Выступление на форуме "Конфликты в обучении и воспитании"
статья на тему
Конфликт – эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъектов.
В педагогических конфликтах имеются особенности, обусловленные нежеланием в принципе воевать, а также неравенством сил и возможностей. Основной путь образования - сотрудничество, сотворчество взрослых и детей, но на этом пути встречаются затруднения в общении и понимании друг друга, возникают нарушения закономерностей развития внутреннего мира личности.
В учебно-воспитательном процессе существует множество пограничных ситуаций, напоминающих конфликты, но не являющихся таковыми. Так, в младших классах некоторые дети бурно переживают временные неудачи, грубость и невнимание педагогов. Однако, подобные ситуации не следует считать конфликтными, поскольку в конфликте существуют две противоборствующие стороны, а ученик начальной школы еще не способен к осознанному целенаправленному столкновению; он еще не грубит, не упрямится, не возражает, не пререкается и не доказывает свою правоту, а только бурно выражает свои эмоции либо находится в состоянии страха и растерянности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_v_obuchenii.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
детский дом-школа г. Отрадного Самарской обл.
Методическое объединение
КОНФЛИКТЫ
В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
2015 год
Конфликт – эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов, социальных позиций и установок субъектов.
В педагогических конфликтах имеются особенности, обусловленные нежеланием в принципе воевать, а также неравенством сил и возможностей. Основной путь образования - сотрудничество, сотворчество взрослых и детей, но на этом пути встречаются затруднения в общении и понимании друг друга, возникают нарушения закономерностей развития внутреннего мира личности.
В учебно-воспитательном процессе существует множество пограничных ситуаций, напоминающих конфликты, но не являющихся таковыми. Так, в младших классах некоторые дети бурно переживают временные неудачи, грубость и невнимание педагогов. Однако, подобные ситуации не следует считать конфликтными, поскольку в конфликте существуют две противоборствующие стороны, а ученик начальной школы еще не способен к осознанному целенаправленному столкновению; он еще не грубит, не упрямится, не возражает, не пререкается и не доказывает свою правоту, а только бурно выражает свои эмоции либо находится в состоянии страха и растерянности.
Другой вид доконфликтных ситуаций - противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе. Знакомясь с противоречиями природы, общества и человека, дети получают возможность научиться выбирать, принимать обдуманные решения, что положительно сказывается на их подготовке ко взрослой жизни.
Учащиеся подросткового возраста узнают о расхождениях во взглядах педагогов, высказывают спорные суждения, обсуждают различные точки зрения. У учителя, привыкшего к авторитарному стилю обучения, такие учащиеся могут вызывать озлобленность и даже невроз. И, наоборот, на уроках учителя-демократа любители поспорить будут служить средством активизации класса, своего рода катализатором формирования активной жизненной позиции.
Педагогические конфликты делятся по структуре на межгрупповые, межличностные и внутриличностные (могут быть и другие классификации конфликтов).
- К межгрупповым конфликтам относятся враждебные отношения между классами внутри школы, группами учащихся в одном классе. Предотвращение и ликвидация подобных конфликтов возможны путем проведения разъяснительных бесед, различных совместных дел.
Межгрупповые конфликты возможны и в педагогическом коллективе школы: как между учителями, которые придерживаются различных педагогических и методических воззрений, так и между учителями и администрацией. Эти конфликты (если они носят принципиальный характер) могут стать продуктивными, ведущими к инновациям в учебно-воспитательном процессе и разрешимыми путем откровенной и длительной дискуссии в духе доброжелательности и без организационных выводов. Возможен также переход конфликтующих учителей в другую школу, в которой приняты более приемлемые для них методики обучения и воспитания.
- В межличностных конфликтах участвуют отдельные люди - дети, учителя, администраторы. Одни люди вообще не вступают в конфликты, умело, избегая противоречий с окружающим социумом (бесконфликтные личности); другие, наоборот, не “вылезают” из конфликтов (конфликтные личности); третьи участвуют в конфликтах постольку, поскольку оказываются задетыми их интересы, чаще всего в оборонительном плане. Конфликтные личности (в том числе и дети) обладают определенными чертами характера: эгоистически направленная активность, агрессивность, маниакальная подозрительность, жестокость и т.д. Постепенно у них вырабатывается потребность в провоцировании конфликтов.
