Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья на тему
Статья о работе по развитию духовно-нравственного воспитания младших школьников в кадетской школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Именно в этот период происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнением себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на духовно-нравственное воспитание школьников.
Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе проводится в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.
На первом этапе (1 класс) проводятся тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Бабушки и дедушки нашей семьи» и др.
Мероприятия, посвящённые Дню Матери, позволяют детям испытать чувство гордости за своих мам, дают наглядный пример проявления внимания и уважения.
Дети совместно с родителями уже в 1 классе участвуют в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Семейное древо», «Герб моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.
Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует связи поколений.
На втором этапе (2 класс) начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.
Классные часы «Символы нашего края», «Край любимый», «Моя малая Родина» частично выстраиваются на знаниях обучающихся своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.
Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?», викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют расширить знания кадет о родном городе. Экскурсии являются составной частью работы в данном направлении. Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к её делам и заботам.
На третьем этапе (3 и 4 классы), когда дети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна-Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Я гражданин России». Дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины.
На данном этапе большая роль отводится внеклассным мероприятиям по теме: «Человек-защитник своего Отечества». Проекты детей на военно-патриотическую тематику «У нас в семье солдаты были», «Я прадедом своим горжусь!» и другие являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Большую помощь учителям начальной школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает сотрудничество с ДЮЦ Русинка, Историческим клубом «Дакар», краеведческим музеем, детской городской библиотекой и Волжским Драматическим театром. В ДЮЦ Русинка, в рамках внеурочной деятельности, дети посещают кружок «Этикет», «Живое слово», «Театральный кружок», где знакомятся с нормами нравственного поведения.
Проведение классных часов с участием Исторического клуба «Дакар» помогает детям знакомиться на практике, перевоплощаясь в наших предков-славян, с бытом и жилищем русичей, с подвигами русских богатырей, с культурными ценностями нашей Родины.
После просмотра спектаклей Волжского драматического театра мы анализируем увиденное и обсуждаем нравственные поступки главных героев. Перечитываем данные произведения, проводим конкурсы рисунков и в этом нам помогает тесная связь со школьной и городской библиотеками, которые проводят творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, занятия духовно-нравственной направленности. На этих занятиях дети понимают, что, например, знание о добре подразумевает знание о милосердии, справедливости, способности прощать.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, поэтому работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию невозможна без участия родителей. Родители наших кадет являются активными участниками жизни класса и школы. Совместные мероприятия «Папа, мама и я – читающая семья», совместная проектная деятельность, конкурс семейных плакатов, военно-полевые выходы и многое другое способствуют духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Результатом духовно-нравственного воспитания младших школьников должно быть усвоение ребёнком норм нравственного поведения, открытость его к добру, позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, к другим людям и самому себе; ответственность за свои дела и поступки.
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.» Саади
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....