Материалы для работы с учениками
опыты и эксперименты на тему
Как надо и как нежелательно себя вести ученикам, какие формы и методы обучения и воспитания желательно применять в настоящее время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14 КБ |
![]() | 58.5 КБ |
![]() | 21.28 КБ |
![]() | 17.57 КБ |

Предварительный просмотр:
9 фраз, которые нельзя говорить ребенку
► 1. Оставь меня в покое!
Вариантов у этого посыла может быть много: «отстань от меня», «не мешай», «я сейчас занят», «уйди, дай мне заняться своими делами» и так далее. В результате частого произнесения этих фраз у ребенка формируется модель детско-родительских отношений, в которых его место – далеко не первое. В дальнейшем это неизбежно скажется на взаимоотношениях родителей и подросших детей. В самых сложных случаях посыл «уйди отсюда, не мешай» может быть воспринят ребенком буквально:
► 2. Ты такой…
Ярлык, повешенный на ребенка в детстве, с высокой долей вероятности окажет влияние на формирование его характера. Даже в уменьшительно-ласкательной форме такой ярлык неизбежно нанесет вред. «Глупенький», «капризный», «ленивый» – всего этого лучше не употреблять в общении с детьми. И ни в коем случае нельзя повторять такие слова по нескольку раз. Особенно психологи советуют избегать негативно окрашенных ярлыков, хотя и влияние нейтральных и положительно окрашенных «кличек» еще не до конца изучено.
► 3. Не плачь
Это одна из наиболее часто употребляемых родителями фраз. Повторяя ее, вы даете понять ребенку, что его чувства или происшествия, из-за которых он плачет, недействительны, недостойны внимания, незначительны. Если ребенок плачет, то гораздо более действенным способом прекратить плач будет пожалеть ребенка, показать, что вы понимаете и принимаете его чувства.
► 4. Почему ты не можешь быть как ...?
Подобные сравнения с сестрой, братом, соседским ребенком или кем-то другим опасны не только тем, что могут родить долгосрочную обиду и ревность, но и тем, что они в состоянии спровоцировать негативную реакцию, нежелание делать то, что вы от ребенка хотите.
► 5. Поторапливайся
Понятно, что особенно часто такая фраза звучит в тот момент, когда родители торопятся. В такие моменты хочется, чтобы ребенок шевелился как можно быстрее, а он, копается и возится, отвлекаясь на все подряд. Возможно, что точно такое же его поведение в более спокойные моменты не вызывает вашего раздражения, и вы его даже не замечаете. Если фраза постоянно произносится раздраженным или обвиняющим тоном, то заставляет ребенка чувствовать то, что родитель им недоволен, что он причиняет неудобство. Если такая ситуация повторяется ежедневно или даже по нескольку раз в день, ни к чему хорошему это не приведет.
► 6. Молодец!
Что плохого может быть в этой распространенной поощрительной реплике? Однако психологи утверждают, что при частом употреблении одной и той же фразы в качестве похвалы, она становится обезличенной, обесценивается. Ребенок начинает воспринимать ее как некий механический ответ, и на подсознательном уровне перестает придавать ему какое-либо значение. То есть механически сказанное «молодец» равняется в его восприятии полному отсутствию какой-либо похвалы. Так что даже хвалить ребенка лучше каждый раз по-разному, не используя одних и тех же выражений
► 7. Дай-ка я тебе помогу, у тебя не получается
Психологи считают, что такая фраза, повторяемая изо дня в день, программирует ребенка на неудачу. Он заранее готов к тому, что у него не получится, но мама все за него сделает. К слову сказать, в определенном возрасте у ребенка начинается период «я сам», во время которого произнесение такоей фразы даже может спровоцировать нешуточный конфликт!
► 8. Возьми, только успокойся!
Частая перемена строгого запрета на вымученное разрешение подсказывает ребенку, что таким способом (нытьем, криками, истерикой, капризами) он может добиться от родителей чего угодно.
► 9. Быстро прекрати!
Немедленно помолчи, сейчас же успокойся, живо, скорее, кому сказали... Ни с кем, кроме ребенка, вы бы не позволили себе разговаривать в подобном тоне, правда ведь? Ребенок на такое обращение тоже обижается, чувствуя себя при этом еще и абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы "перестать" и "успокоиться" начинает протестовать. Малыши плачут и капризничают, подростки бросают "отстань" и замыкаются в себе.
Предварительный просмотр:
Действующие лица:
Ведущий
Хитрый Мышонок
Мама – Мышка
Мышка – учитель математики
Мышка – учитель литературы
Мышка – учитель истории
Мышка – учитель географии
Мышка – учитель физкультуры
Лень
Мышата
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущий (Мышонку):
Эй, ты что? Опять в постели?
Снова дышишь еле-еле?
Снова в школу не пойдёшь?
Ты ж без школы пропадёшь!
(зрителям)
Раз такое вышло дело,
То теперь могу я смело
Рассказать о том, что было!
Как чуть-чуть не погубила
Мышку Лень!
Итак, смотрите!
Ничего не пропустите!
КАРТИНА 1
Комната мышей. Мышка-мать и Мышонок.
Ведущий:
Говорила Мышка в норке:
Мышка-мать:
Ты, Мышонок, не ворчи!
Кто принёс вчера мне “двойку”
И за упражненье “тройку”?
Так что стой и не кричи!
Ведущий:
Хитрый серенький Мышонок
Лапки, хвостик трёт спросонок,
Хрупким плечиком поводит,
К зеркалу с трудом подходит,
Говорит:
Мышонок (рассматривает своё отражение):
Посмотрите, что за вид?
Голова моя болит,
Спинку ломит на беду…
(матери)
Как я в школу-то пойду?
(объясняет)
Ты прикинь: уроков – шесть!
Не дадут ни спать, ни есть!
А бесплатное питанье –
Лишь желудку наказанье!
(оживляется)
Если б …йогурты давали,
Да … сметанки добавляли,
Да … пирожное … с кефиром,
Да … швейцарского бы сыру…
(вспомнил, что надо болеть, канючит)
Не болел бы я тогда,
Не случилась бы беда!
