Внеклассное мероприятие "Дети войны"
классный час (4 класс) на тему

Хлынова Людмила Васильевна

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В моей работе одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.  В нем хотелось осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан нашей страны в трудные военные годы. Детский возраст выбран  не случайно: нынешние школьники, учащиеся начальных классов, легче воспринимают беды и страдания своих сверстников, даже несмотря на то, что эти события происходили давно.

При подготовке к мероприятию дети провели исследовательскую работу по теме «Пионеры-герои», которую представили на данном внеурочном занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_teme.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"

Ход занятия:

Учитель:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны  от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.
Ученик: 

Вспомним безмятежный детский сон счастливый,
Первый солнца луч неторопливый,
Запах яблок, зреющих в саду,
Вспомним самый страшный день в году.
Учитель:  

Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…
ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
(А. Александрова, Лебедева-Кумача)

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
Учитель: 

 вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая Великая Отечественная Война. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
(Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.) 
Война прошлась по детским судьбам грозно, 
Всем было трудно, трудно для страны, 
Но детство изувечено серьёзно: 
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 
9168 детей,
Каждый час – 
382 ребенка,
Каждую минуту – 
6 детей,
Каждые 10 секунд – 
ребенок.
Ученик: 
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Ученик: 
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик: 
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Ученик: 
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что не вернется радость
В город, где дома без стен.
Ученик: 
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны..Как  же выжили вы?
Дети войны..Устоять как смогли?

Начинается демонстрация слайдов презентации.

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.


Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.


Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. 
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. 


Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  


Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый фланг, в солдатский строй.


Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.


Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны. 


Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети. 


Ведущий 1: 

Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Ведущий 2: 

Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Ведущий 1: 

В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!
Ведущий 1: 

(зажигает свечу)
На экране портреты пионеров героев
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ! 
Выступление участника или ветерана войны.


Ведущий 1:  Юные безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль в глазах сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.


Ведущий 2: 

 Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, мягком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Ведущий 1: 

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Ведущий 2: 

Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Ведущий 1: 

Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
Ведущий 2: 

Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию  подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.

На экране «Слова на мраморе в Хатыни»  
(ведущий их читает)
Ведущий 1: 

«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Ведущий 2: 

Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались  с детством навечно.
Фонограмма «Бухенвальдский набат»
(В. Мурадели, А. Соболева)
Ведущий 2: 

В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.
Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»
(Б. Окуджава)
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто. 
Минута молчания.
Фонограмма « Никто не забыт»
( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)
Стихи: 
1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.

2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.

3:  По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, затихших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.

4: Я не знаю войны, да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.

Фонограмма «Нам мир завещали беречь» ( Ю. Чичкова. М. Пляцковского)- танец

Ведущий 1: 

На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!

Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь- символ мира» для подарков ветеранам
Песня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа.

Ведущий 1:
Дети! Им лучше всех на свете!
Дети… за счастье их все в ответе.
Скажите, что было б на свете, 
Если б исчезли все дети?
Черные, белые, желтые дети?
Мирно должны жить на нашей планете.

Ведущий 2: 
Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!

Фонограмма «День Победы»
(Д. Тухманова, В. Харитонова)
Ведущий 1: 

Прошла война, прошла страда.
Ведущий 2: 

Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
Вед 1: 

 Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт»
(А. Новикова, В. Харитонова)
На экране слова «Памяти павших будем достойны»

Ведущий 2: 

Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колено пред памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, ничто не забыто.
Ведущий 1: 

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Ведущий 2: 

Минута молчания…
Склонитесь, и молод, и стар.
В честь тех, кто за счастье, 
Кто жизнь ради жизни отдал.
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.
Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. "Отечественная война 1812 г."

Проектная деятельность учащихся 1-ого класса в рамках школьной недели краеведения, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.Презентация по теме проекта.Результаты учебной и внеучебной детел...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Внеклассное мероприятие Война на Кубани

Сегодня разговор пойдет о наших односельчанах – казаках  в годы Великой Отечественной войны, о доблестных подвигах наших земляков, о творчестве нашего земляка  поэта, посвящённом военной тем...

Сценарий внеклассного мероприятия "Война и дети"

                        ВОЙНА И ДЕТИДанное мероприятие представляет собой литературно-музыкальную композицию, проводимую в форме устн...

"Песни опалённые войной". Литературно-музыкальная композиция к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Внеклассное мероприятие 1-4 классы

Внеклассное мероприятие «Песни, опалённые войной» посвящено 70-летию Великой Отечественной войны, так как на сегодняшний день развитие личности, гражданина и патриота свой Родины, обеспечение социальн...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Внеклассное занятие "Война и музыка "

Материал может быть использован как на уроках музыки, так и во внеклассной деятельности....