"Россия - Родина моя"
классный час по теме
Данное мероприятие направлено на знакомство обучающихся со своей страной, ее историей, растительным и животным миром, полезными ископаемыми нашей страны. Воспитывает любовь к Родине, уважение к старшему поколению, друг к другу. При подготовке к путешествию с ребятами можно разучить стихи, песни известных писателей и поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_-_rodina_moya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №13.
Россия - Родина моя.
Игра - путешествие.
Цель: Формирование представлений о Родине, ее культуре.
Развитие личности ребенка.
Задачи: 1.Познакомить детей со своей страной, ее историей, растительным и животным миром, полезными ископаемыми нашей страны.
2. При подготовке к путешествию разучить стихи, песни
известных писателей и поэтов.
3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к старшему поколению, друг к другу.
Звучит музыка "С чего начинается Родина"
1 Ученик: О России петь -
что стремиться в Храм .
По лесным горам, полевым
коврам...
О России петь - что весну
встречать,
Что невесту ждать, что
утешить мать...
О России петь - что тоску
забыть,
Что любовь любить, что
бессмертным быть! (И. Северянин)
Ведущий: И так, сегодня наше путешествие посвящается России, нашей огромной Родине и нашей малой родине, которую мы любим и бережем. А отправимся мы в путь на воздушном шаре, используя географическую карту. Города на ней обозначены точками, реки и озера синим цветом, горы коричневым, леса и равнины зеленым. Цель нашего путешествия познакомиться с территорией нашей Родины, с ее достоянием и традициями, заглянуть в прошлое и настоящее и просто отдохнуть. И так, мы взлетаем.
ПЕСНЯ '' ВЕДИ МЕНЯ ДОРОГА''
1. Не близко, не далеко, 2. Я шум березок слышу,
На зорьке и во мгле Я слышу говор вод...
Веди меня дорога, Пускай под каждой крышей
По матушке земле. Светло народ живет.
Хочу легко, как птица, Пускай никто не будет
Изведать землю сам, Ни у кого в долгу:
И нивам поклониться, То мне помогут люди,
И голубым лесам. То я им помогу.
ОСТАНОВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ.
2. Ученик: Когда я думаю о Родине,
То слышу ваши голоса
И верю - все, что нами пройдено,
Зажжет и души и сердца. (С.В. Попова)
Сцена образование города Москвы. Звучит фонограмма пьесы М. Мусорского "Богатырские ворота" из цикла картинки с выставки.
Святослав: Присылал ты мне гонцов:
"Приходи ко мне в Москву!"
И решил я поспешить,
Новый город навестить.
Юрий: Святослав, мой друг и брат,
Как я видеть тебя рад!
Святослав: Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит твой Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Почему ж решили вы
Поселиться у Москвы?
Юрий: Мы в ладьях сюда приплыли,
Кто верхами, кто пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом.
Здесь стояла деревушка
За бревенчатой стеной:
Пара домиков, церквушка
Над большой рекой Москвой.
И решили:"Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!"
Помолились дружно Богу,
Стали строиться и жить.
Святослав: Да, родился город новый,
И надежный Кремль дубовый.
Говорит честной народ,
Что Москва растет, растет!
Так поднимем, братцы, чашу
За Москву за гордость нашу! (по Н. Кончаловской)
Юрий: Веселитесь от души!
В хороводе закружи!
3 Ученик: Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. (Н. Рубцов)
Русская народная песня "Во поле береза стояла..."
1.Во поле береза стояла, 3.Я пойду, пойду погуляю
Во поле кудрявая стояла. Белую березу заломаю.
Люли, люли стояла. Люли, люли заломаю.
2.Некому березу заломати, 4.Срежу я с березы три пруточка,
Некому кудряву заломати. Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли заломати. Люли, люли три гудочка.
Ведущий: Так появилась Москва. Вот она на карте. Много было правителей в этом городе в том числе и царь Иван Грозный. Регулярны были набеги на Москву: татаро-монгольское иго захватывали Русь на 300 лет, Наполеон также пытался покорить, а великая отечественная война, которая длилась 4 года. Но наш сильный духом народ справился с этими бедами.
С давних времен появилась и письменность на Руси. Ее создали крупнейшие ученые того времени братья Кирилл и Мифодий, так появилась славянская азбука, от первых букв А- аз, Б-буки, а алфавит произошел от букв греческого языка "альфа","витта".
На Руси было принято христианство в 988 году. При Петре I изменили дату встречи нового года с 1 сентября на 1 января (1700 г).
Но давайте продолжим.
2. Ученик: Многие творцы воспевали Россию в своих произведениях. Художники писали картины, такие как Рублев, Васнецов, Репин, музыканты сочиняли музыку, такие как Чайковский, Мусоргский. Поэты сочиняли стихотворения, вот несколько из них.