(твёрдо)
Не могу ходить я в школу!
Посмотри: вид невесёлый –
Чёрные потухли глазки,
Серые обвисли ушки…
(кричит)
Не рассказывай мне сказки:
Ведь болезнь-то не игрушка!
(жалобно)
Ох, как дует из дверей!
Дай мне градусник скорей!
(Мышонок видит, что градусник показывает нормальную температуру, и начинает постукивать по нему лапкой, чтобы температура поднималась)
Мышонок (ворчит):
Как учиться надоело!
Ну кому какое дело,
Будет кто к кому ходить?
Ведь учитель, чтоб учить
В школу каждый день приходит
И уроки там проводит.
Пусть теперь ко мне идёт
И все знанья мне несёт!
(укладывается поудобнее на диване)
Буду делать я заданья
Тут же, лёжа на диване.
Разве повредят уму
Их ученья на дому?
Ведущий:
Побежала Мышка-мать
Педагогов в гости звать.
(К Мышонку прибегают в гости Мышата, включают громкую музыку.Мышонок веселится и пляшет вместе со всеми)
КАРТИНА 2
Ведущий:
Первая Мышка – математик
Подошла к его кровати.
Мышка – математик:
Ну, дружочек, как дела?
Голова твоя прошла?
(трогает лапкой лоб)
Жара будто бы и нет.
Что ж, тогда мне дай ответ
Ты задаче 27
(про трубу и про бассейн).
А потом ты рассчитай
Скорость пешехода,
Что из пункта “А” идёт
В ясную погоду.
А затем…
Мышонок:
Ещё задачу?!
Мама! Я сейчас заплачу!
Что же за напасть такая?
Помогите! Умираю….
(Мышка-мать бросается к кровати.Математик в ужасе убегает)
Ведущий:
Побежала Мышка-мать,
Чтоб географа позвать.
(Мышонок тем временем бросается к зеркалу, строит рожицы)
КАРТИНА 3
Ведущий:
Вот приходит в дом учитель,
Слово молвит:
Мышка – учитель географии:
Не хотите ль
Рассказать мне о морях,
Океанах и горах,
О проливе Лаперуза –
Это вовсе не обуза!
Если глобус ты узнаешь,
Будешь с картою “наты”
Путешественником станешь,
Все исполнятся мечты!
Ведущий;
Хитрый серенький плутишка отвечает:
Мышонок:
Это слишком!
Голова моя болит!
И в ушах гудит, гудит!
Глобус, карта, параллели,
Ураганы, бури, мели…
Ох, как сложно! Да к тому же
Это вовсе мне не нужно!
Как мне плохо! Ах! Ужасно!
Ох! Не мучь меня напрасно!
(Мышонок валится на диван, Географ, теряя карты, исчезает за дверью. Мышка-мать, покачав головой, отправляется за следующим учителем)
КАРТИНА 4
Ведущий:
Побежала Мышка-мать
Литератора позвать.
Мышка – спец в литературе,
Этикете и культуре,
Важно села у дивана.
Мышка – учитель литературы:
Ну, скажи мне без обмана,
Что ты знаешь о былине?
(Это снова в моде ныне!)
Знаешь ли богатырей?
Отвечай мне поскорей!
А ещё за воскресенье
Выучи стихотворенье.
Мышонок:
Как?! Учиться в выходной?!
Ах! Мне плохо… Ой! Ой! Ой!
(Все убегают. Мышонок один. Гремит музыка. Мышонок развлекается)
Ведущий:
Побежала Мышка-мать,
Чтоб историка позвать.
КАРТИНА 5
Мышка – учитель истории:
Ну-с, мой друг,
Скажи-ка мне,
Что ты знаешь о Петре?
Расскажи мне о реформе
В языке, науке, форме,
Как он строил чудо-град?
Я послушать буду рад!
Мышонок:
Ах! В боку вдруг закололо!
Да!!! Пора мне на уколы
В поликлинику бежать!
(вскакивает с дивана)
Только бы не опоздать!
А история… вот-вот!
И до завтра подождёт!
(Учитель, Мышка-мать и Мышонок уходят.Мышонок тотчас возвращается, включает телевизор и усаживается на диван)
КАРТИНА 6
Ведущий:
Побежала Мышка-мать
Физкультурника позвать.
Мышка – учитель физкультуры со скакалкой:
Раз! Два! Раз! Два!
Не болит пусть голова!
Три! Четыре!
Ноги шире!
Маршируем по квартире!
Пять! Шесть!
На пол сесть!
На ночь надо меньше есть!
Наклоняемся вперёд!
Тянем лапки! Так! Так! Вот!
Где же хвостик? Что случилось?
Что опять не получилось?
Лапка сломана? Бедняга!
Да, попал ты в передрягу
Где же мама? (Зовёт)
Мышка-мать!
Надо доктора позвать!
Все убегают. Мышонок один.
Мышонок:
Наконец-то все отстали!
(зрителям)
Вы кошмар такой видали?
Все хотят меня учить!
А когда ж я буду жить?
(потягивается)
Мне б сходить на дискотеку,
Поболтать по телефону,
Пошерстить видеотеку –
Это дело мне знакомо!
К парикмахеру б слетать,
Ролики бы обкатать!
Нет! Изволь сидеть, учиться!
Так же, братцы, не годится!
Так дойдёшь и до могилы!
Лень (появляясь из тёмного угла, ласково):
А послушай-ка, мой милый!
Должен ты себя любить
И уроков не учить!
Ты, милок, не утруждайся!
Полежи и отдохни!
Никого не дожидайся,
Не работай, а юли.
Ты лежи, копи жирок
Не на день – надолго, впрок,
Покрывайся пылью, мхом –
Не отмыться чтоб потом.
А затем, когда две ручки
Превратятся в ручки-крючки –
Я схожу и за Котом… (облизывается).
Помешать мне только школа
Может и народ весёлый,
Что спешит с утра к уроку.
Но тебе немного проку
В том – они далёко.
Чую, помощь не придет.
Где же мой дружочек Кот?
Мышонок:
Караул! Спасите! Братцы!
Помогите оторваться
От дивана! Эй, друзья!
Мне без вас никак нельзя!
