Организация самодготовки в условиях группы продленного дня
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МОУ ООШ с.Попвка
Выступление на педагогическом совете
Организация самоподготовки
в условиях группы продленного дня
Воспитатель ГПД
Сорокина Т. А.
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки - привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:
- расширение границ учебной работы;
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
- формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические
процессы.
3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
Рациональное время проведения( 15 – 17 часов);
Проведение физкультминуток, динамической паузы (2-ой класс – на 10–15 минуте, 3 – 4 класс – 20 – 25 минуте; динамическая пауза – через 40 минут);
В первом классе самоподготовка не проводится,
Чередование предметов во время подготовки:
Русский язык
Чтение
Математика
Не нагружать дополнительными заданиями;
ОБЪЕМ ЗАДАНИЙ ПО КЛАССАМ
Математика:
2 класс — задача или 2 столбика примеров
3 класс – задача, 3 – 4 столбика примеров (не больше 16 действий)
4 класс – задача и 2 выражения или 2 задачи или задача и 4 примера
*Задания со звёздочкой не задаются.
Русский язык:
2 класс – 15 – 17 слов в упражнении
3 класс — 25 – 28 слов
4 класс – 35 – 37 слов
Литературное чтение:
2 класс – 1 — 1,5 страниц текста
3 класс — 2 — 2,5 страниц
4 класс – 3 – 3,5 страниц (ежедневно)
Окружающий мир:
2 класс — 1 — 1,5 страниц текста
3 класс — 2 — 2,5 страниц
4 класс — 3 – 3,5 страниц
ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1 класс – самоподготовка не проводится
2 класс – 1 час
3 – 4 класс – 1,5 часа
СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
Организационный момент
Организация рабочего места.
Настрой детей.
Постановка цели и мотивация работы.
Определение времени на каждый предмет.
Инструктаж
Предупреждение о возможных трудностях (дидактическая игра, таблицы, схемы).
Работа с памятками.
Определение плана выполнения работ по предмету.
Самостоятельная работа
Использование сигнальных карточек.
Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
Контроль со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с учащимися.
Самопроверка, взаимопроверка
Использование памяток.
Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
Повторение правила.
Исправление недочётов, ошибок в работе.
Подключение к работе консультантов
Проверка работы воспитателем
Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).
Подведение итогов самоподготовки
Общая оценка работы группы.
Проведение рефлексии.
Организация выставки работ.
Похвала, поддержка слабого ученика.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.
Характеристика состояния учащегося на самоподготовке: .
Активно-самостоятельное
Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.
Зависимо-самостоятельное
Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.
Принудительно-исполнительское
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.
Бесконтрольно-исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.
Самопроизвольное
Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: "хочу - учу, не хочу- не учу"; "нравится- работаю, не нравится- не работаю"; "легко - сделаю, трудно- не буду". Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.
Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе (организационный этап);
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
3. Чистота оконных стекол.
4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
6. Поддержание нормального температурного режима.
7. Регулярное проветривание классных комнат.
8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
11. Поддержание чистоты и порядка в классе.
12. Соблюдение школьниками личной гигиены.
13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
14. Проведение "физкультминуток".
15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
16. Устранение шумовых раздражителей.
17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке:
1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
К воспитательным требованиям относятся:
1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).
Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?
Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.
Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели в ГПД приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.
Воспитательные задачи самоподготовки таковы:
1. Закрепить навыки самообразовательной работы.
2. Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
3. Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
4. Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.
По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место. В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.
Обычно в разновозрастной группе начинаем выполнение домашнего задания с одинакового предмета. Начиная разговор с детьми второго класса, учащиеся 3-4 классов невольно вспоминают и повторяют уже изученный материал;
Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводит- ся дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.
Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса.. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.
Во втором и третьем классах на самоподготовка отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.
Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.
Основное требование к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.
Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости.
Домашние задания в разновозрастной группе задаются разные по сложности и по объему. Я организую самоподготовку так, чтобы дети не мешали друг другу. Учащиеся вторых классов справляются с домашним заданием раньше, их я усаживаю поближе к себе и предлагаю несколько видов деятельности:
- лепка
- рисование
- раскрашивание
- работа с бумагой
- чтение книг
- игра в шашки и другие настольные игры.
Для старших детей, чтобы в классе было меньше шума, есть различные памятки:
- для решения задач;
- выполнение упражнений;
- правила списывания с печатного текста.
Эти памятки вывешиваю на стенде или раздаю индивидуально ученикам.
Учащиеся второго класса начинают самостоятельно работать с учебниками. В начале учебного года больше времени уделяю им, так как нужно научить ребенка самостоятельно прочитывать задание, понять его и приступить к выполнению. Каждый ребенок в группе работает самостоятельно, не мешая товарищу. В то же время разрешаю обращаться ко мне в случае необходимости. В процессе самоподготовки я стараюсь научить детей правильно распределить время на выполнение работы. Когда дети, выполнившие домашнее задание, расходятся на различные кружки, остается время для индивидуальных занятий со слабыми учащимися.
Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного
задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книги, порисовать.
Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. . Учащиеся, которые готовят домашнее задание быстро и качественно, назначаются моими помощниками или консультантами. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ текста. Детям постарше особенно нравится проверять домашнее задание у младших ребят.
При организации работы при проверке устных домашних заданий ребят объединяю в группы по классам. Варианты:
Один ученик отвечает, его все слушают, вся группа оценивает ответ;
- Каждый отвечает старшему по группе
- Отвечают друг другу.
- Взаимопроверка
Это способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. К взаимопроверке привлекаются все учащиеся одного класса.
Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных, отмечает тех, кто работал самостоятельно, мало обращался за помощью и выполнил все правильно, демонстрирует аккуратно выполненные работы.
Рефлексия (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно..
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго ...
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
выступление на методическом объединении воспитателей гпд...
доклад "Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня"
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленног...
Методическая разработка.Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня.
Группа продленного дня в современной школе – одна из площадок для реализации положений ФГОС. Она является немаловажной составляющей школьной жизни. В образовательном учреждении роль группы продленного...
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Выступление на ШМО...
Организации самоподготовки в условиях группы продленного дня
Доклад, в котором я представляю свой опыт работы по организации самоподготовки в условиях группы продленного дня....
Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка - одна из форм организации учебного ...