Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья на тему

Статья о работе по развитию духовно-нравственного воспитания младших школьников в кадетской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе.

     Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

   Именно в этот период происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнением себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников.

     Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе проводится в три этапа:

     I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

     II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.

     III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.

     На первом этапе (1 класс) проводятся тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Бабушки и дедушки нашей семьи» и др.

     Мероприятия, посвящённые Дню Матери, позволяют детям испытать чувство гордости за своих мам, дают наглядный пример проявления внимания и уважения.

     Дети совместно с родителями уже в 1 классе участвуют в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Семейное древо», «Герб моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.

     Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует связи поколений.

     На втором этапе (2 класс) начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

     Классные часы «Символы нашего края», «Край любимый», «Моя малая Родина» частично выстраиваются на знаниях обучающихся своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.

     Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?», викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют расширить знания кадет о родном городе. Экскурсии являются составной частью работы в данном направлении. Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к её делам и заботам.

     На третьем этапе (3 и 4 классы), когда дети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна-Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Я гражданин России». Дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины.

     На данном этапе большая роль отводится внеклассным мероприятиям по теме: «Человек-защитник своего Отечества». Проекты детей на военно-патриотическую тематику «У нас в семье солдаты были», «Я прадедом своим горжусь!» и другие являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.

         Большую помощь учителям начальной школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает сотрудничество с ДЮЦ Русинка, Историческим клубом «Дакар», краеведческим музеем, детской городской библиотекой и Волжским Драматическим театром. В ДЮЦ Русинка, в рамках внеурочной деятельности, дети посещают кружок «Этикет», «Живое слово», «Театральный кружок», где знакомятся с нормами нравственного поведения.

Проведение классных часов с участием Исторического клуба «Дакар» помогает детям знакомиться на практике, перевоплощаясь в наших предков-славян, с бытом и жилищем русичей, с подвигами русских богатырей, с культурными ценностями нашей Родины.

После просмотра спектаклей Волжского драматического театра мы анализируем увиденное и обсуждаем нравственные поступки главных героев. Перечитываем данные произведения, проводим конкурсы рисунков и в этом нам помогает тесная связь со школьной и городской библиотеками, которые проводят творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, занятия духовно-нравственной направленности. На этих занятиях дети понимают, что, например, знание о добре подразумевает знание о милосердии, справедливости, способности прощать.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, поэтому работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию невозможна без участия родителей. Родители наших кадет являются активными участниками жизни класса и школы. Совместные мероприятия «Папа, мама и я – читающая семья», совместная проектная деятельность, конкурс семейных плакатов, военно-полевые выходы и многое другое способствуют духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

    Результатом духовно-нравственного воспитания младших школьников должно быть усвоение ребёнком норм нравственного поведения, открытость его к добру, позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, к другим людям и самому себе; ответственность за свои дела и поступки.

     «Покинут счастьем будет тот,

     Кого ребёнком плохо воспитали.

     Побег зелёный выпрямить легко,

     Сухую ветвь один огонь исправит.»   Саади


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС

Учителя начального звена нашей  гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....