Обычаи и традиции адыгского народа.
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Обычаи и традиции адыгского народа."
Провела учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 а.Кошехабль
Хакужева Бэлла Схатбиевна.
Цели: сформировать у учащихся интерес к обычаям и традициям адыгского народа и других народов, любовь и уважение к Родине.
Задачи: ознакомить учащихся с обычаями и традициями адыгского народа, воспитание чувства уважения к своей Родине.
Оборудование: магнитофон, диск с записью песни «У адыгов обычай такой».
Ход мероприятия.
У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Республика Адыгея! Цветущий уголок России! Многообразие природы, красота её равнин и гор, мягкость климата, доброжелательность и приветливость народа выделяют землю Адыгеи в число жемчужин России. Такой её сделали люди, живущие в дружбе и взаимопомощи. Такой её сделали ваши дедушки и бабушки, ваши родители, учителя, наше правительство. И чтобы сохранить эту красоту, вы должны научиться соблюдать некоторые правила поведения.
От берегов Черного моря далеко на восток до лесистой Чечни с незапамятных времен жили Черкесы или Адыги, как они сами себя называют. Пространство Адыгских народов было пространством богатой и своеобразной культуры. Адыгам очень важен их язык и Адыгская этика – это человечность, почтительность, разум, мужество и честь!
Современный быт адыгов сильно отличается от тех времен, когда практически вся жизнь народа была пронизана многочисленными ритуалами, многие из них канули в лето, часть изменилось, но есть те, которым адыги неукоснительно следуют и в стремительный век технического прогресса.
Существует «Адыгэ хабзэ» - свод не писаных законов и правил, кодекс поведения и чести адыгов. Он обязывает быть почтительным, уважительным со всеми, но в первую очередь к старшим, женщинам, гостям, детям.
Если обратиться к легендам и преданиям, которые дошли до нас с древнейших времен, то обнаружится, что адыги обладали многими добродетелями и исключительными качествами, включая рыцарство, чувство собственного достоинства, мудрость и интеллект. Национальное воспитание облагораживало их души, закаляло их моральный дух и приучало переносить усталость и трудности войн и долгих путешествий. Они жили простой, поистине суровой жизнью, воздерживаясь от всякой чувствительности. В результате, они стали народом, который обладал лучшими человеческими качествами.
Наши деды славились своей стойкостью и упорством. Адыги славились не только воинской отвагой, они гордились своими личными качествами, мужеством. Всякий, кто выказывал трусость или робость, подвергался всеобщему презрению. Ложь и вероломство были чужды нашим праотцам. Они шли на любую жертву, чтобы сдержать клятвы, обещания и верность дружбе.
Составной частью адыгэ хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обусловливали такие важнейшие нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т. д. Когда говорят о любом из этих человеческих качеств, как будто все понятно. Взять хотя бы уважение к старшим. Что оно из себя представляло? В системе адыгэ хабзэ уважение - это, в первую очередь внимательное отношение к другому, умение ставить себя на его место, проявление своих лучших качеств по отношению к нему. Внешне уважение к старшим проявлялось в следующем. Когда два адыга шли или ехали верхом на лошади, старший всегда находился справа. Если их было трое, то ему полагалось быть посередине, самый младший занимал правую от него сторону, а средний по возрасту - левую. Таким же образом они усаживались за стол. Идущего впереди старшего никогда не окликали. Его догоняли и, пристроившись слева и поздоровавшись, спрашивали о том, о чем хотели спросить. В разговоре старшего никогда не перебивали. При его появлении все везде и всегда вставали. Вставали не только в честь старшего, но и в честь гостей, женщин, соседей, незнакомых, не только у себя дома, но и у чужих, в поле, на сенокосе и т.д., не только тогда, когда сидели на земле, но и когда находились верхом на лошади (приподнимались на стременах или спешивались). Сыновья и дочери, ставшие уже родителями, не садились в присутствии отца; о том чтобы лежать при нем, нечего было и говорить.
Среди их добродетелей были и такие, как гостеприимство и чувство ответственности за жизнь и имущество гостя.
В XIX веке английский писатель, журналист Джон Лонгворт путешествовал по Северному Кавказу. Самые яркие впечатления он описал в своих книгах: «Чтобы стать в Черкесии уважаемым человеком, нужно знать всего лишь 3 правила: мужество, умение мудро рассуждать и самое последнее - щедро и красиво встретить гостя».
