Программа развития классного коллектива.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа развития классного коллектива в младших классах « Здоровому - всё здорово »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа развития классного коллектива "Здоровому - всё здорово" | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития классного коллектива.
Наименование программы | Программа развития классного коллектива в младших классах « Здоровому - всё здорово » |
Разработчик | Учитель начальных классов МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Васильева Н.В... |
Участники | ученики 1-4 классов; родители учащихся |
Цель |
- создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников способности к успешной социализации в обществе, инициативности, самостоятельности, потребности в здоровом образе жизни, духовности, культуры, гражданской ответственности, толерантности.
|
Задачи | - планировать воспитательную деятельность в классе с учетом основных направлений развития общего образования в рамках ФГОС нового поколения; - оптимизировать учебную и воспитательную работу школы; - повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и образовательный процесс;
|
Сроки реализации | Проект программы деятельности классного коллектива рассчитан на 4 года. Участниками становятся все обучающиеся классного коллектива с 1сентября 2014 года по 31мая 2018 года |
Ожидаемые результаты реализации Программы | -формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья; - развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе; -формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения; -вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы; -создание здорового микроклимата в коллективе; - развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела. |
Система организации контроля над исполнением Программы | Осуществляется директором школы Директоровым А.П., зам. директора по УВР Ильиной С.В. |
Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе.
После летних каникул детям тяжелее вступать в учебный процесс, а первоклассником тем более. Им приходится вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Разработка данной программы организации свободной от уроков деятельности, оздоровления и занятости детей была вызвана: повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и села; необходимостью использования творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка, владеющего навыками безопасного поведения при ЧС; формирования социально-активной личности; развития индивидуальных творческих способностей.
На состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство обучающихся живут в неполных семьях, у некоторых детей родители – опекуны. В большинстве неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Очень часто можно видеть детей младшего школьного возраста на улицах без присмотра родителей. Иногда это приводит к беспризорничеству и нарушениям правил дорожного движения. Так как школа является центральным социальным институтом образования, то, стало быть, школа и есть главный виновник горьких плодов воспитания.
Развитию творческого потенциала детей мы уделяем большое значение. Учебный год - хорошее время для реализации задуманных идей, занятия делами в свободное от учёбы время. Учитывая все вышесказанное, мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников способности к успешной социализации в обществе, инициативности, самостоятельности, потребности в здоровом образе жизни, духовности, культуры, гражданской ответственности, толерантности.
Задачи:
- планирование воспитательной деятельности в классе с учетом основных направлений развития общего образования в рамках ФГОС второго поколения.
- оптимизировать учебную и воспитательную работу школы;
- повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и образовательный процесс;
- скоординировать работу школы с администрацией поселения и сельской библиотекой;
- своевременно корректировать возникающие проблемы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:
«Здоровье», «Общение», «Нравственность. Духовность», «Досуг», «Семья», «Интеллект», «Гражданин».
Я считаю, что все эти направления тесно взаимосвязаны и назвала программу развития моего классного коллектива «Здоровому – всё здорово». Наша программа поможет осмыслить ребёнку собственные действия, которые помогут ему быть здоровым и успешным. По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является ЛИЧНОСТЬ, способная жить в современном мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам школы необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в школе является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сферы с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Этапы реализации программы.
I этап. Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)
Задачи:
1. Выявление склонностей и интересов обучающихся класса.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)
Задачи: Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.
Планирование совместной деятельности.
III этап. Деятельностный этап (октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.
Родители, дети, педагоги:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Основные направления воспитательной работы.
Направление I «Здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Основные моменты деятельности в направлении «Здоровье»:
-сотрудничество с медицинским работником Салабайкасинского ФАП с целью изучения состояния физического здоровья каждого ученика;
-сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
-формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
-организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Основные понятия направления «Здоровье»
Психическое, психологическое, физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи семьи и школы по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, волевые качества человека для сохранения здоровья.
