программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников "Ступеньки"
рабочая программа по теме
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Ступеньки» разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 2 г. Советский и требованиями ФГОС начального общего образования. Программа прошла апробацию, реализуется с 2012 года.
Анализ реализации программы за три года показал положительную динамику развития обучающихся класса и ученического коллектива в целом.
100% исполнение запланированных мероприятий позволило добиться роста уровня воспитанности обучающихся их социализированности. Формы воспитательной работы соответствуют возрастным особенностям учащихся и современному образовательному процессу. Их разнообразие позволило привлечь и выяснить способности всех ребят в течение первого года обучения. К концу третьего класса число ребят участвующих в мероприятиях различного уровня составило 100%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_stupenki_.rar | 46.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Г. СОВЕТСКИЙ
Рассмотрено на заседании МО протокол №________ от «___»____________2012г. | «Утверждаю» ___________ «____» ___________ 2012г Директор МБОУ СОШ №2
|
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«СТУПЕНЬКИ»
Срок реализации: 4 года
( 1-4 класс)
Составитель: Кизякова Ирина Аркадьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Советский
2012
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………….. | 3 | |
Цель и задачи……………………………………………………………………….. | 5 | |
Общая характеристика внеурочной деятельности……………………………….. | 5 | |
Ценностные ориентиры и их обоснование……………………………………….. | 8 | |
Национальный воспитательный идеал……………………………………………. | 9 | |
Ожидаемые результаты……………………………………………………………. | 9 | |
Личностные и метапредметные результаты……………………………………… | 11 | |
Современная модель выпускника начальной школы……………………………. | 13 | |
Тематическое планирование………………………………………………………. | 14 | |
Содержание и механизм реализации программы…..……………………………. | 14 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение…………….…. | 21 | |
Список литературы…………………………………………………………………. | 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими –
это в нашей власти».
Плутарх
Если вернуться к исходному пониманию воспитания как «питания», «напитывания» добрыми проявлениями, то становится ясно, что для формирования самодостаточной личности необходимо предоставление нужного количества той культурной, духовной «пищи», которая могла бы послужить основой для становления в ней человеческого начала. Как для роста физического тела необходимо определенное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, так и для появления во внутреннем мире человека стержня, способного обеспечить устойчивость его жизненной позиции, необходимо достаточное количество особого «материала» - ценностей, смыслов, проявлений любви, толерантности, добра, харизмы, справедливости, честности, благородства…
Родившись, человек предстает перед опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях и нормах. Все мы, как существа социальные, «сделаны» из тех людей, с которыми нас свела жизнь. Человеческие взаимоотношения, личные впечатления от окружающего мира становятся той основной (вос)питательной средой, той эмоциональной пищей, которая поставляет строительный материал для развития внутреннего мира человека. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. В силу того, что дети годами «живут» в нашем учреждении, то появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, а это способствует выработки положительных привычек. Работая с детьми младшего возраста можно достичь большего уровня в воспитании личности. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Это актуальный вопрос нашего общества и нужно уделять больше внимания подрастающему поколению.
Актуальность разработанной программы продиктована государственным заказом – ФГОС второго поколения, социальным заказом родителей.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь младшего школьника.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Все это и привело к необходимости создания программы, которая способствует плавному и эффективному росту воспитанности и сплоченности данного детского коллектива и каждой личности в отдельности.
Программа «Ступеньки» построена по концентрическому принципу∗, что наиболее полно отражает особенности организации воспитательного процесса в системе образования. Срок реализации программы 4 года. Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников «Ступеньки» предполагает ступенчатое создание таких условий, при которых будет осуществляться рост и развитие личности каждого обучающегося в процессе общения и устанавливания личных взаимоотношений со всеми членами классного коллектива. Таким образом, коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. Создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. Методология программы и предполагает формирование коллектива как инструмента воспитания. В связи с этим можно выделить четыре основные ступени в развитии коллектива.
