Урок мужества " Сыны Отчизны"
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Леликова Ольга Николаевна

Данное мероприятие способствует формированию  представления учащихся о героизме как о многогранном понятии;  ёще раз
 предоставить возможность понимания того, что поступкам,  продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности. А также  воспитание гордости за своих земляков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества «Сыны Отчизны».

Цели: 

• сформировать представления учащихся о героизме как о многогранном 
понятии; 
• показать связь времен; 
• предоставить возможность понимания того, что поступкам,  продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности.

- воспитание гордости за своих земляков.

Оборудование: компьютер, экран, аудиозаписи, книжная выставка « Ты в памяти Афганистан», экспонаты музея.

Ход мероприятия: (слайд)

Учитель: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Об этой мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас.

Ученик:

Россия!  Не искать иного слова.

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся - сплошное поле Куликово

На протяженье многих лет.

НЕТ, мужество случайным не бывает,
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает.

И с Родиной себя не мыслит врозь!

Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями,
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести.
И за Отчизну рвался в бой по чести и по совести!

Учитель: Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь. Это слова Алексея Толстого. Да, это действительно так. Стоит только назвать такие имена, как: Александр Невский (слайд), Дмитрий Донской (слайд), Минин и Пожарский (слайд),  Георгий Жуков (слайд). А сколько героических имен появилось в годы Великой Отечественной Войны.

В 1941 году все как один встали на защиту Отечества. Верные своему народу, Родине, воины нашей армии и флота первые  же бои с врагом показали высокие образцы героизма, сплочённости, стойкости и взаимовыручки.

 И кто слабым был, сильным стал тогда,

А кто сильным был, стал ещё сильней,

И кричали враги зачарованные:

             «Может, русские заколдованные?

Их пронзишь стрелой, а они живут,

Их сожжешь огнём, а они живут,

Их убьёшь сто раз, а они живут,

А они живут и сражаются!»

Учитель. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

— Как вы понимаете слово – "подвиг"? (Ответы детей).

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (Слайд)

 И в мирные годы в армейских буднях всегда есть место подвигу. 80-е годы – события в Афганистане. (Слайд). Наша боль и скорбь – Чечня. Каждое время рождает своих героев. (Слайд)

В 1979 году в Афганистане шла гражданская война. В Кабул отправляются советские военные для оказания интернационального долга.

Ученик:

               Декабрь. Семьдесят девятый год.

Не за столом сидим с тостами,

Воздушный лайнер нас несёт.

К чужой войне в Афганистане.

Почему мы помним эту дату?

Потому что в этой войне наша страна потеряла почти 14 тысяч человек убитыми, не считая раненых и инвалидов.

Потому что 163 человека, из 14 тысяч были жителями Воронежской области.

Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому – это Память.

Память, память за собою позови,

В те далекие, промчавшиеся дни,

И друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Память, память, ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть,

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть,

                                                     Память.

Учитель: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленная войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат, это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Мы не имеем права забывать тех, кого унесла эта война. Живым жить и помнить.

Дороги секунды здесь, ребята,

Не учебный в поле танкодром,

За ошибки платим не караты,

Цену жизни кровью познаём.

Пронесется пыль в Афганистане,

Вихрем чьи – то жизни прихватив,

Пусть им вечным памятником станет

Этой песни простенький мотив.

Звучит песня «Шумит сосна»

12 человек из села Козловка  Бутурлиновского района, Воронежской области были участниками военных действий в Афганистане.

Это:

 Воробьев Илья Иванович,

Головков Петр Иванович

Давыденко  Николай  Арсеньевич

Каширский Сергей Васильевич

Козлов Юрий Алексеевич

Насонов Анатолий Иванович

Першин Сергей Алексеевич

Пузанов Юрий Александрович

Савостьянов Алексей Иванович

Титов Александр Николаевич

Титов Виктор Николаевич

Уланов Владимир Петрович

В 12 домах ждали весточки из далекой, палимой солнцем страны. Верили, надеялись, беспокоились и ждали. И были рады, что их сын вернулся домой живой!