Школа, милая подруга,
Не оставь в беде ты друга!
Мне пришли учителей!
Всех! Всех вместе! Поскорей!
Дай спасительный звонок!
Чтоб никто, никто не смог
Удержать меня вдали!
Мышки! Школа! Помоги!
Все мышки-учителя:
Рады мы, что ты здоров!
Что не нужно докторов!
И лекарства не нужны!
Ну, а мы теперь должны
Знания помочь добыть
И от Лени оградить!
Обещай, что все уроки
Посещать ты будешь в сроки.
Коль изволишь опоздать –
Лень с Котом придут опять,
Уж ни чем их не удержишь…
Обещай, что слово сдержишь!
Мышонок:
Буду помнить я всегда,
Что со мной случилось,
Как ужасная беда,
Чуть не приключилась,
Обещаю Вам не врать,
Не остаться с краю,
Все уроки посещать
Твёрдо обещаю!
Мышки – учителя:
Сказка – ложь,
Да в ней намёк –
Добрым молодцам урок!
Твёрдо нужно детям знать,
И мышатам тоже,
Что невежество прогнать
Лишь учитель сможет.
Только он подарит знанья,
Всем Вам даст образованье,
В жизни главные пути
Он поможет вам найти.
Уважайте и любите
Вы своих учителей!
И с улыбкой к ним бегите
В Вашу школу поскорей!
Теремок
Экологическая сказка
Действующие лица
- Автор
- Лягушка
- Заяц
- Белка
- Муравей
- Енот
- Волк
- Медведь
Автор
Лягушка
В ожидании чудес
Мы пойдём тропинкой в лес.
Туда, где сосны рослые
Касаются небес.
Вот стоит тут теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота
Эй, замочек отвались, отвались!
Теремочек отворись, отворись!
Подходит, к теремку.
Ква - ква!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Заходит в теремок.
Ква - ква!... Тишина ...
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Тут и чистая вода,
(Домик прямо у пруда).
Всюду водится еда.
Ам, ам — кушает комаров.
Я отсюда - никуда!
Автор
Заяц
Прыгал зайчик через лесок
И увидел теремок.
Это, что за теремок, теремок, Он не низок, не высок
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка
Я лягушка - квакушка. А ты кто?
Заяц
Лягушка
А я заяц - побегаец,
Ушки торчком,
Всюду бегом.
Разреши мне здесь пожить,
Буду верно я служить.
На столе зимой нехватка витаминов.
Закуплю семян я лучших в магазине.
Будет нам подспорьем грядка,
А морковка сладкой - сладкой.
Так и быть, пожалуй в дом. Веселее жить вдвоём.
Автор
Белка
Мимо белка пробегала,
К теремочку прискакала.
Это, что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живёт,
Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка Заяц
Я, лягушка - квакушка.
Я, заяц - побегаец, Ушки торчком, Всюду бегом.
А ты кто?
Белка Я, белка - веселуха
По ёлкам скакуха.
В домик вы меня впустите
И жильцом к себе возьмите.
Буду двор я в чистом виде содержать, Ловко хвостиком дорожки подметать^
Да орешки и грибки заготовлять.
У белки на шее бусы из грибов и шишек.
Заяц строго Собирала ты не с краю?((показывает на грибы)
Я про качество не знаю ...
Может сплошь всё ядовито,
Химикатами покрыто?
Белка Обиженно, чуть не плача..
Что ты, что ты, обижаешь,
Я в глуши живу, не знаешь?
Этот фрукт не заграничный -Наш, родной, экологичный!
Лягушка Без обид, пожалуй в дом.
Лягушка и заяц Веселее жить втроём.
Автор Мимо муравей бежит,
В дверь стучит, Торопясь говорит:
Муравей Ой, пустите, пустите меня.
Спастись я хочу от огня.
Мимо нас человек проходил, Сигарету не затушил.
И от искорки одной
Запылал мой дом родной.
-
Животные хватают телефонную трубку, говорят по очереди.
Лягушка Заяц
Вызываем МЧС! Приезжайте срочно в лес!
Белка Лягушка Заяц Белка
Заяц
Все
Муравейный дом спасите!
Вы пожар остановите
Возле ёлки у пруда,
Вызов принят? «Нет» иль «да»?
Кладёт трубку и сообщает.
В МЧС мне доложили,
Что пожар тот потушили.
Не печалься, муравей,
Ну - ка, белка, чай налей!
С медициной я дружу,
Перву помощь окажу.
Бинтует лапку муравья.
Добрый друг, пожалуй в дом, Будем жить мы вчетвером!
Автор
Енот
Так они неплохо жили
Потому, что все дружили.
Как-то раз к лесным собратьям Постучался полосатик
-Этот странный зверь лесной Любит стирку под сосной.
А у нас такой обычай,
Всю добычу полоскать,
А потом уже съедать.
По ночам я здесь рыщу. Раков, рыбу отыщу,
В воду пищу опущу, Полощу и полощу.
Автор Енот
В домик просится енот.
Как назло «подсел» мобильный, Позвонить бы на завод!
Животные Енот
А какой?
Автомобильный.
Еноту дают телефон и он звонит.
Енот возмущённо Век, конечно, скоростей
И машины всех мастей.
Нужно, правду говорят, Расширять модельный ряд.
Но зачем же весь мазут Выпускать опять в наш пруд? Разбирались в прошлом годе, Навели порядок вроде.
Ну, а в этом, что опять Предлагаешь воевать?
У меня в мазуте шкура.
Все приборы очистные -Настоящая халтура.
Медведь Это - главный инженер.
Успокойтесь всё в порядке! Принято с десяток мер.
Устраним мы неполадки!
Лягушка Что же делать нам с тобою?
Белка Растворителем отмоем.
Оттирают мазут со шкурки енота.
Муравей Заходи, пожалуй, в дом.
Все Будем жить мы впятером!
Автор
Только вот из чащи тёмной Появился волк бездомный, Постучался у ворот» Хриплым голосом поёт.
Волк
Это что за теремок?
Из трубы идёт дымок.
Видно варится обед,
Есть тут звери или нет?