Находясь на первой ступеньке своего развития (1 класс), коллектив представляет собой совокупность участников, объединенных целью обучения. Здесь в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к обучающимся. Таким образом, предложенная структура класса должна быть не навязчивая и принятая всем коллективом. Для второй и третьей ступеньки становления коллектива (2-3 класс) характерно появление нескольких групп активных ребят, образовавшихся по разным признакам, но в целом «болеющих» не за себя, а за свой класс в целом, и вносящих конкретные предложения путей его дальнейшего развития. Самое главное вовремя выделить группы и определить их значение в классном коллективе. Четвертая ступенька формирования коллектива (4 класс) характеризуется тем, что каждый ученик чувствует себя неотъемлемой частью коллектива, а коллектив осуществляет заботу о благополучной позиции каждого ученика и заинтересован в личностном росте каждого.
Универсальность и новизна программы «Ступеньки» в том, что она ориентирована на развитие ребенка в разных направлениях, где разные виды деятельности позволяют ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности, по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизне - и конкурентоспособным.
По результатам диагностики социально статистического паспорта 1 «А» класса выявлено:
- 48% классного коллектива – девочки, 52% - мальчики.
- 100% - дети 2005 года рождения.
- 28% - дети уже посещают учреждения дополнительного образования.
- 28% - семьи, имеющие определенный социальный статус и пользуются назначенными им льготами.
- 64% - семьи, возраст родителей в которой до 35 лет.
- 72% - родители имеют высшее образование.
- 48% - дети из неполных семей (воспитывает мама).
- 52% - дети из полной семьи.
- 12% - основная гр. зд., 80% - основная гр. зд., 8% - подготовительная гр. зд.
- 72% - дети, которые посещали «Школу будущего первоклассника» в МБОУ СОШ №2.
- 100% - посещали дошкольные учреждения (детский коллектив собран из разных ДОУ).
Итак, я проанализировала состояние развития классного коллектива, выявила положительные стороны, что будет являться базой для построения целенаправленной воспитательной работы с классом; проблемы; оценила возможности для воспитательной работы с классом со стороны внешнего окружения; определила риски.
Такой продуманный подход позволил мне осознанно подойти к написанию программы.
Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания по классу осуществляю с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей (законных представителей).
Цель программы:
Формирование условий внутри классного коллектива, предоставляющих широкие возможности для полноценного роста, развития, самореализации и становления социальной личности каждого члена данного коллектива.
Задачи:
- Сформировать основные гражданско-патриотические, нравственные и этические позиции;
- Способствовать созданию условий сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитываемых, формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни;
- Раскрыть творческий потенциал детского коллектива и каждой личности в отдельности; создать условия для развития творческой личности, её реализации;
- Расширить всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, через организацию родительского всеобуча;
- Создать сплоченный родительский коллектив, через проведение семейного досуга и совместного творчества детей и родителей;
- Провести мониторинг развития классного коллектива по средствам реализации воспитательной программы, через проведение определенного набора анкет, тестов, диагностик и т.п.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС в МБОУ СОШ №2 - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации используется в школе оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы). В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель группы продленного дня, учителя физической культуры и другие).
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план, а именно, через дополнительные образовательные курсы, проводимые в формах, отличных от урочной;
- дополнительные образовательные программы школы (внутришкольная система дополнительного образования);
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
- организацию деятельности групп продленного дня;
- организацию внеурочной деятельности в период каникул, где используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, профильных лагерных смен, лагерей с дневным пребыванием детей, создаваемых на базе школы.
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников школы (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
- организует в классе образовательно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
С учетом специфики организации внеурочной деятельности в рамках реализации программы реализуются следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Формы работы с детьми.
- факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы;
- сюжетно-ролевые игры нравственного и духовного содержания;
- творческая художественная деятельность детей;
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
- исследовательская деятельность учащихся;
- экскурсии;
- организация выставок;
- тематические и творческие вечера;
- участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Работу с детьми строю с максимальным использованием учебно-игровых ситуаций в 1-м классе и постепенным переходом в положительную мотивацию к 3-4-м классам. В воспитательной деятельности особое внимание уделяю развитию личностных качеств: самоконтроль, самооценка, взаимопомощь. Дети учатся объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих друзей. Учу сначала отмечать достоинства работы товарища и только потом тактично указывать на недочеты; поощряю детей за умелый выбор слов, высказываний, действий и поступков.