- Внутриличностный конфликт - это противоречие между различными элементами психики человека: желанием и долгом, возможностями и потребностями, сознанием и эмоциями и т.д. Часто он возникает, когда человеку необходимо выбрать одно решение из нескольких страстно желаемых и возможных. Внутренний конфликт - обычный процесс, происходящий в душе каждого развитого человека.
Душевные конфликты у детей протекают более остро, чем у взрослых, поскольку у них еще нет социального опыта борьбы, недостаточно сильны тормозные процессы, не закончилось основное развитие высших психических функций. В результате у подростков внутренний конфликт, вызванный незначительной причиной, может иметь катастрофические последствия.
Желательно, чтобы рядом с подростком, находящимся в состоянии внутреннего конфликта, оказался авторитетный взрослый, который через сотрудничество помог бы ему принять верное решение.
В процессе развития и разрешения конфликтов осуществляются пять способов поведения людей: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка и соперничество. Способ поведения человека (в том числе и ребенка, подростка) в конфликтной ситуации обусловлен как врожденными свойствами центральной нервной системы (его темпераментом), так и уровнем его воспитанности (волевые и нравственные качества личности), а также значимостью предмета, из-за которого возник конфликт, в жизни и дальнейшей судьбе. Один и тот же предмет имеет для разных людей различное значение, поэтому их способы поведения будут различными в конфликтах по одному и тому же поводу
- Сотрудничество направлено на поиск приемлемого для всех решения, не ущемляющего ничьих интересов. Оно организуется в виде переговоров по проблеме и выработке решений, правил поведения конфликтующих сторон, введения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Обязательное условие сотрудничества - взаимное уважение сторон. Сотрудничество позволяет придать конфликту конструктивный, деловой характер.
- Компромисс используется, когда силы противоборствующих сторон примерно равны. Компромисс достигается на переговорах, в которых каждая из сторон частично уступает свои интересы в ответ на уступки другой стороны. Это напоминает торги на рынке. Компромисс оформляется в виде договора (часто письменного) с указанием санкций за его нарушение.
- Избегание конфликта - характерное поведение одной из сторон, которой конфликт невыгоден, причем это относится как к сильной, так и к слабой стороне. Воспитанный учитель избегает конфликтов с невоспитанными учащимися, терпеливо “выращивая” в нем культуру поведения.
- Уступка в конфликте своих интересов осуществляется, когда человек понимает, что он не прав, либо под давлением более сильного противника, либо когда предмет конфликта потерял для него прежнее существенное значение.
- Соперничество (противоборство) проявляется в открытой, бескомпромиссной борьбе за свои интересы.
Все эти стили проведения нам присущи, но с опытом остаются и закрепляются 1-2, вследствие чего мы утрачиваем гибкость поведения.
Выделяют три объективные причины конфликтности взрослых:
Первая причина - взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей.
Вторая причина - недостаточный культурный уровень педагогов.
Конфликты могут провоцироваться такими качествами личности взрослых, как ненависть, злоба, зависть, клевета, доносительство родителям на детей, грубость, бестактность, лживость, недоверчивость, нечестность и т.д. Проявление этих качеств в общении с детьми влечет за собой два вида последствий. Во-первых, дети осваивают опыт общения взрослых и сами становятся такими, что впоследствии потребует перевоспитания. Во-вторых, у детей появляется желание отомстить за унижения, оскорбления и прочие антигуманные отношения, что может породить конфликты, как в семье, так и в школе. Конфликтность взрослого есть показатель низкого уровня педагогического профессионализма. Она не является врожденной, а приобретается в процессе образования в неблагоприятной социальной среде и свидетельствует о несовершенстве внутреннего мира личности, отсутствии или недостаточном развитии гуманизма, любви к детям и педагогически обоснованном проявлении соответствующих эмоций, воли и интеллекта. Избавиться от конфликтности может любой взрослый путем самовоспитания, преодоления вредных привычек, систематического сдерживания негативных реакций, развития рефлексии и антиципации (самонаблюдения, самокритики и предвидения последствий).