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Лягушка Заяц
Белка
Муравей Енот
Волк
Муравей
Заяц Волк
Белка
Волк
Все
Автор
Я, лягушка - квакушка.
Я, заяц - побегаец, Ушки торчком, Всюду бегом.
А ты кто?
Я, белка – веселуха,
По ёлкам скакуха.
Я, муравей - сил не жалей.
Я, енот - мохнатый живот. А ты кто?
Я, волчок серый бочок. Возьмите меня к себе жить, Буду верно вам служить, Чутко домик сторожить!
А зайчонка ты в июне
Чуть до смерти не загнал?
Да, да, да!
Я шутя. Прошу прощенья. Сам себя не понимал.
Кто на ели острой лапой Своё имя нацарапал?
Я исправлюсь и улажу. Лесным варом всё замажу. Вы поверьте мне, друзья. Будем, как одна семья.
Так и быть, пожалуй, в дом, Будем жить мы вшестером.
Стоит терем-теремок, Теремок.
Он не низок, не высок, Не высок.
И пока теремок - на замок.
Будет спать до утра теремок.
Лягушка В ожидании чудес
Заяц Мы пришли тропинкой в лес*.
Белка Туда, где сосны рослые
Муравей Касаются небес,
Енот Где сказки шепчут ели,
Медведь Берёзы и дубы,
Волк Где ягоды поспели
Автор И выросли грибы,
Все животные Где чистое небо,и речка, и пруд -Всё Родиной это любимой зовут!
Явление Десятое. Сценка про Учителя.
Ведущий
Вот какой загадкой я
Всех вас озадачу:
Он не меньше чем семья
Для детишек значит.
Им расскажет обо всем,
Что его ни спросят,
Для него особый дом
Открывает осень.
Скоростей и шума там
Он ограничитель.
Угадать не сложно нам,
Кто же он?
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Учитель!
Из-за кулис выходит Учительница. Ведущий и зрители аплодируют.
Ведущий (зрителям)
Ну-ка, хлопайте сильней,
Сил что ль маловато?
Ведущий аплодирует очень сильно, часто и громко.
Учительница (Ведущему)
Хватит, руки не отбей!
(зрителям)
Здравствуйте, ребята!
Про профессию свою
Расскажу с охотой.
Всю себя ей отдаю.
Даже по субботам.
Никого меня нужней
Никогда не будет.
Я тружусь, чтоб из детей
Вырастали люди!
Их учу читать, писать,
Говорить красиво,
Без компьютера считать
Яблоки и сливы.
Помогаю стать умней –
Если не учиться,
В настоящих дикарей
Можно превратиться.
Нынче век такой настал:
Знаний нет – уволен.
Кто хоть кем-то в жизни стал,
Тот учился в…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Школе!
Учительница
Ставь благую в жизни цель –
Школа путь укажет,
Так что глупо свой портфель
Зарывать на пляже.
Школа – это знаний храм,
Глупости могила!
Ведущий
Расскажите, что же там
Ждет малюток милых!
Учительница (строго)
Так их звать оставим мы
Бабушке и маме,
В школе все они должны
Стать…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Учениками!
Петров и Баранкин выбегают на сцену и дерутся портфелями.
Учительница
Эй, Петров! Баранкин, эй!
Не убейтесь, часом!
Петров и Баранкин убегают со сцены.
Учительница
Это сборище детей
Называют…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Классом!
Ведущий
Как же дети узнают,
С кем и где учиться?
Учительница
Классам имена дают,
Трудно заблудиться:
Первый «А» и Первый «Б»…
Все легко и просто.
Мой, к примеру, Третий «Б».
Учительница показывает табличку с названием класса.
Ведущий
Шутите?
Учительница
Серьезно!
Ведущий
Цифрой с буквой обзывать
Целый класс нечестно!
Почему бы не назвать
Как-то интересно:
Например, жуки, сурки,
Роботы, драконы…
Учительница (назидательно)
Здесь не лагерь у реки,
Пусть играют дома.
Строгости порой нужны,
Есть на то причины:
Мы воспитывать должны
В детях…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Дисциплину!
Звенит звонок.
Ведущий (испуганно)
Это что еще?
Учительница
Звонок!
Первый – самый лучший!
Ведущий
Только чудом не оглох –
Просто дьявол сущий!
Слышно даже на крыльце!
Учительница
Он напомнит к сроку
О начале и конце
Каждого…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Урока!
Учительница
Покажу я вам сейчас,
Как урок проходит.
Третий «Б»! Пройдите в класс!
На сцену выходит отличница Круглова, следом за ней вбегают Петров с Баранкиным.
Петров (уныло)
Всё! Конец свободе!
Петров дергает Круглову за косичку.
Круглова
Ай! Пусти! Отстань, дурак!
Петров (развязно)
Ни вчера, ни завтра!
Петров снова дергает Круглову за косичку. Круглова пытается стукнуть его портфелем, он пытается убежать. Учительница его останавливает.
Учительница (строго)
Хватит бегать. Вам пора
Снова сесть за…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Парты!
На сцене появляются три парты и доска. Ученики занимают места, при упоминании их фамилий они встают и сразу садятся.
Учительница
Так! Круглова…
Круглова (звонко)
Здесь!
Учительница
Петров…
И Баранкин…
Учительница достает и раскрывает классный журнал.
Учительница
Дале,
Надо мне учеников
Записать в…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Журнале!
Учительница
В нем всё нужно отмечать,
Кроме оправданий.
Вижу, ты, Петров, опять
Не решил заданий.
Петров (возмущенно)
А чего все время я?
Учительница (весело)
Ты – звезда недели!
Где тетрадь, любовь моя?
Петров
Крокодилы съели!
Я их стукнул по башке.
Баранкин (затаив дыхание)
А они что?
Петров
Плачут!
Учительница (нетерпеливо)
Хватит врать! Иди к доске
И реши задачу.
Петров встает и понуро идет к доске.
Учительница
На сюжет не осерчай:
За беседой милой
У Петровых пили чай
Восемь крокодилов.
Баранкин и Круглова хихикают.
Петров
Вот это ,да!
Учительница
А один
Этикет нарушил,
Съел тетрадь Петрова и
Даже чашку скушал.