Во внеурочной деятельности развиваю не только наглядно-образное, но и логическое мышление, воображение детей: предлагаю для воспитания игры, мероприятия и классные часы нестандартного типа.
Считаю также, что практическая деятельность в развитии личности – один из важнейших факторов. Ребенок наглядно видит зависимость результатов деятельности от своих практических усилий. Через “умелость” ученик приобщается к опыту поколений, к народной культуре, учится уважать и любить ее. Поэтому регулярно провожу ярмарки талантов, выставки детских работ, конкурсы на лучшее изделие.
Все дети талантливы от природы. Этот любит музыку и живопись, тот жизни не представляет без песни и пляски, а третий душой связан с природой и станет ее первооткрывателем. Значит, моя задача – помочь детям увидеть свое “Я”, свой талант, чтобы каждый из них поверил в свои силы, в свою исключительность.
«Эффект соперничества» - соревнование как стимулирующий фактор. Применяю это метод для увеличения силы мотива учения и самовоспитания, так как нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность. Даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать человека.
Роль соревнования в повышении силы мотива наиболее отчетливо проявляется в спорте, учебе, творческой деятельности.
«Ситуация успеха» - влияние успеха. Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности ученика. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности.
Социально-психологический климат в коллективе значительно влияет на отношение ученика к выполняемой им работе, творческому делу, мероприятию, на силу его мотива. Первоклассники впервые вступают в роль ученика и приобретают новую социальную роль. Дружеская атмосфера, возможность определять режим своей деятельности, обсуждение всем коллективом общих вопросов способствуют удовлетворению потребности ученика в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом коллектива, принадлежать этому коллективу, ставшим для него референтной. Удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к любой деятельности.
Влияние общественного внимания (моральных стимулов). Роль общественного внимания проявляется во всех сферах деятельности ученика. Школьники лучше выполняют общественные поручения, если видят, что они важны для коллектива и их деятельность находит понимание и одобрение у одноклассников. В этом случае общественная работа расценивается как поручение коллектива, а не только учителя, возникают мотивы, связанные с коллективистскими устремлениями, с сознанием своего общественного долга.
Система работы с родителями (законными представителями).
Школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, оказывает родителям (законным представителям) помощь и поддержку.
В связи с этим значительное место в моей деятельности занимает просветительская работа с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Более подробно формы работы с детьми и родителями представлены в Приложение 1.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
Патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
Социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, толерантность, честь, достоинство;
Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире - дети всегда остаются детьми. Они умеют радоваться, бескорыстно любить, они открыты к общению. Современные дети смелые и стремительные, они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. Взамен они предлагают свое креативное мышление, новые, нестандартные пути решения любых задач. Они удивительно мобильные и разносторонние, с легкостью овладевают новыми современными технологиями, для них доступна любая информация. У современных детей больше возможностей развивать свои способности. Следует понимать, что современный мир - это мир индивидуальностей, и у детей есть все для ее развития. Каждое новое поколение уникально, каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом гармоничного развития личности младшего школьника будут индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой, чтобы наши дети полноценно проживали самый, пожалуй, трудный и важный период своей жизни – детство. Ведь так замечательно, когда будучи взрослым и серьезным человеком можешь с радостью, теплотой и романтической ностальгией вспомнить свои детские годы.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества.
В средневековой Руси воспитательный идеал для православных христиан был в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В XVIII в. Россия стала империей. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Ступеньки» обеспечивается достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
воспитательного эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика начальной школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:
- выход в дружественную среду;
- ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственных современной социальной ситуации.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
В качестве основного результата воспитания в рамках программы «Ступеньки» представляется формирование такого коллектива обучающихся, внутри которого прослеживается личностный рост каждого члена данного коллектива, то есть прогрессивные тенденции во внешних и внутренних проявлениях его воспитанности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Ступеньки» обеспечивает реализацию личностных и метапредметных результатов.
