"Посеешь привычку, вырастишь характер"
план-конспект на тему
"Посеешь привычку, вырастишь характер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poseesh_privychku_vyrastish_harakter.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Посеешь привычку, вырастишь характер"
Цель мероприятия: пробудить желание и стремление ребенка к формированию нравственных основ взаимоотношений мальчиков и девочек, через понятия «мужественность» и «женственность».
Задачи мероприятия:
- Сформировать у младшего школьника начальное представление о влиянии внешней культуры человека на межличностные контакты людей.
- Показать роль самовоспитания в приобретении лучших черт мужского и женского характера.
- Раскрыть сущность этикета, основные этикетные правила в общественных местах, в различных ситуациях
- Развитие культуры речевого общения.
Ход мероприятия
Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение. У меня тоже, значит, мы доставим радость друг другу. Улыбнемся, и своей улыбкой пожелаем всем радости. Античный афоризм звучит: «Кто успевает в науках, а отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает».
Учитель: Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.
Звучит песня «Город детства» (муз. Миллера, ст. Р.Рождественского;
- Мама. Где ты, мое детство?
- Мама. Мое детство в моем сыне...
- Мама. Мое детство в моей дочке...
Учитель: В наших детях.
Ученица:
Волшебный символ жизни – семья.
В нем капелька Отчизны, в нем – я.
Ученик:
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
Ученица:
В нем – солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеется кругом.
Ученик:
Семь нот волшебных песни, семь фраз,
Чтоб солнца свет чудесный не гас.
Ученица:
Смеялись громко дети земли,
Продолжить род священный могли!
Учитель: Школа и семья единое целое в воспитании будущего поколения, в воспитании добрых чувств, которые становятся привычкой и лучшими чертами характера ребенка.
Тема: «Посеешь привычку, вырастишь характер».
Учитель: Ребята, как вы это понимаете?
Дети: ... (обсуждают).
Учитель: Чтобы вырасти достойным человеком, необходимо воспитывать в себе привычку делать людям добро, быть честными и вежливыми, культурно общаться. Не ради корысти, а ради интересной и хорошей жизни в обществе, среди людей.
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, гл. 6, стих 31).
Дети – наше продолжение, наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас с вами уважаемые родители и от вас ребята, так как вы сами в себе тоже воспитываете отдельные черты характера.
Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие, мудростью ваших родителей воспитывается в вас честность, благородство, добропорядочность, взаимопонимание, культура поведения и другие замечательные качества характера, которые пригодятся вам в жизни.
Наш класс – это тоже наша школьная семья.
Мы учимся понимать друг друга, учимся дружить, учимся уступать друг другу, уважать мнение другого, быть внимательными – особенно к девочкам.
Сценка: «Какие хорошие дети учатся в нашем классе».
Юра: Добрый день Аня!
Аня: Здравствуй, Юрик!
Юра: Я очень рад, что встретил тебя.
Аня: Спасибо, я тоже рада. Юра, ты постригся? Какая замечательная стрижка!
Юра: Спасибо за комплимент. Я рад, что тебе нравится. Анюта, мне, кажется, что у тебя тяжелый портфель, давай я тебе помогу.
Аня: А тебе не трудно?
Юра: Что ты, мне доставит удовольствие – помочь тебе.
Аня: Ты очень любезен.
Юра: Ну, вот мы пришли, проходи, пожалуйста.
Мама: Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу. И мы взрослые, должны помочь нашим детям в этом.
Учитель: «Если все вокруг подружатся – улыбнется вся Земля».
Учитель: Мы привыкли улыбаться тогда, когда нам хорошо, когда хотим подарить хорошее настроение другим. А вот в японском этикете есть деталь, которая особенно бросается в глаза и удивляет.
Этикет в миниатюре.
Улыбка, непременная принадлежность лица японца. В Японии считают: человек не должен портить настроение окружающим своим «кислым видом» и поэтому искусству улыбаться учат ребенка с раннего детства.
Увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.
Учитель: Я упомянула слово этикет. Как думаете, что оно обозначает, и откуда к нам пришло?
Дети: ...
Этикет в миниатюре.
В XVII веке у французского короля Людовика XIV (по прозвищу «король-солнце») состоялся прием. Людовик распорядился вручить гостям карточки. На них перечислялись правила поведения. От французского названия карточек – «этикетка» и произошло слово этикет.
Этикет – это совокупность (сочетание, соединение) правил поведения, в которых проявляется отношения человека к другим людям (установленный порядок поведения в обществе).
Ученица: В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками, были вежливы и защищали их.
Ситуация в автобусе (рассказ ученика).
