычно выращивают в саду, овощи в огороде)
(Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая морковь)
- Математическая задача.
Схема за доской |
А теперь я хочу предложить вам задачу.
В нашем классе 17 человек любят овощи, а 23 человека любят фрукты. 11 человек любят и то, и другое. Сколько человек в классе?
Анализ задачи.
- Что известно?
- Что сказано про 11 человек?
- Что такое пересечение?
- Что нужно узнать в задаче?
- Что означает запись внизу схемы?
- Что такое объединение множеств?
I способ:
(17 + 23) – 11 = 29 (чел)
Можно ли решить задачу другим способом?
II способ:
- 17 – 11 = 6 (чел) – только овощи,
- 23 – 11 = 12 (чел) – только фрукты
- 6 + 12 + 11 = 29 (чел) - всего
- Слово учителя.
Принято считать, что за счет овощей и фруктов в организм может запасти витамины на зимний период.
К сожалению, это не так. Витамины, поступающие в организм, сразу же расходуются им. Поэтому даже зимой нужно есть больше овощей и фруктов. Например, сделать на окошке зеленую грядку – посадить в горшочек лук – у вас всегда будет зеленый лучок.
А еще я хочу вам предложить угадать один овощ – настоящий источник витаминов – особенно зимой.
- Просмотр отрывка из м/ф «Золушка».
Превращение тыквы в карету |
- Угадали сказку?
- Кто автор?
- Какой же овощ превратился в карету?
- Кто нибудь знает загадку о тыкве?
Загадка
Золотая голова велика, тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
можно тушить, запекать, варить кашу, есть в сыром виде, семечки тыквы полезны |
- Итог занятия.
- Что узнали важного и интересного на занятии?
- Какое должно быть питание? (сезонным)
- Ребята, если бы вы неправильно питались, могли бы так хорошо справиться с заданием?
Мне хочется дать совет:
Когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пищи и принесут здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Родное село в разные времена года"
Добавление к уроку "Смена времен года" - Презентация "Родное село в разные времена года". Можно использовать самостоятельно....
Классный час: "Питание в разное время года" 3 класс.
Занятие проводится в рамках образовательной программы "Разговор о правильном питании". Формирует представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в...
ИЗО 3 класс тема: Пейзаж. Деревья в разные времена года.
Урок изо составлен по технологии деятельностного метода. Конспект составлен в соответствии деятельности ученика и учителя по формированию УУД....
Внеклассное занятие "Что нужно есть в разное время года"
Внеклассное занятие с элементами окружающего мира, чтения и математики разработано для учащихся 3 класса, работающих по учебнику математики Л.Г.ПетерсонЦель: сформировать предоставление об особе...
Внеклассное занятие "Что нужно есть в разное время года"
Внеклассное занятие с элементами окружающего мира, чтения и математики разработано для учащихся 3 класса, работающих по учебнику математики Л.Г.ПетерсонЦель: сформировать предоставление об особен...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (авторская разработка)...
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года" (английский язык и информатика)
План - конспект бинарного урока по теме "Погода в разные времена года", 4 класс (авторская разработка)...