Заявленные ФГОС результаты обучения и воспитания согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД | Расширенная характеристика (данные результаты должны отражать): |
Обучающийся получит возможность для формирования:
| 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Метапредметные УУД | Расширенная характеристика (данные результаты должны отражать): |
Включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. |
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Социально-значимые ценности
- Развита способность воспринимать себя как сторонний объект и оценивать его;
- Осознан внешний мир (реальный, объективный) «Я – действующий»;
- Честен, принципиален, умеет отстаивать свои убеждения и взгляды, настойчив в преодолении трудностей;
- Коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
- Мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;
- Способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;
- Признает авторитет педагога, проявляет уважение к классному руководителю и педагогам работающим в классе;
- Умеет слушать и слышать других, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- Владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию;
- Является патриотом, ощущающим ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества, привержен к общечеловеческим духовным идеалам;
- Обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Ценностно-ориентированный потенциал:
- Воспринимает ценность семьи в своей жизни;
- Понимает ценность дружбы со сверстниками;
- Воспринимает ценность природного края;
- Умеет объективно оценивать свой труд и труд товарищей, анализировать свою деятельность;
- Активен в коллективной деятельности;
- Активен во внеурочной деятельности, его привлекает участие в сферах народного творчества: музыкально-песенном, декоративно-прикладном, танцевальном;
- Развиты основы этикета;
Психологический портрет выпускника:
- Развит навык произвольной регуляции поведения и деятельности;
- Развито познавательное отношение к действительности;
- Сосредоточен, поддерживает внимаение на учебной задаче, определяет важность и последовательность выдвигаемых целей в рамках учебной и внеучебной школьной ситуации;
- Развито и претерпело качественные преобразования познавательные процессы: они преобретают опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.
- Ориентируется на группу сверстников, владеет приемами и навыками межличностного общения, установления дружеских отношений, способен к коллективным формам деятельности;
- Обладает высоким уровнем активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельной организации деятельности в рамках учебных и иных целей, заданных учителем;
- Владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;
- Имеет первоночально отработанную произвольную память;
- Повышается интерес к миру взрослых, устанавливает положительные отношения с окружающими;
Сформированность навыков здорового образа жизни
- Ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой;
- Имеет представление об общих и индивидуальных основах личной гигиены, стремится соблюдать эти правила;
- Умеет составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы упражнений на развитие координации, гибкости, силы;
- Имеет представление о правилах использования закаливающих процедур, стремится включать их в повседневную жизнь;
- Знает упражнения для формирования правильной осанки и использует их кождодневно;
- Сформирован навык поддержания достаточного внешнего вида;
- Умеет взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий спортом;
- Умеет организовать и проводить самостоятельные занятия физической культурой по индивидуальному плану.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В данной таблице представлены направления и количество часов в год на реализацию каждого направления по классам. Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от социально-психологического портрета класса. Подробный календарный план представлен в Приложении 2.
№ | Направление | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Я – Россиянин» | 4ч | 5ч | 5ч | 4ч | |
«Семья и школа» | 8ч | 8ч | 7ч | 8ч | |
«Учение» | 7ч | 7ч | 8ч | 7ч | |
«Здоровье и экология» | 7ч | 7ч | 7ч | 8ч | |
«Досуг» | 7ч | 7ч | 7ч | 7ч | |
Итого: | 33ч | 34ч | 34ч | 34ч |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) «Здоровье и экология». Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Духовно-нравственное - воспитание нравственных чувств и этического сознания «Семья и школа». Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; семья, уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- Социальное - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, социальной значимости «Я – Россиянин». Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям; институт государства и гражданское общество;
- Общеинтеллектуальное - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни «Учение». Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость;
- Общекультурное - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) «Досуг». Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную и внешкольную, семейную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Направление «ЗДОРОВЬЕ и ЭКОЛОГИЯ»
Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое, психическое и нравственное здоровье, которое в большей степени связано с экологией.
Здоровье как ценность связано с потреблением пищи, ношением одежды, наличием жилья, участием в практической деятельности, соблюдением гигиены, занятиями физическими упражнениями.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического, психического и нравственного состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления через:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся.