А теперь, Петров, скажи,
Сколько чашек целых,
И решенье запиши
На доске нам…
Ведущий подает зрителям условный знак.
Зрители
Мелом!
Учительница дает мел Петрову.
Круглова (тянет руку)
Можно я? Ну, можно я?
Учительница
Перестань, Круглова!
Спрашивать одну тебя
Школа не готова.
Петров (Кругловой шепотом)
Подскажи!
Круглова (принципиально)
Да ни за что!
Баранкин (шепотом)
Семь!
Круглова (громко, чтобы Петров не расслышал Баранкина)
Кашляет: кха-кха!
Петров (с досадой)
Зараза!
Учительница (Баранкину строго)
Не подсказывай, не то
Выведу из класса.
Баранкин
Подло другу не помочь,
Это всем известно!
Учительница (назидательно)
Если ты помочь не прочь!
Делай это честно:
Он не понял – объясни,
Дружба – это сила!
Если друг, то победи
Лживых крокодилов!
Сделай так, чтоб друг твой сам
Все решал задачи,
И ходил с тетрадкой к нам –
Не с враньем кусачим!
Что, возьмешься за него?
Баранкин
Это слишком сложно!
Круглова (мстительно)
Перевоспитать его
Просто невозможно!
Он – бездельник и дурак!
Петров подходит к Кругловой и дергает ее за косичку, она бьет его учебником по голове.
Учительница
Перестаньте драться!
Посчитал ты или как?
Сколько чашек?
Петров
Двадцать!
Правильно?
Учительница
К несчастью, нет!
Петров
Пять?
Учительница
Неверно снова.
Кто даст правильный ответ?
Круглова тянет руку.
Учительница
Говори, Круглова!
Круглова
Семь!
Баранкин (ворчливо)
Ну, что я говорил!
Петров
Громче надо было!
Учительница
Где дневник, Петров?
Петров (вызывающе)
Забыл
В пасти крокодила!
Он его пережевал,
Выплюнул в помойку!
Можете себе в журнал
Ставить вашу двойку!
Ведущий (негодующе)
Вот кому влепил бы я
«Кол» за поведенье!
Учительница
Нет, профессия моя
Требует терпенья!
Петров
Натерпелся будь здоров:
Яблоки плюс сливы!
Учительница
Ты ведешь себя, Петров,
Очень не красиво!
Петров (запальчиво)
На вот, школа! Получи!
Петров швыряет в доску свой портфель.
Петров (учителю и классу)
Вы мне надоели!
Принцем, не сходя с печи,
Стал дурак Емеля!
Так что и без школы я
Хорошо устроюсь,
Вместо печки у меня
Будет целый поезд!
Я себе настрою дач
И гараж ракетный,
Будет собственный циркач…
Учительница
Да, мечтать не вредно!
Мне, друзья, уже сейчас
Просто догадаться,
Что получится из вас
Лет так через двадцать.
Дети за партами исчезают. Вместо них появляются взрослые – Доктор Круглова, Повар Баранкин и обросший шерстью похожий на бомжа Дикарь Петров.
Доктор Круглова
Я теперь известный врач,
Все лечу болезни!
Повар Баранкин
Я умею печь калач –
Он лекарств полезней!
Учительница
Ну, а ты кем стал, Петров?
Ты чего добился?
Дикарь Петров (со вздохом)
Деградировал и вот
В это превратился!
Доктор Круглова (в ужасе)
У него на теле – шерсть!
Дикарь Петров (жалобно)
С каждым днем все хуже.
Я таким, каков я есть,
Обществу не нужен.
Из меня совсем никто
В жизни получился.
Очень я жалею, что
В школе не учился.
Сам теперь тому не рад –
Финиш ниже старта.
Вот бы все вернуть назад,
Снова сесть за парту.
Учительница
Хочешь в первый класс приму?
Дикарь Петров (с надеждой)
Можно? Вы серьезно?
Учительница
Да! Учиться никому
Никогда не поздно!
Вот: учебники, портфель…
Учительница достает и дает Дикарю Петрову его портфель.
Дикарь Петров
Да, теперь я знаю,
Щук и печек для Емель
В жизни не бывает!
Я от лени обрастать
Шерстью перестану.
Сдам экзамены, опять
Человеком стану!
Звенит звонок.
Учительница
Вот и прозвенел звонок.
Нам пора прощаться.
Наш закончился урок,
Не успев начаться.
Доктор Круглова и повар Баранкин дарят Учительнице букеты цветов.
Доктор Круглова
Вам! За то, что помогли
Вывести нас в люди!
Повар Баранкин
Мы вас помнить и любить
Долго-долго будем!
Учительница уходит. Ведущий, зрители и герои на сцене ей аплодируют.
Ведущий
Раз! И кончилась игра –
Правила такие!
Расставаться нам пора,
Гости дорогие!
На чуть-чуть, не насовсем!
Я даю вам слово!
Так все делают затем,
Чтоб встречаться снова!
Конец.
Олеся Емельянова
Как Лиса училась летать
Русская народная сказка
для чтения и представления
Продолжительность спектакля: 1 минута; количество актеров: от 1 до 3.
Действующие лица:
Лиса
Журавль
Рассказчик
Рассказчик
Повстречал журавль лисицу
На пригорке как-то раз.
Лиса
Как завидую я птицам!
Вот бы тоже мне сейчас
Лапами взмахнуть, и в небе
Словно горлица парить.
Пригодилось это мне бы…
Журавль
Да уж, что и говорить.
Я всю жизнь, лиса, летаю,
Как хочу и где хочу.
Все премудрости я знаю
И в два счета научу!
Рассказчик
Посадил журавль на спину
Гордую собой лису.
Взмыл под облака да скинул.
Журавль
Буду ждать тебя в лесу.
Ну а чтобы вниз не падать,
Чаще крыльями маши!
Рассказчик
А лисица бы и рада,
Только нечем. В камыши
Рухнула она, и чудом
Из нее не вышел дух.
Лиса
Все равно летать я буду!
Я лиса, а не петух!
Рассказчик
Вот журавль к лисе спустился.
