Классный час "Правила этикета"
классный час (2 класс) на тему

Щелочкова Любовь Сергеевна

Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilaetiketa.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Правила этикета

С Совушкой - умной головушкой.

(классный час)

Тема: «Правила этикета».

Цели. Научить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной; закрепить знания правил поведения и речевого этикета.

Учебные материалы. Рисунок с изображением совы – символа мудрости; 7 конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами, расположенные в порядке цветов радуги – символа детской радости и счастья.

Ход занятия.

Учитель.  Тема нашей беседы – «Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили правила поведения вежливого человека и могли сразу оценить, правильно поступил тот или иной человек, либо вы сами.

Наша беседа будет необычной. Она немного похожа на телевикторину «Что? Где? Когда?».

Нашей помощницей будет Совушка-умная головушка – недаром сову считают символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные конверты с вопросами и ответами.

Учитель крутит волчок.

- Знатоками будете вы. Откроем конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за вопрос.

Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за свои поступки?  Давайте посмотрим, правильно ли ведут себя Алена и Сережа в рассказе «Горький апельсин».

Горький апельсин.

Аленка сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

- Что это у тебя? – спросил подбежавший Сережа.

- Разве не видишь? – буркнула Аленка.

- Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал…

- А вот и не отгадал.

- А что же?

- А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

- А мне дашь попробовать?

- Да он невкусный, горький и кислый.

- Да ничего, дай хоть долечку.

- Говорю тебе – он поганый, - и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

- Что же ты плачешь? Он же поганый!

Уч.   Права ли Алена? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным ответом, который предлагает нам Сова.

Чтение правил Совы о дружбе и товариществе.

  • С друзьями разговаривай вежливо, приветливо.
  • Помогай другу, не жди, когда он попросит тебя о помощи.
  • Надо искренне радоваться успехам товарищей – тебя будут считать хорошим другом, честным человеком.
  • Поделись с другом игрушками, книгами, яблоком, конфетами.
  • Останови товарища, если он поступает плохо.
  • Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть хорошим другом.
  • За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину не другого.

- Давайте посмотрим, что же таится в других конвертах.

Учитель крутит волчок.

- В фиолетовом конверте вот такой вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства и благодарности за подарки? Обратите особое внимание на героиню следующего рассказа.

Ребята показывают сценку «День рождения».

День рождения.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Нине, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку,  Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает дверь, встречает их.

- Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем тебе…

- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

- Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

-Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

Учитель. Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Нины.

Дети отвечают.

- Я думаю, что никто и никогда так не поступит.

Чтение правил вежливости, которые предлагает Сова:

  • Надо уметь вежливо принимать гостей.
  • За поздравления и подарки благодарят.
  • Нужно помнить, что дарить подарок труднее, чем его получать.
  • Хозяин должен быть приветливым – радушно встретить гостя, помочь раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее, развлечь.
  • Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.
  • Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение к себе.
  • Быть предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить своих гостей, но и чем занять их.
  • Надо быть щедрым – не жалеть для гостей угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они остались довольны.
  • Надо быть бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали.

Учитель  крутит волчок.

- В синем конверте вот такой вопрос: знаете ли вы правила поведения за столом? Главные герои сказки «Приключения Буратино» - Мальвина и Буратино – помогут вам вспомнить их.

Дети инсценируют отрывок из сказки.

За столом.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он запихивал в рот целиком, не жуя.

В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из носика и пролил на скатерть.

Девочка поморщилась и сказала строго:

- Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?

- Когда папа Карло, а когда никто.

- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.

- Что Буратино сделал неправильно? А как надо было поступить?

Дети отвечают.

Чтение правил поведения за столом, которые предлагает Сова:

  • Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.
  • Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.
  • Не разговаривай с полным ртом, старайся кушать беззвучно.
  • Если тебе нужно что-нибудь взять, не тянись через стол, а вежливо попроси передать.
  • Из блюда бери ближний кусок, не выбирай.
  • Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Если ты сам его не любишь, не порть аппетит другим.
  • Не сиди боком к столу – это некрасиво.
  • Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот кусочек попал к тебе на стол.

Учитель крутит волчок.

- Итак, оранжевый конверт. Наш век – век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, вы сейчас увидите.

Разыгрывается сценка. Дети анализируют ее и предлагают свои правила общения по телефону. Сова предлагает точные правила:

  • Важно правильно набрать номер.
  • Следует поздороваться и сразу представиться.
  • По телефону следует говорить вежливо, ровным, спокойным голосом.
  • Важно уметь употреблять вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте, извините, до свидания.
  • Если к телефону подходит незнакомый человек, не забудьте извиниться: ведь вы отрываете человека от работы.
  • Нельзя занимать надолго телефонную линию.
  • Не следует беспокоить людей по пустякам, без всякого дела, звонить рано утром или поздно вечером.

Учитель крутит волчок.

- Вот вопрос из желтого конверта. Знаете ли вы, как принято вести себя в общественном транспорте?

В автобусе.

Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет. Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.

- Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не видно.

Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал смотреть в окно. На остановке в автобус вошла пожилая женщина. Она подошла к Феде.

- Мальчик, если тебе не трудно, уступи место, пожалуйста.

- Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил, что вы стоите.

- Спасибо.

- Пожалуйста, не стоит благодарности.

- Как вели себя дети? Что бы вы сделали на месте Феди? А что посоветует нам Сова?

Чтение правил Совы.

  • При входе в автобус мальчик пропускает девочку вперед, а выходит первым.
  • Выйдя из автобуса, мальчик подает руку девочке, а также маме, бабушке.
  • Младшие уступают место старшим, мужчины – женщинам.
  • В транспорте нельзя громко смеяться и разговаривать. Нельзя кушать, так как можно запачкать других.
  • Нельзя бросать мусор в окно, оставлять на сиденье, бросать на пол.
  • Нужно твердо знать, что на сиденье сидят, а не стоят.
  • Если нужно взять билет или прокомпостировать его, то вежливо просят делать это пассажиров, стоящих рядом.
  • Ответом на услугу всегда должны служить слова благодарности.

Учитель крутит волчок.

- У нас зеленый конверт. Посмотрим, что же там. О! Спокойствие, только спокойствие! Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три вопроса, на которые надо дать три ответа:

1. Что значит – «вежливый человек», каким он должен быть?

2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто должен поздороваться первым?

    Как вы будете приветствовать учителя?

3. Откуда пришло слово этикет?

Дети отвечают.

- А теперь внимание! Правильные ответы!

  1. Вежливость – это не перчатки, которые надевают только в торжественных

случаях, а все остальное время они хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения.

Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.

2. Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во время приветствия старайся смотреть в глаза собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству.

С учителями здоровайся первым. При встрече употребляй выражения:                «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день».

3. На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

- Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

- Над яствами не чавкай и головы не чеши, не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи. Часто чихать и кашлять не пригоже

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер французских времен, но значительной частью правил мы пользуемся и сегодня.

Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам этикета – правилам, которые напомнила нам сегодня наша помощница Сова.

 Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал на все вопросы.

классный час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Этикет"

Классный час "Этикет за столом" предназначен для учащихся 4 класса....

Классный час "Этикет"

Продолжить разговор о вежливости, о науке которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе....

Классный час "Этикет".

Классный час затрагивает темы поведения человека в современном обществе....

Классный час "Этикет за столом"

Классный час для учащихся 4 класса...

Классный час "Этикет - это.."

Классный час для учащихся 1 классов...

Классный час: " Этикет театра"

классный час ( 4 класс) " Этикет театра". Можно использовать на занятиях внеурочной деятельности....