3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
4. Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.
5. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
6. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своем здоровье).
Формы работы:
- день здоровья, час здоровья;
- классный час, беседы;
- мед. просвещение, экологический вестник;
- неделя профилактики вредных привычек;
- Спортивные мероприятия;
- Работа с Портфолио.
Ключевые слова:
Здоровье, духовное здоровье, профилактика, вредные привычки, полезные советы, сотрудничество, почетный донор, соитие, принадлежность, часть природы, экология, век, квартал, озера, канал, родники, ключи, пристань, тайга, тундра, воздух, флора, фауна, растения, птицы, животные, экспедиция, Красная книга.
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
Направление «СЕМЬЯ и ШКОЛА»
Семья – это один из важнейших социальных заказчиков образования. Родители – активные участники образовательного и воспитательного процесса. Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.
Цель: Включение родителей (законных представителей) в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.
Задачи:
- организовать и провести диагностику семьи и семейных отношений младшего школьника.
- создать и организовать родительский всеобуч.
- подготовить детей и родителей к самостоятельной жизни, которая включает в себя формирование основных умений социально-бытовой ориентации;
Формы работы:
1. Диагностика семьи, изучение ребенка:
- изучение атмосферы воспитания ребенка в семье, беседы, анкеты, наблюдения;
- посещение семьи (по мере необходимости).
2. Родительский всеобуч:
- родительские собрания, родительские конференции, тренинги, чтения, ринги и вечера;
- подготовка памяток для родителей по оказанию помощи детям в учебе;
- проведение Дня открытых дверей;
- проведение тематических индивидуальных и групповых консультаций, бесед;
- организация совместной деятельности родителей и детей в классе:
- планирование совместных дел в классе,
- семейные посиделки, спортивные мероприятия, концерты,
- работа с Портфолио,
- совместное обсуждение проблем и их решение,
- анализ результатов текущей деятельности.
Ключевые слова:
Семья, отец, мать, сердце, краса, ладони, род, честь, архив, награды, реликвия, сын, сыновний долг, родословная, гордость, соседи, подвиг, доблесть, слава, труд, плечо, домашний музей, однофамильцы, сотрудничество,
Особенность:
В каждом коллективе детей есть ребята, которых можно отнести к так называемой «группе риска». К признакам проблемных обучающихся можно отнести:
- уклонение от учебы вследствие неуспеваемости по большинству предметов, отставания в интеллектуальном развитии, отсутствии познавательных интересов;
- демонстративный отказ или пренебрежительное отношение к делам класса, трудовым поручениям, общественной деятельности;
- негативные проявления в поведении (курение, тяга к азартным играм, нездоровые сексуальные проявления);
- повышенная критичность по отношению к педагогам, взрослым, их действиям, словам (грубость, драки, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, вымогательство, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки);
- равнодушное, скептическое, негативное или ожесточенное отношение к воспитательным мероприятиям.
Такие ребята нуждаются в более пристальном внимании и особенном отношении.
Цель данного направления состоит в том, чтобы помочь детям «группы риска» найти свое место в классном коллективе, развить желание самосовершенствования и позитивного самопроявления.
Формы работы:
- Изучение семей учеников, их медицинских карт с целью выявления факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние проблемных детей.
- Диагностика данных обучающихся с целью установления норм и ценностей, сформированных в течение дошкольного периода.
- Разработка индивидуальной стратегии поведения с каждым из данных учеников с учетом выявленных особенностей поведения, здоровья, условий жизни.
- Планирование и проведение индивидуальных консультаций для родителей с целью формирования у них культуры принятия трудностей, связанных с проблемами воспитания их ребенка, развития умения находить выход в трудных ситуациях общения с такими детьми.
- Сотрудничество со школьным психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителями-предметниками, администрацией школы по вопросам воспитания детей «группы риска».