Я ехал в автобусе на задней площадке. Вдруг увидел Овечкину на передней площадке, обрадовался и крикнул: «Танька, привет!» На меня так посмотрели пассажиры... А женщина сказала: «Ты, парень, улавливаешь разницу между мальчиком и девочкой?»
Учитель: А как бы вы поступили в этой ситуации? Что важного сказала женщина?
Дети: ... (обсуждают).
Ученик: Я думаю, это произошло случайно, ведь мы еще не научились всегда себя контролировать. Каждый мальчик умеет понимать и ценить красоту добра.
Учитель: К девочке нужно спокойно подойти и добрым тоном обратиться по имени, при этом улыбнуться. Ну, так нужны нам хорошие нравы, манеры!
Дети: ...
Приветствие.
Учитель: Особое место в этикете уделяется отношению к женщине, представительнице прекрасного пола. Почему, как вы думаете?
Дети: Женщине природой дано материнство, поэтому мужчина относится к ней с особым почтением. Ей он старается отдать все лучшее. Женщину воспевали в песнях и сказаниях, ей преклонялись (почувствовать глубокое уважение, восхищение), добиваясь ее любви, сражались на дуэлях и рыцарских турнирах, отправлялись в дальние походы совершать подвиги в ее честь!
Учитель: Что вы цените в девочке больше всего?
Дети: Скромность, тактичность, доброту, уважение к людям, умение простить, умение выслушать...
Учитель: Мужчина считает за честь, вступится за женщину. Во многих литературных произведениях вы встречались с такими героями. Вспомните, откуда эти слова?
Вдруг какой-то старичок Паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
(К.Чуковский. «Муха Цокотуха»)
Сценка.
Муха:
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Автор:
Ну, а гости-то
испугались по углам,
по щелям разбежались!
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руках его горит
Маленький фонарик.
Комар:
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей! Ух! (Подходит к Мухе.)
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил,
И теперь душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Муха:
Милый, как же, очень рада!
Свадьба, вот тебе награда.
Все: Слава! Слава Комару –
Победителю.
Автор:
Веселится народ –
Муха замуж идет.
За лихого, удалого,
Молодого Комара.
Учитель: Ребята, как можно назвать такого героя?
Дети: Рыцарь – самоотверженный честный и благородный человек.
Игра «Фонарики зажечь, когда знаешь ответ».
- Кто такие рыцари?
- С какого возраста готовили рыцарей?
- Какими семью рыцарскими доблестями должен овладеть рыцарь? (Верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов с честь дамы сердца.)
- Чему еще должен научиться рыцарь? (Мальчик должен научиться быть вежливым, держать данное слово, заступаться за слабого, благородно относиться к девочке и к женщине.)
Задания.
- Вы гуляете с девочкой, дождь, образовалась огромная лужа, ваши действия...
- Вы пришли со своей девушкой в кафе ваши действия...
Учитель: Издревле считается, что мерилом мужского достоинства является отношение к женщине. «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться», сказал поэт. Стать и быть мужчиной – это не просто трудная, но еще и каждодневная работа над собой с самого детства.
Этикет в миниатюре.
Воспитанный современный мужчина не позволит себе входить в комнату впереди женщины; сидеть в присутствии стоящей дамы; садиться без приглашения.
Ситуация «В гостях» (Вика пригласила на день рождение Артема). «О чем мы должны помнить?».
Учитель: О чем надо помнить за столом?
Дети: ...
Артем: Добрый день!
Вика:. Здравствуй, Артем.
Артем: Поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю тебе всего хорошего, ты сегодня такая красивая. (Вручает подарок.)
Вика (открывает подарок): Какой замечательный подарок. Проходи.
(Выходит Викина мама.)
Вика: Знакомься, это моя мама Лидия Константиновна.
Артем: Здравствуйте Лидия Константиновна, рад Вас видеть.
Лидия Константиновна. Добрый день! Проходи, пожалуйста, к столу.
(Артем вначале усаживает Лидию Константиновну, затем Вику и позже садится сам.)
Учитель: Мы очень много говорили о наших мальчиках – будущих мужчинах и папах. А что же девочки? Какой же должна быть девочка, девушка, женщина?
Дети: Женственной.
Учитель: Качество свойственное (присущее) женщине.
Женственность – мягкость, нежность, изящество, иначе говоря: душевная доброта, внимание к людям, мягкость в общении и такт (чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом), заботливость, умение уступать и прощать, осознание собственной неповторимости (в словах, жестах, походке, облике).
Учитель: Что же мы можем сказать об этих качествах и как их нужно воспитывать в себе?
Дети: ... (обсуждают).
Учитель: Как же об этом нам рассказывает А.С. Пушкин?
Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях».
Автор:
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей:
Знаешь, всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так Бога ради
Помири нас как-нибудь,
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головю?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?