Третья причина - “развращение властью” - начинает незаметное действие в первые годы педагогической деятельности с маленькими детьми. Волевые отношения взрослого и ребенка естественны и необходимы. Воля как высшая психическая функция социально наследуется ребенком от взрослого. Волевые отношения проявляются в том, что ребенок подчиняется, а взрослый управляет познавательной деятельностью. Но с годами образуются стереотипы поведения, утрачиваются новизна и эмоциональное обаяние, появляются командный стиль управления и авторитарные отношения. В результате через несколько лет сотрудничество постепенно подменяется холодными дисциплинарными мероприятиями. Появляются отчуждение и конфликты.
В этом случае педагогические конфликты возникают в результате ущемления активности подростка. Сначала взрослый приказывает по необходимости, затем - по привычке. В подростковом возрасте желание действовать самостоятельно наталкивается на авторитарный стиль поведения учителя. Возникает предконфликтная ситуация, недовольство учителем, вечно приказывающим, запрещающим, понукающим, грозящим. Если учитель не меняет стиль поведения, то накопившееся к старшим классам раздражение и жажда самостоятельности выливаются в конфликт. Школьники демонстративно не желают участвовать в мероприятиях, предложенных классным руководителем, отчуждаются от него. Свобода самовыражения есть потребность и условие социализации личности.
Перечисленные причины могут действовать как по отдельности, так и комплексно, поэтому в практике образования часто формулируют не источник, а комплексные правила, связанные как с причинами, так и с конкретными условиями жизнедеятельности людей.
Причина появления конфликтных детей - нарушение закономерностей обучения и воспитания: пренебрежение в развитии эмоциональной, волевой или интеллектуальной составляющей психики, недостаточность разнообразия отношений, общения и деятельности (практической и познавательной), игнорирование врожденных качеств центральной нервной системы (слабость, темперамент, акцентуации характера, агрессивность, задатки).
Причиной конфликтности подростка может быть и недостаток родительской любви, педагогическая запущенность, порождающие чувства одиночества, озлобленность и агрессивность. Человеческие эмоции, в отличие от животных, не являются врожденными, а наследуются социально в процессах общения и сотрудничества с близкими людьми, друзьями, взрослыми.
У некоторых подростков конфликтность обусловлена акцентуациями характера - чрезмерным проявлением отдельных черт личности, граничащих с патологией: неустойчивость настроения, его резкие изменения, быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная впечатлительность, мнительность, нерешительность, эмоциональная холодность, агрессия, болезненные подозрительность и обидчивость, и т.д.
Для предотвращения бесполезных конфликтов необходимо изучение особенностей конфликтных подростков. Состояние подростков изменяется под влиянием адекватного общения. Следует внимательно следить за психическим состоянием школьников, вовремя и правильно реагируя, успокоить, поднять настроение, тактично, без травмирующих воздействий воодушевить на познавательную деятельность. В неблагоприятных условиях жизнедеятельности акцентуации могут перерасти в психопатии, но в щадящих условиях сотрудничества они сглаживаются и компенсируются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете
УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...
Выступление из опыта работы по теме «Трудовое обучение и воспитание» - с презентацией.
На уроках трудового обучения формирую умения, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся....
Выступление на районном заседании методического объединения учителей -дефектологов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития в классах интегрированного обучения и воспитания"
В материале рассматриваются цели, задачи, принципы работы группы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОПФР. В материале изложены фукнкции каждого участника группы ППС и факторы усп...
Доклад Выступление на ШМО классных руководителей «Роль трудового обучения в воспитании трудолюбия»
Трудовое обучение - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формиро...
Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"
. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...
Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"
В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными наруше...