Программа развития классного коллектива.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Васильева Надежда Вячеславовна

Программа развития классного коллектива в младших классах « Здоровому -  всё здорово » 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программа развития классного коллектива.

Наименование

программы

Программа развития классного коллектива в младших классах « Здоровому -  всё здорово »  

Разработчик

 Учитель начальных классов МБОУ «Салабайкасинская ООШ»  Васильева Н.В...

Участники

ученики 1-4 классов; родители учащихся

Цель

 

- создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников способности к успешной социализации в обществе, инициативности, самостоятельности, потребности в здоровом образе жизни, духовности, культуры, гражданской ответственности, толерантности.

 

Задачи

  -    планировать воспитательную  деятельность в классе  с     учетом  основных направлений развития общего образования в рамках ФГОС нового поколения;

-      оптимизировать учебную и воспитательную работу школы;

-      повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и образовательный процесс;

  •  скоординировать работу класса с администрацией школы
  • своевременно  корректировать возникающие проблемы.

Сроки реализации

Проект программы деятельности классного коллектива рассчитан на 4 года.  Участниками  становятся все обучающиеся классного коллектива с  1сентября 2014 года по 31мая 2018 года

Ожидаемые  результаты реализации Программы

-формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;  

-  развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;

-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;

-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;

-создание здорового микроклимата в  коллективе;

- развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела.

Система организации контроля над исполнением Программы

Осуществляется   директором школы Директоровым А.П.,

зам. директора по УВР  Ильиной С.В.

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в  школе.  Во время учебного года  далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе.

 После летних каникул детям тяжелее вступать в учебный процесс, а первоклассником тем более.  Им приходится вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Разработка данной программы организации свободной  от уроков деятельности, оздоровления и занятости детей была вызвана:  повышением спроса родителей  на организованный отдых обучающихся  в условиях школы и  села; необходимостью использования  творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, владеющего навыками безопасного поведения при ЧС; формирования социально-активной личности; развития индивидуальных творческих способностей.

      На состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.  Большинство обучающихся  живут в неполных семьях, у некоторых детей родители – опекуны.  В большинстве неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.

Очень часто можно видеть детей младшего школьного возраста на улицах без присмотра родителей. Иногда это приводит к беспризорничеству и нарушениям правил дорожного движения.  Так как школа является центральным социальным институтом образования, то, стало быть, школа и есть главный виновник горьких плодов воспитания.

Развитию творческого потенциала детей мы уделяем большое значение. Учебный год  - хорошее  время для реализации задуманных идей, занятия делами в свободное от учёбы время. Учитывая все вышесказанное, мы ставим  перед собой следующие цели и задачи:

Цель:  создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников способности к успешной социализации в обществе, инициативности, самостоятельности, потребности в здоровом образе жизни, духовности, культуры, гражданской ответственности, толерантности.

 

Задачи: 

  -    планирование воспитательной  деятельности в классе  с   учетом  основных направлений развития общего образования в рамках ФГОС второго поколения.

 -      оптимизировать учебную и воспитательную работу школы;

-      повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и образовательный процесс;

  •  скоординировать работу школы с администрацией поселения  и сельской библиотекой;
  • своевременно  корректировать возникающие проблемы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:

  «Здоровье», «Общение», «Нравственность. Духовность», «Досуг», «Семья», «Интеллект», «Гражданин».

Я считаю, что все эти направления тесно взаимосвязаны и назвала программу развития моего классного коллектива «Здоровому – всё здорово».   Наша программа поможет осмыслить ребёнку собственные действия, которые помогут ему быть здоровым и успешным. По мере реализации данная  программа   корректируется.

        Результатом данной программы   является  ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.

.

Реализация программы воспитания  основана на принципах:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам  школы необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в школе является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику   почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.

 Принцип  творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сферы с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

    Этапы реализации  программы.

I этап.  Диагностический  (сентябрь – каждого учебного года)

 Задачи:

1.      Выявление склонностей и интересов обучающихся класса.

2.      Выявление личностных качеств личности.

3.      Анализ полученных результатов диагностики.

II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)

Задачи:  Создание проекта программы  занятости детей в свободное от занятий время.

Планирование совместной деятельности.

 III этап.  Деятельностный этап (октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.

Родители, дети, педагоги:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в  себе, в окружающем мире;

-  участвуют во всех организуемых  мероприятиях;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Основные направления воспитательной работы.

 Направление I «Здоровье»

 Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

 Задачи работы:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

  Основные моменты  деятельности в направлении «Здоровье»:

-сотрудничество с медицинским работником Салабайкасинского ФАП с целью изучения состояния физического здоровья каждого ученика;

-сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;

  -формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;  

 -организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

 Основные понятия направления «Здоровье»

Психическое, психологическое, физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья  других людей, традиции и обычаи семьи и школы по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела,  волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы работы с классом в направлении «Здоровье»:

спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, эстафеты  в школе;

встречи со спортсменами школы, района и республики - победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом,

предметные вечера, спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой, тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;

беседы по спортивной и здоровьесберегающей  теме «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей школы», «Великие спортсмены моего района», «Великие спортсмены моей республики», «Великие спортсмены моей страны», «История видов спорта», «История олимпийских игр», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью?», «Спорт и интеллект - понятия совместимые?», «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,  «Гигиена здоровья», «Мой режим дня», «Правильное питание» и другие;

походы  в лес, туристические походы, дни здоровья;

  Направление II «Общение»

Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи работы в направлении «Общение»:

- формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,

- «Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.