Предполагаемый результат:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Направление «Я – РОССИЯНИН»
Цель направления формирование у учащихся нравственной позиции к окружающей действительности, черт характера и социального поведения гражданина своей страны, готовности нести ответственность за себя и свое жизненное предназначение; формирование положительного отношения к образованию, как к одной из ведущих ценностей, т.е. в конечном итоге, развитие мировоззренческой культуры личности через:
- формирование у младших школьников верности Родине, краю, малой Родине;
- изучение истории, культуры Отечества и родного края;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании школьников;
Формы работы:
- Организация и проведение мероприятий, посвященных знаменательным историческим датам России, Победе в ВОВ.
- Проведение конкурсов рисунков на темы: «Моя мама», «Сердцу милая Родина», «Из чего же сделаны наши мальчишки, девчонки».
- Проведение тематических классных часов, бесед, литературная гостиная, вечер памяти.
- Летопись класса «Мы – коллектив!»
- Работа с Портфолио.
- Участие и проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение на патриотическую тематику.
Ключевые слова:
Родина, Россия, почетный гражданин, ветеран, защитник Отечества, Отечество, край, малая родина, закон и порядок, культура, национальность, конституция, народ, общество, коллектив, структура класса, традиции, свобода и ответственность, права и обязанности.
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Направление «УЧЕНИЕ»
Цель создание условий для развития эрудиции, формирования потребности в самовыражении, через:
- организацию и определение познавательных способностей личности школьника, устойчивых естественнонаучных взглядов на природу и общество,
- распределение основных жизненных обязанностей класса, их выполнение и самоанализ,
- умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственные поступки.
Формы работы:
- групповая дискуссия, ролевые игры, конференции;
- интеллектуальные марафоны для проявления и развития способностей;
- ведение наблюдения за самовоспитанием, работа с Портфолио;
- составление анализа собственного поведения, общения, результатов учебы;
- торжественные линейки;
- работа актива класса;
- акции
- диагностика
- рейд по проверке готовности к урокам.
Ключевые слова:
Школа, образовательное учреждение, история школьного здания, директор, руководитель, учитель, учитель-ветеран, выпускник, выпуск, спортсмены, медаль, медалисты, активисты, агитбригада, школьные традиции, гордость школы, выпускной альбом, храм науки, школьный вальс, традиции школы, Устав образовательного учреждения, основная образовательная программа, права и обязанности учеников, правила поведения в школе.
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Направление «ДОСУГ»
Под досугом мы обозначаем пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы урочной деятельности. Грамотно организованный досуг ребят — профилактика бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности.
Данное направление способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитие способностей и интересов.
Задачи:
- придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер;
- обобщить и развивать известные, искать новые формы досуговой деятельности;
- сотрудничать с внешкольными воспитательными учреждениями;
Формы работы:
- беседы за круглым столом, брейн-ринги;
- тематические вечера (литературная гостиная), час общения;
- календарные праздники, родительские посиделки;
- семейная гостиная;
- КВН, конкурсы, фестиваль искусств;
- Работа с Портфолио.
Ключевые слова:
Красота, гармония, духовный мир, эстетическое воспитание, искусство, культура, общение, сопричастность, милосердие, сопереживание, помощь, уважение, классный час, коллективная работа, вежливость.
Особенность:
Организация содействия родителей в воспитании и обучении учащихся:
- Рейды по проверке внешнего вида учащихся;
- Проверка ведения дневника, тетрадей, учебников;
- Участие родителей в работе жюри на конкурсах, в игровых программах, в проведении зачётов и т.д.
- Посещение родителями уроков в «дни открытых дверей» (каждого 3-го числа месяца)
- Участие родителей во внеклассных мероприятиях, в совместных с учащимися акциях.
- Помощь родителей в оформлении проектных и исследовательских работ учащихся;
- Выступления родителей на родительском собрании по обмену опыта в воспитании детей.
Предполагаемый результат:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРАИЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Диагностический инструментарий
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваю в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;
- различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- анонимное анкетирование родителей;
- самооценочные листы и суждения детей;
- Портфолио обучающегося;
- изучение уровня воспитанности;
- комплексные работы.
Диагностические методики представлены в Приложении 3.