Журавль
Научилась ты летать?
Лиса
Научиться – научилась.
Ой, не сесть мне и не встать!
Очень больно приземляться –
Еле ноги волочу…
Журавль
Надо больше упражняться!
Лезь на спину, прокачу!
Рассказчик
Взмыл с лисой он в поднебесье,
Выше туч и облаков.
Журавль
Каждый день бываю здесь я!
Лиса
Ты давай без дураков!
Как удачно приземлиться,
Мне подробно расскажи.
Журавль
Вот тебе совет, лисица –
Чаще крыльями маши!
Рассказчик
Снова вниз лиса упала,
В землю с головой ушла.
Только через месяц встала.
Лиса
Еле кости собрала!
По земле ходить привычней,
Птицей мне уже не стать!
Говорит мой опыт личный,
Вредно по небу летать!
Олеся Емельянова
Вершки и корешки
Русская народная сказка
для чтения и представления
Продолжительность спектакля: 1 минута; количество актеров: от 1 до 3.
Действующие лица:
Мужик
Медведь
Рассказчик
Рассказчик
Близ деревни в темной чаще
Очень страшный жил медведь.
То корову в лес утащит,
То начнет в ночи реветь.
А людей к своей опушке
Он совсем не подпускал,
И не сосчитать кукушке,
Скольких здесь он заломал.
Медведь
Я Медведь – хозяин леса!
Что хочу, то ворочу.
На любой рожон полезу,
Руки-ноги оттопчу!
Рассказчик
Все медведя опасались,
Обходили за версту.
За дровами не совались
Да не драли бересту.
И по ягоды подружки
Не решались в лес ходить.
Но затеял у опушки
Федор репу посадить!
Только борозду вспахал он,
Вышел из лесу Медведь.
Медведь
Ух, расправлюсь я с нахалом,
Ну, нельзя же так наглеть!
Али ты, мужик, не знаешь,
Что моя кругом земля?
Мужик
Не волнуйся, урожаем
Поделюсь с тобою я!
Все вершки твои по праву,
Ну а мне хоть корешки.
Медведь
Мне слова твои по нраву!
Рассказчик
От опушки до реки
Не страшась расправы, Федя
Землю всю перепахал.
Ну а осенью медведю
Честно всю ботву отдал.
Очень был Медведь доволен,
Но попробовав вершок,
Разбросал все в чистом поле.
Медведь
Дай-ка мне свой корешок!
Рассказчик
Дал мужик, куда деваться,
А Медведь, как репку съел,
Начал громко возмущаться,
Что есть мочи заревел.
Медведь
Корешки твои-то сладки!
Обманул! Ну, погоди!
У меня свои порядки –
Больше в лес не приходи!
Рассказчик
Но не испугался Федя.
Мужик
Ты меня, Медведь, не трожь,
Мы ведь все-таки соседи.
Вот весной посею рожь,
Так и быть, себе в убыток
Корешки тебе отдам.
Медведь
Ладно, прошлое забыто,
Все поделим пополам!
Рассказчик
Так они и порешили,
В мире жили целый год,
Вместе поле сторожили
И пололи огород.
Рожь поспела, в чисто поле
К Феде вновь пришел Медведь.
Медведь
Отдавай-ка мою долю,
Мы договорились ведь.
Мужик
Нынче урожай немалый,
Корешков-то целый воз.
Ну, прощай! Твое отдал я,
А свое домой повез.
Рассказчик
Хоть медведю и достались
В этот раз все корешки,
Но по вкусу оказались
Даже хуже, чем вершки.
Рассердился он на Федю,
Лошадь съел его со зла.
И у мужика с медведем
Лютая вражда пошла!
Конец.
Олеся Емельянова
Пес и Лиса
Русская народная сказка
для чтения и представления
Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: от 1 до 3.
Действующие лица:
Лиса
Пес
Рассказчик
Рассказчик
Как-то под великий праздник,
Из лесу придя с мешком,
Забралась лиса в курятник
Поживиться петушком.
Лишь взялась она за дело,
Пес дворовый поднял лай.
Пес
Ишь, чего ты захотела,
Ну-ка, выходи давай!
Гав!
Лиса
Да я не виновата,
По-соседски я зашла.
Не поверишь, но я брата
В петушке себе нашла!
Пес
Гав! Гав! Гав! Тебя поймаю,
Шкуру рыжую спущу.
Я тебя, плутовка, знаю,
И злодейства не прощу!
Рассказчик
Бросилась лисица к лесу,
Пес за нею по пятам.
А лиса в нору залезла,
Да и притаилась там.
Пес
Выходи! Гав! Гав!
Лиса
Не выйду!
Тоже дурочку нашел!
Ты погавкал бы для виду,
Да домой скорее шел.
Ох, устала от погони!
Чтоб медведь тебя задрал.
Хоть догнать ты – не догонишь,
Но всю душу измотал!
Ох, вы лапки, мои лапки,
Что вы делали, когда
Я бежала без оглядки?
Лапки
Мы несли тебя сюда!
Лиса
А вы, глазки, мои глазки,
Делали вы что-нибудь?
Глазки
Мы смотрели без опаски
И показывали путь!
Пес
Выходи! Гав! Гав!
Лиса
Не выйду!
Вот противный, отвяжись!
Что пристал ты к инвалиду?
Что ты портишь людям жизнь?
А вы ушки, мои ушки,
Отвечайте на вопрос!
Где вы были?
Ушки
На макушке,
Слушали, где лает пес!
Лиса
А ты хвост, чем занимался,
От погони как спасал?
Хвост
Под ногами я болтался
И бежать тебе мешал!
Пес
Выходи! Гав! Гав!
Лиса
Ну, хвостик,
За измену отплачу!
Будешь мерзнуть на погосте!
Вот тебя я проучу!
Рассказчик
И лиса свой хвост пушистый
Показала из норы.
Пес в него вцепился быстро
И тащил до конуры
Вместе с ним и всю лисицу!
Думать надобно сперва –
Коль с хвостом не помириться,
Пропадет и голова.
Конец.
Олеся Емельянова
Лиса и Петух
Русская народная сказка
для чтения и представления
Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: от 1 до 3.