Основные моменты деятельности в направлении «Общение»:

 - изучение с учащимся исторического опыта      организации общения людей человеческих сообществах, их роли и последствия для следующих  поколений;

 - изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация диагностики;

 - обучение учащихся активным формам общения и деятельности;

- обучение проявлению симпатии и эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общения;

- организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;

 - обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, беседы и часы общения.

 Основные понятия направления «Общение:

  - Эмоции и чувства, рефлексы, симпатия,     эмпатия, сочувствие и сопереживание,    умение управлять собой.

Формы работы с классом в направлении «Общение»:

- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;

- тренинги общения учащихся и их родителей;

-         тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

- праздники, конкурсы,.

 Направление III «Нравственность. Духовность»

Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы в направлении «Нравственность. Духовность»:

 - формировать у учащихся культуру    миропонимания;

   - формировать у учащихся, осознание   исторического прошлого и будущего и     своей роли в нём.

Основные моменты деятельности в направлении «Нравственность. Духовность»:

 - развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с  полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;

 - развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

 - воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;

 - формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия направления «Нравственность. Духовность»:

Нравственный выбор, нравственное просвещение,  нравственное поведение, выдающиеся   люди и их  нравственные ценности, жизненные ценности и   правила, знание этики, нравственный опыт,   духовность.

Формы работы с классом в направлении «Нравственность. Духовность»:

- тематические классные часы;

- тренинги нравственного самосовершенствования;

- посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;

- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами Чувашской Республики

- дискуссии по нравственной тематике;

- изучение нравственного наследия писателей и поэтов Чувашии и нашей страны;

- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы;

Направление IV «Досуг»

Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса  инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы в направлении «Досуг»:

- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное  время;

- использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных  особенностей учащихся;

- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;

- проведение консультаций учащихся по выбору  кружка, клуба, секции;

-         постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;

-         развитие у детей способности адекватно оценивать свои результаты и быть  справедливым к    достижениям других;

- использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.

 Основные моменты деятельности в направлении «Досуг»:

-  изучение потребностей интересов и желания ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;

- предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива;

 - стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

Формы работы с классом в направлении «Досуг»:

- проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок;

- театрализованные представления на Новый год, Масленицу;

- презентации;

- литературные вечера, конкурсы талантов, марафоны.

Направление V «Семья»

Цель деятельности:

-         максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы в направлении «Семья»:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему    

  родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

-          создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;

- организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;

-         создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных   ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».

 Основные моменты деятельности в направлении «Семья»:

 - поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы;

- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиции семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.

Основные понятия направления «Семья»:

        Семейный уклад, традиция семьи, родительский дом,  родословная, семейные корни, авторитет отца и      матери, духовное общение в семье, взаимоотношения  братьев и сестёр, младших и старших, отношения   к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье.

Формы работы с классом и родителями в направлении «Семья»:

 - тематические классные часы, посвящённые семейным корням «Откуда начинается мой род?», «Летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты  моей семьи»;

- праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья»;

- праздники, посвящённые красным датам календаря « День матери», «День  защитника Отечества» и красным датам школы «1 сентября», «День учителя»;

- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

- походы, экскурсии, викторины, КВН-ы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные конкурсы родителей и детей;

- дни открытых дверей, дни творчества.

Направление VI «  Интеллект»

Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения .

Задачи работы в направлении «Учёба. Интеллект»:                                

  - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

   - создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии;

  -  формировать культуру интеллектуального развития и  совершенствования умственных  способностей.

 Основные моменты деятельности в направлении «Интеллект»:

 - изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

 - сотрудничество с учителями - предметниками по изучению индивидуальных возможностей, интеллектуальной деятельности каждого ученика;

-  интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

 - организация и проведение внеклассных мероприятий положительно влияющих на интеллектуальное развитие детей;

- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные понятия направления « Интеллект »:

     Умственное развитие, культура умственного труда,  умственные способности,  уровень  

интеллектуального развития, креативность, кругозор,  интеллектуальный потенциал.                                

Формы работы с классом в направлении «Интеллект»:

 - внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

 - интеллектуальные марафоны в классе.

 

Направление VII «Гражданин»

Цель деятельности: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи работы в направлении «Гражданин»:

- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- обучение решению задач правого воспитания.

Основные моменты деятельности в направлении «Гражданин»:

 - изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним учащихся;

 - организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

 - сотрудничество с правовыми организациями в целях правового    просвещения учащихся; - формирование чувств долга, совести и справедливости.

Основные понятия направления «Гражданин»:

Право, закон, права и обязанности, правонарушение, долг, честь,     преступление, ответственность, достоинство, личность, правовые          нормы, Конституция, Конвенция о правах ребёнка.

Формы работы с классом в направлении «Гражданин»:

- тематические классные часы;

- конкурсы, викторины по правовой тематике;

- дискуссии на тему «Я имею право на …»;

- просмотр видео и художественных фильмов по правовой тематике с  обсуждением;

Ожидаемые результаты

                                                                                                               

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

Программа развития классного коллектива

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...