4. Ученик: Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию -
Без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой! (Е.Синицын)
5. Ученик: Россия!
Не искать иного слова,
Иной судьбы на целом свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяжении многих сотен лет.
Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя
Вызревали росы,
На пепелищах пели топоры.
Мы все прощали,
Мы - великороссы
Всегда великодушны и добры. (В. Фирсов)
Ведущий: Из Москвы мы перемещаемся в глубь страны. И Вот перед нами горы. На карте обозначены коричневым цветом. Чем цвет темнее, тем гора выше. Им посвящается стихотворение Л. Решетникова.
6. Ученик: Горы - не одинаковы. Желтые - крымским летом.
Или бывают черные - вроде карпатских скал.
Ну а таких, как Альпы, розовых на рассвете,
А вечером синих-синих, я еще не видал.
Солнце ушло за вершину. И вижу опять из окна:
Вечер играет по склонам синим и голубым.
Мне же, признаюсь, видятся кручи родного Алтая,-
Как будто алтайцы курят- вьется из трубок дым...
Там утром горы проснутся - горбатые, как верблюды,-
И в раз расступаются в стороны: вот он, мой городок.
Но вечером они сходятся. Послушать, как дышат люди.
Склонившись немного подумать, и просто - на огонек.
Там горы Медведь Ревущий и Каменная Синица
От ветра они укрывают - как будто обычнейший дом...
В нем с песней встают и ложатся...
Но это меж нами хранится.
Вот разве что видели горы. Но горы молчат о том.
Ведущий: Горы богаты полезными ископаемыми, такими как уголь, нефть, газ, железные руды, Марганцевые руды, золото, графит, асбест, торф. А сколько животных скрывает наша природа. И чтобы преодолеть нам эти горы, надо ответить на вопросы, которые прячут горы.
Игра: Какие животные водятся в России?
Лото: Полезные ископаемые.
1. Что такое герб? (символ государства)
2. Кто изображен на российском гербе? (двуглавый орел)
3. Что такое флаг? (символ государства)
4. Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)
5. Из каких букв состоит слово азбука?
6. Кто придумал славянскую письменность?
7. Что такое монета? (кусочек металла с особым теснением)
8. Вы в чужой стране, не знаете языка. Мелодии каких песен помогут жителям понять что вы из России?(Катюша)
9. Каких русских художников вы знаете?
10. Каких русских композиторов вы знаете?
Ведущий: И так, мы отправляемся дальше. Впереди у нас тундра, где вечная мерзлота, там очень холодно. И живет там такой народ как чукчи, ханты, манси.
5. Ученик: Легенда.(под музыку)
Будто в стране северного ветра
живут счастливые люди.
Им нипочем ни полгода темной ночи,
ни снег, ни мороз, ни вьюга.
И одежды у них из звериных шкур,
и едят звериное мясо,
но дух их не звериный, а человеческий.
Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце,
тогда нипочем людям в оленьих шкурах ни комариный рой,
ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор...
ТАНЕЦ ПОД БУБЕН
Сценка:
- Кто мы?
- Дикари?
- Наивные дети снегов в грубых оленьих шкурах?
- И будто вовсе не поем, а мычим, рычим.
- Откуда?
- Туземцы?
-И будто песни наши из двух звуков слов.
- То сравнивают нас со снежным человеком, низводя до пещерного чудища.
- То возвеличивают до пришельцев из космоса.
Голоса птиц, журчание ручья.
Ведущий: Вот какой интересный этот народ.
Игра: Собери иллюстрацию.
Облетаем восток на воздушном шаре и возвращаемся в нашу Кемеровскую область. В этом году нам исполняется 60 лет. На нашей малой родине проживает много национальностей, но коренные - это алеуты, телеуты, шорцы.
7. Ученик: Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно, и отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в безднах эпохи,
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя
Кузбасс!
Игра: Где находится Кузбасс?
8. Ученик: Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия!
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первые уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О Родина святая!
Какое сердце не дрожит
Тебя благословляя? (В.А.Жуковский)
9. Ученик: Неразделимо сердце с песней русской
Задушевной, ласковой до слез.
От нее то радостно, то грустно,
С ней тепло в ненастье и мороз.
Слышу в песнях голос соловьиный
И гармонии звонкий перебор,
Вижу в песнях русские равнины
Далеко раскинутый простор. (О. Фадеева)
ПЕСНЯ: УГОЛОК РОССИИ.
Слова Е. Шевелевой. Музыка В. Шаинского.
1.Простор небесный сизокрыл 2. Проходят дни идут года,-
И тишина кругом И где- то там и тут
Мне уголок России мил, Шумят большие города
Мой добрый отчий дом. Дороги в даль ведут.
Стою, не глядя на часы, Но сколько б ни было дорог
Березкам шлю привет. И бесконечных дней,
Такой задумчивой красы Всегда России уголок
Другой на свете нет. Живет в душе моей.