Действующие лица:
Лиса
Петух
Рассказчик
Рассказчик
Только солнышко над лесом
Показалось на вершок.
Спрыгнул петушок с насеста
И, расправив гребешок,
На плетень взлетел высокий,
Начал крыльями махать.
Петух
Солнце встало на востоке!
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!
Рассказчик
А тем временем лисица
Вдоль плетня в курятник шла.
Лиса
Петя, ты моя Жар-птица,
Этой встречи я ждала!
Для меня ты спой, дружочек,
Еще раз «Ку-ка-ре-ку!»
Золотой твой голосочек
Гонит прочь мою тоску.
Рассказчик
Прокричал петух польщенный
«Ку-ка-ре-ку» десять раз.
А лиса ему смущенно:
Лиса
Я готова целый час
Слушать, как поешь ты, Петя,
Песню сладкую свою
О закате и рассвете.
Петух
Хочешь, я еще спою?
Лиса
Что ты говоришь, не слышу,
Ты спустился бы ко мне.
Сядь хоть чуточку пониже,
Слаще будет песнь вдвойне!
Петух
Нет, лиса, домашним птицам
За плетнем нельзя гулять.
Лиса
Глупый, кто ж лису боится?
Хватит вредность проявлять!
Петух
Что ты, лисонька, конечно,
Не тебя – других боюсь!
Быть негоже мне беспечным.
Лиса
Друг сердечный мой, не трусь!
Давеча указ издали –
Всем на свете в мире жить!
Слабых чтоб не обижали…
Так что, Петь, давай дружить!
Петух
Это хорошо, лисичка,
Вижу, псы сюда бегут.
Раньше бы тебя, сестричка,
В клочья разорвали тут.
А теперь чего бояться?
Лиса
Все же, Петя, я пойду.
Петух (ехидно)
Ты куда? Могла б остаться!
Лиса (в сторону)
Как бы не попасть в беду!
Петух (смеется)
Зря бежишь, указ же вышел,
Псы тебя не тронут…
Лиса (обиженно)
Да?
Может, про указ не слышал
Пес их главный никогда!
Рассказчик
В лес лисица побежала,
Позабыв про свой обед.
Ведь она-то точно знала,
Что того указа нет!
Конец.
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ
Постановка проблемы. Курс русского языка в начальной школе вмещает огромный пласт знаний по орфографии, морфологии и синтаксиса. Учебный материал необходимо дать не только в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Поэтому на уроках грамматики для успешной реализации образовательной программы учителю необходимо вызвать интерес к предмету, создать ситуацию, рождающую положительные эмоции, то есть активизировать познавательную деятельность учащихся. Для создания чувств новины, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решить поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют проблемные ситуации на уроке.
Чтобы пользоваться проблемным методом, учитель должен научиться видеть явление во всех его опосредованиях, во всех связях с окружающим миром, всесторонне знать свой предмет. Только такое знание предмета позволит учителю свободно пользоваться проблемными методами обучения и разнообразными проблемными ситуациями.
Изложение основного материала. Процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации; высказывание предположений на проблемный вопрос; постановка учебной проблемы; выбор способа её решения; решение проблемы; проверка правильности решения.
По мнению С.И. Брызгаловой, процесс решения проблемной задачи на уроке в начальной школе происходит следующим образом [2]:
- предъявление задачи учителем;
- возникновение проблемной ситуации (осознание фактов, данных в задаче, как противоречивых);
- выход из проблемной ситуации (решение).
С.И. Брызгалова предлагает использовать на уроках в начальной школе разные способы решения проблемной ситуации [2]:
- проблемная задача полностью решается самим учителем с соблюдением всех этапов решения (проблемное изложение);
- решение выполняется учащимися под руководством учителя через систему проблемно-ориентированных вопросов (эвристическая беседа);
- вся задача или часть её решается школьниками в форме самостоятельного исследования (исследовательский метод).
- При создании проблемных ситуаций и вопросов учитель на уроках русского языка должен учитывать единство формы и содержания в языке, возможные противоречия между формой и содержанием, контрастные отношения разновидностей того или иного языкового явления, переходные, промежуточные явления, совмещающие в себе признаки разных языковых категорий.
Наиболее целесообразно, по мнению Г.Ф. Гавриловой, использовать методы и приёмы проблемного обучения тогда, когда учитель имеет дело с омонимичными формами, формами синкретичными, выражающими одновременно несколько значений, совмещающими форму одного явления, а значение другого [4].
Проблемные ситуации в зависимости от этапа обучения можно разделить на: 1) входные, 2) внутренние (тактические) и 3) итоговые, обобщающие.
Входные ситуации обычно используются на начальном этапе обучения, на примере на этапе формирования понятия о какой-либо части речи.
На занятиях по русскому языку могут быть широко использованы так называемые внутренние проблемные ситуации, которые призваны обеспечить познавательную активность в процессе изучения конкретного учебного вопроса, выполняя роль «тактических» приёмов при объяснения нового материала.
Наряду с проблемной ситуацией учитель может использовать проблемный вопрос, основанный на аналогии с уже изученным ранее явлением. Проблемный вопрос помогает не только закрепить изучаемый материал, но и повторить уже пройдённый ранее, раскрывая общее в противопоставленных явлениях – например, изменении существительного и глагола.
Например, при обучении имени существительного ведущим методом является введение на различных этапах урока элементов проблемной ситуации. Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, где традиционно объяснение осуществляет учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами «получают» необходимые сведения, т.е. как бы самостоятельно ведут исследования данного возраста.
При изучении имени существительного важнейшими являются следующие понятия: предметность, одушевленность и неодушевленность, родовая принадлежность и изменение по числам.
На всех этапах урока, на котором формируются грамматические знания, умения и навыки, не только возможно, но и необходимо использовать проблемную ситуацию, т. к. каждый раз решаются иные задачи и достигаются различные результаты.