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Для ученика:
- Учебник «Основы безопасности жизни для начальных классов» Анастасова Л.П., П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.—М.: Просвещение, 2011
- Портфолио школьника. Е.А. Андреева, Н.В. Разваляева.—М.: Планета, 2012
- Учебная тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках»: – В 2 частях. Ладыженская Т.А. – М.: издательство «Ювента»; издательство «Баласс», 2012.
Для классного руководителя:
- Классная комната с мультимедийным оборудованием согласно САНПИН.
- Комплект мультимедийных пособий:
- Начальная школа. Организация внеурочной деятельности. Программы, конспекты занятий. Компакт-диск для компьютера. Васюкова М. В., Полукарова Н. В., Шитова И. В. и др.
- Мы - наследники Великой Победы! Как организовать празднование Дня Победы в школе. 1-11 классы. Компакт-диск для компьютера: Материалы по патриотическому воспитанию. Сценарии праздничных мероприятий. Кусмарцев М.Б. и др.
- Виват, Россия! Компакт-диск для компьютера: Дебаты. Проекты. Классные часы. Уроки истории. Игры. Бондарева О. В., Будковая Л. Н., Васильева Л. Г. и др.
- Классный руководитель в современной школе. Компакт-диск для компьютера: Самый классный классный. Бухтиярова Е. Г., Еропкина Е. А., Хайрулина Е. А. и др.
- Система работы школы с "проблемными" детьми. Меттус Е. В.
- Портфолио ученика. Оценка достижений школьников. Компакт-диск для компьютера. Меттус Е. В.
- Родительские собрания в начальной школе. Компакт-диск для компьютера. Курбеко И. В. и др.
- Становление личности младшего школьника. Компакт-диск для компьютера: Воспитание детского коллектива. 1-4 классы. Власенко О. П., Попова Г. П., Удодова Н. И. и др.
- Духовно-нравственная культура и традиции русского народа. Мир традиций русского народа. Духовно-нравственные ценности православного народа. Этика – азбука добра. Компакт-диск для компьютера. Вуйлова И.В., Дрогаш Н.Ф., Зотьева И.М.
- Интернет ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/
8. http://www.edu.ru – «Российское образование» Федеральный портал»;
9. http://www.en. еdu – «Естесвенно – научный образовательный портал». Содержит ссылки на ресурсы по естественно – научным дисциплинам;
10. http://www.school – collection. edu – Единая коллекция ЦОРов. Коллекция включает в себя разнообразные ЦОРы, методические материалы, тематические коллекции, программные средства, для поддержки учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. под ред. Асмолова А.Г.. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 2008 г.
- Безруких М. Какой он – современный первоклассник?// Школьный психолог. - 2013. - №2
- Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1, 2
- Васильев В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. – Х-М.: ГУИПП «полиграфист», 2003. – 344 с.
- Васильков В.А. «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся;
- Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
- Должников И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Канищев А.Д., Овчаров В.С. «О порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня». Методические рекомендации. Минск, 2002.
- Петерсон Л.Г., Лыкова И.А. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования «Мир открытий»– М., Цветной мир, 2012.
- Рахновская И.В. Вместе играем, учимся, переживаем. М: Школьная Пресса, 2005
- Ясвин В.А. Взаимодействие с природой. Методики диагностики мотивации. // Экология и жизнь, 2007. - №5. – С. 37 – 39.
Программа разработана в соответствии с
- Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4),
- Федеральным Законом «Об образовании РФ»,
- Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
- «Основами законодательства РФ о культуре»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования,
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года»,
- Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7 – ФЗ (статьи71-74),
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Кизякова И.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Советский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания "Ступеньки мудрости"
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание культуры, патриотизма и гражданственности....
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Комментарии
Уважаемые коллеги, буду очень
Уважаемые коллеги, буду очень рада , если вы оставите комментарий. Приму пожелания и замечания!
программа духовно-нравственного развития и воспитания младших шк
Ирина Аркадьевна! Вы проделали титаническую работу! "Пробежала" по программе, мне кажется, что охват деятельности большой, формы работы разнообразные.Мне понравилось ваше творчество! Удачи!!!