Классный час в 3-м классе по теме " Святки
классный час на тему
Компетенциии по преимуществу формируемые в рамках занятия: культурность, жизнерадостность, трудолюбие, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbrannye_sotsialnye_kompetentsii_dlya_obuchayushchihsya_3.docx | 44.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Избранные социальные компетенции для обучающихся 3 –х классов для девочек | Избранные социальные компетенции для обучающихся 3 –х классов для мальчиков |
Скромность | Сила |
Очаровательность | Честность |
Привлекательность | Активность |
Доброта | Общительность |
Культурность | Мужественность |
Общительность | Трудолюбие |
Трудолюбие | Ответственность |
Умение понимать других | Упорство |
Жизнерадостность | Ум |
Ум | Уверенность в себе |
Классный час в 3-м классе по теме
" Святки "
Компетенциии по преимуществу формируемые в рамках занятия: культурность, жизнерадостность, трудолюбие, ответственность.
Формулировки функций в игровом оформлении | Потенциальные функции занятия для реализации социальных компетенций | Преимущественная выраженность функции в классном часе | Отметьте знаком + по убывающей |
Знаю | Формирование теоретических представлений | первостепенная | + |
второстепенная | |||
третьестепенная | |||
Могу (умею) | Формирование теоретических представлений о возможных способах поведения | первостепенная | + |
второстепенная | |||
третьестепенная | |||
Делаю | Организация демонстрации освоенных способов поведения | первостепенная | |
второстепенная | |||
третьестепенная | + |
Цель: познакомить учащихся с традициями русской национальной праздничной кухни, с правилами приготовления калиток
Задачи:
-рассказать о традициях празднования Святочных недель,
-познакомить с блюдами праздничного стола,
-рассказать о полезных свойствах ягод,
-познакомить с приемами приготовления калиток,
- воспитывать культурность, жизнерадостность, трудолюбие и ответственность
Оборудование:
-оформление класса: картины Святочных гуляний, макет печки, противни, предметы для сервировки стола (скатерть, тарелки, салфетки),
-для учителя: русский национальный костюм, презентация на электронном носителе, продукты, посуда для приготовления теста (яйца, молоко, мука, соль, растительное масло, блюдо для замешивания теста, ложка), полотенце
-для учащихся: детали костюма, фартуки, полотенца
«Святки»
№ | Содержание этапа занятия | Действия учителя | Действия учеников | ||||
1 | Вступительное слово учителя. Постановка цели занятия. -В нашей стране существует старинный обычай: отмечать святые праздничные дни – «Святки». Этот праздник продолжается 12 дней. Святки начинались после Рождества и продолжались до Крещения. -Сегодня на занятии, мы с вами подробно узнаем о традициях празднования Святок, о блюдах национальной русской праздничной кухни. | Рассказ учителя. Показ слайд-шоу Учитель объявляет тему занятия | Дети слушают учителя | ||||
2 | Беседа по теме занятия Святочные вечера делились на две части: святые и страшные вечера. Люди верили, что в это время бог отворяет ворота для нечистой силы, которая ходит по земле и вредит людям. Поэтому сложилась традиция колядок. Молодежь наряжалась в зверей или героев русских сказок и шла колядовать (петь песни, прославляя хозяев и выпрашивая угощение). Колядка – это коротенькие песенки.[1] | Учитель знакомит детей с традициями празднования Святок | Дети усваивают информацию | ||||
Физминутка А сейчас давайте разучим песню-колядку. -Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем, Уродись, пшеничка, на поле стогами, На столе – пирогами! Счастье будет вам горой, урожая воз большой! Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровые все были, чтобы много лет прожили! -Вот вам угощенье – пироги да печенье, Пряники, конфетки, покушайте детки![2] | Учитель разучивает с детьми песенку-колядку | Дети разучивают колядку | |||||
3 | Хозяева откупались от ряженых пирогами блинами, калитками и другими сладостями. И сегодня мы с вами научимся готовить колядки или как еще их называли калитки. Калитки – это маленькие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками, традиционное блюдо русской кухни. Для этого нам потребуется: Мука – 2 стакана, Молоко или кефир – 1 стакан, Соль - щепотка Тесто замесить, дать отдохнуть, накрыв салфеткой.[3] | Учитель продолжает знакомить детей с традициями празднования Святок, рассказывает о правилах приготовления калиток. | Дети усваивают информацию, выполняют пошаговую инструкцию учителя | ||||
4 | А пока наше тесто отдыхает, мы познакомимся еще с одной святочной традицией. Не бывало Святок без гаданий. Для девушек это было самое главное в Святых вечерах, они пытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Выйдут ли они замуж, какой муж у них будет, какая жизнь. Несмотря на то, что христианская церковь не разрешала гаданий, но традиция гадать идёт из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане. Под окнами слушали - смеются в доме, или ругаются; откуда собака залает, оттуда жених будет. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим. -Гадай,гадай девица, В какой кружке былица, в какой – небылица, Былица достанется, жизнь пойдёт, покатится -На блюдо хозяйка дома собирает кольца, серьги подружек, закрывает их салфеткой. Под песни вытаскивает по одной вещи. Подружки. Долог век хлебу да соли, барышне нашей того боле, Кому спели – тому слава! Кому вынется – не минуется, Не минуется – скоро сбудется. Хозяйка (вытаскивает, не глядя, одно кольцо): Чьё кольцо? Долго и счастливо будешь жить… Подружки. Стоят санки у хатки, хотят санки уехати, Уехати в путь-дороженьку… Кому спели- тому сбудется, кому сбудется – не минуется! Хозяйка Чьё кольцо? К дальней дороге эта песня. Подружки. Кузнец, Кузнец! Ты скуй мне венец, Из остаточков - золотой перстень… Кому спели- тому сбудется, кому сбудется – не минуется! Хозяйка Чьё кольцо? А эта песнь к замужеству.[4] | Учитель продолжает знакомить детей с традициями празднования Святок. | Дети усваивают информацию, разыгрывают сцену гадания. | ||||
5 | Наше тесто отдохнуло и теперь мы из него сделаем круглые или овальные лепешки. На них положим начинку, защипнем края и загнем в виде многоугольников - от трех - до семилучевых. Начинки для колядок могут быть самыми разнообразными - от картофельного пюре или творога, до моркови, припущенной на сковороде с небольшим количеством сахара, а также для начинок использовались разнообразные ягоды. Какие ягоды вы знаете? Ребята, кто знает, чем полезны ягоды?