На начальных уроках посвященных имени существительному дается представление не только о конкретной предметности, но и о предметах выделяемых абстрагированием мышления, что вызывает затруднение в понимании. Например: темнота, холод, и др. Здесь наибольшее понимание достигается путем комбинированного использования вопросов и различных форм наглядности. Вопросами побуждают учеников осмыслить новое для них явление, выделить в нем основные признаки и сформулировать правило. Наглядность служит «внешней опорой внутренних действий», т. е. на начальном этапе позволяет яснее представить характерные особенности изучаемых явлений [9].
Приведём пример, как на уроках объяснения предлагаются ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное.
Задание: Сравните правый и левый столбик.
Я ученик первого класса. Я первого класса.
В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.
Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель.
учебники и пенал.
Учитель задает вопросы.
1. Обе ли записи слов являются предложением?
2. Если нет, то почему?
3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?
4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.
После ответов учеников делается вывод, что слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» называются именами существительными.
В идеале проблемный вопрос с помощью преподавателя может сформулировать и сам ученик.
Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках возможно использование такого задания: «Из данных слов выпишите существительные: Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей».
Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать. Например, задание: Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор. «Шел сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал».
Формирование понятия рода. Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).
Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания: Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц: Волк, ворон, заяц, коров, лис , петух, собак.
Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова. Давайте это отметим вот таким квадратом
а) рассмотрим с вами слово волк:. Серый волк лежал на дороге. За серым волк гнались собаки. Что изменилось в слове волк(ом)?. Это мы и будем брать в квадратик.
б) рассмотрим слово лиса. Рыжая лиса бежала. Охотник увидел большую лис (у) Что изменилось в слове лиса (у). Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.
Проблемные вопросы и ситуации актуализируют имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, считает Г.Ф. Гаврилова, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы [4].
Постановка проблемного обобщающего вопроса и его разрешение могут сопровождаться заданием, связанным с экспериментом. Сам ход эксперимента ученики должны намечать самостоятельно, основываясь уже на полученных знаниях.
Проблемные ситуации и вопросы в большинстве своём основаны на разрешении противоречий, заключённых в реальных языковых фактах, когда разные языковые явления материально одинаковы или когда одна и та же форма несёт в себе одновременно несколько грамматических значений (синкретизм), т.е. нарушены однозначные соответствия между формой и содержанием [9].
Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нём сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общем и общее в совершенно различных на первый взгляд явлениях.
Выводы. Использование проблемности на уроках грамматики позволяет поднимать учеников начальной школы до более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент. Решение проблемных ситуаций является перспективным методическим приёмом, направленным на восприятие учащимися явлений языка в их системных (часто контрастных, противоречивых) связях и взаимодействиях.
Предварительный просмотр:
Требования к ведению тетрадей.
Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося: − по русскому языку:
1класс – прописи и тетрадь для печатания, рабочая тетрадь на печатной основе, входящие в УМК; - 2-4 классы - две тетради для текущих работ, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь для работ по развитию речи, рабочая тетрадь на печатной основе; тетрадь по чистописанию (на усмотрение учителя) входящие в УМК;
− по математике: 1 класс - рабочие тетради на печатной основе, со 2 полугодия наличие 1-2 рабочих тетрадей, 2-4 классы - две тетради для текущих работ, одну тетрадь для контрольных работ, кроме того, тетрадь на печатной основе (для контрольных работ) входящую в УМК;
− по окружающему миру - рабочие и контрольные тетради на печатной основе, входящих в УМК; − по литературному чтению допускается использование рабочих тетрадей на печатной
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих работ, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работе для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш или зелёную ручка (по выбору учителя).
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
Тетради учащихся 1-го класса подписывает только учитель. Тетради учеников 2-4-х классов подписываются самими учащимися. По усмотрению учителя в 1 четверти 2 класса единичные тетради могут быть подписаны учителем.
Не допускается наклеивание стикеров и этикеток с надписями. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:
Тетрадь для работ
по русскому языку
ученика(цы) 2 класса а средней школы 618
Фамилия Имя
Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке
Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя
Оформление письменных работ по русскому языку
После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей). При оформлении красной строки надо делать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.
В ходе всей выполняемой работы не пропускаем ни одной строки. При оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 3-го класса записываются число и полное название месяца. (1 декабря).
В 4-ом классе в записи числа пишутся имена числительные прописью. (Первое декабря.) Запись названия работы проводится на следующей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Классная работа. Домашняя работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения указывается на полях (краткая форма записи). (Упр. 14.)
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например: Iвариант. Iв. Все подчеркивания и выделение орфограмм проводятся остро отточенным простым карандашом по линейке или зелёной ручкой (по выбору учителя).
При письменном морфемном разборе слов необходимо четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначать эти морфемы простым карандашом (зелёной ручкой) надлежит более точно.
При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
При проверке работ учитель неправильное написание зачеркивает одной чертой, сверху записывает правильное.
. Оформление письменных работ по математике
В тетрадях по математике число пишется: 1 класс - в период обучения грамоте пишется цифра, ограниченная дефисами (например -1-), затем цифра и название месяца (1 марта)
В тетрадях по математике между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
Запись названия работы проводится по центру рабочей строки, через одну клетку от предыдущей записи, т.е. на 2 клетке.
Например: Классная работа (Домашняя работа)
Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 4 клетки вправо, пишем на пятой.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи.
Все записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Роль операции с простым карандашом остается той же.
Ответ у задачи записывается следующим образом: Ответ: привезли 7 ящиков с фруктами.
Организация работы над ошибками
Работа над ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может проводиться на следующий день. Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку, так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы в МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Данные материалы выбраны, как самые действенные и удачные....
Материалы для работы с родителями
В папке имеются буклеты, рекомендации для родителей...

Проект «Создание банка игровых материалов для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Описание игрового материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР...

Презентация "Оценивание отдельных (текущих)материалов поступающих в портфолио ученика начальных классов"
Оценивать материалы портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). В этой презентации показаны фрагменты материалов из портфолио ученика....
Материалы для работы по ПДД
Материалы для работы по ПДД...
Реки Ярославской области Результат проектноя деятельности по изучению водоёмов (рек) Ярославской области. Работа выполнена учеником 4 класса(кроссворд ученика)
Результат проектной деятельности по изучению водоёмов (рек) Ярославской области. Работа выполнена учеником 4 класса. Кроссворд....