классный час на тему "добро и зло"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Уроки № 5 и № 6
Тема урока: «Добро и зло» (1-й час).
Цель урока: сформировать понятие о добре и зле как этической норме.
Задачи урока:
- Познакомить детей с новыми этическими понятиями: добро, зло, корысть, бескорыстие.
- Учить детей оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла.
- Развивать навыки работы в группе.
- Воспитывать стремление быть добрыми, уважительными и по отношению к другим людям, умение предотвращать конфликты.
Оборудование: компьютер, проектор, видеофильм, учебник, тексты сказки, листы бумаги, чаша для сжигания, макет ствола дерева, карточки с определениями добра и зла.
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся. Обсуждение примеров, приведенных учащимися. (Как вы думаете, соответствуют ли приведенные примеры тексту пособия для учащихся?)
2. Просмотр видеофильма «Добро и зло».
Сообщение темы урока.
Предметом нашего разговора сегодня станет Добро и Зло. А начать урок я бы хотела, как часто бывает на Руси, со сказки. Называется она «Нежгущаяся крапива».
3. Работа в группах с привлечением родителей.
Чтение сказки с заданием: «Как вы думаете, что произошло потом? Как поступила Настенька?»
Сказка «Нежгущаяся крапива»
Настенька сидела под кроной старой вишни на корточках и горько плакала. Правая ладошка покрылась волдырями, ее пронизывала жгучая нестерпимая боль. Но плакала не от боли, а от обиды, от непонимания, почему девочки с ней так поступили.
А случилось вот что. Соседские девчонки, которые были постарше Настеньки, решили над ней пошутить. Нарвали целую охапку крапивы, пришли к девочке.
- Смотри! Мы нашли крапиву, которая совсем не жжется. Потрогай!
- Совсем не жжется! - убеждали они Настеньку хором.
Доверчивая девочка всей ладошкой схватила.... И вот теперь она сидела под старой вишней, обхватив колени руками, и горько плакала.
- Не плачь!
- Кто это говорит? - Настенька посмотрела по сторонам, но рядом никого не было.
- Это я с тобой разговариваю, я - старая Вишня.
- Разве деревья умеют говорить? - удивилась девочка.
- Умеют. Но не все нас слышат. А лишь те, у которых доброе сердце.
Тебе сейчас плохо. Тебя обидели. Обида еще сильнее, когда ее наносят неожиданно те, от которых не ожидаешь подобного. Что ты намерена делать, Настенька?
- Мне хочется отомстить. Сделать девочкам тоже чего-нибудь гадкое, злое.
- Это, Настенька в тебе говорит обида. Но запомни, девочка, на всю жизнь, ЗЛО
НИКОГДА НЕ ВЕДЕТ ЗА СОБОЙ ДОБРО. Посмотри, под кустом черной смородины растет крапива, которая сильно жжется. А под кустом красной точно такая же на вид крапива, но не жгущаяся. Так устроен мир. Есть добро, и есть зло. Выбор за тобой.
- Понятны ли вам слова добро и зло?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?
- Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?
4. Чтение статьи учебника о добре (стр. 12-13)
Что нового узнали о добре?
Наклейте в тетрадь определение добра.
5. Обратимся снова к нашей сказке.
- Как вы понимаете слова старой вишни: «Зло никогда не ведет за собой добро»?
Иногда легче сделать добро, чем отказаться от совершения злого поступка, часто в нас говорит обида, боль, и мы поддаемся порыву отомстить обидчику. Хорошо ли это?
6. Чтение статьи учебника о зле (стр. 13)
Наклейте в тетради определение, что такое зло.
7. - Что может произойти, если на зло отвечать злом? (Добро поглощает зло, как вода растворяет соль... Зло бессильно рядом с добром.)
И сейчас мы это с вами докажем: мы проведем эксперимент. Мы попробуем уничтожить зло (не всё, а то, что есть в нашем классе) и вырастить добро. Можно принять участие и взрослым.
(Пока дети и взрослые работают, звучит песня «Дорогою добра»)
Положите перед собой чистый лист и напишите на нём, какие черты характера мешают вам лично всегда быть добрыми, от чего вы хотели бы избавиться. Можно написать словами, этого никто не увидит и не узнает, а можно зашифровать знаками, известными только вам.
Сверните листки и положите их в чашу.
Всё, что вы нашли в себе злого, мы предадим огню. Смотрите: получилась зола! А ведь это - превосходное удобрение.
А теперь возьмите другой лист бумаги и напишите, какие качества характера позволяют вам жить в мире и согласии с родными, друзьями?
В удобренную землю давайте посадим добрые черты... И на глазах у нас распускается {сворачивая лист бумаги конусом, получаем ветки сказочного дерева) дерево добра и радости.
Пусть оно растет вместе с вами в вашей душе, пусть растут ваши добрые дела и поступки.
8. Итог урока.
Каждому человеку даже в течение дня приходится испытывать злость, гнев, раздражение. Такова наша жизнь. Как справиться с этим неприятным состоянием и не натворить беды? Теперь, после наших экспериментов вы можете дать совет другим как поступать? Как правильно повести себя?
Творческое задание:
Подберите пословицы и поговорки о добре и зле.
Подготовьте рассказ о добром поступке, который вы совершили.
Тема урока: «Добро и зло» (2-й час).
Цель урока: познакомить учащихся с процессом формирования представлений о добре и зле в истории человечества.
Задачи урока:
- Познакомить детей с понятиями «гуманность», «рабство», «расизм», «крепостное право».
- Познакомить с организацией Международный Красный Крест, деятельностью конкретных людей (на примере доктора Л.М. Рошаля) по защите мира и добра на Земле.
- Развивать умение работать в группе и коллективе.
- Воспитывать терпимость, уважение, стремление быть добрыми.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, просмотр компьютерной презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, клей, ножницы, цветная бумага.
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:
Какие пословицы и поговорки вы подобрали? Чем они вас заинтересовали? Как бы вы сами определили, что такое добро, а что такое зло? Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
- Запись в тетради темы урока.
- Работа над новым материалом с использованием компьютерной презентации.
Всегда ли понятие добра и зла в человеческом обществе были одинаковыми? Какие поступки людей вы назвали бы аморальными? Почему? Какие задачи выполняет организация Красный крест? Ее деятельность можно назвать гуманной?
Как вы понимаете, что такое гуманный поступок? (Чтение определения слова «гуманизм» в словаре Ожегова.)
Почему жизнь доктора Леонида Рошаля называют подвигом?
5. Размышляем
Добрым быть совсем-совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета.
- Все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
,А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей.)
- Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце -доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
6. Фантазируем.
В жизни бывает так: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка.
Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Задание по группам: вырезать из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
А теперь соберем общую картину. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)
7. Итог урока:
Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.
Помните, мы говорили о маленьком солнышке, которое есть у каждого из вас? Кому из ребят класса вы бы хотели его подарить сегодня? Подарите свою «частичку доброты» людям в нашем классе. Ведь делать добро - это здорово.
(Исполнение песни «Дорогою добра».)
8. Задание на дом:
Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...