Морошка - В ягодах содержится большое количество полезных веществ: клетчатка, витамины C, PP, A, Е и ряд витаминов группы B. Витамина С больше, чем в апельсинах. Кроме этого в ягоде есть минеральные вещества.
Малина - сладкая, ароматная и очень полезная ягода. В ней содержится аскорбиновая кислота, органические кислоты, минеральные соли, также салицилаты, которые действуют аналогично аспирину.
Клубника – королева ягод. Однако эта ягода не только вкусна, это весьма полезный продукт, обогащающий организм нужными и ценными веществами. Она содержит фруктовые сахара, витамины группы В и витамин С, каротин, фолиевая кислота, клетчатка, каротин, пектины, органические кислоты. А также химические элементы: железо, йод, калий, фосфор, кальций, марганец и др.
Клюква издавна известна своими полезными особенностями и свойствами. Ягода богата витаминами группы В, в ней много магния, железа и йода, поэтому клюква особенно полезна в период болезни и после нее.http://polzavred.ru/produkty-pitaniya/polza-jagod | Учитель продолжает рассказывать о правилах приготовления калиток. Рассказывает о полезных свойствах ягод. | Дети отгадывают загадки, слушают сообщения своих товарищей о полезных свойствах ягод | ||||
6 | Итак, выберите начинку для своих калиток и положите ее. Калитки выпекают в печи, а готовые - смазывают растопленным маслом или сметаной, тогда корочка становится очень нежной и вкусной. | Дети слушают | |||||
7 | Пока наши калитки выпекаются, мы предлагаем вам поиграть. Игра называется «Заплети косу» перед вами 2 шеста с лентами. Нужны 6 добровольцев, которые будут поделены на 2 команды. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).[5] | Учитель предлагает сыграть в игру, объясняет правила | Дети играют | ||||
8 | Наши калитки готовы, хозяева накрывают на стол, приглашают колядующих угощаться. А те поют хвалебную колядку. Сколько осиночек, столько вам свиночек; Сколько елок, столько и коровок; Сколько свечек, столько и овечек. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой, Большого здоровья! С Новым годом! Со всем родом! Коляда, коляда![6] | Учитель знакомит с правилами сервировки праздничного стола организует пение колядки | Дети поют колядку | ||||
Подведение итогов занятия. -Итак, ребята, о каком празднике мы сегодня говорили? Какие традиции Святок вам понравились? -Какие основные блюда готовились к этому празднику? -И для дальнейшего пополнения «Кулинарной книги» вам как всегда задание на дом: найти рецепты традиционных святочных блюд и приготовить их с родителями. По возможности сфотографировать. | Учитель задает вопросы | Дети получают инструктаж по домашнему заданию |
Список дополнительных источников информации
- М. Короткова «Традиции русского народа» - изд-во Дрофа-Плюс 2008
- С. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» - изд-во Паритет 2015
- Д. Садовников «Загадки русского народа»
- О. Емельянова «Сборник загадок в стихах»
- В.В. Похлёбкин «Русская и советская кухня»
[1] М. Короткова «Традиции русского народа» - изд-во Дрофа-Плюс 2008
[2] С. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» - изд-во Паритет 2015
[3] В.В. Похлёбкин «Русская и советская кухня»
[4] С. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» - изд-во Паритет 2015
[5] С. Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа» - изд-во Паритет 2015
[6] М. Короткова «Традиции русского народа» - изд-во Дрофа-Плюс 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пора ужинать". 2 класс. Здоровьесбережение.
Классный час "Пора ужинать" для учащихся 2 класса по программе "Здоровьесбережение в начальных классах"....
Классный час : "День космонавтики", 3 класс
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики....
Классный час "Золотая осень" (1 класс)
Классный час "Золотая осень" является первым коллективным мероприятием для первоклассников и их родителей. Он особенно важен для сплочения как детского, так и родительского коллектива. Утренник ...
Классный час "Мы и наш класс" 3 класс
классный час...
Классный час для учащихся 1 класса по теме: «Прощание с первым классом»
Классный час для учащихся 1 класса по теме: «Прощание с первым классом»...
Классный час «Знакомство с ВОВ», посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне. Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 класса.
Классный час «Знакомство с ВОВ»,посвященный 75 - летию победы в великой отечественной войне.Классный час разработан учителем начальных классов Семерниной Н.В., для обучающихся 1 - 4 ...
Работа классного руководителя .Тематика классных часов в 3-А классе
в разработке представлена тематика класных часов классного руководителя Порчинской Н.А. для обучающихся 3-А класса на весь учебный год по месяцам, с формами проведения и обсуждаемыми вопросами...