Девица:
«Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, –
Автор: Им царевна говорит, –
Девица:
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
Автор:
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Учитель: Что помогло им жить дружно?
Дети (рассуждение): Уважение, такт и добропорядочность ведут к взаимопониманию, доброму отношению между людьми.
Учитель: Так что же такое этикет?
Дети: Этикет – это не отвлеченное понятие, это наша жизнь, наши поступки, культура общения, культура поведения в обществе, в семье.
Учитель: Так нужны ли нам хорошие манеры, этикет?
Дети: ... (выступление).
Цветик-семицветик (лепестки с вопросами).
Вопросы, написанные на обратной стороне лепестков:
- Какие добрые слова ты сказал сегодня друзьям, близким? Что почувствовал при этом?
- Какое на сегодняшний день отличительное качество рыцаря?
- Опиши образ той, что способна вдохновлять на рыцарство? Каким качеством характера должна обладать подруга рыцаря?
- Сумел ли ты в отношении девочки, женщины проявить благородный поступок?
- Когда я вижу кого-то в нелепой ситуации, то я ...
- Мое терпение проявляется в том, что я ...
- Что в моей жизни зависит от меня? (Успехи в учебе, поступки, состояние здоровья, репутация, (авторитет-уважение), отношение ко мне людей...)
Учитель: Ребята, так нужны ли нам хорошие нравы? Для чего?
Дети: ...
Учитель: Ребята, а кто учит вас всему этому, кто помогает вам воспитывать в себе такие важные качества характера, честность, силу воли, уважение, готовность защитить слабого, защитить женщину, смелость, умение выслушать другого.
Дети: ... (предположение, почему).
Учитель: Это твоя мама! Единственная и неповторимая, самая добрая и самая любимая.
Метроном.
Ученица:
Встаньте все и выслушайте стоя.
Сохраненное во всей красе,
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего! Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: «Мама»!
(Р.Гамзатов «Берегите матерей».)
Ученики:
- Мама – это самое большое чудо, которое надо любить и беречь.
- Зная этикет в первую очередь, мы должны его использовать по отношению к нашим мамам и бабушкам.
- Все собравшиеся здесь любят своих мам – молодых и старых. Они для нас всегда самые лучшие.
- Берегите маму, берегите! Этот вальс посвящается вам наши дорогие и любимые мамы и бабушки.
Вальс. Подарки для мам (в честь «Дня матери»). (Вручают дети.)
Учитель: Подводя итог, обращаюсь к ребятам. Хочу узнать: все ли вы поняли из того, о чем мы говорили? Хочется ли вам быть культурными людьми, выработать в себе привычку быть вежливым, внимательным к людям, чтобы ваш характер отвечал всем нравственным нормам культурного человека. У вас на столах сердечки разного цвета. Вы должны выбрать только одно.
- Зеленый – все понял(а), буду стараться работать над собой, мне это нравится.
- Голубой – все понял(а), мне это нравится, но думаю, что сам(а) не справлюсь.
- Красный – мало что понял(а), у меня не получится или я не хочу собой заниматься.
Учитель: Счастья и здоровья вам уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, уважаемые гости. Благополучия вашим детям. Ведь теперь вы живете еще и в детях ваших. А счастье детей – это ваше счастье.
Девочка:
Пусть молодость у вас не гаснет,
А вместе с ней любовь и доброта.
Мальчик:
Всех благ вам в жизни и здоровья,
Богаства, мира и тепла.
Список используемой литературы:
- Азбука нравственности / Сост. А.И. Алексеева. 2-е изд. М., 1977.
- В мире добра и порядка. «Поговорим об этикете» / «Московская правда», 1985.
- Газета «ПедСовет».
- Детская энциклопедия «Я познаю мир».
- Добрыч А.Б. Беседы о половом воспитании. М.: Знание, 1982.
- Журнал «Воспитание школьников».
- Журнал «Классный руководитель».
- Журнал «Начальная школа».
- Разумихина Г. Мир семьи / «Просвещение», 1986.
- Этикет во все времена. М.: АСТ, «Астрель-Олимп», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для младших школьников "Посеешь привычку - пожнешь характер"
«Посеешь привычку- пожнёшь характер»(классный час)Цель: формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.Ф...
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как прав...
Посеешь привычку- пожнешь характер ( классный час)
Цель: формировать у младших школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативноне отношение к вредным привычкам....
Классный час "Посеешь привычку - пожнёшь характер"
Классный час в 3 классе о вреде курения. Включены опыты, форма групповой работы....
"Посеешь привычку, вырастишь характер"
Классный час с родителями...
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
консультация, посвященное проблемевоспитания бережливости...
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
консультация, посвященное проблемевоспитания бережливости...