В одной семье дождались очень печальных известий: «Ваш сын ефрейтор Алексей Иванович Севастьянов погиб, выполняя интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан». А до приказа осталось 100 дней!

Любая смерть – трагедия. И трагедия вдвойне – похоронить сына, который вот – вот должен был вернуться живым!

Просматривая книгу «Прощай, Шурави» - Книга памяти воронежцев, погибших в Афганистане в 1979 – 1989гг. – нет – нет, да и встретится пометка «один сын у родителей» Об А. Савостьянове тоже можно так сказать; так как до него в семье Евдокии Ивановны и Ивана Васильевича родились трое дочерей. Рано потеряв отца, участника Великой Отечественной войны большую надежду возлагали на Алексея.

Алексей был заботливым сыном. Часто писал письма.

(Стихотворение. Здравствуй, мама!)

Здравствуй, мама, вот пишу тебе письмо.

Здравствуй, мама, все как прежде хорошо.

Светит солнце, все нормально

Над горой стоит туман.

Знаешь мама, мне не страшно.

Просто здесь Афганистан.

« Здравствуй, моя дорогая мама! С огромным как земля и жарким, как афганское солнце армейским приветом к тебе сын Алексей. Спешу сообщить тебе о том, что получил письмо, за что большое спасибо. Из письма узнал о твоем здоровье, хозяйстве, новостях, соседях…посылаю открытки к Новому 1985 году. Пиши как родные, какие новости в Козловке. Крепко целую. Твой сын Алексей. Город Кабул. ДРА. 22 ноября 1984года»

Мать читает,

А в глазах стоит туман,

Мать не знает,

Где здесь, правда, где обман.

Мать не в силах оторваться

От могильного холма.

Сын – в могиле, а в ладонях

Листик этого письма…

Последнее письмо матери от Алексея пришло в Козловку 22 декабря 1984 года, а 21 декабря Алексей погиб при исполнении служебных обязанностей.

( Часть писем Алексея хранятся в школьном музее).

Ученик: 

Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное,
И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.

Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью. 
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!

Ученик:

Время героев, по самому высшему праву, 
Ты подарило далеким и близким годам 
Доблесть, и славу, и долгую добрую память. 
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны, 
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе, 
Ты нам оставило самое главное в жизни – 
Радость работы на мирной, счастливой земле

Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Ученик:

Победа! Какое крылатое слово!

Оно, как огонь, зажигает сердца!

Оно трепетать заставляет любого!

Оно поднимает на подвиг бойца!

Победа - и залпы гремят над Москвою,

И трубы играют, и губы поют.

Привет тебе, пахарь!

Салют тебе, воин!

И Родине нашей, трижды салют!

(звучит песня «России солдат»)

Экскурсия в школьный музей и к  мемориальной доске памяти А. Севостьянова на здании школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества (урок чтения во 2 классе) Тема: Обобщение по разделу «Страницы истории»

Урок Мужества во 2 классе проведён на уроке чтения, который прошёл в школьном зале Боевой славы у стендов, посвящённых Александру Невскому, Куликовской битве и Дмитрию Донскому, Александру Сувор...

Урок Мужества «Отчизны верные сыны»

. В ходе  истории нашего государства в народе сложился  свой образ защитника родной земли: бесстрашного, горячо любящего свою родную землю воина, который готов отдать жизнь за Отечество. Это...

Презентация урок к уроку Мужества

Презентация урок к уроку Мужества...

Урок мужества "Город мужества и славы "

Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....

Открытый урок "Урок Мужества"

Открытый урок, посвященный 70-летию Победы русского народа в Великой Отечественной войне....

Урок мужества "Сталинград: 200 дней мужества и стойкости"

Мероприятие посвящено 80-ти летию со дня победы над фашизмом в Сталинградской битве....