«Оказать радушие гостю - главная особенность черкесов независимо от того, враг на пороге или друг. Даже самый бедный угостит так, как в другом месте угостил бы богач», - написал подполковник, барон - К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этнографический очерк черкесского народа».
Прославившиеся гостеприимством на весь мир адыги всегда чтили свои обычаи и придавали им огромное значение. О гостеприимстве и о правилах хорошего тона за столом писали многие известные деятели черкесского народа, такие как Тембот Керашев, Барасбий Бгажноков, Михаил Мижаев, Рая Мамхягова и многие другие.
Если старый человек выполнял какую-то работу, молодые люди (знакомые или незнакомые) обязаны были ему помочь. Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовало адыгэ хабзэ от адыгов.
Если младшие отлучались, то они обязательно отпрашивались у старшего. При возвращении же первым делом наведывались к старшему. Признаком воспитанности было также, когда родственники, соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщины. Ни одно торжественное событие не проходило без старшего, без тамады. При этом свадьба, свадебный стол были не только местом, где играли, танцевали, наедались, напивались. Она была своеобразной школой, где старший учил молодежь, всех присутствующих обычаям и традициям народа. Согласно обычаям, старший перед самым началом торжеств просил всех быть благоразумными, сдержанными, чтобы не омрачить радость семьи, у которой свадьба, "забыть на время вражду, если вражда существовала между кем-либо из присутствующих". И, естественно, его нарушение осуждалось всеми. Т.о., уважение к старшему опиралось не на силу его власти, а на его авторитет, на его справедливость, учтивость, сдержанность, находчивость, на то, насколько он хорошо знает адыгэ хабзэ. Невозможно перечислить все знаки внимания, через которые проявлялось уважение к старшему. Его имя не произносили женщины и молодые люди, при нем не говорили о жене, муже и детях, при нем не позволяли себе развязную речь, не говоря уже о нецензурных выражениях. За столом раньше тамады никто не начинал есть. Однако кушать переставали чуть позже него. Это касалось и гостья, чтобы дать ему наесться, не стесняясь.
Исключительная щедрость адыгов всегда привлекала внимание исследователей. Следует заметить, что и поныне это качество в большом почете среди адыгов.
Благодаря этим обычаям в нашей Республике царят мир и согласие. Если каждый из вас будет уважать старших, заботиться о женщинах и детях, уважительно относиться к другим народам, то у нас будет мир. А где мир там звучат песни. Сегодня мы выучим песню У. Тхабисимова и К.Жане «У адыгов обычай такой». А музыка этой песни звучала у нас на уроке.
У адыгов обычай такой.
( музыка У. Тхабисимова, слова К .Жанэ)
Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой-
У адыгов обычай такой.
Если гость постучит у двери
Своё сердце ему отвори
И полдома на время отдай,
По – адыгски его угощай,
И пои ключевою водой-
У адыгов обычай такой.
Если строишь ты заново дом,
Весь аул помогает трудом,
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой-
У адыгов обычай такой.
Если дочь родилась или сын
Нашей славной страны гражданин
Ты прижми его нежно к груди.
А в саду деревцо посади.
В честь того, кто нарушил покой
У адыгов обычай такой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа
Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа...
Обычаи и традиции татарского народа.
У каждого народа есть свои обычаи, оставшиеся от предков, в которых хранится дух народа....
Путешествие по обычаям и традициям калмыцкого народа
Мана кичәлин төр хальмг улсин авъясмудын орн-нутгур зуульчллһн. Тадн болхла мини сурһульчнр болад, нанд нөкт болхт. Түрүләд би тадниг эн сән ...
Классный час "Обычаи и традиции русского народа"
Об обычаях и традициях...
Обычаи и традиции русского народа.
Знакомство детей с русскими традициями и обычаями происходит во время проведения игр и праздников....
План-конспект внеурочной деятельности на тему "Обычаи и традиции татарского народа" для 1 класса
Татар халкының мең елларга сузылган тормышында тупланган тәҗрибәсе, гадәтләре, кешене шәхес итүче сыйфатлары, бай тарихы, тәрбия зиннәтләре бар. Шуларга мөрәҗәгать итү тәрбия эшенең нәтиҗәлелеге...