Припев: Уголок России,
Отчий дом,
Где туманы сини
За окном,
Где твои немного грустные,
И слова и песни русские.
Ведущий: А какое хвойное дерево растет у нас в области, с которого каждый год мы собираем урожай? Это дерево кедр. Ему посвящается стихотворение Василия Казанцева.
1. Ученик: Я к вершине лицо свое вскину,
Долгим взглядом ее обведу.
Будто кто подтолкнет меня в спину-
Я поближе к стволу подойду.
По шершаво - литому отвесу-
Ни сучка до макушки самой
Я в зеленое облачко влезу,
Что недвижно парит над землей.
За пружинистую вершину
Ухватившись одною рукой,
В фиолетовых рубчиках шишку
Я достать попытаюсь другой.
Хвойным свистом, как шелком, оденусь.
Телом всем от ствола потянусь.
Я еще и люблю и надеюсь.
Я еще ничего не боюсь.
Ведущий: И так мы выяснили, что у нас люди занимаются собирательством. А что еще кроме кедровых орехов собирают? Игра: "Грибы (съедобные, несъедобные) Ягоды" .Отделить одно от другого.
А как же развлекаются в Сибири? Частушки.
1. Перед вами две подружки, 4. Юбка черна хоть бы чо
Выступаем мы вдвоем. И не черна хоть бы чо,
И сибирские частушки Хоть бы чо - ребята любят
С удовольствием споем. И не любят хоть бы чо!
2. Ой, топнула я, 5. Шел я лесом, шел горой,
И не охнула я. Нес тальянку под полой.
Съела целого барана Оступился в ямочку - изломал тальяночку
И не лопнула я. Девки дайте по рублю, Тальянку новую куплю
3. Я плясала - топала, 6. Сидит заяц на березе,
На мне юбка лопнула, Топором рубаху шьет.
Дайте юбку подвязать- Подбежал к нему теленок
И опять пойду плясать! И черемуху клюет.
7. Ваше мненье уважаем,
Принимаем как закон,
Мы частушки петь кончаем
И сибирский вам поклон!
Ведущий: А кто умеет ловить рыбу? Поднимите руки. Сейчас мы будем ловить рыбу, да не простую а с вопросами.
1. Назови народы Кузбасса? (телеуты, шорцы, алеуты)
2.Место где ты родился называется... (родина)
3.Назови полезные ископаемые.
4. Денежная единица России? (рубль, копейка)
5. За морем теплее, а у нас веселее. Объяснить.
6. На чужой стороне Родина милей в двойне.
7. Где, кто родился, там и пригодился.
Ведущий: Есть родные дорогие слова. Кто скажет? (мама, друг, школа) Но есть самое важное и дорогое слово. Разгадаем кроссворд и прочитаем это слово.
1.Течет, течет не вытечет
Бежит, бежит не выбежит. (река)
2. Про какое дерево говорят:
"Мерзнет, дрожит на ветру" (осина)
3. Живет в лесу работник
Лесной носатый плотник. (дятел)
4. Вежливое слово. (спасибо)
5. Место где лежат карандаши, ручки. (пенал)
6. Белые сапожки зеленые сережки. (береза)
Вот это слово Родина . Надо беречь, уважать нашу Родину.
Мне хочется закончить сегодня наше путешествие Гимном России.
1. Россия - священная наша держава
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Припев: Слався Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Слався страна! Мы гордимся тобой!
Литература.
1.."Государственные символы России": Сценарии кл. часов II ч. М.2002г.
2. "Русь, Россия, Родина моя"//ж.Нач. шк.- №1- 1997-стр12-16
3. "Необыкновенное путешествие в историю Москвы"//ж.Нач. шк.- №4-1997 - стр 17-23.
4."Песнь о Сибири": Кем.книжн. издат. 1982 г
5." Путешествие в Югру"//ж.Нач. шк.- №2-1997- стр22-25.
6 "Пою тебе моя Россия"//ж.Нач. шк.- №7-1997-стр2-4.
7. Ж. Досуг в школе № 2-2001г - стр13
8. ж. Пед. совет-№8-2000.
9.ж. Пед. совет-№8-1999.
10.ж. Пед. совет-№3-1998.
11. Соловьев Л.И. "Краеведческие игры": Кем. 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - родина моя
Конспект классного часа для учащихся 1 класса...
Октябрятский сбор - праздник: «Россия – родина моя»
Цель сбора: прививать патриотические качества личности, формировать у детей осознанное отношение к ценностям русской культуры, повышать интерес к истории Отечества, воспитывать уважительно...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Викторина "Русь-Россия-Родина моя"
Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...
Россия,Родина моя.
Методический материал для учащихся 1-4кл. Проводится как внеклассное занятие....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...