Формы работы с классом в направлении «Здоровье»:
спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, эстафеты в школе;
встречи со спортсменами школы, района и республики - победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом,
предметные вечера, спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой, тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;
беседы по спортивной и здоровьесберегающей теме «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей школы», «Великие спортсмены моего района», «Великие спортсмены моей республики», «Великие спортсмены моей страны», «История видов спорта», «История олимпийских игр», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью?», «Спорт и интеллект - понятия совместимые?», «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?», «Гигиена здоровья», «Мой режим дня», «Правильное питание» и другие;
походы в лес, туристические походы, дни здоровья;
Направление II «Общение»
Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Общение»:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,
- «Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.
Основные моменты деятельности в направлении «Общение»:
- изучение с учащимся исторического опыта организации общения людей человеческих сообществах, их роли и последствия для следующих поколений;
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация диагностики;
- обучение учащихся активным формам общения и деятельности;
- обучение проявлению симпатии и эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умений общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, беседы и часы общения.
Основные понятия направления «Общение:
- Эмоции и чувства, рефлексы, симпатия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.
Формы работы с классом в направлении «Общение»:
- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- праздники, конкурсы,.
Направление III «Нравственность. Духовность»
Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы в направлении «Нравственность. Духовность»:
- формировать у учащихся культуру миропонимания;
- формировать у учащихся, осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
Основные моменты деятельности в направлении «Нравственность. Духовность»:
- развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;
- формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия направления «Нравственность. Духовность»:
Нравственный выбор, нравственное просвещение, нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, жизненные ценности и правила, знание этики, нравственный опыт, духовность.
Формы работы с классом в направлении «Нравственность. Духовность»:
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами Чувашской Республики
- дискуссии по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов Чувашии и нашей страны;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы;
Направление IV «Досуг»
Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы в направлении «Досуг»:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;
- использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
- проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
- развитие у детей способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других;
- использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
Основные моменты деятельности в направлении «Досуг»:
- изучение потребностей интересов и желания ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы работы с классом в направлении «Досуг»:
- проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления на Новый год, Масленицу;
- презентации;
- литературные вечера, конкурсы талантов, марафоны.
Направление V «Семья»
Цель деятельности:
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы в направлении «Семья»:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;
- организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Основные моменты деятельности в направлении «Семья»:
- поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиции семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.
Основные понятия направления «Семья»:
Семейный уклад, традиция семьи, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в семье.
Формы работы с классом и родителями в направлении «Семья»:
- тематические классные часы, посвящённые семейным корням «Откуда начинается мой род?», «Летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты моей семьи»;
- праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья»;
- праздники, посвящённые красным датам календаря « День матери», «День защитника Отечества» и красным датам школы «1 сентября», «День учителя»;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы, экскурсии, викторины, КВН-ы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные конкурсы родителей и детей;
- дни открытых дверей, дни творчества.
Направление VI « Интеллект»
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения .
Задачи работы в направлении «Учёба. Интеллект»:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей.
Основные моменты деятельности в направлении «Интеллект»:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями - предметниками по изучению индивидуальных возможностей, интеллектуальной деятельности каждого ученика;
- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий положительно влияющих на интеллектуальное развитие детей;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Основные понятия направления « Интеллект »:
Умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень
интеллектуального развития, креативность, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Формы работы с классом в направлении «Интеллект»:
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны в классе.
Направление VII «Гражданин»
Цель деятельности: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи работы в направлении «Гражданин»:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучение решению задач правого воспитания.
Основные моменты деятельности в направлении «Гражданин»:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения к ним учащихся;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; - формирование чувств долга, совести и справедливости.
Основные понятия направления «Гражданин»:
Право, закон, права и обязанности, правонарушение, долг, честь, преступление, ответственность, достоинство, личность, правовые нормы, Конституция, Конвенция о правах ребёнка.
Формы работы с классом в направлении «Гражданин»:
- тематические классные часы;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- дискуссии на тему «Я имею право на …»;
- просмотр видео и художественных фильмов по правовой тематике с обсуждением;
Ожидаемые результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет: Систему базовых национальных ценностей...
программа развития классного коллектива
В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...
Программа развития классного коллектива
Формирование личности младшего школьника через создание и развитие классного коллектива....
Программа развития классного коллектива
Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....
Программа развития классного коллектива 4 класса
Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...
Программа развития классного коллектива
В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...